ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-28215/17 от 10.10.2018 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                      Дело № А65-28215/2017

Дата принятия решения –   октября 2018 года .

Дата объявления резолютивной части –  10 октября 2018 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ситдикова Б.Ш.,

при  ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мингазовой А.А.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью "Ладья 8", г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>) к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>), с участием третьих лиц - ООО «Локаторная техника», ООО «ФИО1», ООО «ФИО2», ФИО3, о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу №08-9/2017 от 01 июня 2017 года недействительным, о привлечении к административной ответственности  директора  ООО «Ладья 4» ФИО4,  директора  ООО «Масть 2» ФИО5, директора ООО «Ладья 8» ФИО6 по ч.2 ст.14.33 КоАП РФ,

с участием:

от заявителя – ФИО7, по доверенности от 27.07.2017г.;

от ответчика – ФИО8 по доверенности от 03.09.2018г.;

от третьих лиц  - ФИО7, по доверенности от 18.12.2017 представитель ФИО6,

ФИО7, по доверенности от 19.12.2017 представитель ФИО5,

ООО «Локаторная техника»; ООО «ФИО1», ООО «ФИО2» - не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

          Общество с ограниченной ответственностью "Ладья 8", г.Казань, (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, (далее - ответчик), с участием третьих лиц - ООО «Локаторная техника», ООО «ФИО1», ООО «ФИО2», ФИО3, о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу №08-9/2017 от 01 июня 2017 года недействительным, о привлечении к административной ответственности  директора  ООО «Ладья 4» ФИО4,  директора  ООО «Масть 2» ФИО5, директора ООО «Ладья 8» ФИО6 по ч.2 ст.14.33 КоАП РФ.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2017г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора   привлечены ООО «Локаторная техника», ООО «ФИО1», ООО «ФИО2».

          Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора   привлечен  ФИО3.

 Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.02.2018г. производство по делу №А65-28215/2017 по Общества с ограниченной ответственностью "Ладья 8", г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>) к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>), с участием третьих лиц - ООО «Локаторная техника», ООО «ФИО1», ООО «ФИО2», ФИО3, о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу №08-9/2017 от 01 июня 2017 года недействительным,  приостановлено  до рассмотрения по существу дела №А65-31292/2017.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2018г. по ходатайству УФАС по РТ производство по делу №А65-28215/2017 возобновлено, назначено судебное заседание.

          Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2018г.  дела №№А65-36091/2017, А65-36087/2017, А65-36089/2017 и дело №А65-28215/2017 объединены в одно производство с присвоением делу №А65-28215/2017.

          Поскольку результаты экспертизы, проводимой в рамках дела №А65-31292/2017, будут иметь преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора,  суд определением  от 26.07.2018г.  производство по делу №А65-28215/2017 по Общества с ограниченной ответственностью "Ладья 8", г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>) к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>), с участием третьих лиц - ООО «Локаторная техника», ООО «ФИО1», ООО «ФИО2», ФИО3, о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу №08-9/2017 от 01 июня 2017 года недействительным,  приостановил  до рассмотрения по существу дела №А65-31292/2017.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.09.2018г. производство по делу №А65-28215/2017 возобновлено, назначено судебное заседание.

Все стороны судебного разбирательства о времени и месте судебного заседания извещены в порядке ст. 123 АПК РФ.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, дал пояснения по существу спора. Указал, что производство по делу №А65-31292/2017 в рамках которого назначена судебная патентоведческая экспертиза, результат проведения которой имел преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, прекращено, в связи с отказом истцов от заявленных требований.

Представитель заявителя просил отказать в удовлетворении требований антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности  по ч.2 ст.14.33 КоАП РФ директоров  ООО «Ладья 4», ООО «Масть 2», ООО «Ладья 8», в связи с истечением срока давности.

Представитель ответчика требования заявителя не признал, дал пояснения по существу спора, просил суд оставить решение УФАС по РТ по делу №08-9/2017 от 01.06.2017г. без изменения. Требования о привлечении к административной ответственности  по ч.2 ст.14.33 КоАП РФ директоров  ООО «Ладья 4», ООО «Масть 2», ООО «Ладья 8» поддержал.

Третьи лица (ООО «Локаторная техника»; ООО «ФИО1», ООО «ФИО2») в судебное заседание не явились.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие вышеуказанных лиц.

Как усматривается из материалов дела,  в Управление Федеральной службы по Республике Татарстан  поступили обращения ООО «Локаторная техника» (вх.№1953/ж от 05.12.2016г., вх.№14048 от 15.11.2016г., вх.№15482 от 23.12.2016г.) по факту нарушения  антимонопольного законодательства  ООО «Ланти» (ИНН <***>), ООО «Лерта» (ИНН <***>), ООО «М-Сервис» (ИНН <***>), выразившегося в незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности (изобретения), принадлежащих ООО «Локаторная  Техника», в том числе путем реализации товаров с использованием патентов на  полезную модель, а также товарного знака  «ФИО12», зарегистрированного за ООО «Локаторная техника».

По результатам рассмотрения указанных обращений, представленных  документов и материалов, а также анализа нормативной базы УФАС по РТ установлено следующее.

ООО «Локаторная техника» занимается  разработками в сфере безопасности и противодействия терроризму с 2001 года. Общество выпускает около 20 моделей металлодетекторов «ФИО12». Основным видом деятельности ООО «Локаторная техника» является деятельность по производству и продаже металлодетекторов, в том числе металлодетекторов «ФИО12».

Ряд металлодетекторов, запатентованных и производимых ООО «Локаторная техника», являются уникальными и не имеют аналогов ни в России, ни в странах ближнего и дальнего зарубежья (например, металлодетектор с шириной контрольного прохода в 2000 мм.). В том числе ООО «Локаторная техника» принадлежат патент на полезную модель №49287 и патент на изобретение №2297018, а именно металлодетекторы.

ООО «Локаторная техника» принадлежит патент на полезную модель №49287, а именно металлодетекторы.

Согласно доводам, изложенным в обращении ООО «Локаторная техника» следует, что ООО «Ланти», ООО «Лерта», ООО «М-Сервис» при участии в торгах на поставку металлодетекторов указывали в качестве изготовителя стационарных металлодетекторов компанию ООО «Ланти» и предлагали покупателям продукцию - металлодетекторы с наименованием «Феникс», схожие с конструктивными решениями и элементами металлодетектора, производимого ООО «Локаторная техника».

Кроме того, ООО «Локаторная техника» была проведена экспертиза с привлечением независимого эксперта - Межрегионального центра «Спектрэкспертиза». В результате экспертизы было получено экспертное заключение №806-16, вывод которого, как указал антимонопольный орган, подтвердил,  что металлодетекторы «Феникс» (поставляемые ООО «Лерта», изготавливаемые ООО «Ланти») и «ФИО12» (производимые ООО «Локаторная техника») являются идентичными, как по внешнему оформлению и визуальному восприятию, так и по техническим характеристикам и инженерному исполнению платы управления металлодетектором.

  При этом ООО «Локаторная техника» не предоставляло ни ООО «Ланти», ни  ООО «Лерта», ни какой-либо другой организации, права на использование патентов №49287   и   №2297018,   или   конструкторскую   документацию   на   изготовление металлодетекторов «ФИО12».

   На основании изложенного, антимонопольный орган пришел к выводу что ООО «Ланти», ООО «Лерта», ООО «М-Сервис» используют при производстве и поставке металлодетекторов «Феникс» конструктивные решения и элементы металлодетекторов «ФИО12», без соответствующих разрешений производителя ООО «Локаторная техника», что может привести к причинению убытков, ввиду уменьшения прибыли от результатов интеллектуальной деятельности.

             Также антимонопольным органом установлено, что 17 ноября 2009 года ООО «Локаторная техника» зарегистрирован товарный знак (знак обслуживания): свидетельство №418938). В качестве основного вида деятельности у перечисленных организаций указаны идентичные ОКВЭДы - 46.66 «торговля оптовая прочей офисной техникой и оборудованием», 33.14. - «ремонт электрического оборудования».

Как указал, антимонопольный орган, ООО «Локаторная техника» был обнаружен сайт, адрес которого повторяет обозначение указанного товарного знака – http://mdpautina.ru (первые буквы от слов – MetalDetektor и слово «ФИО12» образуют адрес сайта). На сайте содержатся предложения о продаже металлодетекторов «ФИО12»  различных модификаций, описание металлодетекторов «ФИО12», их фотографии и технические характеристики. Также сайт содержит в виде отсканированных копий патенты и сертификаты, принадлежащие ООО «Локаторная техника». Из названия и содержания сайта (прежде всего из форм договоров на продажу металлодетекторов, представленных на сайте) следует, что сайт принадлежит ООО «Ланти» (ИНН <***>).

Как было указано ранее ООО «Локаторная техника» не предоставляло ООО «Ланти», ООО «Лерта» и ООО «М-Сервис» право на использование полезной модели по патенту №49287, изобретения по патенту №2297018 и товарного знака «ФИО12». Действующих; и заключенных между ООО «Локаторная техника» и ООО «Ланти», ООО «Лерта» и ООО «М-Сервис» лицензионных договоров, предусмотренных ст. 1233.ГК РФ не имеется.

Управлением установлено, что компании что ООО «Ланти», ООО «Лерта» и ООО «М-Сервис»   входят   в   одну   группу   лиц,   в   соответствии   со   статьей   9 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» (являются  аффилированными лицами).

С учетом вышеизложенного, УФАС по РТ возбуждено дело №08-9/2017 в отношении ООО «Ланти», ООО «Лерта», ООО «М-Сервис» по признакам  нарушения части 1 статьи 14.4 и статьи 14.5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как пояснил антимонопольный орган, ООО «Локаторная техника» было заказано и оплачено экспертное  исследование металлообнаружителей «ФИО12» (продавец и изготовитель ООО «Локаторная техника» и «Феникс» (производитель – ООО «Ланти»). В результате от Межрегионального центра «Спектрэкспертиза» было получено экспертное  заключение  №806-16, вывод которой  подтвердил, что  металлодетекторы «Феникс» и «ФИО12» являются идентичными, как по внешнему оформлению и визуальному восприятию,  так и по техническим  характеристикам и инженерным исполнением  платы управления  металлодетектором.

По мнению антимонопольного органа, группа взаимосвязанных между собой  компаний (ООО «Лерта», ООО «М-Сервис», ООО «Ланти») с участием бывшего работника ООО «Локаторная техника» ведет активную деятельность  по незаконному производству и реализации металлодетекторов, разработанных, запатентованных и производимых ООО «Локаторная техника».

         Из пояснений ответчика следует, что компании ООО «Ланти», ООО «Лерта», ООО «М-Сервис» имеют один и тот же юридический и фактический адрес: 420094, <...>, «Г», где осуществляется производство металлодетекторов (что подтверждается данными ЕГРЮЛ и сайта ООО «Ланти»).

        В качестве изготовителя металлодетекторов данные организации указывают
компанию - ООО «Ланти». Компании ООО «Лерта» и ООО «М-Сервис» являются
взаимосвязанными, и их деятельность направлена на реализацию металлодетекторов

            Кроме того, как отмечает антимонопольный орган, по информации ООО «Локаторная техника», что весной 2016 года один из сотрудников ООО «Локаторная техника» ФИО9 перешел работать в ООО «М-сервис» забрав с собой все программные обеспечения, чертежи, принадлежащие ООО «Локаторная техника» для изготовления фальсифицированной продукции - металлодетекторов.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Локаторная техника»  представил в УФАС по РТ заключение патентного поверенного РФ     на изобретение №2297018       «Металлообнаружитель»       в       металлодетекторе   «Феникс- 1М»,  изготовленном ООО «Ланти» г. Казань.

      Исследование проводилось путем анализа каждого признака формулы к патенту №2297018 «Металлообнаружитель» с данными, приведенными в инструкции по эксплуатации металлодетектора «Феникс-1М», из чего следовало, что устройства имеют одинаковый вид, то есть признаки идентичны. Но из-за отсутствия доступа к внутренностям металлодетектора «Феникс-1М», не представилось возможным сделать вывод о расположении и взаимосвязи элементов, составляющих металлодетектор. Идентичность внешнего вида металлодетектора «Феникс- 1М» и Металлообнаружителя по патенту №2297018, выполненных в виде вертикальной моно-панели позволяет предположить, что и расположение деталей будет идентичным.

     На основании заключения патентного поверенного следовало, что из анализа
представленных материалов можно с высокой степенью вероятности сделать вывод
о наличии в металлодетекторе «Феникс-1М» производства ООО «Ланти» идентичных признаков, содержащихся в независимом пункте формулы патента №2297018, одна намагничивающаяся катушка (для создания магнитного поля),приемная катушка, анализатор, синхронный детектор, генератор, блок индикации, без которых металлодетектор не сможет осуществлять свою функцию – обнаружителя металлических предметов.

         В ходе рассмотрения дела в УФАС по РТ представитель ООО «Локаторная техника» представил заключение независимого эксперта - Межрегионального центра «Спектрэкспертиза» по поводу использования патента №49287 в металлодетекторах «Феникс-2М» и «Феникс-2МТ». Заключением установлено, нарушение патента в части признака независимого пункта формулы: «Металлообнаружитель, выполненный в виде двух вертикальных стоек». Подтверждено наличие следующих элементов - блок индикации, устройство управления, указанных в других признаках независимого пункта формулы патента №49287. Сделан предварительный вывод о наличии следующих элементов - как минимум две приемные катушки,  генератор, как минимум две намагничивающие катушки, усилитель, синхронный детектор, анализатор, указанных в остальных
признаках независимого пункта формулы патента№49287. Все вышесказанное
определяет вероятное нарушение патента №49287 в металлодетекторах «Феникс-2М» и «Феникс-2МТ».

Также Управлением ФАС по РТ установлено, что 06 апреля 2017 г. ООО «Лерта» изменило наименование организации на ООО «ФИО1», а ООО «М-Сервис» на ООО «ФИО2», и ООО «Ланти» 4 мая 2017г. переименовано на ООО «ФИО10».

Таким образом, по мнению антимонопольного органа, действия ООО «Лерта», ООО «М-Сервис» и ООО «Ланти», выразившиеся в незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности ООО «Локаторная техника», в том числе патентов на полезную модель №49287 и патента на изобретение №2297018 при производстве и продаже металлодетекторов «Феникс», содержат признаки нарушений статьи 14.5 Закона «О защите конкуренции».

Кроме того, 18 мая 2017г. в ходе заседания комиссии представителем ООО «Локаторная техника» были представлены документы, из которых следует, что в адрес ООО «Локаторная техника» обратилось ФКУ ЦХиСО ГУ МВД России по Свердловской области с просьбой провести диагностику металлодетектора «ФИО12-Р исп. К», установленного по адресу <...>. Товар был принят на диагностику 25 апреля 2017 г. Также дополнительно был проведен внешний осмотр и проверка работоспособности металлодетекторов «ФИО12-Р исп.К», в месте их установки по адресам <...> (2 шт), ул. 3-го Интернационала, 15 (1 шт).

ООО «Локаторная техника» выяснило, что металлодетекторы были поставлены в ФКУ ЦХиСО ГУ МВД России по Свердловской области компанией ООО «ЭйТиДжи» в рамках государственного контракта №0862100000814000220-0455335-01 от 10.09.2014г. Общее количество металлодетекторов, поставленных по данному контракту, составило 62 штуки.

ООО «Локаторная техника» является единственным производителем металлодетекторов «ФИО12» и имеет зарегистрированные товарный знак №418938. Металлоодетектор с маркировкой «ФИО12-Р исп.К» отсутствует в линейке моделей металлодетекторов «ФИО12», что послужило основанием для проведения детальной экспертизы представленного на диагностику устройства и сопроводительных документов.

Установлено, что представленный на диагностику металлодетектор сопровождается паспортом с печатью ООО «Локаторная техника» и указанием организации в качестве изготовителя товара ООО «Локаторная техника».

Экспертизой (заключение специалиста №1/357и-17) было установлено, что подпись в паспорте не принадлежит сотрудникам ООО «Локаторная техника» имеющим право подписи в паспортах изделий, а оттиск печати в паспорте выполнен не печатью организации, что указывает на подделку сопроводительного документа.

Также экспертизой (заключение специалиста №1/3 91 и-17) было установлено, что подпись в поддельном паспорте «ФИО12», который был исследован в заключении №1/357и-17, и подпись в паспорте на металлодетектор «Феникс» (производства ООО «Ланти») выполнены одним лицом, что также может указывать на причастность ООО «Ланти» к данной фальсификации.

Техническая экспертиза, проведенная комиссией ООО «Локаторная техника», выявила, что металлодетекторы являются контрафактными, имеют внешние различия с оригинальными металлодетекторами «ФИО12» и не были изготовлены по технологии и в условиях производства ООО «Локаторная техника». Нарушение технологии производства может привести к серьезным последствиям в виде коротких замыканий, а также не позволяет эксплуатировать металлодетекторы для соответствующих целей, поскольку не может быть обеспечено гарантированное обнаружение запрещенных и опасных металлических предметов.

Учитывая выявленное нарушение технологии производства металлодетекторов, ООО «Локаторная техника» сделало вывод, что металлодетекторы не являлись работоспособными и не обеспечивали корректное обнаружение запрещенных металлических предметов с момента поставки, т.е с 2014 года. Выявленный дефект с высокой долей вероятности распространяется на всю партию 62 шт., поскольку они были поставлены единовременно.

Также, 18 мая 2017г. в адрес ООО «Локаторная техника» обратилось ФКУ ГУ МВД России по Свердловской области с просьбой провести диагностику арочного металлодетектора модели «ФИО12-Р исп.-К» с заводским номером 4088, установленного по адресу: ул. <...>. Неисправность метталодетектора заключается в том, что металлодетектор не подает сигналов при проносе железных изделий.

По  имеющейся  в  материалах  дела  бухгалтерской  отчетности  и  налоговых деклараций ООО «Ланти» видно, что организацией были выплачены следующие суммы налогов за период с 2014 по 2016 года:

2014-33000 рублей

2015-15000 рублей

1-3 кварталы 2016 - 168353 рублей.

          ООО    «Локаторная    техника»,    занимаясь    аналогичным   видом    деятельности   - производство и продажа металлодетекторов, за такой же временной период уплатило следующие суммы налогов в бюджет:

          2014 - 2989548,65 рублей

          2015-3961396,42 рублей

           1-3 кварталы 2016 - 4051285,48 рублей

Учитывая существенную разницу в сумме уплаченных налогов, антимонопольным органом сделан вывод о том, что значительное снижение цен на металлодетекторы в результате торгов указанные организации осуществляют исключительно ввиду занижения налоговой базы и действий через различные фирмы-однодневки, что является по мнению ответчика недобросовестной конкуренцией.

Управлением ФАС по РТ у ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» были запрошены документы и материалы, согласно которым следует, что 1Р адреса при подаче заявок и 1Р адреса участия в аукционах ООО «М-Сервис», ООО «Лерта» в закупках совпадают, что свидетельствует о том, что указанные юридические лица имеют взаимосвязь, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для данных участников цели.

Как указал ответчик, ООО «М-Сервис» и ООО «Ланти» заключили целый ряд государственных контактов на изготовление и поставку металлодетекторов - по характеристикам, внешнему виду, а в ряде случаев и по названию аналогичных металлодетекторам компании «Локаторная техника». Все перечисленные компании являются взаимосвязанными, и их деятельность направлена на производство и продажу металлодетекторов. По мнению ответчика, данный вывод подтверждается, в частности, следующими фактами: - все перечисленные компании имеют один и тот же юридический и фактический адрес: 420094, <...>, «Г», там же осуществляется производство металлодетекторов; -компании «Ланти» и «Ланти»(2) имеют одного и того же учредителя и директора - ФИО6, в компании «ЭйТиДжи» в качестве учредителя и директора ранее был указан ФИО6, в компании «Лерта» в качестве учредителя и директора указан родной отец ФИО11 - ФИО4; - компании «Лерта» и «М-Сервис» (активно участвующие в государственных тендерах на поставку металлодетекторов) созданы в один день - 10 ноября 2015 года, «Ланти» (2) создана на следующий день - 11 ноября 2015 года. В один день созданы и компании «Ланти» и «ЭйТиДжи» - 3 ноября 2011 года; - в качестве основного вида деятельности у перечисленных организаций указаны одни и те же ОКВЭДы - 46.66 «торговля оптовая прочей офисной техникой и оборудованием», 33.14. - «ремонт электрического  оборудования».

Антимонопольный орган также установил, что на официальном сайте общества ООО «Ланти» незаконно использовался товарный знак «ФИО12», зарегистрированный за ООО «Локаторная техника», также сайт содержит в виде отсканированных копий патенты и сертификаты, принадлежащие организации - ООО «Локаторная техника», и лично (директору иучредителю) - ФИО3, что подтверждается нотариально заверенным протоколом осмотра сайта http://mdpautina.ru Соответственно, неправомерное использование ООО «Ланти» (ООО «ФИО10») фирменного наименования  и чужого товарного знака вводит в заблуждение потребителей, так как они могут полагать, что фирмы являются одной организацией.

Исходя из совокупности установленных фактических обстоятельств дела №08-9/2017, оценки их в совокупности и взаимосвязи, Комиссия УФАС по РТ пришла к выводу о направленности действий ООО «Ланти» по использованию товарного знака по свидетельству № 418938, в целях получения преимуществ в предпринимательской деятельности, а именно, на получение возможности правообладателя ограничить деятельность конкурента.

С учетом вышеизложенных обстоятельств антимонопольный орган пришел к выводу, что действия ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти»-далее по тексту ООО «Ланти») (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 03.11.2011г.); ООО «ФИО1» (ранее  именовалось ООО «Лерта» - далее по тексту ООО «Лерта») (ИНН<***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 10.11.2015г.); ООО «ФИО2» (ранее именовалось ООО «М-Сервис» - далее по тексту ООО      «М-Сервис») (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 10.11.2015г.), выразившиеся в незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности ООО «Локаторная техника», в том числе патентов на полезную модель №49287, патента на изобретение №2297018 при производстве и продаже металлодетекторов «Феникс», нарушают часть 1          статьи 14.4, а также ООО «ФИО10» статью 14.5 Закона о защите  конкуренции, в части незаконного использования товарного знака «ФИО12», зарегистрированного за ООО «Локаторная техника» в сети интернет- http://mdpautina.ru

          По результатам рассмотрения дела №08-9/2017, антимонопольным органом 01.06.2017г. принято решение о признании действия ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти» (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 03.11.2011г.) нарушившим ст. 14.5 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном использовании товарного знака «ФИО12», зарегистрированного за ООО «Локаторная техника»; о признании действия ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти» (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 03.11.2011г.), ООО «ФИО1» (ранее именовалось ООО «Лерта») (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 10.1ъ1.2015г.); ООО «ФИО2» (ранее именовалось ООО «М-Сервис») (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 10.11.2015г.) актом недобросовестной конкуренции, запрещенным части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности (изобретения), принадлежащих ООО «Локаторная Техника», в том числе патентов на полезную модель №49287 и патент на изобретение №2297018; о выдаче ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти») предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно прекратить использование доменного имени второго уровня тДраиНпа.ги, а также прекратить незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности (изобретения), принадлежащих ООО «Локаторная Техника», в том числе патентов на полезную модель; о выдаче ООО «ФИО1» (ранее именовалось ООО «Лерта») предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно прекратить незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности (изобретения), принадлежащих ООО «Локаторная Техника», в том числе патентов на полезную модель; о выдаче ООО «ФИО2» (ранее именовалось ООО «М-Сервис») предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно прекратить незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности (изобретения), принадлежащих ООО «Локаторная Техника», в том числе патентов на полезную модель.

Не согласившись с принятым антимонопольным органом решением Общество с ограниченной ответственностью "Ладья 8", г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в суд с заявлением о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу №08-9/2017 от 01 июня 2017 года недействительным.

           Исследовав в судебном заседании материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган в лице своего территориального управления обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов , выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и выполняет иные функции.

Таким образом, суд установил наличие полномочий у ответчика на вынесение оспариваемого акта.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации запрещена экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, урегулированы Законом N 135-ФЗ (часть 1 статьи 3).

В статье 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9).

В пункте 10 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что совокупность условий, необходимых для квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве акта недобросовестной конкуренции, определяется положениями пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции (применяемого с учетом пункта 16.1 и абзацев третьего и четвертого пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В пункте 17 того же постановления разъяснено, что для квалификации конкретных совершенных лицом действий как акта недобросовестной конкуренции следует исходить из цели таких действий. В частности, о том, что соответствующие действия являются актом недобросовестной конкуренции, может свидетельствовать их направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, объем реализуемой продукции.

Кроме того, развернутый перечень форм недобросовестной конкуренции представлен в разработанном Международным объединенным бюро по охране интеллектуальной собственности в 1967 году Типовом законе по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам конкуренции для развивающихся стран (Model Law for Developing Countries on Marks, Trade Names, and Acts of Unfair Competition, BIRPI, Geneva, 1967), в котором в качестве таковой названы следующие виды деятельности: подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность; выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих; неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента; побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем; угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли; бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции; демпинг, то есть продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее; создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет; намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента; поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами; выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов; нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

Таким образом, объективную сторону недобросовестной конкуренции образуют действия хозяйствующего субъекта, то есть его активное поведение на рынке. При этом такое поведение лица подлежит квалификации в качестве акта недобросовестной конкуренции в случае доказанности совершения им деяний, во-первых, направленных на получение преимуществ в предпринимательской деятельности; во-вторых, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; в-третьих, причинивших или могущих причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесших или способных нанести вред их деловой репутации.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности следует понимать их способность улучшить положение конкурирующего хозяйствующего субъекта на рынке, в том числе привлечь к своим товарам (работам, услугам) потребительский спрос и увеличить размер получаемой прибыли по отношению к размеру прибыли, которая могла быть получена им в случае добросовестного поведения.

Под противоречием законодательству Российской Федерации следует понимать не только нарушение норм Закона о защите конкуренции, но и иных законов, устанавливающих требования к осуществлению добросовестной конкуренции и запреты различных недобросовестных действий, направленных на получение преимуществ в предпринимательской деятельности.

В силу части 1 статьи 14.4 Закона N 135-ФЗ не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

        В соответствии со статьей 14.5.  Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) товарные знаки и знаки обслуживания являются средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

В пункте 1 статьи 1477 ГК РФ установлено, что на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 ГК РФ).

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) в качестве актов недобросовестной конкуренции запрещаются все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или деятельности конкурентов.

Интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными настоящим Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права (часть 1 статьи 1250 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Согласно пункту 2 той же статьи исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

В пункте 3 статьи 1484 ГК РФ указано, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Из изложенных норм права следует, что лицо, обладающее зарегистрированным в установленном законом порядке, свидетельством на товарный знак, одновременно обладает и исключительным правом на принадлежащее ему средство индивидуализации в отношении товаров/услуг, указанных в свидетельстве на него, и вправе его использовать любым не противоречащим закону способом, при этом другие лица, не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя.

В случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

Оспариваемым решением  антимонопольный орган признал действия ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти» (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 03.11.2011г.), ООО «ФИО1» (ранее именовалось ООО «Лерта») (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 10.11.2015г.); ООО «ФИО2» (ранее именовалось ООО «М-Сервис») (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 10.11.2015г.) актом недобросовестной конкуренции, запрещенным части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности (изобретения), принадлежащих ООО «Локаторная Техника», в том числе патентов на полезную модель №49287 и патент на изобретение №2297018.

В основу оспариваемого решения УФАС по РТ легли представленные ООО «Локаторная  техника»  в ходе рассмотрения дела  №08-9/2017 материалы, а именно:

- экспертное заключение Межрегионального  центра «Спектрэкспертиза» №806-16 от 02.11.2016г. (л.д.207, т.д.3), который, по мнению ответчика, подтвердил, что «металлодетекторы «Феникс» и «ФИО12» являются идентичными, как по внешнему оформлению и визуальному восприятию, так и по техническим  характеристикам и инженерным  исполнением платы управления  металлодетектором;

- заключение патентного поверенного РФ  на изобретение  №2297018 «Металлобнаружитель» в металлодетекторе «Феникс – 1М», изготовленном ООО «Ланти» г.Казань (л.д.153, т.д.4), на основании которого антимонопольный орган пришел к выводу, что с высокой степенью вероятности можно сделать вывод о наличии в металлодетекторе «Феникс – 1М» производства «Ланти» идентичных признаков, содержащихся  в независимом  пункте формулы  патента №2297018. Исходя из результатов данного экспертного заключения, Управление пришло к выводу, что ООО «Ланти», ООО «Лерта», ООО «М-Сервис»  используют при производстве и поставке металлодетекторов «Феникс» конструктивные решения и элементы металлодетектора по патенту №154156, без соответствующих  разрешений правообладателя ООО «Локаторная техника», что может привести к  причинению убытков, ввиду уменьшения прибыли от результатов интеллектуальной деятельнотси;

- заключение независимого  эксперта – Межрегионального центра «Спектрэкспертиза» по поводу использования патента №49287 в металлодетекторах «Феникс – 2М» и «Феникс- 2МТ» (л.д.34, т.д.5), как указал антимонопольный орган, результат соответствующего заключения определяет вероятное нарушение патента №49287  в металлодетекторах «Феникс – 2М» и «Феникс – 2МТ»;

- заключение специалиста №1/357и-17 и №1/391и-17(л.д.32, 40, т.д.4);

        - указание ООО «Локаторная техника» на то, что им был обнаружен сайт, адрес которого повторяет обозначение указанного товарного знака – http://mdpautina.ru (первые буквы от слов – MetalDetektor и слово «ФИО12» образуют адрес сайта). На сайте содержатся предложения о продаже металлодетекторов «ФИО12»  различных модификаций, описание металлодетекторов «ФИО12», их фотографии и технические характеристики. Также сайт содержит в виде отсканированных копий патенты и сертификаты, принадлежащие ООО «Локаторная техника». Из названия и содержания сайта (прежде всего из форм договоров на продажу металлодетекторов, представленных на сайте) следует, что сайт принадлежит ООО «Ланти» (ИНН <***>).

В пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции приведено определение понятия недобросовестная конкуренция, согласно которому, под ней следует понимать любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Следовательно, для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией такие действия должны одновременно: совершаться хозяйствующим субъектом-конкурентом, быть направленными на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречить законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинять (иметь возможность причинять) убытки другому хозяйствующему субъекту конкуренту либо наносить (возможность наносить) вред его деловой репутации (причинение вреда).         

Совокупность указанных действий признается актом недобросовестной конкуренции.

соответствии с пунктом 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

В частности, форма недобросовестной конкуренции, запрет на которую установлен данной нормой, предусматривает совокупность двух обстоятельств: приобретения исключительно права на средство индивидуализации с целью последующего недобросовестного использования, а также само последующее недобросовестное использование. Отсутствие хотя бы одного из данных обстоятельств исключает возможность признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции, запрещенного указанной статьей.

Суд считает, что, вменяя заявителю нарушение части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган не доказал совокупности обстоятельств, достаточных для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица.

Исходя из правового смысла и содержания понятия недобросовестной конкуренции, предусмотренного пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, необходимым признаком, который должен устанавливаться, является направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности; обязанность доказывания названного обстоятельства в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на антимонопольный орган.

При этом в отличие от последствий недобросовестной конкуренции (причинили действия или могут причинить убытки конкурентам, нанесли или могут нанести вред их деловой репутации), направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности должна быть доказана, а не предполагаться.

Квалифицируя действия ООО «ФИО10», ООО «ФИО1», ООО «ФИО2» как недобросовестную конкуренцию, антимонопольный орган не указал, в чем выразилось получение конкретных преимуществ ООО «ФИО10», ООО «ФИО1», ООО «ФИО2» перед ООО «Локаторная техника», осуществляющим свою деятельность на том же рынке, не представил доказательств того, что эти действия были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и привели к недобросовестной конкуренции по отношению к этому хозяйствующему субъекту.

          Экспертное заключение №806-16 от 02.11.2016г. (л.д.207, т.д.3), который, по мнению ответчика, подтвердил, что «металлодетекторы «Феникс» и «ФИО12» являются идентичными, как по внешнему оформлению и визуальному восприятию, так и по техническим  характеристикам и инженерным  исполнением платы управления  металлодетектором проведено по инициативе  ООО «Локаторная техника», в рамках данной экспертизы исследованию подлежали металлодетекторы ФИО12, производитель ООО «Локаторная техника» и Феникс, производитель ООО «Ланти» (ООО «ФИО10»), при этом как указал представитель ООО «ФИО10», Общество, как производитель металлодетекторов извещено не было, информация, в том числе  технического характера, о способах изготовления, принципах работы, заложенных в изделие технических решений,  а также методов тестирования,  у ООО «ФИО10», как у производителя истребованы не были, в связи с чем невозможно было объективно и достоверно установить, имело ли место незаконное использование конструктивных решений и элементов металлодетекторов «ФИО12». Более того, в проведенной экспертизе были исследованы конкретные модели металлодетекторов выпускаемых ООО «ФИО10», в частности «Феникс – 12К», «Феникс-01А», «Феникс-22», которые имеют  различное конструктивное исполнение  между собой (не являются идентичными); патенты, которыми обладает ООО «Локаторная техника» защищаются абсолютно иные типы (виды) металлодетекторов, нежели те которые  были исследованы экспертом.

         Как пояснил заявитель,  в производимых металлодетекторах ООО «ФИО10» для целей достижения потребительского результата, были использованы технические решения собственной разработки, отличающиеся от запатентованных ООО «Локаторная техника», об этом сообщалось в комиссию при рассмотрении дела.

         Между тем, указанные обстоятельства не были приняты антимонопольным органом во внимание. При таких обстоятельствах антимонопольному органу необходимо было провести экспертизу.

         Ответчик ссылался на то обстоятельство, что ООО «Локаторная техника» был обнаружен сайт, адрес которого повторяет обозначение указанного товарного знака – http://mdpautina.ru (первые буквы от слов – MetalDetektor и слово «ФИО12» образуют адрес сайта). На сайте содержатся предложения о продаже металлодетекторов «ФИО12»  различных модификаций, описание металлодетекторов «ФИО12», их фотографии и технические характеристики. Также сайт содержит в виде отсканированных копий патенты и сертификаты, принадлежащие ООО «Локаторная техника». Из названия и содержания сайта (прежде всего из форм договоров на продажу металлодетекторов, представленных на сайте) следует, что сайт принадлежит ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти» (ИНН <***>). Из чего, антимонопольный орган пришел к выводу, что ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти») незаконно использует  зарегистрированный товарный знак ООО «Локаторная техника» в названии сайта, в названии металлодетекторов, производимых и продаваемых посредством сайта, а также незаконно размещает на своем сайте патенты и сертификаты, принадлежащие  ООО «Локаторная техника».

        Между тем, данные обстоятельства не могут достоверно свидетельствовать о неправомерном использовании ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти») товарного знака.

         В частности из указанных документов усматривается, что при открытии сайта для пользователя предоставляется информация о металлодетекторе «ФИО12», с приложением всех необходимых сертификатов, принадлежащих правообладателям, при этом, также указывается, что «торговая марка, товарный знак обслуживания, права на разработку и производство металлодетекторов «ФИО12» принадлежит ООО «Локаторная техника» г.Екатеринбург», из чего следует вывод, что содержание сайта свидетельствовало о том, что ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти») осуществляло реализацию металлодетекторов «ФИО12», производимых ООО «Локаторная техника». Доказательств того, что товар является ограниченным в обороте,  в отношении него существует запрет на приобретение и последующую его реализацию материалы дела не содержат.

          Таким образом, анализ и оценка доказательств и доводов, участвующих в деле, свидетельствует о том, что выводы антимонопольного органа сделан в оспоренном решении без исследования всех доказательств и оценки обстоятельств, и основаны лишь на предположениях,  в то время как сам факт недобросовестной конкуренции  не доказан, и не обоснован.

С учетом  изложенного, суд приходит к выводу о том,  антимонопольный орган  не представил достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность  принятого решения, в связи, с чем  оно подлежит  признанию незаконным, а требования заявителя -  подлежащими удовлетворению.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в свою очередь обратилось в арбитражный суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.33 КоАП РФ директора  ООО «Ладья 4» ФИО4 (дело №А65-36089/2017),  директора  ООО «Масть 2» ФИО5 (дело №А65-36091/2017), директора ООО «Ладья 8» ФИО6 (дело №А65-36087/2017) и примении к ним меры административной ответственности в виде дисквалификации.

          Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2018г.  дела №№А65-36091/2017, А65-36087/2017, А65-36089/2017 и дело №А65-28215/2017 объединены в одно производство с присвоением делу №А65-28215/2017.

          Заявленные требования антимонопольного органа мотивированы тем,  что Управлением ФАС по РТ установлены признаки совершения ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти») (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 03.11.2011г.); ООО «ФИО1» (ранее именовалось ООО «Лерта») (ИНН<***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 10.11.2015г.); ООО «ФИО2» (ранее именовалось ООО «М-Сервис») (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации:  10.11.2015г.) акта недобросовестной конкуренции, выразившегося в незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности (изобретения), принадлежащих ООО «Локаторная Техника», в том числе патентов на полезную модель №49287 и патент на изобретение №2297018, а также товарного знака «ФИО12», зарегистрированного за ООО «Локаторная техника».

          Решением Комиссии Управления (Исх. №ИП-08/9015 от 02.06.2017г.) по делу №08-9/2017 действия ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти») (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 03.11.2011г.); ООО «ФИО1» (ранее именовалось ООО «Лерта») (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 10.11.2015г.); ООО «ФИО2» (ранее именовалось ООО «М-Сервис») (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 10.11.2015г.) признаны актом недобросовестной конкуренции, запрещенным частью 1 статьи 14.4 и статьей 14.5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

         В  соответствии  со  ст.  37  Закона о защите конкуренции,  за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Как указал антимонопольный орган  директор ООО «ФИО1» (ранее именовалось ООО «Лерта») ФИО4,  директор  ООО «ФИО2» (ранее именовалось ООО «М-Сервис»)  ФИО5, директор ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти») ФИО6  на момент вынесения решения по делу №08-9/2017, действовали  как должностные лица, в рамках предоставленных им полномочий. Соответственно, нарушение антимонопольного  законодательства явилось следствием  действий,  в том числе данных должностных лиц, то есть имеет место  совершение  административного правонарушения со стороны должностных  лиц в соответствии с их служебными положениями и в связи  с исполнением функций организационно – распорядительного и административно – хозяйственного характера.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора ООО «ФИО1» (ранее именовалось ООО «Лерта») ФИО4,  директора  ООО «ФИО2» (ранее именовалось ООО «М-Сервис»)  ФИО5, директора ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти») ФИО6 протокола об административном правонарушении  №А08-1524/2017 от 19.10.2017г., №А08-1526/2017 от 19.10.2017г., №А08-1525/2017 от 19.10.2017г.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении директора ООО «ФИО1» (ранее именовалось ООО «Лерта») ФИО4,  директора  ООО «ФИО2» (ранее именовалось ООО «М-Сервис»)  ФИО5, директора ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти») ФИО6 к административной ответственности по части 3 статьи 14.33 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица несут ответственность за административные правонарушения, совершенные при выполнении своих служебных (должностных) обязанностей. При этом, в соответствии с вышеуказанной статьей, руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Таким     образом,     действия     ФИО4, ФИО5, ФИО6, по мнению антимонопольного органа,   указывают     на     событие административного   правонарушения,   предусмотренного   частью   2   статьи   14.33 КоАП РФ.

          Как указал антимонопольный орган, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан решением  по делу №08-9/2017 признала ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти») (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 03.11.2011г.); ООО «ФИО1» (ранее именовалось ООО «Лерта») (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 10.11.2015г.); ООО «ФИО2» (ранее именовалось ООО «М-Сервис») (ИНН <***>, юр. адрес: 420094, РТ, <...>, дата регистрации: 10.11.2015г.) нарушившими часть 1 статьи 14.4 и статью 14.5 Закона «О защите конкуренции», выразившихся в незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности (изобретения), принадлежащих ООО «Локаторная Техника», в том числе патентов на полезную модель, а также товарного знака «ФИО12», зарегистрированного за ООО «Локаторная техника».

           В соответствии с пунктом 1 статьи 1.7 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

          Совершение ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти»), ООО «ФИО1» (ранее именовалось ООО «Лерта»), ООО «ФИО2» (ранее именовалось ООО «М-Сервис») нарушения части 1 статьи 14.4 и статьи 14.5 Закона «О защите конкуренции», в части совершения действий, признаваемых актом недобросовестной конкуренции, выразившихся в незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности (изобретения), принадлежащих ООО «Локаторная Техника», в том числе патентов на полезную модель, а также товарного знака «ФИО12», зарегистрированного за ООО «Локаторная техника», образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ.

           Суд обращает внимание, что решение УФАС по РТ по делу №08-9/2017 от 01 июня 2017 года, которое явилось основанием  для составления протокола об административном правонарушении, признано судом незаконным.

  Кроме того, представитель ООО «ФИО10» указывает, что на момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения к административной ответственности уже истек.

Суд соглашается с доводами представителя заявителя ООО «ФИО10» об истечении срока давности.

  В соответствии с п.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. В соответствии с п.6 ст.4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия. Решение о признании ООО «ФИО10» (ранее именовалось ООО «Ланти»), ООО «ФИО1» (ранее именовалось ООО «Лерта»), ООО «ФИО2» (ранее именовалось ООО «М-Сервис») нарушившими часть 1 статьи 14.4 и статью 14.5 Закона «О защите конкуренции», было изготовлено в полном объеме 01 июня 2017г.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу начинает исчисляться с 01 июня 2017г.

         На данное обстоятельство также указывает и административный орган в протоколе об административном правонарушении №А08-1524/2017 от 19.10.2017г., №А08-1526/2017 от 19.10.2017г., №А08-1525/2017 от 19.10.2017г.

         С учетом  изложенных обстоятельств, на момент  вынесения настоящего решения -10.10.2018г.  срок давности привлечения к  административной  ответственности, истек.

         Учитывая, что на момент рассмотрения дела о привлечении вышеуказанных к административной ответственности истек, установленной статьей 4.5 КоАП РФ (один год), то у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных УФАС по РТ требований.

           В связи с удовлетворением требования Общества с ограниченной ответственностью "Ладья 8", г.Казань о признать незаконным решение  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу  №08-9/2017 от 01 июня 2017 года расходы по государственной пошлине относятся на Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ, и подлежат взысканию с него в пользу ООО «ФИО10».

Руководствуясь статьями 167-170, 198, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

           Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Ладья 8", г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>)  удовлетворить.

           Признать незаконным решение  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу  №08-9/2017 от 01 июня 2017 года.

   Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан г. Казань, зарегистрированного по адресу: РТ, <...>, за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, находящихся на соответствующем счете федерального казначейства в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ФИО10», РТ, г.Казань, зарегистрированного по адресу: 420094, РТ, <...>, внесенного 03.11.2011 в единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН <***>, ИНН <***>,3 000 (три тысячи) руб. 00 коп. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении  заявления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан   о привлечении  директора  ООО «Ладья 4» ФИО4,  директора  ООО «Масть 2» ФИО5, директора ООО «Ладья 8» ФИО6 к административной ответственности по ч.2 ст.14.33 КоАП РФ отказать.

            Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

Судья                                                                                                        Б.Ш. Ситдиков