ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-8954/2016
Дата принятия решения – июня 2016 года .
Дата объявления резолютивной части – 23 июня 2016 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сальмановой Р.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарём Кузнецовой –Черяшовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по первой инстанции дело по заявлению Прокурора Алексеевского района Республики Татарстан о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1, РТ, с. Лебяжье по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя – представитель ФИО2 по служебному удостоверению Прокуратуры РТ № 208083,
от ответчика –не явилась,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Алексеевского района Республики Татарстан (далее –заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда РТ от 19.04.2016 дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 24.05.2016, письмом Арбитражного суда РТ рассмотрение предварительного судебного заседания перенесено на 23.06.2016 на 09 час.10 мин. в связи с переездом Арбитражного суда РТ в новое здание по адресу: <...>.
Представитель заявителя, извещенный в порядке ст.123 АПК РФ о месте и времени предварительного судебного заседания, назначенного на 24.2015, явился, требования поддержал.
Ответчик, извещенный в порядке ст.123 АПК РФ о месте и времени судебного заседания, не явился, явку представителя не обеспечил, отзыв не направил.
Определением Арбитражного суда РТ от 19.04.2016 сторонам разъяснены положения ч.4 ст.137 АПК РФ, что в случае отсутствие возражений сторон, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное разбирательство в суде первой инстанции.
Суд в порядке ч.4 ст.137 АПК РФ в связи с достаточностью документов и доказательств, отсутствием возражений сторон, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство по первой инстанции.
Как следует из представленных доказательств, на основании ст.23.1 КоАП РФ прокурором Алексеевского района РТ в суд направлены материалы административного дела в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по факту использования жилого дома в отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома под сдачу в аренду третьим лицам, использующим жилой дом под временное размещение и проживание под оказание платных услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, что явилось основанием для вынесения постановления Прокурором о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ и направлению в суд для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности.
Суд, исследовав доказательства по делу, выслушав представителя заявителя, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателя, в том числе, предусмотренных статьей 9.5 Кодекса.
Судом установлено, что на основании постановления Прокурора Алексеевского района РТ от 31.03.2016 назначено проведение совместно с контролирующими органами проверки соблюдения федерального законодательства в сфере обеспечения комплексной безопасности лиц, проживающих в негосударственных реабилитационных центрах, расположенных на территории Алексеевского района РТ.
08.04.2016 зам. прокурора Алексеевского района РТ, ФИО3 в присутствии ИП ФИО1 по результатам проверки составлен Акт, в котором отражено, что эксплуатация индивидуального жилого дома по адресу: РТ, <...> предпринимателем осуществляется с нарушением градостроительного законодательства, в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию.
Проверкой установлено, что ФИО1, ФИО4 и ФИО5 на основании свидетельства о государственной регистрации от 20.05.2015 принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок площадью1000 кв.м, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером 16:05:110:102, расположенного по адресу: РТ, <...>.
Исполнительным комитетом Алексеевского МР РТ собственникам земельного участка выдано разрешение RU № 16505000-188 на строительство жилого дома с надворными постройками, площадью 155,0 кв.м по адресу: РТ, <...>.
Проверкой установлено, что между ФИО5 (ссудодатель) и гр. ФИО1 (ссудополучатель) заключен на неопределенный срок договор безвозмездного пользования от 10.01.2016, предметом которого является передача во временное безвозмездное пользование жилого дома, общей площадью 346,9 кв.м, инвентарный номер 7938 по адресу: РТ, <...> соответствии с планом строения из технического паспорта.
В свою очередь, Индивидуальный предприниматель ФИО1 заключила договор аренды от 10.01.2016 с физическим лицом, ФИО6, предметом которого является осуществление услуг за плату по временному размещению и проживанию граждан (гости) в коттедже по адресу: РТ, <...>.
В Акте от 08.04.2016 отражено, что 10.01.2016 между ИП ФИО1 и ООО «Центр восстановления личности «Спасая жизнь» заключен договор аренды по временному размещению и проживанию в коттедже, по условиям которого ИП ФИО1 передала жилое помещение в аренду ФИО6, являющемуся генеральным директором ООО «Центр восстановления личности «Спасая жизнь» под оказание платных услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью с круглосуточным проживанием указанных лиц.
Указанный акт от 08.04.2016 явился основанием для вынесения Прокурором постановления о возбуждении по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ дела об административном правонарушении в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 28.4 КоАП РФ, в котором изложены выявленные факты по составленному акту со ссылкой на ст.263 Гражданского кодекса РФ, что собственник земельного участка вправе возводить на земельном участке здания и сооружения при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, требований о целевом назначении земельного участка, со ссылкой на положения Градостроительного кодекса РФ в редакции от 29.12.2004 № 190-ФЗ, в том числе на статьи 2 и 55 Градостроительного кодекса РФ, также указано на заключение между ИП ФИО1 и ООО «Центр восстановления личности «Спасая жизнь» договора аренды от 10.01.2016, имеется ссылка на ответ Исполкома Алексеевского МР РТ № 50 и от 07.04.2016, что органом местного самоуправления разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства не выдавалось и сделан вывод, что «несмотря на это ИП ФИО1 использует жилой дом под сдачу его в аренду третьим лицам», что является нарушением градостроительного законодательства, ст.58 которого предусматривает административную ответственность и сделан вывод, что ИП ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст.9.5 КоАП РФ.
Таким образом, по мнению прокурора, предприниматель эксплуатирует объект капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Однако обстоятельства, отраженные в постановлении Прокурора Алексеевского района РТ от 12.04.2016 по акту проверки от 08.04.2016 не подтверждаются материалами дела, договор аренды заключен с физическим лицом ФИО6 и никаких сведений о юридическом лице ООО «Центр восстановления личности «Спасая жизнь» и доказательств оказания платных услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью с круглосуточным проживанием указанных лиц, материалы административного дела не содержат, указанные сведения также отсутствуют в договоре аренды от 10.01.2016, заключенном между ИП ФИО1 и ФИО6
Согласно Градостроительному плану земельного участка от 10.09.2014, выданного ФИО5, площадью 2 764 кв.м, основные виды, условно разрешенные, вспомогательные виды градостроительным регламентом не установлены. Основной вид разрешенного использования согласно ст.35-39 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, назначение объекта капитального строительства-жилой дом (проектируемый), указано на предельное количество этажей 1-3 или предельная высота сооружений 12,0 м, максимальный процент застройки -45%. Согласно экспликации к Градостроительному плану предусмотрено строительство жилого дома площадью 155,0 кв.м.
В силу положений ч. 3 ст. 48, п. 1 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более трех, предназначенный для проживания одной семьи.
Согласно ч.3 ст.48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, для отдельно стоящих, предназначенных для проживания одной семьи, объектов индивидуального жилищного строительства с количеством этажей не более чем три, осуществление подготовки проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте не требуется, для регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом не требуется предоставление разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию.
Государственная экспертиза в отношении проектной документации таких объектов, подготовленной по волеизъявлению застройщика, в силу пункта 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса не проводится.
Как установлено частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированною, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В силу ч.4 ст.25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до 1 марта 2018 года разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, действующим законодательством, а именно Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусмотрено обязательное получение разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома.
Согласно части 5 ст.9.5 КоАП РФ эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, выраженные в нарушении установленного порядка строительства объектов, приемки и ввода их в эксплуатацию.
Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица и физические лица, а субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что согласно части 5 статьи 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство. При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства.
В соответствие со ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения; 2)отсутствие состава административного правонарушения.
Таким образом, судом установлено, что материалы дела не содержат доказательств, что ИП ФИО1 является субъектом использования жилого дома, осуществляющей эксплуатацию индивидуального жилого дома без разрешения на ввод в эксплуатацию, который передан физическому лицу ФИО6 В соответствии с градостроительным законодательством разрешение на ввод индивидуального жилого дома не требуется. Сведений об эксплуатации жилого дома юридическим лицом материалы дела не содержат, а также действующим законодательством для государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом требуется разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома только с 01.03.2018.
Соответственно, в действиях ИП ФИО1 отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.9.5 КоАП РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления Прокурора Алексеевского района РТ о привлечении ИП ФИО7 к административной ответственности по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.167-169,176,206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий судья - Сальманова Р.Р.