ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-9703/19 от 20.06.2019 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Казань

                                                                                                                            Дело № А65-9703/2019

Дата принятия решения в полном объеме июня 2019 года

Дата оглашения резолютивной части решения июня 2019 года

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Абульхановой Г.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарем Курбановой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице Набережно - Челнинского территориального органа (ОГРН <***>, ИНН <***>) к ФИО1, г.Набережные Челны, (ОГРНИП <***> ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отсутствии лиц, участвующих в деле

У С Т А Н О В И Л:

заявитель - Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, в лице Набережночелнинского территориального органа г.Набережные Челны обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Набережные Челны (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях», решении вопроса относительно изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, извещены в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Как усматривается из представленных по делу документов, в Набережночелнинский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ поступил административный материал входящий номер № 24-05/269 от 29.10.2018года с УМВД РФ по г. Набережные Челны зарегистрированный в КУСП № 4202 от 27.09.2018г., о том, что 27.09.2018г в 10 часов 13 минут в ходе проведения ОРМ «Наблюдение» сотрудниками отдела ОЭБ и ПК УМВД РФ по г. Набережные Челны было установлено, что в гаражном боксе № 35, по адресу: ГСК «Солнечный», <...> Победы, д. 8 «Б» находилась в обороте следующая спиртосодержащая продукция, а именно стеклянных флаконов с прозрачной жидкостью с нанесенным на этикетку текстом: 1) «Фармацевтический антисептический раствор», производства ООО .«Гиппократ», дата выпуска 25.06.2018г., годен до VII 2023г., емкостью 100 мл., в количестве 3850 флаконов. 2) Лосьон косметический для жирной кожи «Хлебный», производства ООО «Алт-Косметикс», РСО- Алания, дата изготовления 25.05.2016г., срок годности 24 месяца, в количестве 2350 флаконов. 3) Лосьон косметический для жирной кожи «Березовый», производства ООО «Алт-Косметикс», РСО- Алания, дата изготовления 04.07.2016г., срок годности 24 месяца, в количестве 50 флаконов. 4) Лосьон косметический для жирной кожи «Медовый», производства ООО «Алт-Косметикс», РСО- Алания, дата изготовления 31.05.2016г., срок годности 24 месяца, в количестве 1500 флаконов.

29.10.2018консультантомконтрольно - испекционногоотдела Набережночелнинского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан ФИО2, вынесено определение № 000047 от 29.10.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1.

Актом приема-передачи от 29.10.2018 вышеуказанная спиртосодержащая продукция в количестве 7750 флаконов была передана сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД РФ по г. Набережные Челны в Набережночелнинский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ.

            Определением от 07.12.2018г. №000015 назначено проведение экспертизы образцов изъятой продукции, в ГБУ «Татэкспертцентр» - по объемной доле этилового спирта.          Согласно экспертного исследования от 19.12.2018 № 497 следует, что представленный образец № 1016 (десять стеклянных флаконов, объемом 100 мл., с прозрачной   жидкостью,    с надписью на этикетке:«Фармацевтический антисептический раствор», 95%, для приготовления лекарственных форм, изготовитель ООО «Гиппократ», дата выпуска 25.06.2018г., годен до VII 2023г., укупорены металлическими крышками золотистого цвета, укупорка не нарушена. Объемная доля этилового спирта равна 95,2 % об.)

- по водородному показателю;

- по органолептическому показателю;

- по объемной доле этилового спирта;

            Согласно экспертного исследования от 19.12.2018 №498 следует, что представленный образец № 1017 (девять стеклянных флаконов, объемом 100мл., с прозрачной жидкостью, с надписью на этикетке: Лосьон косметический для жирной кожи «Хлебный», производства ООО «Алт-Косметикс», дата изготовления 25.05.2016, срок годности 24 месяца, укупорены металлическими крышками золотистого цвета, укупорка не нарушена. Не является косметическим средством, а является этиловым спиртом , разбавленным водой, с объемной долей этилового спирта 40,1 % об.)

- по водородному показателю;

- по органолептическому показателю;

- по объемной доле этилового спирта;

            Согласно экспертного исследования от 19.12.2018 № 499 следует, что представленный образец № 1018 (десять стеклянных флаконов, объемом 100 мл., с прозрачной жидкостью, с надписью на этикетке: Лосьон косметический для жирной кожи «Березовый», производства ООО «Алт-Косметикс», дата изготовления 04.07.2016, срок годности 24 месяца, укупорены металлическими крышками золотистого цвета, укупорка не нарушена. Не является косметическим средством, а является этиловым спиртом, разбавленным водой, с объемной долей этилового спирта 40,5% об.).

            Согласно экспертного исследования от 19.12.2018 № 500 следует, что представленный образец № 1019 (десять стеклянных флаконов, объемом 100мл., с прозрачной жидкостью, с надписью на этикетке: Лосьон косметический для жирной кожи «Медовый», производства ООО «Алт-Косметикс», дата изготовления 31.05.2016г., срок годности 24 месяца, укупорены металлическими крышками золотистого цвета, укупорка не нарушена. Не является косметическим средством, а является этиловым спиртом, разбавленным водой, с объемной долей этилового спирта 39,9 % об.)

            Тем самым индивидуальный предприниматель ФИО1, под видом косметической продукции осуществлял оборот, хранение этилового спирта без сопроводительных документов.

Должностным лицом инспекции 04.02.2019 составлен протокол № 000038 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 205 ч. 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ). При этом, как отмечено в статье 1 названного Закона, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи ФЗ N 171-ФЗ, действие закона не распространяется на обращение спиртосодержащих лекарственных средств, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также за исключением производства, изготовления, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок спиртосодержащих лекарственных препаратов.

Согласно пункту 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт и спиртосодержащая продукция, если она реализуется без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.

Согласно части  2 ст. 14.16 КоАП РФ оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом N 171-ФЗ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, объективная сторона правонарушения выражается, в частности, в закупке, хранении и перевозке алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.

К документам, удостоверяющим легальность алкогольной и спиртосодержащей продукции, в соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, относятся, в том числе, товарно-транспортная накладная и справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 этой статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Материалами дела подтверждается, что ответчик осуществил оборот спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом под видом косметической продукции, что подтверждается заключениями проведенной в ходе административного расследования экспертными исследованиями от 19.12.2018 №497, от 19.12.2018 №498, от 19.12.2018 №499, от 19.12.2018 №500.

Поскольку на  основании вышеуказанных экспертных исследований  проверяющими сделан вывод о том, что изъятая продукция  является этиловым спиртом и этиловым спиртом, разбавленным водой на хранение указанной продукции требуются сопроводительные документы, удостоверяющие легальность ее производства и оборота.

Факт оборота спиртосодержащей продукции подтверждается материалами дела, в частности, протоколом обследования помещения от 27.09.2018, результатами экспертных исследований от 19.12.2018 №497, от 19.12.2018 №498, от 19.12.2018 №499, от 19.12.2018 №500, протоколом об административном правонарушении от 04.02.2019 № 000038.

Доказательства, опровергающие установленные судом обстоятельства, ответчиком в материалы дела не представлены.

Таким образом, суд считает доказанным материалами дела событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Ответчик не обосновал, что не имел возможности не допускать данные правонарушения.

Срок давности, установленный ст.4.5 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности не истек.

Оснований для применения правила о малозначительности нарушения не имеется, доказательств, обосновывающих возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ, арбитражному суду не добыто и не представлено. Из материалов дела наличие признаков малозначительности административного правонарушения не явствует.

Суд не находит также оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ. Совершенное предпринимателем правонарушение, по мнению суда, является существенным по своему характеру, поскольку создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, снижает гарантии населения на ограничение потребления  спиртосодержащей продукции.

При определении вида и размера наказания арбитражным судом учитывается характер и тяжесть совершенного ответчиком административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, а также отсутствие смягчающих и наличие  отягчающих административную ответственность обстоятельств.

В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ суд при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен решить вопрос о предметах административного правонарушения, независимо от привлечения лица к административной ответственности или прекращения производства по делу. Согласно подпункту 2 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Конфискация изъятых из оборота предметов административного правонарушения в силу ст.3.7 КоАП РФ, ст.25 Закона № 171-ФЗ не может быть применена в данном случае. Изъятые из незаконного оборота предметы административного правонарушения подлежат уничтожению.

Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2018г. (далее по тексту - Обзор практики ВС РФ от 19.09.2018г.)

Так, в силу пункта 2 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018 конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона №171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.

В пункте 3 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018 даны разъяснения, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно. Определяя дальнейшие действия с названным имуществом, суд в резолютивной части судебного акта указывает на то, что оно подлежит уничтожению.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, пункту 1 статьи 2.1 и пункту 1 статьи 1.4 КоАП РФ статус лица как субъекта правонарушения определяется на момент совершения правонарушения, а не на момент привлечения к ответственности.

При определении вида и размера наказания арбитражным судом учитывается характер и тяжесть совершенного ответчиком административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, а также наличие отягчающего и отсутствие смягчающих административную ответственность обстоятельств.

В качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства арбитражным судом признается повторное совершение ответчиком однородного правонарушение (решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 июня 2018 года по делу № А65-12761/2018, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 января 2019 года по делу № А65-37535/2018).

Учитывая вышеизложенное, ответчик подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Привлечь ФИО1, г. Набережные Челны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г. Козьмодемьянск, Республика Марий Эл, место жительства: <...>,зарегистрированный в едином государственном реестре физических лиц  07.11.2018 за ОГРНИП <***>,  ИНН <***> к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16,  Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 12 000 рублей.

Спиртосодержащую продукцию, изъятую по протоколу изъятия от 27.09.2018, находящуюся в Набережночелнинском территориальном органе Госалкогольинспекции РТ по адресу: <...> ( 10/34А), направить на уничтожение в соответствующую организацию в установленном порядке.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                Г.Ф. Абульханова

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по РТ (Госалкогольинспекция РТ) ИНН/КПП <***>/165901001 получатель платежа: ГРКЦ НБ РТ Банка России счет получателя 40101810800000010001 БИК 049205001 ОКТМО 92730000 Вид платежа КБК 75011608010010000140