ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-23736/14 от 04.12.2014 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань Дело № А65-23736/2014

Дата принятия решения – 05 декабря 2014 года.

Дата объявления резолютивной части – 04 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сальмановой Р.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем Богдановой У.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Уютный дом", г.Казань к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г.Казань о признании незаконным и отмене постановления № 1328/з от 25.09.2014,

при участии:

от заявителя - представитель ФИО1 по доверенности от 27.06.2014,

от ответчика – представитель ФИО2 по доверенности от 22.01.2014,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Управляющая компания «Уютный дом» (далее –заявитель, УК «Уютный дом») обратился к Управлению Роспотребнадзора по РТ (далее –ответчик, Управление) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 1328/з от 25.09.2014.

Стороны, извещенные в порядке ст.123 АПК РФ о месте и времени судебного разбирательства, явились.

Сторонами представлены дополнительные документы, что явилось в порядке ст.163 АПК РФ основанием для перерыва в судебном заседании для ознакомления с представленными документами до 05.12.2014, информация о перерыве в судебном разбирательстве размещена на официальном сайте Арбитражного суда РТ, в назначенное время судебное разбирательство продолжено при участии тех же представителей сторон.

Как следует из материалов дела, ответчик привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей за выявленное нарушение по начислению платы за холодную воду на общедомовые нужды с учётом расходов холодной воды на полив земельного участка многоквартирного жилого дома № 24 по ул. ФИО5, г. Казани.

Заявитель, считая, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, вынесенное постановление подлежащим признанию незаконным и отмене, административное дело подлежащим прекращению, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.

В силу положений ч.7 ст.210 АПК РФ, суд не связан доводами заявителя и проверяет законность оспариваемого акта в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст.14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования -   влечет наложение административного штрафа на юридических лиц –в размере ста тысяч рублей.

Согласно п.1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утв. постановлением КМ РТ от 26 декабря 2011 г. N 1068, Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (далее - Инспекция) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим функции республиканского государственного жилищного надзора в т.ч., по созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.

Инспекция осуществляет надзорные функции, имеет территориальные органы в виде зональных жилищных инспекций, являющиеся ее структурными подразделениями (далее - зональные жилищные инспекции), в том числе, Казанская городская жилищная инспекция.

Инспекция в пределах своей компетенции осуществляет исполнительно-распорядительные и надзорные полномочия за соблюдением обязательных требований, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах; ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и др. полномочия. Инспекция проводит плановые, внеплановые проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, иных организаций, осуществляющих функции по управлению многоквартирным домом, содержанию многоквартирного дома, ремонту и эксплуатации внутридомового инженерного оборудования на предмет соблюдения обязательных требований в сфере по предоставлению коммунальных услуг гражданам, к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и др.сферах.

Инспекция наделена полномочиями составления актов проверок и актов обследований по результатам проверок и обследований.

Судом установлено, что в Казанскую городскую жилищную инспекцию 10.07.2014 обратилась гр. ФИО3, проживающая в кв.20, д.24 по ул. ФИО5, управление в котором осуществляет ООО «УК «Уютный дом», по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу ОДН –холодная вода.

ФИО4 В.А. указала, что с мая 2014 в счете-фактуре резко изменилось начисление ОДН по холодной воде, с К=0,002375 до К =0,0423 (л.д.54), что подтверждается представленными заявителем счетами- фактурами по кв.20 д.24 по ул. ФИО5 за июнь, июль, август и октябрь 2014.

Распоряжением руководителя Казанской городской жилищной инспекции № НС-12160 от 25.07.2014 назначено проведение документарной проверки ООО «УК «Уютный дом» с целью проверки обращения граждан и юридических лиц от 11.07.2014 по дому № 24 по ул. ФИО5.

По результатам проверки составлен Акт от 11.08.2014 № НС-12160, в котором отражены выявленные нарушения: отсутствие протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома о плате за полив земельного участка в составе платы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, взимание платы с собственников МКД со стороны управляющей организации является нарушением п.4 Правил № 354.

Казанской городской жилищной инспекцией в Управление Роспотребнадзора по РТ направлены материалы документарной проверки с сопроводительным письмом от 15.08.2014 за исх. № 5873 с приложением на 16 л. для рассмотрения и принятия решения о возбуждении административного дела.

Управление Роспотребнадзора по РТ рассмотрев представленные инспекцией материалы документарной проверки, направил в адрес законного представителя заявителя уведомление от 20.08.2014 о необходимости явиться для составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 11.09.2014. Факт направления уведомления подтверждается материалами дела и получением уполномоченным лицом заявителя 25.08.2014 (л.д.48,49-53).

Протокол об административном правонарушении составлен 11.09.2014 без участия законного представителя Управляющей компании, извещенного надлежащим образом.

В Протоколе об административном правонарушении отражены выявленные инспекцией нарушения начисления собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме № 24 по ул. ФИО5 г. Казани платы за полив земельного участка в составе платы за холодное водоснабжение на ОДН, что является нарушением п.4 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, содержащий перечень видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителям с указанием состава таких услуг, что образует состав административного правонарушения по ч.2 счт.14.6 КоАП РФ.

В указанном протоколе в конце текста содержится сведения, что для рассмотрения дела об административном правонарушении необходимо явиться законному представителю или его представителю на основании доверенности 25.09.2014 к 10 час., также ответчиком указан адрес Управления.

Протокол от 11.09.2014 направлен заявителю 15.09.2014, а также с протоколом направлено письмо с разъяснениями прав и обязанностей, факт направления подтверждается реестром отправлений, почтовой квитанцией со штемпелем организации почтовой связи от 15.09.2014,риложенный ответчиком сведения Почты России по отслеживанию почтовых отправлений, согласно которому заявителем направленная корреспонденция за № 42001590047884 получена 17.09.2014 (л.д.44,47).

Постановлением Управления Роспотребнадзора по РТ заявитель привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ к ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при поливе земельного участка (с мая по сентябрь), утвержден приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21.08.2012 № 131/о в размере 0.043 куб.м за 1 кв.м земельного участка.

Пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила № 354), содержит исчерпывающий перечень видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителям, с указанием состава таких услуг, то есть потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг, в том числе:

а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;

Как следует из вышеуказанных определений, холодное водоснабжение осуществляется в отношении: жилого дома (домовладения); помещений в многоквартирном доме (т.е холодное водоснабжение в части МКД ограниченно подачей холодной воды только в помещения МКД).

Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В соответствии с п.2 Правил № 354 домовладение - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

Исходя из положений части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01. 2006 № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Таким образом, отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей более чем три, состоящие из квартир и предназначенные для проживания более одной семьи, не относятся к объектам Индивидуального жилищного строительства.

С учетом изложенного, многоквартирные дома не подпадают по понятие «жилого дома», установленное ЖК РФ и Правилами № 354 для целей использования данных нормативно правовых актов.

В силу статьи 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.

В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федераций" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности,

осуществляются по соглашению всех ее участников.

Согласно ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Размер платы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется в порядке, предусмотренном ст. 156 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, расчет платы за полив земельного участка может быть применен лишь в отношении жилого дома (домовладения), являющимся объектом индивидуального жилищного строительства.

При этом, в силу п. 20 Правил № 354, сведения о направлении потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения, в том числе полива, указываются в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с собственником или пользователем жилого дома (домовладения). Следовательно, действующим законодательством предусмотрено отдельное обозначение договорных положений с собственником жилого дома о потреблении услуги холодного водоснабжения на нужды полива земельного участка.

Плата за полив земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, не являющийся объектом индивидуального жилищного строительства, в силу ст. 154 ЖК РФ, входит в состав платы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, размер которой определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.

Судом установлено, что решения общего собрания собственников многоквартирного дома о плате за полив земельного участка в составе платы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, не имеется.

Соответственно, взимание указанной платы с собственников МКД со стороны управляющей организации является нарушением действующего законодательства.

Таким образом, начисление собственникам помещений в МКД № 24 по ул.Чуйкова, в том числе и в квартире №20 платы за полив земельного участка в составе платы за холодное водоснабжение на ОДН является нарушением п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011   № 354.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу п.1.2 ч.1 чт.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения.

Согласно п. 16 постановления ВАС РФ N 10 выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Согласно ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КОАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку факт правонарушения подтверждается материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности не установлено, срок установленный ст.4.5 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, не истек, штраф назначен в соответствии с санкцией установленной ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья - Р.Р.Сальманова