ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Казань
Дело № А65-7760/2017
Дата принятия решения в полном объеме мая 2017 года
Дата оглашения резолютивной части решения мая 2017 года
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Андрияновой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калеевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, с.Кючищи, ОГРН <***>, ИНН <***> о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, решении вопроса относительно изъятой спиртосодержащей продукции,
с участием:
от заявителя – не явился, извещен
от ответчика – не явился, извещен,
У С Т А Н О В И Л :
Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, г. Казань, (заявитель, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, с.Кючищи, ОГРН <***>, ИНН <***> (ответчик, общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ и решении вопроса относительно изъятойалкогольной продукции.
Дело рассмотрено судом по правилам, статей 123, 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Суд, рассмотрев все вынесенные в предварительное судебное заседание вопросы, признав представленные доказательства достаточными для разрешения спора по существу, и считая завершенной подготовку дела к судебному разбирательству, руководствуясь статьей 136, частями 1, 2, 3 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии возражений сторон, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Как следует из заявления и материалов дела, 13 марта 2017 года в 09 часов 30 минут в ходе проведения мониторинга цен и ассортимента товаров народного потребления в результате непосредственного обнаружения ведущими специалистами-экспертами контрольно-инспекционного отдела Зеленодольского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан ФИО2, ФИО3 в торговом объекте, расположенном по адресу: Республика Татарстан, <...> в котором осуществляет предпринимательскую деятельность индивидуальный предприниматель ФИО1 непосредственно обнаружен факт оборота алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, а именно в реализации находилось:
-Пиво светлое фильтрованное пастеризованное «Халзан» производство ЗАО МПБК «Очаково» г.Пенза, емк.1,5л., алк 4,5%, дата розлива 31.01.2017г. по цене 120 рублей за одну бутылку емк. 1,5л., в количестве 5 бутылок на сумму 600 рублей;
-Пиво светлое пастеризованное «Охота крепкое» производства ООО «Объединенные пивоварни «Хайнекен» г.Нижний Новгород, емк 1,4л., алк 8,1%, дата розлива 14.09.2016г. по цене 160 рублей за одну бутылку емк 1,4л., в количестве 6 бутылок на сумму 960 рублей;
-Пиво светлое пастеризованное «Охота крепкое» производства ООО «Объединенные пивоварни «Хайнекен» г.Нижний Новгород, емк 0,5 л., алк.8,1%, дата розлива 06.10.2016г., по цене 65 рублей за бутылку емк. 0,5л., в количестве 10 бутылок на сумму 650 рублей.
Вышеуказанная продукция находилась в реализации без надлежаще оформленных сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.
Указанная алкогольная продукция изъята с оформлением протокола изъятия алкогольной (спиртосодержащей) продукции, находящейся в незаконном обороте и (или) документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении от 13.03.2017г. №000008.
По результатам осмотра помещений, в ходе которого осуществлена видеосъемка, должностными лицами административного органа 13.03.2017 составлены протокол осмотра № 012412, протокол № 000008 изъятия алкогольной (спиртсодержащей) продукции, находящейся в незаконном обороте и (или) документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, указанная выше алкогольная продукция изъята и вывезена в Госалкогольинспекцию РТ. Также взято объяснение продавца предпринимателя.
По результатам проведенного административного расследования должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол № 000868 об административном правонарушении от 27.03.2017.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 203 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) запрещается оборот алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.
Статьей 10.2 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции).
Согласно пункту 2 этой статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции: без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 данного Закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 этого Закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 указанного Закона.
Также согласно п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладную; копию справки, прилагаемую к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В силу статьи 25 Закона № 171-ФЗ спиртосодержащая продукция, если она реализуется без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.
В соответствии с п. 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе:
- оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Федерального закона;
- оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.
При этом, согласно п. 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ для целей данного Закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного Закона.
В нарушение указанных выше требований, а также требований Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» алкогольная продукция хранилась ответчиком без надлежаще оформленных сопроводительных документов.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектами данных административных правонарушений являются лица, на которых возлагаются обязанности по выполнению установленных правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Факт оборота в торговом объекте на момент проверки 13.03.2017 алкогольной продукции без надлежаще оформленных сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, подтверждается материалами административного дела – видеосъемкой, протоколом осмотра № 012412, протоколом № 000008 изъятия алкогольной (спиртсодержащей) продукции, находящейся в незаконном обороте и (или) документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении от 13.03.2017, протоколом № 000868 об административномправонарушении от 27.03.2017.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности в действиях ответчика события и объективной стороны вменяемого обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
При этом указание административным органом на розничную реализацию указанной алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, при доказанности факта оборота алкогольной продукции как такового (хранение) не свидетельствует ни об ошибочной квалификации вменяемого обществу административного правонарушения, ни об отсутствии события данного административного правонарушения.
Поскольку факт правонарушения, совершенного ответчиком, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, что свидетельствует о виновности ответчика, доказаны материалами административного дела не опровергнуто ответчиком, суд приходит к выводу, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отказ в привлечении к административной ответственности, судом не установлено.
При составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо административного органа действовало законно, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением прав лица, привлекаемого к ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности не превышен.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом п.п. 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного административного правонарушения и его негативные последствия в виде возможности возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, судом не усматривается оснований как для признания совершенного административного правонарушения малозначительным согласно статье 2.9 КоАП РФ, так и для назначения административного наказания в виде предупреждения в соответствии с частью 3.5 статьи 4.5 КоАП РФ.
Поскольку состав административного правонарушения, совершенного ответчиком, доказан материалами административного дела, принимая в качестве смягчающих ответственность обстоятельства совершение административного правонарушения впервые, признании вины в совершении административного правонарушения, учитывая отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, ответчик полежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением ему административного наказания в виде штрафа в минимальном размере – 10 000 рублей с конфискацией изъятого этилового спирта, находящегося в незаконном обороте.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Привлечь Индивидуального предпринимателя ФИО1, Верхнеуслонский район, с.Кючищи, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения- город Ташкент Республики Узбекистан, ОГРН <***>, ИНН <***> к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложить административный штраф в размере 10000 руб., с конфискацией, изъятой продукции по протоколу изъятия от 13.03.2017 № 000008.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
УФК по РТ (Госалкогольинспекция РТ) ИНН/КПП <***>/165901001 получатель платежа: ГРКЦ НБ РТ Банка России счет получателя 40101810800000010001 БИК 049205001 ОКТМО 92730000 Вид платежа КБК 75011608010010000140.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Председательствующий судья Л.В. Андриянова