ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-35817/2019
Дата принятия решения – 17 февраля 2020 года.
Дата объявления резолютивной части – 10 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хафизова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Перовой А.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань", г.Казань к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке ст. 51 АПК РФ (заявителя жалобы) – ФИО1, о признании незаконным и отмене постановления от 21.11.2019 г. по делу №016/04/9.21-1868/2019,
с участием:
от заявителя – представитель по доверенности №758 от 25.12.2019 ФИО2, паспорт;
от ответчика – представитель по доверенности №АШ-02/5 от 09.01.2020 ФИО3, удостоверение;
от ФИО1 – лично, ФИО1, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань", г.Казань (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань (ответчик, антимонопольный орган, административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 21.11.2019 г. по делу №016/04/9.21-1868/2019.
Определением суда от 17.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке ст. 51 АПК РФ (заявителя жалобы) привлечен – ФИО1 (далее – третье лицо).
До судебного заседания от ФИО1 поступил отзыв с приложением. Документы приобщены к материалам дела.
В ходе судебного заседания представитель заявителя заявил ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с тем, что 22.01.2020 им подана жалоба на определение Верховного суда Российской Федерации от 15.01.2020 по делу №А65-6634/2019 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации.
Представитель ответчика оставил вопрос об отложении судебного заседания на усмотрение суда.
ФИО1 возражал против отложения судебного заседания.
С учетом мнения сторон, суд определил отказать в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 158 АПК Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Обязательное отложение судебного заседания предусмотрено только в двух случаях: когда это прямо предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о месте, и времени судебного разбирательства.
Из содержания частей 3 - 5 статьей 158 АПК Российской Федерации следует, что если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство о его отложении, то совершение данного процессуального действия является правом суда, а не обязанностью.
Таким образом, части 3 - 5 статьи 158 АПК Российской Федерации предоставляют возможность суду отложить рассмотрение дела по ходатайству отсутствующего лица в случае, если его отсутствие приведет к невозможности всестороннего объективного рассмотрения дела.
Между тем, невозможность рассмотрения настоящего дела до рассмотрения кассационной жалобы на определение Верховного суда Российской Федерации от 15.01.2020 по делу №А65-6634/2019 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации судом не усматривается, поскольку рассмотрение кассационной жалобы в рамках дела №А65-6634/2019 не препятствует рассмотрению настоящего спора.
Суд в порядке статей 158, 159 АПК РФ определил в удовлетворении заявленного ходатайства отказать, поскольку обжалование вступившего в законную силу судебного акта в кассационном порядке по делу №А65-6634/2019 не создает безусловных препятствий для рассмотрения дела по существу применительно к статье 158 АПК РФ.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика требования заявителя не признал, дал пояснения по делу.
ФИО1 требования заявителя не признал, дал пояснения по делу.
Как следует из материалов дела, Постановлением от 21.11.2019 по делу №016/04/9.21-1868/2019 (далее – оспариваемое постановление) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Казань", г.Казань привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как установлено судом, ФИО1 повторнообратился в Управление ФАС по РТ (вх.№11822/ж от 23.07.2019г.) по вопросу отказа в осуществлении технологического присоединения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: РТ, <...>.
Указанная зона обслуживается газораспределительной организацией ООО «Газпром Трансгаз Казань» (420073, РТ, Казань, ул. Аделя Кутуя, д. 41, ИНН <***>, КПП 166001001).
Управлением в ходе рассмотрения административного дела установлено cлeдyющee.
ФИО1, является правообладателем земельного участка, а также объекта капитального строительства индивидуального жилого дома, предназначенного для проживания одной семьи, расположенного на данном участке по адресу: РТ, <...>.
26.04.2016г. между заявителем и третьим лицом подписан договор №13-16-ТП (далее - договор) подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения, согласно которому исполнитель (общество «Газпром трансгаз Казань») обязуется осуществить подключение (технологическому присоединению) объекта заявителя к принадлежащей исполнителю на законном праве сети газораспределения, а также осуществить комплекс мероприятий по подготовке сети газопотребеления и газоиспользующего оборудования к подключению на принадлежащем заявителю земельном участке в соответствии с Техническими условиями.
Исполнитель обязуется, в том числе проверить выполнение заявителем технических условий о присоединении, осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием Сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению (технологическому присоединению) (пункт 3.2.4 договора), осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного пунктом 2.12. договора даты подключения (технологического присоединения), но не ранее подписания акта о готовности, указанного в пункте 3.2.4 договора (пункт 3.2.5 договора).
17.10.2018 г. третье лицо уведомило заявителя о выполнении им Технических Условий и необходимости в соответствии с п. 3.2.4 договора проверить сеть и составить акт о готовности.
Исходящим Письмом № 03/2-10224 от 31.10.2018 Исполнитель отказался проверять выполнение третьим лицом технических условий, потребовав предоставить исполнительно-техническую документацию и иные документы.
Письмом от 07.11.2018г. ФИО1 повторно уведомил ООО «Газпром Трансгаз Казань» о выполнении технических условий.
Письмом от 26.11.2018 № 10929 общество проинформировало ФИО1 о необходимости осуществления контроля в соответствии с СП 62.13330.2011, при этом указывая, что приемка сетей газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком, с участием представителей проектной и эксплуатационной организацией, которая проверяет комплектность и правильность составления исполнительной документации, производит внешний осмотр объекта с целью определения соответствия выполненных строительно-монтажных работ проекту и другим нормативно документам, утвержденным в установленном порядке.
23.11.2018 ФИО1 повторно обратился в адрес ООО «Газпром Трансгаз Казань» (вх. № 19140 от 23.11.2018) с запросом информации о ходе выполнения мероприятий по подключению.
Ответ на указанное письмо был направлен заявителю 20.12.2018 (исх. № 03/2-12359) с информацией о том, что были произведены проектно-изыскательские работы и осуществлено строительство газопровода до земельного участка ФИО1
По факту нарушения порядка осуществления технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям газораспределения Управлением было вынесено постановление А05-1899/2018, ООО «Газпром трансгаз Казань» было признано нарушившим ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ. Законность и обоснованность постановления №А05-1899/2018 была подтверждена судебными актами по делу А65-6634/2019.
Письмом от 05.07.2019 ФИО1 повторно обратился к ООО «Газпром трансгаз Казань» по вопросу присоединения к сети газораспредления.
Письмом от 17.07.2019 ООО «Газпром трансгаз Казань» повторно затребовало надлежащим образом оформленную исполнительную и техническую документацию.
В ответ за запрос от 08.08.2019г. ООО «Газпром трансгаз Казань» письмом (вх.№13223 от 14.08.2019) сообщило о том, что приемка сетей газопотребления и осуществление пуска газа в данную сеть без соблюдения требований к приемке и составлению документов, закрепленных положениями правил СП 62.13330.2011 и ГОСТ Р 58095.0-2018, является нарушением Технического регламента.
ФИО1 обратился с жалобой в антимонопольный орган.
Поскольку в соответствии с судебными актами по делу А65-6634/2019, добровольное волеизъявление на разработку проектной документации третье лицо не выражало, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что требование заявителем о необходимости разработки и представления третьим лицом оформленной исполнительной и технической документации, свидетельствует о необоснованном возложении на него обязательств, не предусмотренных Правилами N1314.
31.10.2019 антимонопольным органом, в отношении ООО «Газпром трансгаз Казань» составлен протокол №016/04/9.21-1868/2019 об административном правонарушении.
21.11.2019 ответчиком вынесено оспариваемое постановление.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314, Правила).
В п. 2 Правил N 1314 закреплены понятия которые используются в Правилах, такие как «подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства», «заявитель», «исполнитель» и др.
Согласно п. 2 Правил № 1314 Исполнителем по договору о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Пунктом 3 Правил № 1314 установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, который включает в себя: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; б) выдачу технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения; г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.
Согласно пункту 59 Правил № 1314, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В соответствии с пунктом 97 Правил, мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Согласно пункту 98 Правил, исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);
д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.
Пунктом 100 Правил № 1314 предусмотрено, что заявитель обязан:
а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;
б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);
в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях;
г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий.
Антимонопольный орган, изучив жалобу третьего лица, пояснения ООО «Газпром трансгаз Казань» пришел к выводу о том, что требование о предоставлении исполнительно-технической документации на сети газопотребления не предусмотрено положениями Правил № 1314.
Судом установлено, что в п. 3.1 договора стороны согласовали, что обязуются в установленный договором срок выполнить комплекс мероприятий (в том числе технических) необходимых для фактического присоединения сети газопотребления Заявителя к сети газораспределения Исполнителя, которые включает в себя в том числе в разработку Заявителем (в данном случае третьим лицом) проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной (подпункт «б»).
Подпункт «б» пункта 97 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, закрепляет, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором подключения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) (далее – ИЖС). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам ИЖС.
Правила подключения определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) система газоснабжения является одной из систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и включается в состав здания или сооружения.
Пунктом 4 Технического регламента предусмотрено, что положения Технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.
Понятие сети газопотребления жилых зданий дано в пункте 2 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613 (далее – Приказ). Согласно Приказу, «сеть газопотребления жилых зданий» - единый комплекс, включающий в себя наружные (вводные газопроводы и газопроводы-вводы) и внутренние газопроводы, сооружения и технические устройства.
Разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов ИЖС, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя.
Действующим законодательством не предусмотрено, что проверка фактического соответствия сетей газопотребления правилам безопасности возможна исключительно только при наличии проекта газоснабжения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 98 Правил, исполнитель обязан проверить выполнение заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Таким образом, непосредственно пуск газа осуществляется только после проверки готовности сетей газопотребления, в том числе на предмет соблюдения правил безопасности при использовании газового оборудования после подписания газораспределительной организацией с потребителем акта о готовности сетей газопотребления.
Ссылки заявителя на то, что отсутствие исполнительно-технической документации на сеть газопотребления третьего лица лишит Общество возможности проверить соответствие построенной сети газопотребления техническим требованиям и, как следствие, подписать акт о готовности сетей к подключению, отклоняются судом, поскольку отсутствие проектной документации не препятствует проведению соответствующей проверки.
Пунктом 104 Правил № 1314 установлен запрет на навязывание заявителю услуг и обязательств, которые не предусмотрены настоящими Правилами.
Положения раздела 10 СП 62.13330.2011 распространяется на отношения, возникающие между заказчиком (застройщиком) и государством и между заказчиком (застройщиком) и привлеченными ими лицами на основании договора. Следовательно, ООО "Газпром Трансгаз Казань" не вправе требовать документы, составленные в результате правоотношений, возникающих в рамках указанных правил (СП 62.13330.2011).
Приведенные обществом ссылки на нормативные документы: СП62.13330.2011, ГОСТ Р 58095.0-2018, ГОСТ 54961-2012 к законодательным актам не относятся. Указанные документы прямо не предусматривают обязанность потребителей за свой счет разработать проект сети газопотребления индивидуального жилого дома, а также исполнительно-техническую документацию на сети газопотребления, находящиеся в границах земельного участка потребителя, тогда как из положений пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ в совокупности с требованиями Правил и типовыми условиями договора о подключении, следует, что такое условие (обязанность) должно быть прямо закреплено законодательным актом.
Принимая во внимание требования действующего градостроительного законодательства, законодательства о техническом регулировании, а также пунктов 3, 6, 59, 72, 90, 97, 98, 100, 104 Правил N 1314 и учитывая, что разработка исполнительно-технической документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газопотребления), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов индивидуального жилищного строительства, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя, суд пришел к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае у общества оснований требовать от ФИО1 представления исполнительно-технической документации на сети газопотребления, находящиеся в границах земельного участка потребителя, и, соответственно, о наличии в действиях общества "Газпром трансгаз Казань" события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена положениями статьи 9.21 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в судебных актах по делу №А65-6634/2019 (определением Верховного Суда РФ от 15.01.2020 N 306-ЭС19-24872 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ), по спору между теми же сторонами в отношении одного и того же объекта, по аналогичным основаниям для отказа в техприсоединении, а также по делу N А14-16624/2014 (определением Верховного Суда РФ от 20.04.2016 N 310-КГ15-20098 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ).
Также, отсутствие правового основания требовать с третьего лица разработку проектной документации подтверждается судебной практикой, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.10.2018 г. по делу № А65-4401/2018 (определением Верховного Суда РФ от 12.02.2019 № 306-АД18-24998 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ).
Кроме того, ФАС России в своем письме от 15.05.2017 №СГ1/32350/17, со ссылкой на письма Ростехнадзора от 20.04.2017 №00-06-04/1039 и Минстроя России от 20.03.2017 №8652-АГ708, также указало правовую позицию ведомства, согласно которой разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения) не обязательна для объектов ИЖС, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя.
Также, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в своих письмах от 27.12.2018 №56163-ОГ/08 и от 18.01.2019 №1715-ОГ/18 указало, что разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка не обязательна для объектов ИЖС, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя.
Судом рассмотрены и оценены все доводы заявителя, при этом оснований для удовлетворения заявленных требований не установлено.
Факт совершения Обществом административного правонарушения установлен судом и подтверждается материалами дела.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
В качестве квалифицирующего признака в ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ закреплена повторность совершения (повторное совершение) предусмотренного ч. 1 состава административного правонарушения.
В данном случае поскольку административным органом установлено, что ранее Общество привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, что подтверждается постановлениями управления №А05-709/2017, №А05-1899/2018 от 05.02.2019г. законность и обоснованных которого подтверждена вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов (дела № А65-4836/2017, № А65-17206/2017, №А65-6634/2019), оставленными в силе постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 25.09.2018 и 04.07.2019, то деяние, совершенное обществом (повторно), обоснованно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа назначено заявителю по правилам статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Штраф в размере 600 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Каких либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения, судом не установлено. Обществом о наличии таких обстоятельств не указано (соответствующих доказательств не представлено), о необходимости снижения назначенного штрафа не заявлено. Факт совершения правонарушения общество не признает. В связи с чем, оснований для снижения размера штрафа не имеется.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.
На основании изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого постановления антимонопольного органа незаконным и подлежащим отмене, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В соответствии с ч. 3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Хафизов И.А.