ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-21152/18 от 20.09.2018 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань Дело № А65-21152/2018

Дата принятия решения – 26 сентября 2018 года.

Дата объявления резолютивной части – 20 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Кириллова А.Е.,

при ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гафуровой Д.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества "Национальная страховая компания Татарстан" (АО "НАСКО"), г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, г.Казань о признании незаконным Постановления заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по РТ Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО1 №18-9169/3110-1 от 27.06.2018, по которому АО «НАСКО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.34.1 КоАП РФ, с наложением штрафа в виде 120 000 руб., прекращении производства по делу об административном правонарушении, отмене, наложенного штрафа, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора потерпевшей ФИО2, с участием: от заявителя – не явился, извещен, от ответчика – ФИО3, по доверенности, от третьего лица – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Национальная страховая компания Татарстан" (АО "НАСКО"), г.Казань (далее-истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд РТ к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, г.Казань (далее-ответчик) с требованиями о признании незаконным Постановления заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по РТ Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО1 №18-9169/3110-1 от 27.06.2018, по которому АО «НАСКО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.34.1 КоАП РФ, с наложением штрафа в виде 120 000 руб., прекращении производства по делу об административном правонарушении, отмене, наложенного штрафа.

Все стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ).

Заявитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, полагая, что перенаправление гражданина-страхователя на сайт замещающего страховщика в целях заключения договора ОСАГО не равнозначно отказу в заключении договора, поскольку такое перенаправление вызвано необходимостью следования внутренним правилам Российского Союза Автостраховщиков, членом которого является Общество, а также необходимостью недопущения угрозы нарушения бесперебойного функционирования системы электронного ОСАГО

Ответчик в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, позицию относительно заявление не представило.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных лиц.

Как установлено материалами дела, постановлением заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по РТ Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО1 №18-9169/3110-1 от 27.06.2018 АО «НАСКО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.34.1 КоАП РФ, а именно в отказе в заключении публичного договора ОСАГО в электронном виде с ФИО2 и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 руб.

Не согласившись в вынесенным постановлением, заявитель обжаловал его в Арбитражный суд РТ.

Изучив материалы дела, проверив обстоятельства привлечения АО «НАСКО» к административной ответственности, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, соблюдение административным органом процессуальных требований, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления.

Как следует из обращения, Заявитель обратился на официальный сайт для заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Страховщик письмом от 14.03.2018 № 0006187/18 представил сеансовую информацию от 15.02.2018 о действиях Заявителя на официальном сайте Страховщика, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа. Согласно кодам действий, выполняемых с использованием интернет-сайта члена Российского Союза Автостраховщиков (далее - РСА), установленным Правилами профессиональной деятельности по организации заключения договоров ОСАГО в виде электронных документов, утвержденными 22.12.2016 Президиумом РСА, Заявитель 15.02.2018 осуществил следующие действия:

- 14:52:39 код действия 5 «Вход страхователя в личный кабинет при помощи ключа простой электронной подписи»;

- 14:52:52 код действия 14 «Отправка членом Союза в АИС РСА запроса на проверку сведений заявления»;

- 14:53:04 код действия 15 «Получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении»;

-14:53:37 код действия 14 «Отправка членом Союза в АИС РСА запроса на проверку сведений заявления»;

- 14:53:49 код действия 15 «Получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении»;

-14:54:03 код действия 14 «Отправка членом Союза в АИС РСА запроса на проверку сведений заявления»;

- 14:54:16 код действия 15 «Получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении»;

- 14:54:48 код действия 8 «Получение от страхователя заполненного заявления или его части»;

- 14:54:48 код действия 13 «Регистрация заявления страхователя в информационной системе члена Союза»;

- 14:54:53 код действия 28 «Отправка в РСА запроса на расчет коэффициента бонус-малус (далее - КБМ)»;

- 14:54:53 код действия 29 «Получение ответа от РСА на зачет КБМ»;

-14:54:53 код действия 19 «Предоставление страхователю расчета страховой премии и стоимости обеспечения почтового направления»;

- 15:05:32 код действия 5 «Вход страхователя в личный кабинет при помощи ключа простой электронной подписи»;

-15:05:44 код действия 14 «Отправка членом Союза в АИС РСА запроса на проверку сведений заявления»;

- 15:05:56 код действия 15 «Получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении»;

-15:09:20 код действия 14 «Отправка членом Союза в АИС РСА запроса на проверку сведений заявления»;

- 15:09:44 код действия 15 «Получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении»;

-15:10:42 код действия 14 «Отправка членом Союза в АИС PC А запроса на проверку сведений заявления»;

- 15:11:05 код действия 15 «Получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении»;

- 15:12:54 код действия 8 «Получение от страхователя заполненного заявления или его части»;

- 15:12:54 код действия 13 «Регистрация заявления страхователя в информационной системе члена Союза»;

- 15:12:59 код действия 28 «Отправка в РСА запроса на расчет КБМ»;

- 15:12:59 код действия 29 «Получение ответа от РСА на зачет КБМ»;

-15:12:59 код действия 19 «Предоставление страхователю расчета страховой премии и стоимости обеспечения почтового направления»;

- 15:15:07 код действия 34 «Вызов сервиса РСА для определения Замещающего страховщика по ПТС»;

- 15:15:07 код действия 35 «Получение ответа от сервиса РСА для определения Замещающего страховщика по ПТС»;

- 15:15:07 код действия 42 «Получение адреса интернет - сайта Замещающего страховщика по ПТС для перенаправления страхователя»;

- 15:15:07 код действия 38 «Предоставление ссылки на сайт Замещающего страховщика, содержащей идентификационный номер заявления»;

- 15:16:48 код действия 30 «Отправка в РСА запроса на создание проекта договора»; -15:16:48 код действия 14 «Отправка членом Союза в АИС PC А запроса на проверку

сведений заявления»;

-15:17:31 код действия 31 «Получение ответа от РСА на создание проекта договора»;

- 15:17:31 код действия 15 «Получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении»;

- 15:17:31 код действия 39 «Переход на интернет-сайт Замещающего страховщика по ссылке, содержащей идентификационный номер заявления»;

- 15:19:47 код действия 5 «Вход страхователя в личный кабинет при помощи ключа простой электронной подписи»;

-15:20:56 код действия 14 «Отправка членом Союза в АИС РСА запроса на проверку сведений заявления»;

- 15:21:08 код действия 15 «Получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении»;

-15:27:34 код действия 14 «Отправка членом Союза в АИС РСА запроса на проверку сведений заявления»;

- 15:27:59 код действия 15 «Получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении»;

-15:28:49 код действия 14 «Отправка членом Союза в АИС РСА запроса на проверку сведений заявления»;

- 15:29:13 код действия 15 «Получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении»;

-15:29:24 код действия 14 «Отправка членом Союза в АИС РСА запроса на проверку сведений заявления»;

- 15:29:38 код действия 15 «Получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении»;

-15:29:38 код действия 14 «Отправка членом Союза в АИС РСА запроса на проверку сведений заявления»;

- 15:29:50 код действия 15 «Получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении»;

-15:29:50 код действия 14 «Отправка членом Союза в АИС РСА запроса на проверку сведений заявления»;

- 15:30:14 код действия 15 «Получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении»;

-15:30:14 код действия 14 «Отправка членом Союза в АИС РСА запроса на проверку сведений заявления»;

- 15:30:27 код действия 15 «Получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении»;

- 15:30:34 код действия 8 «Получение от страхователя заполненного заявления или его части»;

- 15:30:35 код действия 13 «Регистрация заявления страхователя в информационной системе члена Союза»;

- 15:30:40 код действия 28 «Отправка в РСА запроса на расчет КБМ»;

- 15:30:40 код действия 29 «Получение ответа от РСА на зачет КБМ»;

-15:30:41 код действия 19 «Предоставление страхователю расчета страховой премии и стоимости обеспечения почтового направления»;

- 15:30:50 код действия 8 «Получение от страхователя заполненного заявления или его части»;

- 15:30:50 код действия 13 «Регистрация заявления страхователя в информационной системе члена Союза»;

- 15:30:56 код действия 28 «Отправка в РСА запроса на расчет КБМ»;

- 15:30:56 код действия 29 «Получение ответа от РСА на зачет КБМ»;

-15:30:56 код действия 19 «Предоставление страхователю расчета страховой премии и стоимости обеспечения почтового направления»;

- 15:31:10 код действия 8 «Получение от страхователя заполненного заявления или его части»;

- 15:31:10 код действия 13 «Регистрация заявления страхователя в информационной системе члена Союза»;

- 15:31:14 код действия 28 «Отправка в РСА запроса на расчет КБМ»;

- 15:31:14 код действия 29 «Получение ответа от РСА на зачет КБМ»;

-15:31:14 код действия 19 «Предоставление страхователю расчета страховой премии и стоимости обеспечения почтового направления».

Согласно снимку экрана устройства Заявителя в случае отказа Заявителя от предложения перейти на сайт РСА дальнейшее оформление договора ОСАГО на сайте Страховщика не представляется возможным.

Страховщик также сообщил, что в связи с переходом Страховщика на новую Корпоративную информационно-аналитическую систему и проведением масштабных работ по замене учетной системы (IT-платформы) с КИС 1С на КИАС: Страхование, возникли некоторое сбои при заключении договора ОСАГО в виде электронного документа на сайте Общества, повлекшие перенаправление Заявителя на сайт Замещающего страховщика.

Как следует из ответа Страховщика от 14.03.2018 № 0006187/18 на запрос Отделения-НБ Республика Татарстан, сеансовой информации от 15.02.2018 и снимку экрана устройства Заявителя отказ Заявителя осуществить переход на сайт замещающего страховщика не предусмотрен.

Согласно объяснениям Страховщика, на момент осуществления Заявителем действий, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа, на официальном сайте АО «НАСКО» отсутствовали какие-либо технические ошибки, а также риски угрозы нарушения БФС.

Какие-либо объективные, чрезвычайные (внезапные) и не зависящие от воли Страховщика угрозы БФС (риски наступления угрозы БФС) технического характера в рассматриваемой ситуации (в том числе, во временном интервале между 14:52:39 15.02.2018 и 15:31:14 того же дня) не зафиксированы.

Заявителю безальтернативно было предложено заключить договор ОСАГО с иной страховой организацией. Представленная Страховщиком информация свидетельствует о том, что Заявитель осуществил выбор страховой компании для заключения договора ОСАГО в электронном виде, а именно АО «НАСКО», в связи с чем Страховщик обязан был предоставить возможность Страхователю пройти все этапы оформления электронного договора ОСАГО от получения соответствующего заявления до предоставления Заявителю полиса ОСАГО.

Административным органом было установлено, что АО «НАСКО» допускает нарушение прав граждан, связанное с необоснованным отказом от заключения договоров ОСАГО, при этом у организации имелась возможность для соблюдения норм законодательства в рассматриваемой сфере. Выявленные нарушения послужили основанием для составления 14.06.2018 протокола об административном правонарушении № ТУ-92ЮЛ-18-9169/1020-1.

27.06.2018 административным органом вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, которым АО «НАСКО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.34.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 120 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренное ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В силу положений ч.7 ст.210 АПК РФ, суд не связан доводами заявителя и проверяет законность оспариваемого акта в полном объеме.

В соответствии с п.п. 6,7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.

В силу статьи 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необоснованный отказ страховой организации, страхового агента, страхового брокера от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В примечании указано, что за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, страховой агент - физическое лицо, страховой брокер - физическое лицо, сотрудник страховой организации, осуществляющие заключение договоров страхования, рассмотрение заявлений, обращений потребителей финансовых услуг, а также операции с денежными средствами, несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образуют, в том числе, действия страховой организации, выражающиеся в необоснованном отказе от заключения публичного договора, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования.

Согласно статьям 1, 3, 5 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее по тексту - Федеральный закон N 40-ФЗ), договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным. Основными принципами обязательного страхования являются всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств. Порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Банком России в правилах обязательного страхования.

Установленный Федеральным законом N 40-ФЗ порядок заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не предусматривает дополнительные виды обязательного страхования.

Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным кодексом, другим законом или является добровольно принятым обязательством

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.

Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлена обязанность владельцев транспортных средств застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

В соответствии с абзацем восьмым статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40- ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным законом, и является публичным.

Пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" устанавливает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Одним из основных принципов обязательного страхования является всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств.

Так, владельцы транспортных средств согласно статье 4 Федерального закона N 40-ФЗ обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Кроме того, они могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 40-ФЗ).

Исходя из норм указанной статьи, обязательным условием для владельца транспортного средства является заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. При этом дополнительно в добровольной форме могут заключаться иные виды договоров страхования, в том числе и договор страхования жизни. Понуждение к заключению договора не допускается (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" под деятельностью страховых агентов, страховых брокеров по страхованию и перестрахованию понимается деятельность, осуществляемая в интересах страховщиков или страхователей и связанная с оказанием им услуг по подбору страхователя и (или) страховщика (перестраховщика), условий страхования (перестрахования), оформлению, заключению и сопровождению договора страхования (перестрахования), внесению в него изменений, оформлению документов при урегулировании требований о страховой выплате, взаимодействию со страховщиком (перестраховщиком), осуществлению консультационной деятельности.

Как следует из части 5 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховыми агентами, в том числе, являются физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие деятельность на основании гражданско-правового договора от имени и за счет страховщика в соответствии с предоставленными им полномочиями. Контроль за деятельностью страховых агентов осуществляет страховщик, в том числе путем проведения проверок их деятельности и предоставляемой ими отчетности об обеспечении сохранности и использовании бланков страховых полисов, сертификатов, об обеспечении сохранности денежных средств, полученных от страхователей, и исполнения иных полномочий.

Таким образом, действия страхового агента от имени и за счет определенной страховой компании, противоречащие законодательству, могут быть рассмотрены как действия соответствующего страховщика.

В ходе проверки установлено, что ФИО2 обратилась с целью продления полиса ОСАГО у АО «НАСКО» через Интернет АИС ОСАГО. Однако, получила отказ с возможностью заключения договора с иной организацией.

Соответствующие действия АО «НАСКО» по необоснованному отказу от заключения договора ОСАГО являются нарушением пункта 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Закона об ОСАГО, пункта 1.5 Правил обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств, утвержденных Положением Банка Российской Федерации от 19.09.2014 N 431-П.

Пунктом 6.2 Правил определено, что член Союза, к которому обратился страхователь с заявлением о заключении электронного договора ОСАГО в случае наступления угрозы нарушения БФС вправе предложить данному страхователю с его согласия перейти на интернет-сайт другого члена Союза для заключения электронного договора ОСАГО.

Пунктом 6.4 Правил установлено, что при обращении для заключения электронного договора ОСАГО на Интернет-сайт замещаемого страховщика в отсутствие угроз наступления рисков нарушения БФС страхователем создается личный кабинет страхователя, полностью заполняются данные, предусмотренные заявлением, и заключается электронный договор ОСАГО.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае на сайте отсутствовали угрозы наступления рисков нарушения БФС, постольку у Общества отсутствовали основания для перевода страхователя на сайт замещающего страховщика, тем более что такой перевод осуществлен без предоставления страховщику возможности отказаться от перехода на сайт замещающего страховщика.

Действия АО «НАСКО» привели к фактическому отказу в заключении договора ОСАГО, созданию страховой организацией условий, препятствующих заключению договора ОСАГО, несмотря на наличие у Общества технической возможности для заключения такого договора, обратное заявителем не доказано.

Доводы общества о том, что перенаправление гражданина-страхователя на сайт замещающего страховщика в целях заключения договора ОСАГО не равнозначно отказу в заключении договора, и о том, что такое перенаправление вызвано необходимостью следования внутренним правилам Российского Союза Автостраховщиков, членом которого является Общество, а также необходимостью недопущения угрозы нарушения бесперебойного функционирования системы электронного ОСАГО, во внимание не принимаются, как несостоятельные, ввиду того, что в указанном случае перенаправление на сайт замещающего страховщика осуществлено Обществом в отсутствие предусмотренных для этого законодательством оснований и с нарушением установленного приведенными выше нормами порядка перенаправления. Указанная позиция также изложена в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 №11АП-7760/18.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 22 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 названного закона, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем.

Согласно абзацам второму, пятому пункта 1.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных Положением Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 431-П, для заключения договора ОСАГО в виде электронного документа страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в сети «Интернет».

Перечень сведений, передаваемых страхователем через официальный сайт страховщика в сети «Интернет» для формирования заявления о заключении договора страхования в электронной форме, включает в себя сведения, необходимые для предоставления страховщику при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 8 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» после направления страхователем заявления страховщик в срок не более пяти минут регистрирует его в своей информационной системе и направляет в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (АИС ОСАГО), запрос, необходимый для проверки всех содержащихся в нем сведений. По результатам автоматизированной обработки запроса, направленного в соответствии с указанным пунктом, АИС ОСАГО (после обмена информацией между АИС ОСАГО и единой автоматизированной информационной системой технического осмотра) направляется страховщику соответствующее подтверждение сведений либо отказ в подтверждении сведений.

В силу пункта 22 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена.

Система замещения одного члена Российского союза автостраховщиков другим при заключении электронных договоров ОСАГО предусмотрена исключительно разделом 6 Правил профессиональной деятельности по организации заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронных документов, утвержденных постановлением Президиума PC А от 22.12.2016, пр. № 16 (далее - Правила).

Согласно пункту 6.1 Правил для обеспечения с 1 января 2017 года возможности заключения электронного договора ОСАГО с каждым обратившимся к члену Союза лицом создана система замещения одного члена Союза другим членом Союза. Пунктом 6.2 Правил определено, что член Союза, к которому обратился страхователь с заявлением о заключении электронного договора ОСАГО в случае наступления угрозы нарушения БФС вправе предложить данному страхователю с его согласия перейти на интернет-сайт другого члена Союза для заключения электронного договора ОСАГО.

Пунктом 6.4 Правил установлено, что при обращении для заключения электронного договора ОСАГО на Интернет-сайт замещаемого страховщика в отсутствие угроз наступления рисков нарушения БФС страхователем создается личный кабинет страхователя, полностью заполняются данные, предусмотренные заявлением, и заключается электронный договор ОСАГО.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о наличии в действиях АО «НАСКО» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наличия допущенных при производстве по административному делу нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.

Наказание назначено в пределах, установленных законом, и с соблюдением срока давности.

Признаков малозначительности в совершенном деянии не имеется.

Таким образом, процессуальные нарушения административным органом не допущены. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество уведомлялось, что подтверждается представленными материалами дела.

Таким образом, при исследовании порядка привлечения Общества к ответственности судом процессуальных нарушений не установлено.

На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Выявленные правонарушения не могут быть квалифицированы судом в качестве малозначительных.

Размер административного наказания административным органом определен верно (120 000 рублей) с учетом отсутствия в материалах административного дела доказательств в подтверждение доводов Общества.

По данному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.

В настоящем случае Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.

Принимая во внимание вышеуказанное, суд полагает, что оспариваемое постановление вынесено законно и обосновано.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не было допущено нарушение процессуальных требований.

Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211, 228, 229 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья Кириллов А.Е.