ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-11873/12 от 06.12.2012 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тверь № дела А66-11873/2012

«07» декабря 2012 г.

Изготовлен мотивированный текст решения

Резолютивная часть решения объявлена 06.12.2012

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Рощиной С.Е.

При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красновой А.И. с использованием средств аудиозаписи

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торгово-закупочная компания «Тверца», г.Торжок

и индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Торжок,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, г.Тверь

при участии третьего лица Муниципального образования город Торжок, г. Торжок,

об оспаривании отказа в государственной регистрации права

В заседании приняли участие:

от Общества и предпринимателя ФИО2  – по доверенности

от Управления ФИО3 - по доверенности

от Муниципального образования представитель не прибыл, извещен надлежаще

установил:

общество с ограниченной ответственностью Торгово-закупочная компания «Тверца», г.Торжок, индивидуальный предприниматель ФИО1, г.Торжок, (далее – заявители) обратились в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, г.Тверь (далее – Управление) от 23.07.2012, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности № 25/007/2012-597 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 69:47:0130303:250 и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности заявителей в отношении указанного земельного участка.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное образование город Торжок, г. Торжок,

Предприниматель и Общество поддержали заявленные требования, настаивают на них, считают, что возможность регистрации права, приобретенного по договору купли-продажи, не может быть поставлена в зависимость от желания иного лица зарегистрировать право на земельный участок.

Управление возражает по заявленным требованиям, отказ считает законным и обоснованным, в обоснование своих доводов ссылается на обязательность осуществления одновременно государственной регистрации прав на земельные участки, возникшие в результате раздела исходного земельного участка.

Муниципальное образование город Торжок, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежаще по правилам статьи 123 АПК РФ, отзыва, ходатайств не представило.

Дело рассматривается в порядке определенном статёй 156 АПК РФ, в отсутствие третьего лица.

Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует:

Общество и предприниматель владеют на праве собственности каждый ? здания магазина, расположенного по адресу ул.Красноармейская, д.37а, на земельном участке с кадастровым номером 69:47:0130303:250, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.32-33).

В процессе перераспределения земельных участков 69:47:0130303:17 и 69:47:0130303:25 образованы два новых с кадастровыми номерами 69:47:0130303:250 (из участка 69:47:0130303:17 - 50 кв. м. и части участка 69:47:0130303:25 – 253 кв.м.) и 69:47:0130303:249 (из участка 69:47:0130303:25 – 2250 кв.м.).

25.11.2011 Общество и предприниматель обратились к Главе города Торжка с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:47:0130303:250, на котором расположен торговый павильон, принадлежащий заявителям на праве собственности (л.д.43).

Администрацией города Торжка Тверской области принято Распоряжение №118-р от 05.05.2012 о предоставлении заявителям в общую долевую собственность за плату земельного участка по ул.Красноармейская (л.д.44).

Между Комитетом по управлению имуществом города Торжка и ООО «ТЗК «Тверца», предпринимателем ФИО1 заключен договор купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 303 кв.м. расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 69:47:0130303:250, в общую долевую собственность, по ? доли каждому (л.д.45-48, 51). Выкупная цена участка определена в размере 50635,66 руб. Оплата произведена (л.д.54-55) заявителями в безналичном порядке.

Заявителями внесена плата за участок. Участок передан ООО ТЗК «Тверца» и предпринимателю ФИО1 23.05.2012 по акту приема-передачи (л.д.51).

23.05.2012 заявители и Муниципальное образование г.Торжок обратились в Управление за регистрацией права на земельный участок с кадастровым номером 69:47:0130303:250, к заявлению приложены необходимые документы.

19.06.2012 в их адрес выслано Уведомление № 25-2078 о приостановлении государственной регистрации, со ссылкой на пункт 4 статьи 22.2 Закона о регистрации (л.д.56-58).

23.07.2012 Управлением отказано в регистрации права, о чем в адрес заявителей направлено сообщение № 25/007/2012-597 (л.д.59-60).

Заявители, не согласившись с данным отказом, обжаловали его в суд.

Исследовав представленные сторонами документы и доказательства, заслушав представителей спорящих сторон в судебном заседании, суд первой инстанции приходит к мнению об обоснованности заявленных требований.

Согласно статье 65 АПК РФ при обращении в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта каждая из сторон должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, если оно не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает законные права и интересы заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – закон о регистрации), под государственной регистрацией прав понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отношения, возникающие при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, начинаются с момента приема документов и в соответствии со статьей 13 указанного Закона.

Согласно статье 16 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.

Как следует из положений пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.

Пунктом 6 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с названным Кодексомзаконом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

В силу статьи 13 названного Закона при проведении государственной регистрации осуществляется правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимости, соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства, отсутствие других оснований для отказа или приостановления регистрационных действий.

Пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ определено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Согласно абзацу десятому пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с этим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в данном случае на государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок площадью 303 квадратных метра, имеющий кадастровый номер 69:47:0130303:250, расположенный по адресу <...>, заявителем представлены все необходимые документы. Указанные документы соответствовали определенным законодательством Российской Федерации требованиям и отражали информацию, необходимую для государственной регистрации права, что не оспаривается и Управлением.

По мнению Управления, за государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки - кадастровый номер 69:47:0130303:250 и 69:47:0130303:249, образованные в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 69:47:0130303:17 и 69:47:0130303:25, должны обратиться одновременно все лица, к которым переходят права на вновь образованные участки и по всем вновь образованным участкам одновременно. Обращение за регистрацией прав на один из вновь образованных участков считает неправомерным, что является безусловным основанием для отказа обществу и предпринимателю в государственной регистрации перехода права собственности.

Суд считает указанное мнение Управления неправомерным в связи со следующим. Действительно, в процессе перераспределения земельных участков 69:47:0130303:17 и 69:47:0130303:25 образованы два новых участка с кадастровыми номерами 69:47:0130303:250 (из участка 69:47:0130303:17 - 50 кв. м. и части участка 69:47:0130303:25 – 253 кв.м.) и 69:47:0130303:249 (из участка 69:47:0130303:25 – 2250 кв.м.).

Общество и предприниматель обратились в Управление с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на уже сформированный земельный участок, приобретенный ими по договору купли-продажи, а не за государственной регистрацией прав на земельные участки, образуемые при разделе. При этом законность сделки купли-продажи спорного земельного участка управлением не оспаривается.

Более того, по мнению суда, регистрация права собственности на земельный участок не может быть поставлена в зависимость от желания собственника другого земельного участка обратиться за регистрацией прав на него. Собственники земельного участка 69:47:0130303:250 не могут понудить передать на регистрацию право на оставшийся участок его собственника – Муниципальное образование город Торжок.

Таким образом, в данном случае ссылка Управления на пункт 4 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ является необоснованной.

При таких обстоятельствах оспариваемый отказ управления в государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок не соответствует требованиям Закона N 122-ФЗ и требования заявителей подлежат удовлетворению. Расходы по госпошлине относятся на ответчика, излишне оплаченная госпошлина подлежит возврату.

При обращении в суд ООО ТЗК «Тверца» и предприниматель ФИО1 оплатили государственную пошлину по делу в размере 4000 руб. каждый.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, госпошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 2000 рублей;

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.18 НК РФ госпошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено главой 25.3 НК РФ.

В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Таким образом, плательщики уплачивают госпошлину в долях от суммы госпошлины, подлежащей уплате по рассматриваемому виду спора.

По настоящему делу каждый заявитель платит по положенной к уплате сумме госпошлины, в частности, предприниматель 100 рублей (200/2), юридическое лицо по 1000 рублей (2000/2).

При таких обстоятельствах предприниматель ФИО1 излишне уплатил госпошлину в сумме 3900 рублей, а Общество в сумме 3000 руб.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333. 40 НК РФ, статьи 104 АПК РФ уплаченная госпошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты госпошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Кодекса. Аналогичная правовая позиция в части исчисления госпошлины изложена в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу NА66-2919/2012 от 07.08.2012.

Руководствуясь статьями 110, 163, 167–170 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

Р Е Ш И Л:

Требования общества с ограниченной ответственностью Торгово-закупочная компания «Тверца», г.Торжок (зарегистрировано 23.12.1999 Администрацией Торжокского района Тверской области, ОГРН <***>, ИНН <***>) и индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Торжок (зарегистрирован Администрацией города Торжка 28.03.1995 №120 Серия ЛС, ОГРНИП <***>, ИНН <***>), удовлетворить,

признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, г.Тверь от 23.07.2012, изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности № 25/007/2012-597 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 69:47:0130303:250,

обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, г.Тверь осуществить государственную регистрацию права собственности заявителей в отношении указанного земельного участка расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 69:47:0130303:250.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на ответчика.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, г.Тверь в пользу общества с ограниченной ответственностью Торгово-закупочная компания «Тверца», г.Торжок 1000 руб. расходов по госпошлине.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, г.Тверь в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Торжок 100 руб. расходов по госпошлине.

Исполнительные листы выдать взыскателям в соответствии со статьями 319, 320 АПК РФ после вступления решения в законную силу.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью Торгово-закупочная компания «Тверца», г.Торжок из доходов федерального бюджета 3000 руб. излишне оплаченных по платежному поручению №843 от 17.10.2012 расходов по госпошлине, на возврат выдать справку.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Торжок из доходов федерального бюджета 3900 руб. излишне оплаченных по платежному поручению №80808960 от 17.10.2012 расходов по госпошлине, на возврат выдать справку.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Вологда в месячный срок со дня его принятия.

Судья С.Е.Рощина