ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-460/10 от 04.03.2010 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Казань Дело №А65-460/2010-СА3-56

Резолютивная часть решения объявлена 4 марта 2010г.

Текст решения в полном объеме изготовлен 12 марта 2010г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи  Бредихиной Н.Ю., рассмотрев 4 марта 2010г. в первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Зеленодольский фанерный завод», г. Зеленодольск к Средневолжскому территориальному управлению Отдел государственного контроля, надзора и охраны ВБР по РТ, г.Казань об отмене постановления №316 от 08.12.2009 г. о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 6 000 руб. согласно ст. 8.33 КоАП РФ за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов,

с участием:

от заявителя – ФИО1, доверенность №13 от 14.01.2010 г., ФИО2, доверенность № 49 от 17.02.2010 г.

от ответчика – ФИО3, доверенность № 155 от 15.09.2009 г.

при ведении протокола судебного заседания судьей Бредихиной Н.Ю.,

У С Т А Н О В И Л :

Открытое акционерное общество «Зеленодольский фанерный завод», г. Зеленодольск (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Средневолжскому территориальному управлению Отделу государственного контроля, надзора и охраны ВБР по РТ, г.Казань (далее – ответчик) об отмене постановления №316 от 08.12.2009 г. о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 6 000 руб. согласно ст.8.33 КоАП РФ за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

В судебном заседании в порядке ст.56 АПК РФ в качестве свидетеля допрошен ФИО2

До начала рассмотрения дела по существу представителем заявителя заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копий заключения от 15.02.2010 г., приказа от 01.08.2009г., должностной инструкции технического директора, должностной инструкции специалиста по охране окружающей среды, представителем ответчика заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела протокола КХА №281 от 18.08.2009 г.

Судом заявленные ходатайства удовлетворены в порядке ст. 159 АПК РФ.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснили, что у заявителя имеется решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и дренажных вод, заявителем осуществляется плата за сбросы загрязняющих веществ. Пояснили, что в настоящее время заявителем поданы все необходимые документы для получения разрешения, получено заключение по проекту нормативов допустимых сбросов.

Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что у заявителя отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект, выданное разрешение Ростехнадзора выдано на объект – Промплощадка предприятия, а не в затон Куйбышевского водохранилища. Пояснил суду, что санкция в размере 6 000 руб. была применена с учетом повторности совершенного заявителем правонарушения около двух лет назад.

Как установлено судом из материалов дела, ответчиком 18.11.2009г. на основании распоряжения №26 от 10.11.2009г. с целью проверки соблюдения природоохранного законодательства, требований законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов проведена выездная проверка в отношении ОАО «Зеленодольский фанерный завод». В результате проверки было установлено, что ОАО «Зеленодольский фанерный завод» 18.11.2009г. в 11 час. 30 мин. в нарушение ст.47 Федерального закона от 20.12.20004г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», п.11 Постановления Совета Министров ССР от 15.09.1958 г. №1045 «О воспроизводстве и охране рыбных запасов в внутренних водоемах СССР» допустило неорганизованный сброс по самотечной системе канализации без очистки промышленно-загрязненных вод в затон Куйбышевского водохранилища (р.Волга) с превышением предельно-допустимой концентрации загрязняющих веществ для воды, водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей.

В ходе проверки были составлен акт проверки №59 от 18.11.2009г., вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.11.2009г., составлен протокол об административном правонарушении №345 от 1.12.2009г., по результатам рассмотрения которых было вынесено постановление №316 от 8.12.2009г. о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст.8.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 6 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке, указав что неорганизованный сброс точных и дренажных вод в затон Куйбышевского водохранилища (р.Волга) осуществляется на основании разрешения №С.06.426.09.36 от 2.06.2009г. выданного приволжским управление Ростехнадзора, решения №0028/07 от 29.11.2007г. Нижнее-Волжского БВУ Федерального агентства водных ресурсов.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с положениями ч. 6 и ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008г. N444, предусмотрено, что Федеральное агентство по рыболовству осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Куйбышевское водохранилище (р.Волга), является водоемом рыбохозяйственного значения высшей категории.

В соответствии с п.11 Постановления Совета Министров СССР от 15.09.1958 г. №1045 «О воспроизводстве и охране рыбных запасов в внутренних водоемах СССР» запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.

В соответствии со ст.47 Федерального закона от 20 декабря 2004 г.N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

В целях реализации части 1 статьи 47 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008г. №484 установлено, что нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатывает и утверждает Федеральное агентство по рыболовству по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Такое решение было выдано заявителю Нижне-Волжским Бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов №0028/07 от 29.11.2007г.

В соответствии со ст.5.3.3.5. Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» выдача разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду находится в полномочиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Разрешение от 02.06.2009г. №С.06.426.09.36 Приволжского управления Ростехнадзора выдано заявителю на сброс (неорганизованный) загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод на промплощадку №1 (территория предприятия), 422541, РТ, <...>.

Разрешение на сброс в Куйбышевское водохранилище у заявителя на момент проверки отсутствовало. В настоящее время заявителем предпринимаются меры по его получению.

В соответствии со п.1.5 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000 №77) (с изм. внесенными решением Верховного Суда РФ от 13.11.2007 № ГКПИ07- 1000), утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 года внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды.

В соответствии с «Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты» (утв. Госкомэкологией РФ 29.12.1998г.) под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается «вынос загрязняющих веществ с территории водосброса предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стокам (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территории предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций)».

Проект нормативов предельно допустимых концентраций сбросов веществ поступающих со сточными водами в Куйбышевское водохранилище у заявителя отсутствует.

За нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов ст.8.33 КоАП РФ установлена административная ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Факт совершения правонарушения заявителем, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ материалами дела подтвержден.

Допрошенный в судебном заседании ФИО2, предупрежденный об уголовной ответственности в порядке ст.ст.307,308 УК РФ показал, что генеральный директор уполномочил его явиться на составление административного протокола, а также показал, что разрешение на сброс сточных вод, находились на стадии разработки.

Процессуальные требования административного законодательства при составлении протокола об административном правонарушении №345 от 1.12.2009г. и рассмотрении административного дела ответчиком были соблюдены.

Однако, судом установлено что штраф назначен в размере 6000 рублей. Оспариваемое постановление не содержит никаких сведений об отягчающих вину заявителя обстоятельствах, предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ, о ранее вынесенном постановлении о привлечении к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, кроме того, в соответствии со ст.4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении указывает о необходимости иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика пояснил, что штраф был назначен с учетом повторности совершенного заявителем правонарушения около двух лет назад, однако соответствующих документов суду не представил.

Установив фактические обстоятельства дела, принимая во внимание отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания вытекающими из Конституции РФ, суд считает возможным изменить размер наложенных штрафных санкций, снизив его с 6 000 рублей до минимального размера, установленного санкцией ст.8.33 КоАП РФ - 5000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 – 169, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований об отмене постановления №316 от 08.12.2009г. отказать.

Изменить постановление №316 от 8.12.2009г. Федерального агентства по рыболовству в лице Средневолжского территориального управления Отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР по РТ, г.Казань о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.8.33 КоАП РФ снизив размер штрафа с 6000 рублей до минимального размера, установленного санкцией ст.8.33 КоАП РФ - 5000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья Н.Ю.Бредихина