АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
11 ноября 2021 года | г.Тверь | Дело № А66-10110/2021 |
(решение в виде резолютивной части в порядке ст. 229 АПК РФ принято 18 октября 2021 года)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Балакина Ю.П., рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкая ТГК» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании вынесенного Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ответчик, Управление), постановления от 25.06.2021 №8.2-ПС-0097-0000-2021.
О рассмотрении дела в порядке упрощенного производства стороны извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В силу части 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Ответчик представил отзыв, возразил против заявленных требований по основаниям указанным в нём.
В соответствии с положениями статьи 229 АПК РФ 18 октября 2021 года судом принято решение в виде резолютивной части.
В связи с поступлением апелляционной жалобы на указанное решение арбитражный суд в соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ составляет мотивированное решение по настоящему делу.
Проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из представленных материалов дела следует, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по обращению заместителя генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по вопросу непредставления поставщику энергоресурса обеспечение исполнения обязательств по оплате газа при наличии задолженности была проведена проверка.
ООО «Вышневолоцкая ТГК» осуществляет деятельность на территории г. Вышний Волочек Тверской области по горячему водоснабжению и теплоснабжению (в том числе в жилищный фонд и на объекты социальной сферы). В эксплуатации ООО «Вышневолоцкая ТГК» находится объект теплоснабжения (котельная), используемый в целях обеспечения горячим водоснабжением и отоплением население и объекты социальной сферы Вышневолоцкого городского округа Тверской области.
Отпуск природного газа на объекты и оборудование тепло и горячего водоснабжения, эксплуатируемые муниципальным предприятием, для дальнейшей поставки коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления конечным потребителям, осуществляется ООО «Газпром межрегионгаз Тверь».
Таким образом, ООО «Вышневолоцкая ТГК» является потребителем газа, поставляемого ООО «Газпром межрегионгаз Тверь».
Вместе с тем зафиксировано нарушение потребителем газа установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
Установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по договору поставки газа от 25.10.2012 № 52-4-6633/13 осуществляет поставку природного газа ООО «Вышневолоцкая ТГК».
В соответствии с пунктом 8 Правил расчетов за газ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 294, и условиями договора, ООО «Вышневолоцкая ТГК» обязано производить расчеты за поставленный природный газ ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки (пункт 5.5.1 названного договора поставки).
Однако с момента заключения договора ООО «Вышневолоцкая ТГК» не исполняло свои обязательства по оплате потребленного ресурса в полном объеме, тем самым наращивая задолженность за потребленный и неоплаченный газ, которая по состоянию на 01.12.2020 превысила двойной размер среднемесячной величины обязательств по оплате газа.
Наличие задолженности за поставленный газ ООО «Вышневолоцкая ТГК» перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области по делу А66-8127/2020 о взыскании задолженности за апрель 2020 на сумму 16 609 749,94 руб., по делу А66-12719/2020 о взыскании задолженности за июнь 2020 на сумму 3 859 590,71 руб.
В связи с указанной задолженностью за газ и на основании пункта 40(2) Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила поставки газа), ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» направило ООО «Вышневолоцкая ТГК» уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа от 03.12.2020 № МК-06-1165/25, которое 03.12.2020 теплоснабжающей организацией получено, зарегистрировано на предприятии за входящим номером №1128.
Уведомлением ООО «Вышневолоцкая ТГК» проинформировано о наличии задолженности за газ, превышающий двойной размер среднемесячной величины обязательств по оплате.
В уведомлении ООО «Вышневолоцкая ТГК» указано на обязанность погасить задолженность в течение 60 дней с момента его получения или предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа сроком на 6 месяцев.
Способ обеспечения исполнения обязательств оплаты газа (банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия) должен быть согласован с ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» в течение 5 календарных дней со дня получения вышеуказанного уведомления.
Генеральный директор ООО «Вышневолоцкая ТГК» ФИО1 в уведомлении также был предупрежден, что в случае неисполнения обязанности по предоставлению соответствующего обеспечения исполнения обязательств по оплате газа и непогашения задолженности за поставленное топливо, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 14.61 КоАП РФ.
Одновременно, во исполнение ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон №69-ФЗ) и Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства №162 от 05.02.1998 (далее - Правила поставки газа) ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» направило в адрес руководителя субъекта РФ - Губернатора Тверской области сведения о покупателях (потребителях) газа, необходимые для формирования перечня потребителей, в отношении которых ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, и его последующего размещения на официальном сайте высшего должностного лица Тверской области в телекоммуникационной сети Интернет. На основании утвержденных нормативных критериев в перечень потребителей газа в Тверской области включены и сведения в отношении ООО «Вышневолоцкая ТГК».
В установленный срок (в период с 03.12.2020 по 31.01.2021) генеральным директором ООО «Вышневолоцкая ТГК» ФИО1, являясь уполномоченным должностным лицом, находясь по адресу: <...>, не принято мер по погашению задолженности за поставленный газ, поставляемый ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», по договору поставки газа от 25.10.2012 № 52-4-6633/13, и не предоставлено ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа (в виде банковской, государственной или муниципальной гарантии или иными способами, предусмотренными законом или договором), чем допустила нарушение ст. 25 Закона №69-ФЗ и пунктов 40 (1), 40 (5), 40 (6) Правил поставки газа. До настоящего времени задолженность не погашена.
Таким образом, генеральный директор ООО «Вышневолоцкая ТГК» ФИО1 будучи предупрежденным о возможной административной ответственности, не выполнил вышеуказанное законное требование ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», предъявленное в соответствии с действующим законодательством, чем нарушил установленный законодательством порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанного энергетического ресурса сроками платежей.
Начальником отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО2 вынесено Постановление от 25.06.2021 №8.2-Пс/0097-0000-2021 о назначении административного наказания в отношении ООО «Вышневолоцкая ТГК» (далее - Заявитель, Общество), которым оно признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 14.61 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2021 №8.2-Пс/0097-0000-2021
Рассмотрев материалы дела, суд исходит из следующего:
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части. 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 14.61 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ).
В соответствии с абзацем 1 статьи 25 указанного закона на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
Так, статьей 25 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа.
Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей газа возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договорам поставки. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителями газа обязательств по его оплате. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате у потребителей газа, не имеющих неисполненных обязательств по оплате газа.
Поставщики газа обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей газа, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа. В направляемом потребителю газа уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено поставщику газа, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае, если потребитель газа до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа устранил допущенное нарушение обязательств по оплате газа, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется потребителями газа, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными поставщиками газа в соответствии с настоящей статьей, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении поставщиком газа гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем газа обеспечиваемых гарантиями обязательств.
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа.
Срок, в течение которого действует обязанность потребителя газа, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного поставщиком газа, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, и порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, а также требования к условиям его предоставления, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Диспозиции статьи 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях корреспондируют положения раздела VII(1) Правил поставки газа.
Материалы дела содержат доказательства, согласно которым за заявителем перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» числится задолженность.
Потребителю было направлено уведомление об обязанности предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа. В уведомлении был установлен срок, в течение которого потребителю необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
Величина обеспечения обязательств для предоставления соответствующей гарантии в уведомлении определена в соответствии с требованиями пункта 40(1) Правил поставки газа.
Потребитель не исполнил обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате газа в течение 60 дней, задолженность не погасил.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения и вина должностного лица подтверждаются материалами дела.
Указанное свидетельствует о наличии в деянии Заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
Доводы заявителя указанные в заявлении не имеют правового значения, так как задолженность за потребленный и неоплаченный газ, превысила двойной размер среднемесячной величины обязательств по оплате газа.
Представленными документами подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью статьи 14.61 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В рассматриваемом деле Обществом не представлены доказательства, свидетельствующие об объективных причинах невозможности принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Оспариваемое постановление принято административным органом с соблюдением гарантированных заявителю указанными нормами КоАП РФ прав как лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
Иные доводы и материалы дела заявителя судом исследованы и приняты во внимание, однако не опровергают выводов суда относительно рассматриваемого дела.
По своей сути доводы заявителя направлены не на соблюдение им действующего законодательства и норм КоАП РФ, а исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности, за установленное административным органом правонарушение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных административным органом доказательств.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности вынесенного постановления.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии, по настоящему делу, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения судом не установлены.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция 14.61 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наложение административного штрафа от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Размер административного штрафа в оспариваемом постановлении определен административным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной статей 14.61 КоАП РФ.
Избранная административным органом мера наказания соответствует характеру и тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оснований для снижения штрафа в соответствии с положениями части 3.2, части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ суд не усматривает исходя из следующего.
Согласно положениям части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При этом установление возможности снижения штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ связывается не только и не столько с отсутствием негативных последствий совершения правонарушения сколько с исключительными обстоятельствами его совершения.
Снижение назначенного административным органом штрафа является правом, а не обязанностью суда, а реализация данного права не должна осуществляться безосновательно, в отсутствие к тому необходимых предпосылок.
Обществом не представлены документы, свидетельствующие о том, что его финансовое состояние таково, что назначенный штраф приведет к избыточным (чрезмерным) ограничениям его деятельности, создаст существенные материальные обременения.
Поскольку Общество не обосновало наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного им административного правонарушения, тяжелым финансовым положением, суд в данной ситуации не усматривает оснований для снижения штрафа.
Таким образом, суд, рассмотрев все доводы заявителя и имеющиеся в материалах дела документы, пришел к выводу, что они не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований и признанию оспариваемого постановления незаконным и его отмене.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 216, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований Обществу с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционной суд (г. Вологда) в пятнадцатидневный срок со дня его принятия.
Судья Ю.П. Балакин