ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-6153/2012 от 13.03.2012 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело №А65-6153/2012

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2012 г.

Полный текст решения изготовлен 15 марта 2012 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Воробьёва Р.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Храмовой Е.В., рассмотрев 13 марта 2012 г. по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г.Казань о привлечении к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ общества с ограниченной ответственностью "АЖУР", г.Нурлат,

с участием:

от заявителя – извещен, не явился,

от ответчика – извещен, не явился,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г.Казань (далее – заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ общества с ограниченной ответственностью "АЖУР", г.Нурлат (далее – ответчик, общество).

В соответствии с положениями статьи 137 АПК РФ, судья, признав дело подготовленным и если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции (Определение ВАС РФ от 18.01.2012 N ВАС-17592/11 по делу N А12-5719/2011).

Суд, признав дело подготовленным, переходит к рассмотрению дела по существу.

Стороны, извещенные о времени, месте и дате проведения судебного разбирательства в соответствии с требованиями ст.ст. 122, 123 АПК РФ, не явились.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ.

Отводов, иных ходатайств не поступило.

Как усматривается из представленных по делу документов, в ходе проведения внеплановой выездной проверки деятельности общества на основании поступившей информации от Оперативно-разыскной части уголовного розыска № 6 по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности МВД РТ (вх. № 29133/08 от 19.12.2011г.), по распоряжению руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике ФИО1 ФИО2 от 19 декабря 2011г. № 9087/08-вп/в обнаружено, что 22.12.2011г. в 18 ч. 00 мин. в вино-водочном отделе магазина ООО «АЖУР», расположенного по адресу: РТ, <...> оборот алкогольной продукции не соответствует требованиям санитарных правил, а именно: в магазине недостаточно стеллажей и поддонов, вследствие чего настойка горькая «Доктор Перцефф с медом» производства филиала ОАО «Татспиртпром «Нижнекамский ликероводочный завод» в количестве 11 бутылок по 0,5литров с датой изготовления 14.12.2011г., водка «Хлебная» производства филиала ОАО «Татспиртпром» «Усадский спиртзавод» в количестве 20 бутылок по 0,375 литра с датой изготовления 06.12.2010г., водка «Живое озеро» производства филиала ОАО «Татспиртпром «Нижнекамский ликероводочный завод» в количестве 11 бутылок по 0,5 литров с датой изготовления 16.11.2011г., водка «Усадская Хлебная» производства филиала ОАО «Татспиртпром» «Усадский спиртзавод» в количестве 20 бутылок по 0,5 литров с датой изготовления 17.11.2011г., водка «Родная кедровая» производства ООО «Первый Волжский вино-водочный комбинат» Саратовская область в количестве 15 бутылок по 0,5 литров с датой изготовления 24.02.2011г., водка «Кедровая» производства филиала ОАО «Татспиртпром «Нижнекамский ликероводочный завод» в количестве 20 бутылок по 0,5литров с датой изготовления 06.12.2011г. в складском помещении и торговом зале хранятся непосредственно на полу.

Кроме того, не осуществляется производственный контроль за условиями хранения алкогольной продукции: складские помещения для хранения алкогольной продукции не оборудованы психрометром для контроля параметров влажности и температуры.

Таким образом, административный орган усмотрел в действиях общества нарушение требований ст.ст. 15, 32 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 7.8., 6.4, 7.5, 14.1 «СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и соответственно состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.14. КоАП РФ.

По данному факту административным органом составлены акт проверки от 22.12.2011 г. № 9087/08-вп/в, протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 22.12.2011 г. и протокол об административном правонарушении от 22.12.2011 г.

Руководствуясь ст. 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Рассмотрев представленные материалы административного дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Судом установлено, что в соответствии с пунктом 63 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Положением о территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, протокол об административном правонарушении от 22.12.2011 г. составлен уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции.

Протокол об административном правонарушении от 22.12.2011 г. составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, с соблюдением гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что административный орган не представил доказательства, подтверждающие наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.14 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 6.14 КоАП РФ предусмотрено, что производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.

Положения данной статьи направлены на обеспечение обязанности по охране жизни и здоровья человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, а также выполнение организациями и должностными лицами положений федеральных законов №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и принятых в соответствии с указанными законами иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения в сфере торговли, работ и оказания услуг, обеспечивающие права потребителей на безопасную продукцию.

Правонарушение, предусмотренное ст. 6.14 КоАП РФ затрагивает экономические интересы государства в области оборота алкогольной продукции, а также интересы граждан в сфере безопасности пищевых продуктов. Также следует учитывать, что государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции, а производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находятся под особым государственным контролем.

Следовательно, оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам содержит опасную угрозу для личности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под оборотом понимаются закупка, поставка, хранение и розничная продажа.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.

Пунктом 2 статьи 3 указанного Закона установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий.

Таким образом, по смыслу приведенных норм для привлечения к административной ответственности по статье 6.14 КоАП РФ необходимо установить несоответствие качества находящейся в обороте алкогольной продукции требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, поскольку названное правонарушение посягает на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

По смыслу статей 26.2, 28.2, 28.3 КоАП РФ факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливается именно протоколом об административном правонарушении.

Несоответствие качества реализуемой обществом алкогольной продукции, перечисленной в протоколе об административном правонарушении от 22.12.2011 г., требованиям государственных стандартов, санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам административным органом не установлено, в протоколе об административном правонарушении от 22.12.2011 г. не отражено. Нарушение, выразившееся в хранении алкогольной продукции с нарушением условий хранения, само по себе не свидетельствует о несоответствии качества алкогольной продукции. Административным органом не представлены какие-либо иные доказательства, подтверждающие несоответствие качества реализуемой алкогольной продукции, в том числе заключения экспертов.

Вменяемые ООО "Ажур" правонарушения, выразившиеся в том, что алкогольная продукция хранится в складском помещении и торговом зале непосредственно на полу, а также в том, что не осуществляется производственный контроль за условиями хранения алкогольной продукции - складские помещения для хранения алкогольной продукции не оборудованы психрометром для контроля параметров влажности и температуры не образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.14 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Кроме того, закон смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч.2 ст.1.7 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отмены закона, установившего административную ответственность.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 237-ФЗ статья 6.14 КоАП РФ признана утратившей силу.

Исходя из положений части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, при отмене закона, установившего административную ответственность, производство по делу об административном правонарушении в отношении общества также подлежит прекращению.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.14 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Производство по делу об административном производстве прекратить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья Р.М.Воробьёв