ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-30674/09 от 01.12.2009 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Казань Дело №А65-30674/2009-СА3-44

«01» декабря 2009г.

Арбитражный суд Республики Татарстанв составе: председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,

лица, ведущего протокол – судья Галиуллин Э.Р.,

с участием:

от заявителя   – ФИО1, по доверенности от 05.03.2009г., №01-12/618;

от лица, привлекаемого к ответственности   – не явился (извещен н.о.);

рассмотрев по первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению   Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Казань к Индивидуальному предпринимателю ФИО2, г.Казань о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Казань (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО2, г.Казань (далее - ответчик) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Лицо, привлекаемое к ответственности, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилось, ходатайств не заявило, отзыв не представило.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, заявителем в ходе проведения проверки деятельности индивидуального предпринимателя ФИО2 при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, индивидуальным предпринимателем лицом, привлекаемым к административной ответственности нарушены лицензионные требования и условия, предусмотренные п.4 «б» «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 чел.», утв. постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637 установлено:

- перевозка пассажиров по регулярному автобусному маршруту общего пользования города Казань №153 «Жилплощадка – Сахарова» (согласно представленных путевых листов №1934 от 14.10.2009г. с 04ч. 38мин. до 21ч. 00мин., №1948 от 15.10.2009г. с 04ч. 38мин. до 20ч. 01мин., №1958 от 16.10.2009г. с 04ч. 30мин. до 20ч. 40мин.) осуществляется без согласованного графика (расписания) движения автобусов с Исполнительным комитетом Муниципального образования города Казань, что является нарушением ст.20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. № 196-ФЗ; п.5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2; п.2 ст.14 Закона РТ от 13.11.2006г. №70-З РТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан»;

- индивидуальным предпринимателем ФИО2 не исполнены требования законодательства по выполнению обязанности перевозчика оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения, не реже 2-х раз в год (к осеннее-зимнему и весеннее-летнему периоду). Перевозка пассажиров по регулярному автобусному маршруту общего пользования города Казани №153 «Жилплощадка-Сахарова» (согласно представленных путевых листов №1934 от 14.10.2009г. с 04ч. 38мин. до 21ч. 00мин., №1948 от 15.10.2009г. с 04ч. 38мин. до 20ч. 01мин., №1958 от 16.10.2009г. с 04ч. 30мин. до 20ч. 40мин.), осуществляется без решения Исполнительного комитета Муниципального образования города Казань о возможности продолжать эксплуатацию названного маршрута, принятого по результату оценки дорожных условий на осеннее-зимний период 2009года, что является нарушением требований ст.20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ; п.5.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.07.1995г. №27; п.4.19 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2;

- п. 4 «в» названного Положения – не соблюдается установленный законодательством режим труда и отдыха водителей, что является нарушением ст. 20 п.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ; п.5.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2; п. 25 Приказа Минтранса РФ от 20.07.2004г. №15 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», которым определено, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену), а при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12ч. Рабочая смена водителя ФИО3 согласно представленному путевому листу №1934 от 14.10.2009г. началась в 04ч. 38мин. и закончилась в 21ч. 00мин., следовательно, следующая смена должна начаться не ранее чем в 09ч. 00мин. следующего дня, однако согласно путевого листа №1948 от 15.10.2009г. рабочая смена водителя началась на следующий день в 04ч. 38мин. (через 07ч. 38мин. после окончания предыдущей). Междусменный отдых водителя сокращен на 04ч. 22мин. Рабочая смена этого же водителя согласно представленному путевому листу №1948 от 15.10.2009г. началась в 04ч. 38мин. и закончилась в 20ч. 01мин., следовательно следующая смена должна начаться не ранее чем в 08ч. 01мин. следующего дня, однако согласно путевого листа №1958 от 16.10.2009г. рабочая смена водителя началась на следующий день в 04ч. 30мин. (через 08ч. 29мин. после окончания предыдущей). Междусменный отдых водителя сокращен на 03ч. 31мин.

- п.4в названного Положения – предрейсовый медицинский контроль состояния водителей перед выездом на линию, согласно договора №15 от 20.08.2008г. и путевых листов №1934 от 14.10.2009г. с 04ч. 38мин. до 21ч. 00мин., №1948 от 15.10.2009г. с 04ч. 38мин. до 20ч. 01мин., №1958 от 16.10.2009г. с 04ч. 30мин. до 20ч. 40мин., осуществляет ФИО4, которая не является работником органов здравоохранения, что является нарушением ст.20 п.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ, в котором сказано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны «организовать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей».

Рассмотрев представленные материалы, суд считает, требования заявителя подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 31.12.2005 г.) лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.

Применительно к лицензируемым видам деятельности правила, указанные в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, определяются требованиями и условиями лицензирования, установленными конкретными положениями о лицензировании, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируются в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена КоАП РФ.

В соответствии с п. 4б, в Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637) лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В соответствии с п.1 ст.20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

  В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.

Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, устанавливающее основные задачи и требования к организации по обеспечению безопасности дорожного движения, профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса. В силу п.4.1 названного Положения организации и водители-предприниматели обязаны: использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.

Согласно пунктам 2.1, 5.4 вышеуказанного Положения, обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в частности, в обеспечении водителей необходимыми путевыми документами, в том числе графиками движения установленной формы. При этом в силу пункта 5.7.4 Положения каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.

Аналогичная обязанность предусмотрена в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2, согласно которому владелец автобуса обязан обеспечить водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути, составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков, а также разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.

Согласно п.п.2.3.6, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утв. Приказом Минтранса РФ от 8.01.1997г. №2 владельцы автобусов обязаны: обеспечить водителей необходимыми путевыми и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами; обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).

Вышеизложенные обстоятельства подтверждают обязанность лица, осуществляющего перевозки по регулярным муниципальным маршрутам, согласовывать график (расписание) движения по маршруту с соответствующим органом исполнительной власти и обеспечивать указанным графиком водителей автобусов для предъявления по требованию контролирующих органов, а также обеспечивать водителей лицензионной карточкой.

Согласно п.п. 4.15, 4.19 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2 с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.В случае несоответствия действующих автобусных маршрутов требованиям безопасности дорожного движения органами исполнительной власти соответствующих территорий, по которым проходят автобусные маршруты, на основе представлений комиссий по обследованию автобусных маршрутов могут приниматься решения о временном прекращении автобусного движения на этих маршрутах или закрытии маршрута.

В отсутствие вышеуказанных документов, а также с нарушением названных требований законодательства деятельность по осуществлению перевозок осуществляться не может.

Факт правонарушения, совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела, признаны предпринимателем в ходе проведения проверки, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, присутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Пунктом 3 ст.14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Материалами административного дела подтверждается факт нарушения, который отражен в протоколе об административном правонарушении.

Учитывая факты, свидетельствующие о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, а также отягчающие обстоятельства, предусмотренные ст.4.3 КоАП РФ, а именно, повторность совершения однородного правонарушения (решение по делу №А65-6050/2009-СА3-32 от 24.04.2009г., по делу №А65-28153/2009-СА3-38 от 27 октября 2009 года) суд считает правомерным назначить штраф в размере 4000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 Арбитражного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

  Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО2, 04.10.1967г.р., проживающего по адресу: РТ, <...>, зарегистрированного за ОГРН № <***> к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Реквизиты на оплату штрафа:

УФК по РТ (УГАДН по РТ ФСНСТ), КПП 166001001,

ИНН <***>, ОКАТО 92401000000,

Счет получателя платежа 40101810800000010001 в ГРКЦ НБ РТ г. Казань,

БИК 049205001, КБК 10611690040040000140.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья Э.Р. Галиуллин