АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп. 1 под. 2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info @ tatarstan. Arbitr. ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-17-60, 292-07-57
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело №А65-29838/2011
Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сальмановой Р.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарём Карпухиной Ю.Д., рассмотрев в судебном заседании по первой инстанции дело по заявлению
при участии:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 26.10.2011, после перерыва в судебном заседании представитель ФИО2 по доверенности от 31.05.2011,
от ответчика – представитель ФИО3 по доверенности от 31.01.2012,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований:
-МКУ Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани, представитель ФИО4 по доверенности от 14.04.2011,
-ОАО «КЗСК –Силикон», представитель ФИО5 по доверенности от 10.01.2012,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет МО г. Казани (далее – заявитель, Исполком) обратился к ФБУ «Кадастровая палата» по РТ (далее – ответчик, Палата) с заявлением о признании незаконным и не соответствующим пункту 3 ст.11.2 Земельного кодекса РФ и пункту 3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ действий по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, в результате совершения которых в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:080530:44; 16:50:080530:45 установлен вид разрешенного использования «под озеленённые территории»; об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путём внесения в сведения государственного кадастра недвижимости изменений в части вида разрешенного вида использования по земельному участку, принадлежащему ОАО «КЗСК- Силикон» с кадастровым номером 16:50:080530:46 на разрешенный вид использования «земельный участок, предназначенный для размещения гаражей и автостоянок».
Стороны, извещенные о месте и времени судебного разбирательства в порядке ст.123 АПК РФ, явились.
Представитель заявителя требования поддержал, ходатайствовал о восстановлении срока для обращения в суд в порядке ч.4 ст.198 АПК РФ, представил доказательства уважительности пропуска срока для обжалования действий ответчика в суд.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям, указанным в отзыве (л.д.52 т.1), представил кадастровые дела по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:080530:44, 16:50:080530:45, 16:50:080530:46 (л.д.55-120 т.1).
Представитель ответчика ходатайствовал об изменении наименования ответчика на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан (сокращенное наименование - ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ) в силу реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации в форме присоединения на основании приказа Минэкономразвития РФ№ 473 от 13.09.2011, Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации изменений от 05.09.2011, п.23 Устава Учреждения, утв. приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 01.09.2011 №П/331 «О переименовании федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра», Положения о филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ.
В соответствии с ч.1 ст.48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Определением суда в порядке ч.1 ст.48 АПК РФ судом осуществлена замена ответчика, ФБУ «Кадастровая палата» по РТ на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан (ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ).
Представитель третьего лица, МКУ Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани, требования Исполкома поддержал по основаниям, изложенным в отзыве, представил дополнительные документы (л.д.139).
Представитель третьего лица, ОАО «КЗСК–Силикон», явился, требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.121 т.1), ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, назначенного на 14.02.2012, для ознакомления с дополнительно представленными сторонами по делу документами и представления дополнительных доводов и возражений по заявленным требованиям Исполкома.
Суд, заслушав представителей сторон, возражавших в удовлетворении ходатайства представителя третьего лица, ОАО «КЗСК-Силикон», протокольным определением в порядке ст.163 АПК РФ объявил перерыв в судебном разбирательстве до 17.02.2012, информация о котором размещена на официальном сайте Арбитражного суда РТ.
После перерыва в судебном заседании явились представители заявителя, третьих лиц, ответчик явку представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя ответчика. Определением суда в порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика.
Представитель заявителя и третьего лица, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани», требования поддержали.
Представитель третьего лица, ОАО «КЗСК-Силикон» представил дополнение к отзыву, в котором заявил о пропуске Исполкомом срока , предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ и об отсутствии уважительной причины для его восстановления, ходатайствовал об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Как следует из представленных документов, третье лицо, ОАО «КЗСК-Силикон», имея на праве собственности земельный участок площадью 150722 кв.м, провел процедуру размежевания единого земельного участка на два земельных участка и обратился к ответчику о их постановке на государственный кадастровый учёт в связи с самостоятельным изменением разрешенного вида использования. Ответчиком два земельных участка с кадастровыми номерами 16:50:080530:44; 16:50:080530:45 поставлены на государственный кадастровый учёт в связи с изменением разрешенного вида использования «под озеленённые территории». В последующем ОАО «КЗСК-Силикон» вновь провёл процедуру объединения двух земельных участков и обратился к ответчику о постановке земельного участка площадью 150722 кв.м с разрешенным использованием «под озеленённые территории» на государственный кадастровый учёт, который поставлен ответчиком на государственный кадастровый учёт с кадастровым номером 16:50:080530:46. После указанных действий Управлением Росреестра по РТ выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:080530:46 с разрешенным использованием «под озеленённые территории».
Заявитель, считая действия ответчика по внесению изменений в вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами16:50:080530:44 и 16:50:080530:45 незаконными и не соответствующими Градостроительному кодексу РФ и Федеральному закону от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением, в котором просил обязать ответчика устранить нарушение прав и законных интересов Исполкома в сфере экономической деятельности путём внесения изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части вида разрешенного использования по вновь образованному земельному участку с кадастровым номером 16:50:080530:46 на вид «под гаражи и автостоянки».
Суд, исследовав доказательства по делу, выслушав представителей заявителя и ответчика, представителей третьих лиц считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель ходатайствовал о восстановлении срока для обжалования действий ответчика от 10.03.2011 по осуществлению государственного кадастрового учёта изменений объектов недвижимости – земельных участков с кадастровыми номерами 16:0:080530:44 и 16:0:080530:45, указав, что об изменении вида разрешенного использования по указанным земельным участкам третьим лицом, ОАО «КЗСК - Силикон» Исполкому стало известно из письма МКУ «Финансовое управление ИК МО г. Казани» (являющимся юридическим лицом и отраслевым органом Исполкома) от 10.10.2011, в котором сообщалось, что третье лицо провело процедуру межевания принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, самостоятельно изменив вид разрешенного использования «размещение гаражей и автостоянок» на вид разрешенного использования «озеленённые территории» без согласования с городом, проведения публичных слушаний. В последующем обратился в ФБУ «Кадастровая палата» по РТ о постановке на государственный кадастровый учёт, который удовлетворил заявление и поставил земельные участки на кадастровый учёт с измененным видом разрешенного использования под озеленённые территории. В результате незаконных действий ФБУ «Кадастровая палата» по РТ поступление в местный бюджет земельного налога от ОАО «КЗСК-Силикон» уменьшится более чем на 8 млн. рублей.
После получения указанных сведений заявитель 24.11.2011 обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением, то есть с пропуском срока, предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ.
Судом отклонены доводы третьего лица, ОАО «КЗСК-Силикон», что Финансовое управление ИК МО г. Казани является структурным подразделением Исполкома и получение сообщения от органа Исполкома не может являться уважительной причиной для восстановления срока в порядке ч.4 ст.198 АПК РФ.
Между тем, сообщение, полученное Исполкомом в электронной форме 10.10.2011 за № 381769 подтверждают доводы заявителя, что об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ОАО «КЗСК-Силикон», ему стало известно лишь 10.10.2011.
Статья 39 Устава Исполнительного комитета г. Казани устанавливает, что в структуру Исполнительного комитета входят территориальные и отраслевые (функциональные) органы. Территориальные органы Исполнительного комитета обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территориях районов города Казани. Отраслевые (функциональные) органы Исполнительного комитета обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на всей территории города Казани в соответствии со своей компетенцией. Указанные органы Исполкома осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о территориальных и отраслевых (функциональных) органах Исполнительного комитета и наделяются правами юридического лица.
Согласно п.1.2 Положения о Муниципальном казенном учреждении "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утв. Решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 г. N 23-3, Управление является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, финансовым органом муниципального образования города Казани и обладает статусом юридического лица , предметом деятельности которого является обеспечение реализации единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в городе Казани, Управление наделено полномочиями получения сведений от органов государственной власти и местного самоуправления, необходимых для разработки прогноза бюджета города Казани, составления отчета об исполнении бюджета города, исполнения бюджета муниципального образования города Казани.
Положением, утв. постановлением Кабинета Министров РТ от 31.12.2009 № 920, определён порядок обмена электронных документов с реквизитами, позволяющими идентифицировать эту информацию и ее автора, полученных посредством распечатки электронных документов из единой межведомственной системы электронного документооборота органов государственной власти РТ, органов местного самоуправления и иных организаций, заключивших с государственным учреждением «Центр информационных технологий РТ» соглашение об информационном взаимодействии в электронном документообороте.
Судом установлено, что полученное сообщение Исполкомом от МКУ «Финансовое управление ИК МО г. Казани» имеет идентификационный номер 381769 и дату получения сообщения 10.10.2011, следовательно, Исполком получил сообщение от самостоятельного юридического лица, являющегося уполномоченным лицом исполкома по исполнению бюджета местного самоуправления, что явилось основанием для обращения с настоящим заявлением с момента, когда ему стало известно о нарушении прав и его законных интересов по исполнению бюджета.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, а также решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд считает, что причина, указанная в обоснование пропуска срока для обжалования действий ответчика, является уважительной и восстанавливает пропущенный срок по обжалованию действий ответчика, осуществившего кадастровый учёт изменений объектов недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования.
Судом установлено, что третьему лицу, ОАО «КЗСК-Силикон» на основании решения учредителя ООО «Специализированное Ремонтно-строительное управление от 28.06.2006 и акта приема-передачи имущества от 30.06.2006 принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 150 722 кв.м с кадастровым номером 16:50080530:23, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Лебедева с разрешенным использованием «под открытые стоянки, краткосрочное хранение автомобилей, площадки транзитного транспортного хранения автобусов, грузовиков, легковых автомобилей», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 17.03.2009 (л.д.70 т.1).
Решением ответчика от 06.07.2009 за № 1600/501/09-65683 указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт, кадастровая стоимость за 1 кв.м составляла сумму в 4726 рублей, что следует из акта определения кадастровой стоимости земельного участка (л.д.72 т.1).
ОАО «КЗСК-Силикон» провёл процедуру размежевания земельного участка площадью 150 722 кв.м с кадастровым номером 16:50080530:23 (л.д.63,64 т.1) на два земельных участка площадью в 75235 кв.м и площадью в 75487 кв.м.
25.11.2010 Управлением Росреестра по РТ ОАО «КЗСК-Силикон» выданы Свидетельства о государственной регистрации прав на земельные участки площадью 75235 кв.м и 75487 кв.м с разрешенным использованием «под открытые стоянки, краткосрочное хранение автомобилей, площадки транзитного транспортного хранения автобусов, грузовиков, легковых автомобилей» (л.д.79, 90 т.1).
08.02.2011 ОАО «КЗСК-Силикон» обратилось к ответчику с заявлением о постановке двух земельных участков на государственный кадастровый учёт с разрешённым использованием земельных участков «озеленённые территории» (л.д.75, 86т.1).
Решением ответчика от 18.02.2011 № 1600/5/11-14373 осуществлён государственный кадастровый учёт земельного участка в связи с изменением вида разрешённого использования земельного участка с присвоением земельному участку площадью 75235 кв.м кадастрового номера 16:50080530:44, что следует из кадастрового дела (л.д.55-83 т.1).
Решением ответчика от 18.02.2011 № 1600/5/11-14380 осуществлён государственный кадастровый учёт изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешённого использования земельного участка площадью 75235 кв.м с кадастровым номером 16:50:080530:45 (л.д.84-94 т.1).
Управлением Росреестра по РТ 28.02.2011 выданы повторные Свидетельства о государственной регистрации права собственности взамен свидетельства от 24.11.2010 на земельные участки площадью 75235 кв.м и 75487 кв.м с разрешенным использованием земельных участков «озеленённые территории" (л.д.109,110 т.1).
04.03.2011 ОАО «КЗСК-Силикон» вновь провело процедуру межевания, образовав путём объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами 16:50080530:44; 16:50080530:45 (л.д.99 т.1) и обратилось к ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка – земли общего пользования, площадью 150 722 кв.м, расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул. Лебедева с разрешенным использованием «озеленённые территории» (л.д.98 т.1).
Решением ответчика от 10.03.2011 за № 1600/501/11-19365 осуществлён государственный кадастровый учёт земельного участка площадью 150 722 кв.м с разрешенным использованием «под озеленённые территории» с кадастровым номером 16:50: 080530:46 (л.д.120,117 т.1).
Управлением Росреестра по РТ от 31.03.2011 ОАО «КЗСК-Силикон» выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 150 722 кв.м, расположенный по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул. Лебедева с видом разрешенного использования «озеленённые территории» (л.д.15 т.1)
Суд считает доводы заявителя правомерными о незаконности действий ответчика, заключающиеся в осуществлении государственного кадастрового учёта изменений объектов недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования без наличия на то правовых оснований по следующим основаниям.
Градостроительный кодекс Российской Федерации N 190-ФЗ от 29.12.2004 введен в действие Федеральным законом от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ.
Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила застройки и землепользования должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами . В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На территории г. Казани действует Градостроительный Устав, утвержденный решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 г. N 51-19 содержащий "Основы градостроительной деятельности" и "Правила застройки и землепользования", то есть указанные Правила приняты и утверждены представительным органом муниципального образования город Казань до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, которые должны быть приведены в соответствие с Градостроительным кодексом РФ до 31.12.2012.
Пунктом 3 Решения Казанской городской Думы от 17 мая 2007 г. N 21-17 установлено, что при осуществлении градостроительной деятельности на территории города руководствоваться частью II "Правила застройки и землепользования", утвержденной решением Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 N 51-19 в части, не противоречащей федеральному законодательству.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (с изменениями с 21.07.2005 до 19.07.2011) вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31.12.2012 года: решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации , за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Согласно п.1 ст.29 "Правил застройки и землепользования", утвержденный решением Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 N 51-19 для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в пределах городской черты г. Казани разрешенным считается такое использовании недвижимости, которое соответствует градостроительному регламенту по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости (статья 60) для соответствующей зоны, выделенной на карте зон градостроительных регламентов (по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости) (статья 58).
Пунктом 1 ст. 58 Правил, вся территория города Казани в пределах ее административных границ делится на зоны, которые фиксируются на карте зон градостроительных регламентов (по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости). Каждой зоне предписываются характеристики, включающие градостроительные регламенты по видам разрешенного использования недвижимости и предельным значениям параметров разрешенного изменения недвижимости (статья 60).
Судом установлено, что земельный участок площадью 150 722 кв.м с кадастровым номером 16:50:080530:46 (образованный путём объединения земельных участков с кадастровыми номерами16:50:080530:44 и № 16:50:080530:45, а до раздела, имевший кадастровый номер 16:50:080530:23 с разрешенным использованием под гаражи и автостоянки) согласно карте зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования Градостроительного Устава г. Казани находятся в зоне П2 – зоне предприятий среднего и сильного отрицательного воздействия на среду (П-1У классов оапасности-л.д.76 т.1).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация, а также принятые до введения в действие Кодекса правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), на которые в соответствии со ст. 36 указанного Кодекса действие градостроительного регламента (территориальные зоны видов разрешенного использования) не распространяются.
Частью 5 ст.37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, установление разрешенным видом использования в составе градостроительных регламентов вида «озеленённые территории», содержащиеся в Правилах застройки и землепользования Градостроительного устава г. Казани, утвержденных 22.04.2004 противоречило Градостроительному кодексу РФ, введенному в действие Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ и не подлежало применению ответчиком на момент внесения изменений в государственный кадастровый учет (18.02.2011 и 10.03.2011) в силу прямого указания закона.
Кроме того, в материалах кадастрового дела 16:50:080530:44 и 16:50:080530:45 имеется письмо Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани от 07.02.2011 № 23-19-818, направленное в адрес ОАО «КЗСК–Силикон» на его запрос о том, что земельные участки с кадастровыми номерами16:50:080530:44 и 16:50:080530:45 расположены в зоне П2-зона предприятий среднего и сильного отрицательного воздействия на среду (П-1У классов опасности) с указанием видов разрешенного использования в зоне П2 и дополнительным сообщением Управления , что в соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ решение об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков на другой вид такого использования принимается Руководителем исполнительного комитета г. Казани с учётом результатов публичного слушания (л.д.76-78 т.1).
Указанный ответ Управления приобщено ОАО «КЗСК-Силикон» к заявлению о постановке на государственный кадастровый учёт образованных двух участков в связи с изменением одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования, что означает ознакомление ответчика с разъяснениями и указаниями Управления на невозможность самостоятельного изменения разрешенного вида использования земельного участка в силу прямого указания закона.
25.04.2011 Управлением архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани дан аналогичный ответ на запрос ФБУ «Кадастровая палата» по РТ за исх. № 2595-05 (л.д.133-137 т.1).
Таким образом, до принятия в установленном Градостроительным кодексом порядке правил землепользования и застройки, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, принимается Главой местной администрации , за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ с учетом результатов публичных слушаний (пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ).
Согласно п.п.9 п. 1.4,.13.2 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Казани Решение Казанской городской Думы от 8 июня 2006 г. N 7-9 на публичные слушания в обязательном порядке выносятся вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии правил землепользования и застройки, утвержденных в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Также ответчиком нарушены установленные п.3 ст.11.2 Земельного кодекса РФ положения о целевом назначении и разрешенным использовании образуемых земельных участков.
Кроме того, действия ответчика нарушают права и законные интересы заявителя в экономической деятельности.
Согласно п.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа, а также контроль за исполнением. В соответствии с п.1 ст.15 Налогового кодекса РФ земельный налог отнесен к местному налогу.
Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом (гл.31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. Согласно гл. 31 Кодекса ставки земельного налога устанавливаются в процентах от налоговой базы, которая определяется как кадастровая стоимость земельных участков. При этом кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, сведения о которой содержатся в государственном земельном кадастре (ст.387 НК РФ). Согласно ч.3 ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков.
Решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 29 ноября 2005 г. N 2-3 "О земельном налоге" с 1 января 2006 года установлено взимание на территории муниципального образования города Казани земельного налога в соответствии с Главой 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В письме Финансового управления Исполкома г. Казани от 10.10.2011 № 381769 указано, что в результате изменения разрешенного использования земельных участков ОАО «КЗСК-Силикон» на «озеленённые территории» снижена кадастровая стоимость земельных участков, в 2011 выпадающие доходы бюджета г. Казани по земельному налогу по ОАО «КЗСК-Силикон» составят сумму более 8,0 млн. рублей, что отрицательно скажется на бюджете 2012 года (л.д.16 т.1).
Таким образом, действия ответчика по принятию решений от 18.02.2011 № 1600/501/09-65683 и 1600/501/11-14380 о постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков площадью 75235 и 75487 кв.м с кадастровыми номерами16:50:080530:44 и 16:50:080530:45 в связи с изменением разрешенного вида использования на «озеленённые территории», в последующем после объединения указанных земельных участков площадью 150 722 кв.м (74235+75487) и постановки на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 16:50:080530:46 с разрешённым видом использования «озеленённые территории», являются незаконными и не соответствующими Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», п.3 ст.11.2 Земельного кодекса РФ, а требования Исполкома обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Стороны согласно п.п.1.1 ч.1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-169, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, в результате совершения которых в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:080530:44 и 16:50:080530:44 установлен вид разрешенного использования «озеленённые территории» и не соответствующими пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ и пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан устранить нарушение прав и законных интересов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани путем внесения в сведения государственного кадастра недвижимости изменений в части вида разрешенного вида использования по земельному участку, принадлежащему ОАО «КЗСК-Силикон» с кадастровым номером 16:50:080530:46 на разрешенный вид использования «под размещение гаражей и автостоянок».
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в установленном законом порядке.
Судья - Р.Р. Сальманова