ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-20880/16 от 04.10.2016 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                      Дело № А65-20880/2016

Дата принятия решения –   октября 2016 года .

Дата объявления резолютивной части –  04 октября 2016 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Шайдуллина Ф.С., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Шайбаковой Р.Р.,

при участии:

от заявителя – ФИО1 – по доверенности от 13.10.2014;

от ответчика – не явился, извещен;

от третьего лица – не явился, извещен,

рассмотрев по первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления, г. Казань к публичному акционерному обществу Страховая компания «Росгосстрах», г. Люберцы о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО2,

У С Т А Н О В И Л :

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления, (далее  – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к публичному акционерному обществу Страховая компания «Росгосстрах» (далее – ответчик; страховщик) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен потерпевший (застрахованное лицо) ФИО2 (далее – третье лицо), по жалобе которого в отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражения сторон открыл назначенное судебное заседание первой инстанции и провел его в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчика и третьего лица в порядке статьи 156 АПК РФ.

            Заявитель в судебном заседании  поддержал требование, по изложенным в заявлении основаниям. При этом пояснил, что ответчику вменяется два эпизода административного правонарушения, выраженные в нарушении лицензионных требований в части неправомерного присвоения класса страхователю и применения значения коэффициента КБМ страховых тарифов.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания  явку своего представителя не обеспечил, заявлений, ходатайств не заявил. Представил отзыв на заявление, требование заявителя не признал, по изложенным в нем основаниям. Просит отказать в привлечении к административной ответственности в связи с несовершением вменяемого правонарушения или в связи с признанием совершенного правонарушения малозначительным или назначить предупреждение.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилось, явку представителя не обеспечило, заявлений, ходатайств не заявило, отзыв на заявление не представило.

Как видно из материалов дела, в ходе осуществления государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела в связи с поступлением обращения страховщика ФИО2 в отношении ООО Страховая компания «Росгосстрах», заявителем выявлено нарушение ответчиком страхового законодательства, выразившееся в нарушении порядка присвоения страховщику (водителю) класса при заключении договора ОСАГО в целях применения коэффициента.

По факту выявленного нарушения должностным лицом административного органа 23 августа 2016 года в отношении ПАО СК «Росгосстрах» составлен протокол № Т 492-16-1-1/25534 об административном правонарушении, на основании которого заявитель обратился в суд с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заслушав объяснения представителя заяывителя, исследовав доказательства по делу, судом установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).

Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно Закону РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Закон №4015-1) деятельность по осуществлению страхования является лицензируемой.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности.

Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом об организации страхового дела.

Согласно пункту 3 статьи 3, пункту 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года «Об организации страхового дела в Российской Федерации» добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.

В силу пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года «Об организации страхового дела в Российской Федерации» этот Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

Таким образом, из системного толкования пункта 5 статьи 30 и пункта 1 статьи 1 названного Закона следует обязанность субъектов страхового дела соблюдать страховое законодательство и корреспондирующая им обязанность (полномочие) органов страхового надзора осуществлять контроль за соблюдением страхового законодательства страховщиками.

При этом субъекты страхового дела обязаны осуществлять деятельность с соблюдением условий, установленных для выдачи лицензии, предусмотренных пунктами 2, 10 статьи 32 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Таким образом, в соответствии с лицензионными требованиями (условиями) осуществления страховой деятельности, субъекты страхового дела обязаны соблюдать как требования страхового законодательства, так и условия, установленные для выдачи лицензии, в том числе, правила страхования. Публично - правовой режим лицензирования предполагает принятие лицензиатом дополнительных обязательств, соблюдение которых составляет часть лицензионного контроля. В силу чего, нарушение лицензиатом принятых в публичном порядке частно - правовых по своей природе обязательств является не только нарушением гражданско-правового обязательства страховщиком, но и должно рассматриваться как публично-правовое нарушение режима лицензирования.

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" определены правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Закон об ОСАГО).

В соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в частности, в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Кроме коэффициентов, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, страховыми тарифами предусматриваются коэффициенты, которые применяются при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

сообщивших страховщику заведомо ложные сведения о запрошенных им обстоятельствах, влияющих на страховую премию по договору обязательного страхования, что повлекло за собой ее уплату в меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы уплачена при сообщении владельцами транспортных средств достоверных сведений;

умышленно содействовавших наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков либо заведомо исказивших обстоятельства наступления страхового случая в целях увеличения страховой выплаты;

причинивших вред при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования (статья 14 настоящего Федерального закона).

Указанные в настоящем пункте коэффициенты применяются страховщиками при заключении или продлении договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных настоящим пунктом действий (бездействии).

В силу пункта 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.

Согласно пункту 10 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) сведения о страховании вносятся страховщиками в автоматизированную информационную систему обязательного страхования. Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений. Информация о владельцах транспортных средств, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в случае, если эти сведения повлекли уменьшение размера страховой премии, заносится страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования и используется при заключении договора обязательного страхования на новый срок для применения соответствующего коэффициента страховых тарифов.

В соответствии с пунктом 10 приложения 2 Указания Банка России, для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.

Согласно примечанию к пункту 2 Указания Банка России от 19.09.2014 №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание Банка России) и пункту 1.8 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России от 19.09.2014 №431-П, сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования.

Из материалов дела следует, что Публичное акционерное общество Страховая компания «Росгосстрах» (далее - Страховщик) имеет лицензию ОС № 0001 - 03 на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее -ОСАГО), выданную Банком России 28.01.2016, без ограничения срока действия (прежняя лицензия С 0977 50 на право осуществления страхования, выданная Федеральной службой по финансовым рынкам 07.12.2009, без ограничения срока действия, предоставлявшая право на осуществление 24 видов страхования, в том числе на ОСАГО).

Отделением - Национальным банком по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации при рассмотрении обращения ФИО2 в отношении Страховщика установлено следующее.

Согласно сведениям, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств РСА (далее - АИС РСА), ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., водительское удостоверение 16ТН №232120) участвует в следующих договорах ОСАГО, заключенных со Страховщиком:

Договор ОСАГО      Срок действия          Класс страхования (КБМ)

ВВВ №0571477831  10.06.2011-09.06.2012          10 (КБМ-0,65)

ВВВ №0602265682  10.06.2012-09.06.2013          11 (КБМ-0,6)

ССС №0666223584  14.06.2014-13.06.2015          3 (КБМ-1)

ЕЕЕ №0707589122   14.06.2015-13.06.2016          3 (КБМ-1)

ЕЕЕ №0365784096   15.06.2016-14.06.2017          4 (КБМ-0,95)

Информация о страховых случаях в АИС РСА отсутствует.

По договору ОСАГО серии ЕЕЕ №0707589122 от 14.06.2015 ФИО2 присвоен 3 класс, а надлежало присвоить 4 класс страхования и применить коэффициент (КБМ) 0,95, поскольку последним закончившим свое действие по отношению к указанному договору является договор ОСАГО серии ССС № 0666223584 от 14.06.2014-13.06.2015, в период действия которого не было страхового случая.

По договору ОСАГО серии ЕЕЕ №0365784096 от 15.06.2016 со сроком действия до 14.06.2017 ФИО2 присвоен 4 класс, а страховщик должен был присвоить ФИО2 5-ый класс страхования и применить понижающий коэффициент 0,9, поскольку последним закончившим свое действие по отношению к указанному договору, является договор ОСАГО ЕЕЕ №0707589122 от 14.06.2015, действовавший до 13.06.2016, по которому страховщик должен был присвоить 4 класс страхования и применить понижающий коэффициент,  равный 0,95.

Таким образом, страховщик в отношении страхователя ФИО2 дважды в договорах ОСАГО серии ЕЕЕ №0707589122 от 14.06.2015 и серии ЕЕЕ №0365784096 от 15.06.2016 применил коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО, то есть не исполнил лицензионные условия и требования.

Факт неисполнения обществом условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией установлен судом и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Виновность юридического лица считается установленной, если доказано событие правонарушения и лицом, привлекаемым к ответственности, не заявлены возражения об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, либо о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Довод заявителя о возможности признания совершенного им административного правонарушения малозначительным со ссылкой на то, что допущенное правонарушение не создало существенной угрозы общественным отношениям, является несостоятельным, поскольку применение страховщиком при заключении договоров ОСАГО не соответствующих требованиям Закона об ОСАГО коэффициентов не только приводит к необоснованным излишним взысканиям со страхователей страховых премий, но и становится возможным только в силу пренебрежительного отношения страховой компании к выполнению своих публично-правовых обязанностей.

Процедура привлечения к административной ответственности заявителем соблюдена.

Срок привлечения к административной ответственности, который составляет 1 год, не пропущен.

При таких обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению.

В силу частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из материалов дела видно, что общество  ранее многократно привлекалось за совершение аналогичных правонарушений, в том числе и в связи с деятельностью филиала в Республике Татарстан, по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, что в силу статьи 4.3 КоАП РФ является отягчающим ответственность обстоятельством.

Учитывая факты, свидетельствующие о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суд считает правомерным назначить обществу административное наказание в виде максимально установленного штрафа в размере 40 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Привлечь публичное акционерное общество «Страховая компания «Росгосстрах» (ОГРН <***>; ИНН <***>), дата регистрации в ЕГРЮЛ 07.08.2002, находящееся по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере сорок тысяч рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) через Арбитражный суд Республики Татарстан.

 Судья                                                                                               Ф. С. Шайдуллин

Реквизиты на оплату штрафа:

получатель - УФК по Республике Татарстан (Отделение  - НБ Республика   Татарстан);

счет получателя - 40101810800000010001  в  банке получателя: Отделение  - НБ Республика             Татарстан г. Казань,  БИК (банка получателя) – 049205001,                                 

ИНН <***>, КПП 165531001, ОКТМО- 92701000,

Код бюджетной классификации (КБК) - 999 1 16 900100 1 6000 140.

Информация, используемая в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП): уникальный идентификатор начисления (УИН) - 03552757092002240816255344, идентификатор плательщика - 27707067683502701001.