ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-639/16 от 10.06.2016 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2,  г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                          Дело № А65-639/2016

Дата принятия решения –  июня 2016 года .

Дата оглашения резолютивной части –  10 июня 2016 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Сальмановой Р.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой –Черяшовой Ю.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям:

-Палаты имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, г.Бугульма к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань   о признании недействительным решения №06-199/2015 от 24 ноября 2015 года УФАС по Республике Татарстан;

-Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань о признании недействительным пункта 1 решения №06-199/2015 от 24 ноября 2015 года УФАС по Республике Татарстан,

при участии представителей:

- от заявителя 1, Палаты имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан – ФИО1 по доверенности от 30.03.2015 №679, паспорт РФ – до перерыва;

- от заявителя 2, ИКМО Бугульминского муниципального района РТ – ФИО2 по доверенности от 30.05.2015 и ФИО3 по доверенности от 03.03.2016 - до перерыва;

- от ответчика – ФИО4 по доверенности от 11.01.2016;

- от третьего лица, ООО «Прикамское карьероуправление» – ФИО5 по доверенности от 23.03.2016 – после перерыва;     

УСТАНОВИЛ:

              Палата имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (далее – заявитель 1, Палата) обратилась с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – УФАС по РТ, ответчик, антимонопольный орган) о признании недействительным решения №06-199/2015 от 24 ноября 2015 года УФАС по Республике Татарстан.

Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района РТ (далее – заявитель 2 или Исполком) обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – УФАС по РТ, ответчик, антимонопольный орган) о признании незаконным пункта 1 решения УФАС по РТ от 24.11.2015 по делу №06-199/2015.

               Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 марта 2016 года материалы дела №А65-1310/2016 переданы для объединения в одно производство и совместного рассмотрения с делом №А65-639/2016.

 Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 апреля 2016 года  2016 года дело №А65-1310/2016 объединено в одно производство с делом №А65-639/2016, с присвоением номера А65-639/2016.

Представители заявителей и ответчика, извещенные о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.123 АПК РФ, явились.

Представители заявителей ходатайствовали об удовлетворении заявленных требований, а также о приобщении дополнительных документов: выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.05.2016, 18.03.2015, распоряжения от 25.12.2015 об утверждении административного регламента; письма от 12.05.2016 в адрес  ООО «Прикамское карьероуправление»; Генерального плана Староисаковского Сельского поселения Бугульминского Муниципального района, приобщенные судом, к материалам дела в порядке ст.159 АПК РФ, с учетом мнения представителя ответчика, не возражавшего в удовлетворении ходатайств.

Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

  В  судебном заседании объявлен перерыв в порядке ст.163 АПК РФ до 10.06.2016  до 12 час. 45 мин., информация о котором размещена на официальном сайте Арбитражного суда РТ, в назначенное время судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой-Черяшовой Ю.В., при участии представителей после перерыва:  от ответчика – ФИО4  по доверенности от 11.01.2016; от третьего лица ООО «Прикамское карьероуправление» – ФИО6 по доверенности от 23.03.2016.

       Представители заявителей ходатайствовали о рассмотрении дела после перерыва в судебном заседании в их отсутствии в порядке ст.156 АПК РФ, поскольку дополнительные доказательства ими представлены, выступления в прении осуществлено.          

Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

          Представитель третьего лица, ООО «Прикамское карьероуправление», явившийся после перерыва для участия в судебном заседании, требования заявителей поддержал, просил заявление удовлетворить.

  Как следует из представленных по делу материалов и установлено судом, в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан из Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РТ (далее – Россельхознадзор) поступили материалы, в ходе изучения которых ответчиком выявлены признаки нарушения  Исполнительным комитетом Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (заявитель 2) и Палаты имущественных и земельных  отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (заявитель 1) антимонопольного законодательства.

Комиссией УФАС России по РТ  принято решение №06-199/2015 от 24.11.2015 о наличии в действиях (бездействии) Исполкома признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в бездействии Исполкома по принятию мер, в рамках предоставленных ему законом полномочий, по осуществлению перевода земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:13:160616:68 в земли промышленности, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 2 Решения №06-199/2015 от 24.11.2015 установлен факт наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства Палаты, а именно нарушение  части 1 статьи 15 Федерального закон от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в бездействии заявителя 1 по осуществлению муниципального земельного контроля при использовании ООО «Прикамское карьероуправление» земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:13:160616:68 в надлежащую категорию, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. 

   Заявители, считая, что решение УФАС России по РТ №06-199/2015 от 24.11.2015 является незаконным, нарушающим права и обязанности Исполкома и Палаты, обратились с настоящим заявлением в суд.

Суд, исследовав доказательства по делу, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, считает заявленные требования, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.4,5 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как установлено судом, ООО «Прикамское карьероуправление» на основании договора уступки прав аренды земельного участка от 19.05.2014 на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:13:160616:68, общей площадью 95 393 кв.м., расположенном на территории Бугульминского муниципального района Республики Татарстан осуществляло незаконную разработку и добычу полезных ископаемых.

В силу статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации статей 11, 22 и 29 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», решение вопросов местного значения области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Одним из основных принципов земельного законодательства, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 ЗК РФ, является сочетание интересов общества законных интересов граждан, согласно которому регулирование использование охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии с пунктом 2 статьи 260 ГК РФ, на основании закона в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается илиограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с п. 1 ст. 42 ЗК РФ собственник земельного участка обязан использовать  землю,   как  в   соответствии   с   целевым   назначением,   так  и соответствии с разрешенным использованием.

Конкретное  целевое  назначение  земельного  участка  представляет  собой установление цели использования участка земли и определение объема прав обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании прямого указания в законе на допустимые цели использования земельного участка в составе соответствующей категории земель.

Назначение земельного участка определяется на основе норм законодательства, которые закрепляют цели допустимого использования земель соответствующей категории.

В силу пункта 2 статьи 77 ЗК РФ, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждение предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негатив (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для произволе хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со статьей 78 ЗК РФ и пунктом 1 части 3 статьи Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.

Исходя из смысла ЗК РФ и иных нормативно правовых актов РФ, следует, что земли сельскохозяйственного значения должны использоваться только по целевому назначению для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанны: сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры.

В случаях использования земельного участка не по назначению, органы местного самоуправления обязаны данный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно изъять у его собственник судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушен установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки.

Как следует из ст.77 ЗК РФ, в составе категории земель сельскохозяйственного назначения выделяются две субкатегории: сельскохозяйственные угодья (характеризуются особым правовым режимом и подлежат особой охране) и несельскохозяйственные угодья (земли, занятые внутрихозяйственными дорога коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строения сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (то есть земли, на которых непосредственно сельскохозяйственное производство не ведется).

К категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципалы; унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьяне» (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводе огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.

Особенностью  земель  сельскохозяйственного  назначения является то, земля здесь выступает в качестве основного средства производства продуктов питания, кормов для животных. Для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение     выведения таких земель сельскохозяйственного оборота.

Статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон N 172-ФЗ), установлены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий и земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 2 Закона № 172-ФЗ, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из составаземель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документ устанавливаются: 1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; 2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель. В ходатайстве о переводе земельных участков состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номерземельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3)  обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории другую; 4) права на земельный участок. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: 1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка; 2) копии документов, удостоверяющих личное заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного peeстра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; 3) выписка из Единого государственного реестра прав недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; 4) заключение государственной экологической экспертизы, в случае, если проведение предусмотрено федеральными законами; 5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом    государственной    власти    или    органом    местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.

Согласно части 1 статьи 3 Закона №172-ФЗ ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Как следует из частей 2 и 3 указанной статьи в рассмотрении ходатайства может быть отказано, в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. Ходатайство не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

Частями 4 и 5 статьи 3 Закона №172-ФЗ установлено, что по результат рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки: 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации; 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии с частями 7 и 8 статьи 3 Закона №172-ФЗ, акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:13:160616:68 относится к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается кадастровым паспортом.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 16:13:160616:68 используется не по целевому назначению, информация о переводе земельного участка в надлежащую категорию Исполнительным комитетом Бугульминского муниципального района Республики Татарстан и Палатой имущественных земельных отношений Бугульминского муниципального района РТ не представлена.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела № 06-199/2015 к участию привлечено ООО «Прикамское карьероуправление» в качестве лица, обладающего соответствующими сведениями, которым в ходе рассмотрения антимонопольного дела представлены: договор аренды земельного участка № 150 от 16.09.2013, договор уступки прав аренды земельного участка от 19.05.2014, лицензия на пользование недрами РТ от 27.11.2013 (серия ТАТ БГЛ № 01342, вид ТЭ), приложение № 1 к лицензии на пользование недрами от 20.11.2013 (лицензионное соглашение об условиях недропользования с разведки и добычи известняков на Исаковском месторождении в Бугульминском муниципальном районе РТ), проектная документация на разработку Исаковского месторождения известняков (заказчик: ООО «Прикамское карьероуправление»), горноотводный акт № 618/1324 от 17.02.2015 к лицензии (серия ТАТ БГЛ №01342, вид ТЭ) и проект рекультивации земель.

Как следует из решения ответчика, а также установлено судом, что ООО «Прикамское карьероуправление» неоднократно направляло письма (исх. № 116 от 20.12.2013 исх. № 158 от 28.04.2014, исх. № 144 от 10.02.2014 г., исх. № 272 от 24.02.2015 исх. № 280 от 12.03.2015 г., исх. № 294 от 20.05.2015 г., исх. № 297 от 21.05.2015) в адрес Главы Бугульминского муниципального района, мэру города Бугульмы, руководителю Палаты имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района РТ, в которых указанное юридическое лицо проси согласовать перевод земельного участка с кадастровым номером 16:13:160616:68, расположенного по адресу: РТ, Бугульминский муниципальный рай» Староисаковское сельское поселение из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности с целью разработки карьера, а также просило внести Исаковское месторождение, расположенное по адресу: 1,5 км восточнее с.Новое Исаково в Бугульминском муниципальном районе РТ в схему территориального планирования Бугульминского муниципального района РТ и/или генеральный план сельского поселения (по месту расположения участка недр).

Таким образом,  необходимая документация, в том числе проект рекультивации для перевода земельного участка с кадастровым номер 16:13:160616:68 у ООО «Прикамское карьероуправление» имеется.

В соответствии с основными положениями о рекультивации земель, снятии,  сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утвержден Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N525/6) рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

- разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;

- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова:

-  ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов сооружений;

- складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;

- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);

- ликвидации   последствий   загрязнения   земель,   если   по   условиям восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;

- проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для: целей полигонов.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнем применения плодородного слоя почвы устанавливаются орган; предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных, природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

На основании статьи 6 Устава муниципального образования «Бугульминский муниципальный район Республики Татарстан», принятого решением №3 ХХХХVсерии Совета Бугульминского муниципального района второго созыва «О принятии Устава муниципального образования «Бугульминский муниципальный рай Республики Татарстан в новой редакции» от 19.12.2014 (далее Устав), в структуру органов местного самоуправления Района входят: Совет Района, Глава Района, Исполнительный комитет Района, Контрольно-счетная палата Района, иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с настоящим Уставом. Согласно статье 7 Устава к вопросам местного значения Района относятся, в том числе:

16) утверждение схем территориального планирования Района, утверждение  подготовленной на основе схемы территориального планирования Рай документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участке границах Района для муниципальных нужд;

39) осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории Района;

45) утверждение генерального плана поселений, правил землепользования застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана поселений документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселений для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселений, осуществление  в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

На основании статьи 48 Устава, Исполнительный комитет Района является  исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Района.

В соответствии со статьей 50 Устава, Исполнительный комитет Района области территориального планирования, использования земли и других природных ресурсов, охраны окружающей природной среды:

- разрабатывает и вносит на утверждение Совета Района проекты документов территориального планирования Района, иной градостроительной документации соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, обеспечивает их реализацию;

-  осуществляет планирование и организацию рационального использование охраны земель, находящихся в муниципальной собственности Района;

- осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

Судом установлено, что ООО «Прикамское карьероуправление» с декабря 2013 года обращалось к Главе Бугульминского муниципального района, мэру города Бугульмы, руководителю Палаты имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района РТ, с целью согласовать перевод земельного участка с кадастровым номером 16:13:160616:68, расположенного по адресу: РТ, Бугульминский муниципальный район, Староисаковское сельское поселение из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности с целью разработки карьера, а также внести Исаковское месторождение, расположенное адресу: 1,5 км. восточнее с.Новое Исаково в Бугульминском муниципальном районе РТ в схему территориального планирования Бугульминского муниципального района РТ и/или в генеральный план сельского поселения (по месту расположения участка недр), органами местного самоуправления Бугульминского муниципального района РТ.

 Однако до 24.11.2015 (вынесено Решение УФАС по РТ) перевод земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:13:160616:68 в земли промышленности, не осуществлен, со ссылкой на отсутствие в бюджете Бугульминского муниципального района РТ для внесения изменений в схему территориально планирования района и в генеральный план сельского поселения данной статьи.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела Главой Староисаковского сельского поселения Бугульминского муниципального района РТ представлено письмо за вх. 14336 от 20.11.2015, в котором указано, что 24 июня 2015 года ООО «Прикамское карьероуправление» на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:13:160616:68 осуществляло деятельность с целью разработки и добычи полезных ископаемых.

Согласно представленным сведениям Главы Староисаковского сельского поселения Бугульминского муниципального района РТ, ООО «Прикамское карьероуправление» осуществляло работы на земельном участке с кадастровым номером 16:13:160616:68 до середины сентября 2015 года, что подтверждается имеющимися в материалах антимонопольного дела №06-199/2015 фотоматериалов.

Использование ООО «Прикамское карьероуправление» земельного участка сельскохозяйственного назначения  с кадастровым номером 16:13:160616:68, для добычи полезных ископаемых без перевода вышеуказанного земельного участка в надлежащую категорию, является нарушением требования законодательства РФ, антимонопольного законодательства, поскольку ООО «Прикамское карьероуправление» использует земельный участок не по целевому назначению, что ставит ООО «Прикамское карьероуправление» в преимущественное, неравное положение по отношению к хозяйствующим субъектам, занимающимся аналогичной деятельностью.

На основании статьи 60 Устава, Палата имущественных и земельных отношений Района является постоянно действующим органом местного самоуправления Района, осуществляющим в пределах своих полномочий управление муниципальным имуществом, с находящимися в собственности Района земельными участками, акциями, долями (вкладами) уставных капиталах хозяйственных обществ. Палата имущественных и земельных отношений подотчетна Исполнительному комитету Района.

В соответствии с муниципальными правовыми актами и административным регламентом осуществляет муниципальный земельный контроль.

Из материалов дела следует, что Палатой имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан при рассмотрении дела №06-199/2015 не представлено доказательств, что органами местного самоуправления Бугульминского муниципального района Республики Татарстан осуществлен муниципальный земельный контроль в отношении земельного участка, используемого ООО «Прикамское карьероуправление», также отсутствует информация о мерах, предпринятых органами местного самоуправления Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, направленных н пресечение нарушения земельного и природоохранного законодательства со стороны ООО «Прикамское карьероуправление», как на момент действия договор уступки прав аренды земельного участка от 19.05.2014, так и на момент возбуждения дела №06-199/2015 и на момент рассмотрения дела 06-199/2015.

Факт предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:13:160616:68, не соответствующего действующим требованиям к предоставлению указанного земельного участка, не может не влиять на конкуренцию, поскольку предложение земельного участка с одними характеристиками формирует определенный круг потенциальных приобретателей который будет отличаться от круга потенциальных приобретателей, претендующих на земельные участки с другими существенными характеристиками.

Кроме того, в числе видов деятельности фактически осуществляемых ООО «Бугульминское карьероуправление» (арендатор) и ООО «Прикамское карьероуправление» (новый арендатор) отсутствует деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, в связи с чем предоставление Исполнительным комитетом   Бугульминского   муниципального   района   Республики   Татарстан и  Палатой имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан земельного участка с кадастровым номер 16:13:160616:68 из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства носит незаконный характер.

Таким образом, Палата имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района РТ бездействует при осуществлении контроля и охраны земельного участка с кадастровым номером 16:13:160616:68, относящейся к категории земель - земли сельскохозяйственных назначений, необоснованно создает преимущество для ООО «Прикамское карьероуправление», использует вышеуказанный земельный участок не по целевому назначению - для добычи полезных ископаемых. 

Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района РТ и Палата имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района РТ бездействуют по осуществлению перевода земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:13:160616:68 в земли промышленности.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г №135-Ф3 «О защите конкуренции», Федеральным органам исполнительной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации, oрганам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, как усматривается судом из представленных в материалы дела доказательств, из действий заявителя 1 явствует нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в бездействии по осуществлению муниципального земельного контроля при использовании ООО «Прикамское карьероуправление» земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:13:160616:68 в надлежащую категорию, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. 

В свою очередь, из действий заявителя 2 явствует нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся  в бездействии по принятию мер, в рамках предоставленных полномочий, по осуществлению перевода земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:13:160616:68 в земли промышленности, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В силу ч.1 ст.65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с ч.1 ст. 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Заявитель 1 в своих доводах ссылается, что с июля 2015 года велась работа по переводу земельного участка с кадастровым номером 16:13:160616:68 из категории сельскохозяйственных земель в промышленную. Был подготовлен проект постановления «О согласовании перевода земельного участка из категории в категорию» и направлен на согласование и подписание.  04 сентября 2015 года проект постановления был подписан руководителем исполнительного комитета «Староисаковского сельского поселения» БМР РТ, в связи с чем считают, что нарушений в данном случае не усматривается.

Заявитель 2, в свою очередь,также считает необоснованным пункт 1 решения УФАС по РТ, поскольку в части перевода вышеуказанного земельного участка, в рамках предоставленных полномочий, ими велись соответствующие работы.

От третьего лица, ООО «Прикамское карьероуправление», в свою очередь, поступил отзыв, в котором ссылается на вводную часть решения УФАС РТ в котором указывается на неосуществление муниципального земельного контроля в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:13:150305:123, тогда как предмет спора касается земельного участка с кадастровым номером 16:13:160616:68.

Между тем, вышеуказанные доводы заявителей 1,2 и третьего лица суд находит несостоятельными, поскольку в жалобе Россельхознадзора, в материалах антимонопольного дела предметом спора является земельный участок с кадастровым номером 16:13:160616:68. По земельному участку с кадастровым номером 16:13:150305:123, как усматривается из материалов антимонопольного дела, дело прекращено за отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.

Процедура рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по земельному участку с кадастровым номером 16:13:160616:68 ответчиком соблюдена.

Все приведенные в ходе рассмотрения дела доводы, высказанные участниками процесса, признаны судом не влияющими на правовую оценку оспариваемого акта, поскольку в ходе проверки ответчик не ограничен доводами жалобы, а проводит проверку по совокупности доказательств в целом.

Земельный участок с кадастровым номером 16:13:160616:68 используется не по целевому назначению, информация о переводе земельного участка в надлежащую категорию Исполнительным комитетом Бугульминского муниципального района Республики Татарстан и Палатой имущественных земельных отношений Бугульминского муниципального района РТ не представлена в материалы дела.

Таким образом, Палатой имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан и Исполнительным комитетом Бугульминского муниципального района РТ  не представлены  доказательства, свидетельствующие о нарушении прав и их законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, повлекших Решением Татарстанского УФАС России по делу №06-199/2015.

В соответствии с п.3 ст.201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В силу недоказанности заявителем обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии закону оспариваемого ненормативного акта и не указания заявителем на нарушение его гражданских прав и охраняемых законом интересов, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ и Палаты  имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Руководствуясь статьями 167 – 169, 176, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение  может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый Арбитражный  апелляционный суд

Судья                                                                                                             Р.Р. Сальманова