ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-9973/10 от 25.05.2010 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

=====================================================================

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело № А65-9973/2010-СА3-56

25 мая 2010г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Бредихиной Н.Ю., рассмотрев 25 мая 2010г. в первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Прикамский отдел), г.Набережные Челны к Закрытому акционерному обществу «Пассажирский автотранспортный комбинат - Инвест», г.Набережные Челны о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,

с участием:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 9.03.2010г.,

от ответчика – не явился (извещен),

при ведении протокола судебного заседания судьей Бредихиной Н.Ю.,

У С Т А Н О В И Л:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Прикамский отдел), г.Набережные Челны (далее по тексту – административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Закрытому акционерному обществу «Пассажирский автотранспортный комбинат - Инвест», г.Набережные Челны (далее по тексту – ответчик, лицо – привлекаемое к ответственности) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Дело подлежит рассмотрению по существу в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ, с учетом требований ч.1 ст.205 АПК РФ, в отсутствие ответчика.

Представитель заявителя требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Как установлено материалами дела административным органом при осуществлении внеплановой проверки с 22 по 26.04.2010г. по факту ДТП от 10.03.2010г. ЗАО «Пассажирский автотранспортный комбинат - Инвест», г.Набережные Челны осуществляющего по лицензии АСС-16-187903 от 15.01.2010г. деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, были выявлены нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

По результатам проверки был составлен акт проверки №2405911 от 26.04.2010г., протокол №001649 от 26.04.2010 г. об административном правонарушении в отношении ЗАО «Пассажирский автотранспортный комбинат - Инвест», г.Набережные Челны за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно п.4«б», «в», «г», «д», «е» «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.06 г. №637, а именно:

1) Не соблюдается установленный законодательством режим труда и отдыха водителей. Так, рабочая смена водителя ФИО2 согласно представленному путевому листу №20-14710 от 05.04.2010 г. фактически началась в 05ч.55мин и закончилась в 19ч. 20мин., следовательно следующая смена должна начаться не ранее чем в 07ч.20 мин следующего дня, однако согласно путевого листа №20-14903 от 06.04.2010 г. рабочая смена водителя началась на следующий день в 04 ч.40 мин (через 09ч. 20мин после окончания предыдущей смены). Междусменный отдых водителя сокращен на 02 ч.40 минут. При шестидневной рабочей неделе водитель ФИО2 в неделю с 05 по 11 апреля 2010 года фактически отработал 52 ч.55мин при норме не более 42 часов в неделю (п/листы №20-14710 от 05.04.2010 г., №20—14903 от 6.04.2010г., №20-15036 от 7.04.2010г., №20-15264 от 08.04.2010 г., №20-15464 от 09.04.2010 г.,№20-15642 от 10.04.2010 г.). В марте месяце 2010 г. водитель ФИО2 отработал 231 ч. 58.минут при балансе рабочего времени 168 часов в месяц (копия выписки из табеля учета рабочего времени за март 2010 г.).

Рабочая смена водителя ФИО3 согласно представленному путевому листу №10-9078 от 01.03.2010 г. фактически началась в 08ч. 15 мин и закончилась в 23ч.50мин., следовательно, следующая смена должна начаться не ранее чем в 11ч.50мин следующего дня, однако согласно путевому листу №10-9178 от 02.03.2010 года рабочая смена водителя началась на следующий день в 07 ч. 45 мин (через 07ч. 55 мин после окончания предыдущей смены. Междусменный отдых водителя сокращен на 04ч. 05 мин., что нарушает п.1 ст.20 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ; п.3.3.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ 09.03.1995г. №27, п.2.2, п.2.3.3 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ 08.01.1997г. №2, «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей», утвержденного приказом Минтранса №15 от 20.08.2004г.

2) Не осуществляется контроль за обязательным освидетельствованием и переосвидетельствованием водителей. Так, водители ФИО4 11.04.2010 г., ФИО5 24 и 25 марта 2010 г, ФИО6 02 и 03 февраля 2010 года, ФИО7 д.Н. 27.02.2010 г., с 01 по 03 марта 2010 г. были допущены к работе по перевозкам пассажиров без медицинского переосвидетельствования. Истекли сроки медицинских справок водителей ФИО4-10.04.2010 г., ФИО5- 23.03.2010 г., ФИО6-01.02.2010 г., ФИО7 д.Н. —26.02.2010 г., что нарушает п.3.3.1 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27, п.2.3.7 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденным приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15, ст.23 федерального Закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п.2.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2.

3) Специалисты ФИО8, начальник автоколонны №2 (приказ о назначении на должность №12 от 16.02.2010 года), ФИО9, контролер технического состояния автотранспортных средств (приказ о приеме на работу №6 от 28.01.2010 г.) не прошли аттестацию на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, что нарушает п.2 совместного приказа Министерства транспорта и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 года №13/11 «Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов»; п.2.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27.

4) Не обеспечена профессиональная компетентность специалиста путем прохождения курса обучения и сдачи квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ» ФИО10, начальника автоколонны №2 (приказ о назначении на должность №12 от 16.02.2010 г.), что нарушает приказ Минтранса РФ от 22.06.1998 г. №75.

5) к управлению автобусами, осуществляющими перевозки детей до 16 лет был допущен водитель ФИО11, не имеющий непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет (выписка из копии трудовой книжки ФИО11), что нарушает п.2.3.1 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2.

Исследовав материалы дела, заслушав заявителя, суд пришел к следующему выводу.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 31.12.2005) лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.

Применительно к лицензируемым видам деятельности правила, указанные в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, определяются требованиями и условиями лицензирования, установленными конкретными положениями о лицензировании, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируются в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.2.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

К управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет (п.2.3.1).

В соответствии с п.п.25-27 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.04 г. № 15

продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

Согласно Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (с изменениями от 27 октября 1995 г., 11 мая 2000 г.) аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, который хранится в личном деле аттестуемого.

Приказом Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. N75 утверждены «Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом" согласно которым профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по специальностям определенных категорий или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации".

Специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течении всей трудовой деятельности должны проходить повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Факт совершения правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности, подтверждается актом проверки от 26.04.2010г. протоколом об административном правонарушении №001649 от 26.04.2010г.

При вынесении протокола об административном правонарушении №001649 от 26.04.2010г. заявитель действовал законно в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением прав лица, привлекаемого к ответственности.

Поскольку факт правонарушения, совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела, и признаны лицом, привлекаемым к административной ответственности, суд приходит к выводу, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, присутствует состав правонарушения, предусмотренный ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно п.3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати до сорока тысяч рублей.

Учитывая вышеизложенное, суд с учетом отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ, а именно, повторность совершения однородного правонарушения (решение по делу №А65-24280/2009-СА3-43 от 24.09.2009г.) считает возможным назначить наказание в размере 35 000 рублей штрафа.

Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 Арбитражного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

Заявление удовлетворить.

Привлечь Закрытое акционерное общество «Пассажирский автотранспортный комбинат – Инвест», зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1041616080505 по адресу г.Набержные Челны, Промкомзонак административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты штрафа:

УФК по РТ (УГАДН по РТ ФСНСТ), счет получателя 40101810800000010001 в ГРКЦ НБ РТ банка России г. Казань, БИК 049205001, КПП 166001001, ИНН <***>, ОКАТО 92401 000 000, КБК 106 1 16 90040 04 0000 140

Исполнительный лист на принудительное взыскание выдать по истечении месяца со дня вступления решения в законную силу, при отсутствии у суда сведений о добровольном исполнении.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья Н.Ю.Бредихина