Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Казань Дело № А65-6283/2016
23 мая 2016 года
Судья Арбитражного суда Республики Татарстан Абдуллаев А.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КаМП», г. Казань о признании незаконным и отмене постановления Татарстанской таможни Федеральной Таможенной службы Приволжского таможенного управления по делу об административном правонарушении №10404000-132/2016 от 03.03.2016 года,
У С Т А Н О В И Л :
общество с ограниченной ответственностью «КаМП», г. Казань (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Татарстанской таможне Федеральной Таможенной службы Приволжского таможенного управления (далее по тексту – ответчик) об о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №10404000-132/2016 от 03.03.2016 года.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке ст.ст. 121,123, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с ч. 2 ст. 228 АПК РФ.
От ответчика поступил отзыв на заявление с приложением материалов административного производства.
От заявителя поступили письменные возражения на отзыв ответчика.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает следующее.
В соответствии со статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в федеральном законе об административных правонарушениях.
Административным правонарушением по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административным правонарушением признается заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает доказанным наличие события и состава вменяемого обществу административного правонарушения.
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации.
Согласно пункту 1 и подпункту 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются, в том числе, сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Статьей 188 ТК ТС предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант, в частности, обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено правом Евразийского экономического союза.
При этом, в соответствии со статьей 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств, являющихся членами Евразийского экономического союза, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Как следует из подпункта 29 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», в графе 31 декларации на товары «грузовые места и описание товаров» указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), которая утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54, а также о грузовых местах.
Следовательно, в декларации на товары должны быть указаны все сведения о товаре, которые влияют на его классификацию по ТН ВЭД ЕАЭС. Таким образом, классификация декларантом товара на основании заявленных в таможенной декларации сведений о товаре без учета характеристики товара, которая имеет значение для этой классификации, но не указана в декларации не считается надлежащей, а описание - полным (достоверным).
Описание товара, содержащееся в декларации на товары, является недостоверным (не полным), если в указанных декларантом в декларации на товары сведениях о товаре отсутствуют характеристики товара, в связи с чем, не представляется возможным определить код ТН ВЭД ЕАЭС, соответствующий данному товару.
Сведения о качественной характеристике товара являются сведениями, необходимыми для его классификации в таможенных целях, поскольку они непосредственно влияют на отнесение товара к подсубпозициям ТН ВЭД ЕАЭС, каждая из которых имеет код и устанавливает подлежащую применению ставку таможенной пошлины.
Пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ» разъяснено, что если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП России, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Пункт 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября 2013 г. № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» разъясняет, что частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров недостоверных сведений о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что под ее действие подпадают и случаи, когда освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера явилось следствием неполного указания декларантом в таможенной декларации сведений о товаре.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.06.2010 № 1076/10, в таможенной декларации должны быть приведены все сведения о товаре, которые влияют на его классификацию по товарной номенклатуре.
Поэтому классификация декларантом товара на основании заявленных в таможенной декларации сведений о товаре без учета характеристики товара, которая имеет значение для этой классификации, но не указана в декларации, не может считаться надлежащей, а описание товара - полным.
Таким образом, заявление в таможенной декларации недостоверных (неполных) сведений о товаре, сопряженное с указанием кода товарной номенклатуры, не соответствующего данному товару, исходя из недостающих в декларации сведений о товаре и послужившее в связи с этим основанием освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера, является недостоверным декларированием, образующим объективную сторону состава административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 19.08.2015 в ОТО и ТК № 3 Казанского таможенного поста обществом подана предварительная ДТ №10404054/190815/0009634, в которой заявлены сведения о двух товарах, среди которых, по товару №1 (графа 31 ДТ) были заявлены следующие сведения:
- товар №1 - «Кормовая добавка «ФИО1 229». Внешний вид - сыпучий порошок, коричневого цвета. Сертификат анализа: объемная плотность - 950 кг/мЗ (мин)-1050 кг/мЗ (макс), РН 5% - 4,0 (мин) - 5,0 (макс), лимонная кислота - 6,0% (мин) - 10,0% (макс), муравьиная кислота - 40,2% (мин) - 46,2% (макс), молочная кислота - 6,80% (мин)-10,80% (макс). Характеристика: широкий спектр активности, гарантируют высокую рентабельность производства, хорошо распределяются в кормах, улучшают усвояемость питательных веществ, низкая дозировка, обладают прекрасной сыпучестью. В корм для поросят в возрасте до 45-50 дней. Не содержит крахмала, глюкозы, сиропа глюкозы, мальтодекстрина или сиропа мальтодекстрина. В составе нет генно-инженерно-модифицированных ингредиентов. Используется для кормления всех видов сельскохозяйственных животных».
Заявленный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС (графа 33 ДТ) - 2309 90 990 0. Общая таможенная стоимость задекларированного товара - 738083,08 руб. Таможенная стоимость за 1 кг. веса нетто - 105,44 руб. (1,6 долларов США). Ставка ввозной таможенной пошлины - 5 %, ставка НДС - 10 %. Количество грузовых мест - 280. Вес брутто - 7238 кг. Вес нетто - 7000 кг. Страна происхождения и отправления - Нидерланды.
В ходе проведения документального контроля, 21.08.2015 в соответствии со статьей 106 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.10 №311-Ф3 таможенным органом открыта дополнительная проверка классификации товара на предмет правильности заявленного кода товара 2309 90 990 0 по ТН ВЭД ЕАЭС (графа 33 ДТ). У декларанта запрошены дополнительные документы, содержащие сведения по применению декларируемого продукта; а также документ, подтверждающий назначение товара.
По результатам дополнительной проверки таможенным органом принято решение о назначении таможенной экспертизы, произведен отбор проб товара, заявленного в ДТ 10404054/190815/0009634, отобранные пробы товара направлены на экспертизу в ЭКС-региональный филиал ЦЭКТУ г. Нижний Новгород.
16.11.2015 в Татарстанскую таможню поступило заключение таможенного эксперта от 11.11.2015 № 030167-2015 по товару «ФИО1 229», задекларированному в ДТ Ю404054/190815/0009634, в товарной подсубпозиции 2309 90 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС как - «продукты, используемые для кормления животных: - прочие:- прочие:- прочие:-прочие:- прочие».
В соответствии с примечанием 1 к товарной группе 23 ТН ВЭД ЕАЭС, в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.
Согласно заключению эксперта товар не соответствует требованиям примечания 1 к группе 23 ТН ВЭД ЕАЭС, так как не содержит в своем составе веществ растительного и животного происхождения. По своему составу исследуемый товар представляет сложную смесевую композицию и не относится к веществам определенного химического состава и может использоваться в качестве антимикробного компонента при производстве кормов для животных.
Одновременно с этим, в соответствии с пояснениями к товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС установлено, что в товарную позицию 2309 не включаются и препараты, являющиеся по своей природе антимикробными дезинфицирующими средствами, используемые при производстве кормов для животных для контроля за нежелательными микроорганизмами (товарная позиция 3808).
Исходя из текста товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС, в нее включаются инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, средства дезинфицирующие и аналогичные им.
Исследуемые же пробы товара «ФИО1 229», в соответствии с выводами эксперта, по своим свойствам не относятся к инсектицидам, фунгицидам, гербицидам, средствам дезинфицирующим и иным препаратам, так как по своему составу и свойствам не соответствует требованиям примечания 1 к субпозициям группы 38 ТН ВЭД ЕАЭС.
Декларируемый товар не относится к смесям химических веществ с пищевыми продуктами или другими веществами, имеющими пищевую ценность, используемых при приготовлении пищевых продуктов, а также не является готовым продуктом для кормления животных, так как может использоваться лишь в качестве кормовой добавки при производстве кормов для животных. Не относится к инсектицидам, фунгицидам, гербицидам, средствам дезинфицирующим и иным препаратам.
По результатам проведенной экспертизы установлено, что исследуемые пробы товара «ФИО1 229» представляют собой сложную смесь, состоящую из кальциевых и натриевых солей муравьиной, молочной и фосфорной кислот с добавлением лимонной кислоты. Каждый из компонентов выполняет определенную функцию: соли муравьиной кислоты используются в качестве консервантов и антимикробных компонентов, соли фосфорной кислоты используются
в питании животных в качестве источника фосфора, соединения кальция являются
строительным материалом для костных тканей животных, лимонная кислота - в
качестве регулятора кислотности.
Следовательно, товар «кормовая добавка «ФИО1 229», исходя из текста товарной позиции 3824 ТН ВЭД ЕАЭС (продукты и препараты химические, химической или смежных отраслей промышленности (включая препараты, состоящие из смесей природных продуктов), в другом месте не поименованные или не включенные), должен классифицироваться в товарной под субпозиции 3824 90 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, на основании выводов таможенного эксперта, содержащихся в заключении от 11.11.2015 № 030167-2015, установлено, что сведения об описании товара «кормовая добавка «ФИО1 229», заявленные в 31 графе ДТ 10404054/190815/0009634, не соответствуют фактическим сведениям о товаре. Заявленный в 31 графе ДТ химический состав товара «лимонная кислота, муравьиная кислота, молочная кислота» не соответствует выводам эксперта «сложная смесь, в которой присутствуют кальциевые и натриевые соли муравьиной, молочной и фосфорной кислот с добавлением лимонной кислоты».
На основании выводов эксперта, товар «кормовая добавка «ФИО1 229», задекларированный по ДТ№ 10404054/190815/0009634 должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 3824 90 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС (ввозная таможенная ставка 5 %, НДС - 18%).
30.11.2015 Казанским таможенным постом принято классификационное решение № РКТ-10404054-15/0003 67 о классификации данного товара в товарной подсубпозиции 3824 90 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
Изменение классификационного кода товара привело к отмене (не представлению) заявленных декларантом льгот по уплате НДС (графа 36 ДТ), что в свою очередь привело к изменению ставки НДС с 10% на 18%. Данное обстоятельство послужило основанием для занижения размера исчисленного налога по ДТ в сумме 61 998 руб. 98 коп.
Положениями статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам и сборам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления налог уплачивается в полном объеме, то есть - 18%) (пункт 3 статьи 164 НК РФ, за исключением случаев, установленных в пунктах 1,2 и 4 настоящей статьи).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ перечислены продовольственные товары, при реализации которых налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов.
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 4 ТК ТС определено, что под налогами понимается - налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Действующим правом Евразийского экономического союза (статья 74 ТК ТС) предусмотрены льготы по уплате таможенных платежей, к которым в соответствии со статьей 70 ТК ТС относится НДС. Основания для предоставления льгот по уплате таможенных сборов и налогов определяются законодательством государств-членов Евразийского экономического союза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» утвержден перечень, в соответствии с которым продукты, используемые для кормления животных, классифицируемые в товарной субпозиции 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак) ТН ВЭД ЕАЭС, при ввозе на территорию Российской Федерации облагаются НДС по налоговой ставке 10% при условии совпадения как кода ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименования товара.
19.08.2015 ООО «КаМП» при регистрации ДТ 10404054/190815/0009634 заявил в отношении декларируемого товара кормовая добавка «ФИО1 229», льготы по уплате НДС, выразившиеся в указании:
кода ЛП в графе 36 (применение ставки НДС в размере 10% в отношении ввозимых в Российскую Федерацию продовольственных товаров) на основании перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №908;
реквизитов Постановления правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №908, дающего право на уплату НДС по налоговой ставке 10 процентов в отношении декларируемого товара, под кодом 07011 в графе 44 (документы, которыми установлены право на льготы по уплате таможенных платежей или иные основания для их неуплаты, либо полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, либо уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов);
суммы, подлежащей уплате по НДС, исчисленной по налоговой ставке - 10 процентов в графе 47 ДТ.
На основании решения от 30.11.15 №РКТ-10404054-15/0003 67 о классификации товара «кормовая добавка «ФИО1 229» в товарной подсубпозиции 3824 90 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС, по результатам таможенной экспертизы, назначенной в рамках дополнительной проверки классификации товара, принято решение о непредставлении льгот по уплате НДС ввиду того, что код товара 3824 90 970 8 по ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства, предусматривает применение ставки НДС в размере 10% только в отношении товара: сахарозаменители для людей, больных сахарным диабетом.
Таким образом, было установлено, что ООО «КаМП», при описании товара № 1 не заявило сведения о функциональном назначении компонентов, входящих в состав товара, химический состав товара, влияющий на его классификацию.
Заявление декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных (неполных) сведений об их описании и классификационном коде по ЕТН ВЭД ЕАЭС, что и явилось основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 16 февраля 2016 г.
На составление протокола об административном правонарушении общество извещено телеграммой №897 (уведомление №12-22/0209 от 10.02.2016).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении таможенным органом принято постановление от 03 марта 2016 г. № 10404000-132/2016, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 999руб. 49 коп.
При таможенном декларировании товаров обществом не предприняты достаточные меры для исключения возможности недостоверного таможенного декларирования товаров, что свидетельствует о наличии вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ. У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд при рассмотрении настоящего дело исходит из результатов проведенной экспертизы товара. Доказательств необоснованности и неправомерности выводов эксперта, заявителем не добыто и арбитражному суду не представлено. При таких обстоятельствах, оснований подвергать сомнению выводы эксперта у арбитражного суда не имеется. Доводы заявителя противоречат выводам эксперта, установившим физико-химические свойства товара, послужившим основанием для установления классификационного кода товара.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем законодательства в сфере таможенного законодательства, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
Размер штрафа, примененный административным органом, назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Доказательств исключительности рассматриваемого случая не представлено, из материалов дела не усматривается.
Таким образом, арбитражный суд считает, что таможенным органом доказана законность и обоснованность оспариваемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья А.Г. Абдуллаев