ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-22845/13 от 22.01.2014 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань Дело №А65-22845/2013

«29» января 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2014 г.

Полный текст решения изготовлен 29 января 2014 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе   председательствующего судьи Гилялова И.Т., при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Галлямовой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства образования и науки Республики Татарстан, г. Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Камско-Устьинской районной организации Общественно-государственного объединения «Региональная оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан», пгт. Камское Устье, (ОГРН <***>, ИНН <***>) об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности,

с участием:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 29.10.2013,

от ответчика – не явился,

У С Т А Н О В И Л:

  Министерство образования и науки Республики Татарстан, г. Казань, (заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Камско-Устьинской районной организации Общественно-государственного объединения «Региональная оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан», пгт. Камское Устье, (ответчик, Организация) об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), отзыв не представил.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие ответчика.

Как усматривается из заявления и представленных по делу документов, Камско-Устьинская районная организация Общественно-государственного объединения «Региональная оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан», пгт. Камское Устье, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан от 03.02.2011г., регистрационный номер 9, серия РО № 013663, действующей бессрочно.

На основании приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от 27.03.2013 № 1136/13 должностным лицом Департамента надзора и контроля в сфере образования данного министерства (далее - орган контроля) была проведена плановая выездная проверка Организации по вопросам соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований и условий, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174, (далее - Положение о лицензировании) и Приказом Министерства образования и  науки Российской Федерации от 18.06.2010 № 636 «Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» (далее - Приказ № 636), а именно, на момент проверки ответчиком не соблюдаются следующие лицензионные требования:

пп. а) п.5 Положения о лицензировании: Организация не имеет в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты), необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

пп. б) п. 5 Положения о лицензировании: Организацией не представлена учебно-методическая документация по реализуемой в соответствии с лицензией образовательной программе 11442 Водитель автомобиля категории «В», соответствующая требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

пп. в) п. 5 Положения о лицензировании: Организацией не представлена учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса по реализуемой в соответствии с лицензией образовательной программе 11442 Водитель автомобиля категории «В», соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

пп. г) п. 5 Положения о лицензировании: Организацией не представлены документы, подтверждающие наличие в штате или привлечение на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемой в соответствии с лицензией образовательной программе 11442 Водитель автомобиля категории «В» и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

пп. д) п. 5 Положения о лицензировании: Организацией не представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса.

В адрес Организации 15.04.2013 вынесено предписание об устранении нарушений, которым Организации предписано в срок до 27.05.2013 обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, в срок до 30.05.2013 представить отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий подтверждающих документов. Такой отчет в установленный срок Организацией не представлен.

Приказом Министерства от 26.06.2013 № 2456/13 действие лицензии Организации на осуществление образовательной деятельности приостановлено сроком на 3 месяца, то есть до 26.09.2013.

В связи с невыполнением Организацией выданного предписания, Министерство обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные документы, оценив их в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, заслушав представителя заявителя, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании), лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии со статьей 19 Закона о лицензировании:

- к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон о защите прав юридических лиц) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 данной статьи (часть 1);

- в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся, в том числе, плановые проверки, предметом которых являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (части 6, 7);

- плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом (часть 8).

Вопросы государственного контроля (надзора) в сфере образования регулируются также статьей 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), частью 1 которой установлено, что государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

Согласно части 2 данной статьи под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Частью 4 этой же статьи установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Закона о защите прав юридических лиц с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных указанной статьей.

В соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 93 Закона об образовании:

- в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев;

- в случае неисполнения указанного в части 6 данной статьи предписания, в том числе если представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный им срок или отчет о его исполнении до истечения срока его исполнения не представлен, орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и запрещает прием в данную организацию;

- в случае вынесения судом решения о привлечении организации, должностных лиц органа или организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 данной статьи предписания орган по контролю и надзору в сфере образования вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения. При выдаче повторно организации, осуществляющей образовательную деятельность, предписания орган по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания. До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. Приостановленное действие лицензии организации, осуществляющей образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила нарушение требований законодательства об образовании, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

Таким образом, действующим законодательством установлен особый порядок обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии организации, осуществляющую образовательную деятельность.

Судом установлено, что заявителем нарушен указанный порядок обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии организации, осуществляющую образовательную деятельность.

В нарушение статьи 93 Закона об образовании заявителем, при том, что ответчиком отчет об исполнении предписания об устранении выявленного нарушения до истечения срока его исполнения не представлен, дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ответчика не возбуждено.

Соответственно, в отсутствие факта вынесения судом решения о привлечении организации, должностных лиц организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного предписания заявителем повторно предписание об устранении выявленного нарушения ответчику выдано не было. Данное обстоятельство было подтверждено представителем заявителя в судебном заседании.

Между тем, лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть аннулирована лишь в случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила нарушение требований законодательства об образовании.

Доказательств привлечения судом ответчика, его должностных лиц к административной ответственности за неисполнение в установленный срок первоначально выданного ответчику предписания об устранении выявленного нарушения, а также направления ответчику повторно предписания об устранении выявленного нарушения и того, что в установленный повторным предписанием ответчик не устранил нарушение требований законодательства об образовании, заявителем не представлено.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Министерства образования и науки Республики Татарстан к Камско-Устьинской районной организации Общественно-государственного объединения «Региональная оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан» об аннулировании лицензии от 03.02.2011 серия РО №013663, регистрационный № 9, на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья И.Т. Гилялов