ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-8897/2018 от 18.04.2018 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань Дело № А65-8897/2018

Дата принятия решения – 23 апреля 2018 года.

Дата объявления резолютивной части – 18 апреля 2018 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Абульхановой Г.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гариповой А.З., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела олиции № 3 "Центральный" Управления ВД России по <...> о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Набережные Челны, (ОГРН <***>, ИНН <***>), к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие лиц участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель - Отдела полиции №3 "Центральный", г.Набережные Челны Управления Министерства внутренних дел России по г. Набережные Челны (далее по тексту - административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Набережные Челны, (ОГРН <***>, ИНН <***>), к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 4 статьи 137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с АПК РФ требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие от сторон не поступили.

Суд, рассмотрев представленные документы, счел их достаточными для разрешения спора по существу и, руководствуясь статьями 136, 137 АПК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 65 «О подготовке к судебному разбирательству», при отсутствии возражений сторон завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте предварительного судебного заседания, ответчик – в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), не явились, ответчик отзыв не представил.

Дело рассмотрено судом по правилам статей 123, 156, пункта 3 статьи 205, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Предпринимателем отзыв (возражения) в порядке пункта 4 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заявление административного органа не представлен, обстоятельства, изложенные в нем со ссылкой на доказательства, обосновывающие заявленные доводы, прямо ответчиком не оспорены, что в силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) считаются признанными другой стороной – предпринимателем.

Как усматривается из представленных документов, административным органом, в ходе проведения «Проверочной закупки» 31.08.2017 г. в 21.00 ч. в магазине «Эльбрус» расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, Новый горд, д. 51/01В, деятельность в котором осуществляется предпринимателем установлен факт оборота алкогольной продукции, без соответствующей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции - реализована одна бутылка водки «Старая Казань» объемом 0,5 литра. В ходе осмотра помещения магазина также была обнаружена и изъята алкогольная продукция (водка) различного наименования общим объемом 6,4 литра.

Образцы алкогольной продукции были выставлены на продажу. Информации о том, что алкогольная продукция выставлена не для продажи, отсутствовала.

По результатам осмотра помещений, должностными лицами административного органа 31.08.2017 составлены протоколы осмотра (обследования тпомещения) и изъятия.

По данному факту в связи с нарушением предпринимателем требований, установленных Федеральным законом от 22.11.1995г.№ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (пункты 1,2 статьи 18), административным органом в присутствии представителя предпринимателя – ФИО2 (отца предпринимателя) составлен протокол об административном правонарушении от 07.02.2018 №5904184, в котором содержится подпись последнего, также составлены акт проверочной закупки от 31.08.2017, изъяты объяснения у представителя предпринимателя и продавца. К материалам административного дела приложены фотографические изображеия объекта торговли предпринимателя

На основании статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 203 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Федеральным законом от 29.07.2017 N 265-ФЗ, вступившим в силу 30 июля 2017 года, КоАП Российской Федерации дополнен новой статьей 14.17.1, частью 2 которой установлена дминистративная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Совершение подобного правонарушения с 30 июля 2017 года влечет наложение административного штрафа в размере от 100 000 до 200 000 рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ). При этом, как отмечено в статье 1 названного Закона, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, витринах) товаров, признается публичной офертой независимо от того, указана ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи. Выставленные в местах продажи товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения.

Согласно пункту 6 статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон №171-ФЗ) организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ установлены виды деятельности, для осуществления которых необходимо специальное разрешение - лицензия. К такому виду деятельности относится розничная продажа алкогольной продукции.

Запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий предусмотрен пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах) товаров, признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Материалами дела подтверждается, что в нарушение указанных требований законодательства в вышеназванном торговом объекте ответчика осуществлялась розничная реализация алкогольной продукции поименованной в упомянутом протоколе осмотра и изъятия в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции, без лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции. Данный факт подтверждается, в том числе вышеупомянутыми протоколами, об административном правонарушении, осмотра и изъятия, объяснениями продавца, рапортом сотрудника полиции.

Факт реализации алкогольной продукции зафиксирован и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе вышеназванными протоколами осмотра, изъятия, об административном правонарушении, а также приобщенными в материалы дела рапортом сотрудника полиции, актом проверочной закупки, объяснениями продавца, фотографическими изображениями алкогольной продукции находившейся на реализации в торговом объекте предпринимателя, доказательств обратного с представлением отзыва в порядке статьи 131 АПК РФ суду не представлено, что в силу пункта 3.1 статьи 70 АПК РФ свидетельствует о признании последним обстоятельств, на который ссылается заявитель.

В силу изложенного имеют место события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо (предприниматель) признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица (предпринимателя) не зависящих.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предприниматель, являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником рынка, должно быть осведомлено о том, что несоблюдение ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции влечет за собой административную ответственность. Согласно приведенной норме оно несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате нарушений, допущенных при осуществлении такого рода деятельности.

Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих ответчику исполнить требования нормативных правовых актов, в материалах дела не имеется.

Изложенное, свидетельствует о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

С учетом обстоятельств дела, связанной с реализацией алкогольной продукции, создающей угрозу жизни и здоровью потребителей оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 (устное замечание), 4.1.1 (предупреждение) КоАП РФ, суд не находит.

Исходя из положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, при назначении наказания индивидуальному предпринимателю размер административного штрафа может быть уменьшен только в том случае, если санкцией соответствующей статьи (части статьи) КоАП Российской Федерации установлен минимальный размер административного штрафа не менее 50 000 рублей.

Учитывая, признание предпринимателем вины, что суд относит к смягчающим вину обстоятельствам, нахождение на реализации на месте торгового объекта незначительного количества алкогольной продукции, суд считает, возможным назначить наказание с применением ч.2.2 ст. 4.1. КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности, лица, привлекаемого к ответственности, заявителем соблюдена.

Следовательно, требования заявителя о привлечении к административной по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, подлежат удовлетворению с назначением наказания в пределах санкции, предусмотренной данной нормы, с учетом ч.2 ст. 4.1. КоАП РФ в размере 50 000 руб., с конфискацией, изъятой из оборота по вышеназванному протоколу алкогольной продукции. При изготовлении резолютивной части решения судом допущена описка (опечатка), связанная с указанием привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.12 Кодекса (незаконное перемещение физическими лицами алкогольной продукции) вместо части 2 статьи 14.17.1 Кодекса, подлежащая в силу статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исправлению, что не изменяет содержания судебного акта и примененной судом меры наказания.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г.Набережные Челны Республики Татарстан, адрес регистрации: 423802, РТ, <...>, зарегистрирована в ЕГРИП 30.10.2014 за ОГРН <***>, ИНН <***> к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, с конфискацией продукции изъятой из оборота по протоколу.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по РТ (УМВД РФ по г. Набережные Челны)

Отделение – НБ Республики Татарстан

БИК 049205001,

Р\с 40101810800000010001,

КБК 18811608010016000140

ИНН <***>, КПП 165501001, ОКТМО 92626101

Председательствующий судья Г.Ф. Абульханова