АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail:info@ tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
=====================================================================
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело № А65-27146/2011
Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Воробьёва Р.М., рассмотрев 20 декабря 2011 года по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "ТАТБЕНТО", Тукаевский район, с.Биклянь к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе об оспаривании постановления №11-11-357/пн от 19.09.2011 г.,
с участием:
от заявителя – извещен, не явился,
от ответчика – ФИО1 по доверенности от 16.03.2011 г.,
от лица, ведущего протокол судебного заседания – секретарь судебного заседания Храмова Е.В.,
У С Т А Н О В И Л:
открытое акционерное общество "ТАТБЕНТО", Тукаевский район, с.Биклянь (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, г.Казань (далее – ответчик, административный орган) об оспаривании постановления №11-11-357/пн от 19.09.2011 г.
Заявитель в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ.
Отводов, иных ходатайств не поступило.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, пояснил, что процессуальных нарушений и нарушений сроков давности при привлечении к административной ответственности не допущено.
Как следует из материалов дела, в соответствии с поручением ФСФР России от 02.06.2011 №11-АС-04/14404, Приказом Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 15.06.2011 № 11-11-330/пз на основании ст.42 Федерального закона от 22.04.1996 №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее - ФЗ «О рынке ценных бумаг»), Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам. утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №317, Типового Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22.06.2006 №06-69/пз-н, Порядка проведения проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам. утвержденного Приказом ФСФР России от 13.11.2007 №07-108/нз-н, административным органом проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества на предмет соблюдения требований законодательства РФ о ценных бумагах, об акционерных обществах за весь период деятельности общества.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обществом требований законодательства РФ, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проверки 05.09.2011 ответчиком составлен протокол №11-11-423/пр-ап об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «ТАТБКНТО». Согласно протоколу установлено, что обществом нарушен порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, в связи с этим в действиях общества усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
На основании указанного протокола, постановлением Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее РО ФСФР России в ВКР) от 19.09.2011г. № 11-11-357/пн о назначении административного наказания по ч.2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на общество наложен штраф в размере 700 000 (семьсот тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, заслушав представителей сторон, суд приходит выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с положениями ч. 6 и ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно положений ст.30 Федерального закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее ФЗ «О РЦБ») под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей се нахождение и получение.
Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней.
При этом обязанность по раскрытию информации акционерными обществами возникает с даты государственной регистрации открытого акционерного общества (п.8.1.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных пенных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР от 10.10.2006 №06-117/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации).
Если иное не установлено Положением о раскрытии информации либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет (далее - страница в сети Интернет). При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет (п. 1.6 Положения о раскрытии информации).
В случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с Положением о раскрытии информации, и/или в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением о раскрытии информации, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти но рынку ценных бумаг (и.1.12 Положения о раскрытии информации).
В соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда. специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом. оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Судом установлено, что обществом на странице в сети Интернет в составе ежеквартальных отчетов эмитента ценных бумаг за 3, 4 кварталы 2010 года, 1 квартал 2011 года опубликована недостоверная, вводящая в заблуждение неограниченный круг лиц информация.
Обществом в пункте 3.2.5 ежеквартального отчета за 3 квартал 2010 года указано, что общество имело в планах завершить до конца 2010 года процедуру получения лицензии па добычу глины Биклянского месторождения бентонитовых глин.
Отсутствие в прогнозном перечне участков недр на 2010 год Федерального агентства по недропользованию РФ (уполномоченного органа по выдаче лицензий на добычу полезных ископаемых), опубликованного на официальном сайте, сведений об указанном месторождении по пояснениям общества не исключает возможность получения лицензии. Так, общество пояснило, что в 2008-2011 годах направлялись заявки на добычу бентонитовых глин Биклянского месторождения в Федеральное агентство по недропользованию РФ. Несмотря па то, что в прогнозном перечне Роснедра участков недр на 2010 год указанное месторождение отсутствовало, данный факт не исключает возможности представления лицензии по заявке соискателя в оперативном порядке. Аналогично данным соображениям, вносились сведения и в ежеквартальный отчет за 4 квартал 2010 года (о намерении получения лицензии до конца 2 квартала 2011) и в ежеквартальный отчет за 1 квартал 2011 года (уже без указания срока получения лицензии).
В этих же пояснениях обществом сообщено о том, что лицензию на добычу бентонитовых глин Биклянского месторождения общество с 2008 года и по настоящее время намеревалось оформлять не на свое имя, а на другие организации. Так, в 2008, 2009 годах заявки на получение лицензии отправлялись от имени ГУН «Комбинат строительных материалов», в связи с тем, что ГУН «Комбинат строительных материалов» обладало правом пользования землями Биклянского месторождения. В связи с тем, что ГУН «Комбинат строительных материалов» находится в стадии ликвидации, в 2010 году заявки на получение лицензии отправлялись от имени ООО «Строймонтаж», а в 2011 году - ООО «Силикатпсруд».
Однако, из текстов вышеуказанных ежеквартальных отчетов общества (пункта 3.2.5) следует, что лицензию на добычу бентонитовых глин Биклянского месторождения общество намеревалось получать самостоятельно, на свое имя. Про иных лиц, на которых общество планировало оформлять лицензию, в ежеквартальных отчетах не указано.
В соответствии с п. 5.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных цепных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 №06-117/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации), ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно Приложению 10 к Положению о раскрытии информации.
Указание сведений в отношении лицензий эмитента предусмотрено пунктом 3.2.5 Приложения 10 к Положению о раскрытии информации.
Обязанность но раскрытию информацию в форме ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг распространяется па общество в силу п. 5.1 Положения о раскрытии информации.
Согласно п. 5.1 Положения о раскрытии информации обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета распространяется на эмитентов, в отношении цепных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг.
Обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета 15 соответствии с п. 5.2 Положения о раскрытии информации возникает начиная с квартала, в течение которого была осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг.
Проспект ценных бумаг общества зарегистрирован РО ФСФР России в ВКР 23.07.2010.
Таким образом, на общество распространяется обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета начиная с 3 квартала 2010 года.
В соответствии с п. 1.6 Положения о раскрытии информации при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет (далее - страница в сети Интернет). При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать но требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.
Ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с Положением о раскрытии информации и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти но рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с Положением о раскрытии информации и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
Как следует из пояснений ФИО2 - генерального директора открытого акционерного общества «ТАТБЕНТО», инициирование процесса лицензирования разработки недр, согласно действующего законодательства делится на три этапа: 1. Подача заявки па месторождение одним из претендентов на лицепзеобладание; 2. Назначение и организация аукциона по продаже лицензионного участка; 3. Аукцион, где среди всех участников выбирается победитель, предложивший наивысшую цену. Для участия в аукционе от претендента па лицензионный участок требуется лишь подача заявки в сроки, указанные в специально-изданном бюллетене по данному аукциону. Общество в 2010 году обратилось через оператора Южно-Биклянского карьера, который на протяжении сорока лет являлся его разработчиком по добыче бентонитового сырья, с просьбой подать заявку в «Роснедра» на Южпо-Викляпское месторождение для внесения в списки прогнозного перечня данное месторождение на проведение аукциона, но «Роснедра» на свое усмотрение не стало вносить изменения в прогнозный перечень 2010 года, а внесло в 2011 году. До настоящего времени, невзирая па отсутствие каких-либо препятствий так и не опубликовало необходимую информацию об аукционе по данному участку недр. Таким образом, в действиях общества, нет событий, связанных с оттягиванием процесса лицензирования. А вина общества заключается лишь в том, что её руководство не способно в своих ежеквартальных отчетах спрогнозировать сроки «волокиты» государственных служб, которые ответственны за замедление процесса лицензирования.
В то же время, доводы общества о том, что «Роснедра» затягивает процесс лицензирования, в связи с этим общество в своих ежеквартальных отчетах не может указать более точную информацию, являются не состоятельными поскольку лицензию на добычу бентонитовых глин Биклянского месторождения общество с 2008 года и по настоящее время намеревалось оформлять не на свое имя, а па другие организации. При этом, в текстах ежеквартальных отчетов общества (пункта 3.2.5) указывалось, что лицензию на добычу бентонитовых глин Биклянского месторождения общество намеревалось получать самостоятельно, на свое имя, что не соответствует действительности и является недостоверной информацией.
Открытое акционерное общество «ТАТБЕНТО» имело возможность для надлежащего обеспечения раскрытия информации в установленном порядке, что сделано не было. Вина открытого акционерного общества «ТАТБЕНТО» в совершении административного правонарушения установлена, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 05.09.2011 №11-11-423/ир-ап и другими материалами дела.
Исходя из изложенного, открытое акционерное общество «ТАТБЕНТО» совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19. КоАП РФ, а именно раскрытие недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.08.11г. № 717, Федеральная служба но финансовым рынкам (далее - ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Согласно и. 4 указанного Положения ФСФР осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Региональное отделение является территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам России и осуществляет свою деятельность на основании Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утв. Приказом ФСФР от 12.03.2010 г. № 10-47/пз (далее - положение о ТО), на территории Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Пермского края.
Согласно ст. 23.47., п. 61 ч. 2 ст. 28.3. КоАП РФ, п.п.2.1.8 Положения о ТО РО ФСФР России в ВКР полномочно возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, применять меры ответственности, установленные административным законодательством.
В соответствии с п. 2.1.4. Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, РО ФСФР России в ВКР вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с КоАП РФ к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применять меры ответственности, установленные административным законодательством.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено административным органом в рамках предоставленных полномочий.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у пего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, по данным лицом не были приняты вес зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель имел возможность надлежащим образом обеспечить раскрытие информации в установленном порядке, что сделано не было.
Довод заявителя об отсутствовии оснований для привлечения ОАО «ТАТБЕНТО» к административной ответственности отклоняется судом в силу следующего.
В своем заявлении ОАО «ТАТБЕНТО» указало на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, так как общество не могло знать, как в реальности будет развиваться процесс лицензирования, а в планах указывало самое приемлемое и наиболее вероятное событие. Однако понятие «план» предполагает наличие намерения лица совершить какое-либо действие. В данном случае, исходя из информации, раскрытой в сети Интернет, можно прийти к выводу, что Общество планировало в конкретный период завершить лицензирование на добычу полезных ископаемых. После возбуждения производства по административном} правонарушению ОАО «ТАТБЕНТО» пояснило, что само общество не имело в планах обладать указанной лицензией, по намеревалось их оформлять па другие организации. В ежеквартальных отчетах же пет сведений об этом.
Также генеральный директор общества в своих пояснениях указал, что заявки на получение лицензии отправлялись от имени ГУН «Комбинат строительных материалов», ООО «Строймонтаж», ООО «Силикатнеруд», а ОАО «ТАТБЕНТО» состояло в договорных отношениях с этими организациями (доказательство указанной договоренности представлено не было). Однако заключение договора между ОАО «ТАТБЕНТО», ГУП «Комбинат строительных материалов», ООО «Строймонтаж», ООО «Силикатнеруд» не имеет значение для привлечения к административной ответственности, так как намерение получить лицензию усматривается у ГУН «Комбинат строительных материалов», ООО «Строймонтаж», ООО «Силикатнеруд», но не у заявителя, из чего следует, что информация изначально не соответствовала действительности.
Получение лицензии предполагает возможность заниматься определенной деятельностью только лицом, обладающим лицензией. Уступка указанного права противоречит действующему законодательству и не может быть осуществлена. Согласно ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» к пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами. Ст. 17.1 указанного Закона гласит, что лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование. Право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом или иными федеральными законами.
В связи с чем, ОАО «ТАТБЕНТО» не совершало действий, направленных на получение лицензии на добычу глины Биклянского местонахождения. Таким образом, информация, размещенная в сети Интернет, не соответствовало действительности, и являлась недостоверной информацией.
Раскрытие планов направлено на информирование владельцев цепных бумаг, потенциальных инвесторов и контрагентов, которые в дальнейшем планируют свои действия, соотнося их с информацией, полученной от Общества. О событиях, которые отражаются в планах, хотя и нельзя сказать определенно, наступят ли они, однако могут указать на задачи, которые перед собой ставит Общество, следовательно можно сделать вывод и о планируемых затратах и прибылях, соответствии Общества требованиям, необходимым для получения лицензии ОАО «ТАТБЕНТО», как уже было сказано выше, не имело намерений на получение лицензии, и тем самым данные действия влекли угрозу нарушения прав и законных интересов владельцев пенных бумаг, потенциальных инвесторов и контрагентов.
Судом также принято во внимание, что в РО ФСФР России в ВКР в период с 16.05.2011 по 21.11.2011 поступило более 19 жалоб акционеров: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в отношении ОАО «Татбенто» и ОАО «Камский ДСК», содержащие сведения о нарушениях при подготовке и проведении общих собраний акционеров, раскрытии информации. выплате дивидендов, выкупе акций акционерными обществами.
Довод заявителя о том, что в судопроизводстве отсутствует практика привлечения эмитентов к административной ответственности за срыв планируемых событий или действия является несостоятельным, так как ОАО «ТАТББНТО» привлекается к ответственности за размещение недостоверной информации.
Кроме того, с учетом положений ст. 4.2 КоАП РФ, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, имущественное положение Заявителя и другие обстоятельства, РО ФСФР России в ВКР назначило Обществу наказание в виде административного штрафа в размере низшего предела санкции, установленной ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности в виду малозначительности совершенного правонарушения суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Р.М. Воробьёв