ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-7549/2022
Дата принятия решения – 10 августа 2022 года.
Дата объявления резолютивной части – 03 августа 2022 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Кириллова А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абраровой А.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Акционерного общества "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", г.Набережные Челны (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении заявителя в виду малозначительности совершенного правонарушения,
с участием:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 31.12.2021г., диплом,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 15.08.2022г., диплом,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", г.Набережные Челны (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>) о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении заявителя в виду малозначительности совершенного правонарушения.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.04.2022 года дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, о чем стороны извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 121, ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В срок до 13.05.2022 года ответчику было предложено представить письменный мотивированный отзыв на иск, сторонам в срок до 03.06.2022 года – дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Ответчик до 13.05.2022 года представил отзыв, от сторон до 03.06.2022 года дополнительных документов, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции представлено не было.
Определением суда от 20.06.2022 года дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства, назначено предварительное судебное разбирательство.
Все стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ, в том числе посредством их размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе, доступ к которому предоставляется лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса.
Заявитель требования поддержал.
Ответчик требования не признал, просил в удовлетворении отказать.
У сторон нет претензий по процессу.
Как следует из материалов дела, 11 марта 2022 года (получено представителем Заявителя 16.03.2022г.) Ответчиком вынесено постановление о назначении административного наказания № 16502206000020900004 (далее - Постановление), которым АО «ВТК «КАМАЗ» признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленных сроков представления отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, более чем на 10, но не более чем на тридцать дней, и подвергнуто административному штрафу в размере 40 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, пришел к следующему выводу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрение дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В соответствии с частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законов от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютное контроле» (далее по тексту Федеральный закон № 173-ФЗ).
В силу пп. 1 п. 2 ст. 24 Закона №173-Ф3, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны «представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом».
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Закона №173-Ф3 «резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации №819 от 28.12.2005г. утверждены «Правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (далее - Правила).
Предусмотренный Законом порядок представления налоговым органам названных отчетов и подтверждающих документов установлен Правилами представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 года № 819 (далее по тексту - Правила).
Пунктами 4 и 7 названных Правил предусмотрено, что юридическое лицо - резидент, ежеквартально, в течение 30 дней по окончании отчетного квартала, представляют в налоговый орган отчет и документы (выписки ил иные документы, выданные банком или иной организацией финансового рынка, иностранным поставщиком платежных услуг в соответствии законодательством государства, в котором зарегистрирован банк, иная организация финансового рынка, иностранный поставщик платежных услуг подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее – подтверждающие документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
Подтверждающие документы представляются в той форме, в которой представляется отчет (на бумажном носителе в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии либо в электронной форме). Одновременное представление отчета и подтверждающих документов в разных формах (на бумажном носителе и в электронной форме) не допускается.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 02 декабря 1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» под иностранным банком понимается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Из материалов дела следует, 01.08.2003г. АО «ВТК «КАМАЗ» открыт счет №0011002384109 в банке «VIETCOMBANK» (Вьетнам).
06.08.2003г. представлено уведомление об открытии счета в банке, расположенного за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» под иностранным банком понимается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Соответственно, банк VIETCOMBANK, расположенный на территории Вьетнама и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством иностранного государства, является банком, находящимся за пределами территории Российской Федерации и, следовательно, на резидентов, открывших счета (вклады) в указанном банке, распространяются установленные частью 7 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003г. №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-Ф3) требования о представлении налоговым органам отчетов по данным счетам (вкладам).
Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016г. №41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» функции органа валютного контроля переданы Федеральной налоговой службе.
Порядок представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, предусмотренный ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», установлен утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 года N 819 Правилами представления юридическими лицами -резидентами и индивидуальными предпринимателя - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
В силу указанных Правил юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее -подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала (пункт 4); подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 7).
АО «ВТК «КАМАЗ» отчет по счету №0011002384109 за 3 квартал 2021г. направлен в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи 29.10.2021г. Подтверждающие банковские документы к отчету Обществом в установленный срок не представлены. Фактически документы представлены АО «ВТК «КАМАЗ» 09.12.2021, т.е. Обществом нарушен срок представления документов к отчету по счету №0011002384109, открытого в банке «VIETCOMBANK» (Вьетнам), на 26 рабочих дней.
Дата нарушения - 01.11.2021г.
Указанный факт не оспаривается Обществом и должностным лицом Общества.
Подтверждающие документы не были прикреплены к Отчету при направлении его в адрес налогового органа посредством электронных коммуникаций должностным лицом, поскольку в указанный период должностное лицо находилось на больничном листе в домашних условиях (копии документов из медицинского учреждения имеются в деле). Все необходимые документы к Отчету были направлены незамедлительно после выхода представителя Заявителя с больничного листа.
Факт совершения Заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из содержания ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Аналогичная правовая позиция закреплена и в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях в каждом конкретном случае должна приниматься во внимание и учитываться вся совокупность обстоятельств, которая и позволяет сделать вывод о степени общественной опасности совершенного правонарушения.
В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 09.04.2003г. №116-0 суд, рассматривающий дело об административном правонарушении с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В соответствии Постановлениями Конституционного Суда РФ №№ 7-П, 8-П санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям соразмерности и справедливости. Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию степени вины правонарушителя в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, смягчающих вину обстоятельств и иных существенных обстоятельств.
Административное наказание в соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ представляет собой установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц.
При назначении административного наказания судья должен исходить из действительной необходимости применения к виновному лицу той или иной меры ответственности, установленной санкцией статьи, а также из её соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Хотя в действиях Заявителя и имеется формальный состав правонарушения, но у должностного лица отсутствовал умысел на его совершение. Также в ходе проведения проверки налоговым органом не установлены факты неблагоприятных последствий в виде осуществления незаконных валютных операций либо препятствование уполномоченным органам в осуществлении валютного контроля, то есть поведение Общества и должностного лица не сопряжено с систематическим характером тех или иных ранее допущенных им нарушений публичного порядка, нарушение не носило умышленного характера, не сопряжено с действиями (бездействием) в ущерб охраняемых законом правоотношениям. Также ранее Заявитель ранее не привлекался к подобного рода ответственности.
Учитывая характер и степень тяжести совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства и условия его совершения, в том числе отсутствие негативных последствий правонарушения, то, что Акционерное общество "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", г.Набережные Челны (ОГРН <***>, ИНН <***>) ранее к административной ответственности не привлекалось, а также меры предпринимаемые законодателем, по защите бизнеса, связанные с не привлечением юридического лица, в случае привлечения к ответственности должностного лица в совокупности предпринимаемыми действенными мерами по соблюдению действующего валютного законодательства, что нарушения требований ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» являются малозначительными, в связи с чем Акционерного общества "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", г.Набережные Челны (ОГРН <***>, ИНН <***>) подлежит освобождению от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания Инспекции Федеральной налоговой службы по <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 11 марта 2022 года № 16502206000018500004 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", г.Набережные Челны (ОГРН <***>, ИНН <***>) должно быть отменено, а производство по делу прекращено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Постановление о назначении административного наказания Инспекции Федеральной налоговой службы по <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 11 марта 2022 года № 16502206000018500004 по привлечению к административной ответственности по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ Акционерное общество "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", г.Набережные Челны (ОГРН <***>, ИНН <***>) признать незаконным на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок, а также в кассационном и надзорном порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья А.Е. Кириллов