АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 августа 2018 года
г. Тверь
Дело № А66-12090/20188
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Карсаковой И.В., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарём судебного заседания Слугиной М.А., при участии: от заявителя - ФИО1, ФИО2, от ответчика - ФИО3, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Свободный <...>», г. Тверь к Центральному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области (Ростехнадзор), г. Тверь, об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 05.07.2018 №7.2-Пс/0112-0000-2018,
У С Т А Н О В И Л:
товарищество собственников жилья «Свободный <...>» (далее – заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области (далее – управление, ответчик) № 7.2-Пс/0112-0000-2018 от 05.07.2018 (далее - постановление).
Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Управление заявленные требования посчитало не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, факт совершения административного правонарушения подтвержденным материалами проверки.
Как усматривается из материалов дела, по факту поступления в управление информации, ответчиком проведена проверка и возбуждено дело об административном правонарушении.
Уполномоченным органом установлены факты ненадлежащей эксплуатациитовариществом газифицированной крышной котельной, а именно: не обеспечена регистрация эксплуатируемого опасного производственного объекта - газифицированная крышная котельная находящейся по адресу: <...> в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте - газифицированная крышная котельная, находящаяся по адресу: <...>; не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта - газифицированной крышной котельной находящейся по адресу: <...> за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; не обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте - газифицированной крышной котельной (далее - котельная, опасный объект) находящейся по адресу: <...>.
Должностным лицом управления в отношении товарищества составлен протокол от 22.06.2018 № 7.2-0000-Пр/0112-2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Впоследствии, вынесено оспариваемое постановление, согласно которому товарищество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000, 00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, полагая, что отсутствует состав административного правонарушения, заявитель обратился в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, арбитражный суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Диспозиция указанной статьи предусматривает два правонарушения: нарушение требований промышленной безопасности и нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Указанный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасным производственным объектом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ).
Требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов (статья 3 Закона №116-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана соблюдать положения указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из информации предоставленной ответчиком следует, что в государственном реестре опасных производственных объектов за ООО «Сандра» зарегистрирован опасный производственный объект «Сеть газопотребления ООО Сандра» peг. № А05-11629-0001, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о регистрации ОПО.
ООО «Сандра» имеет лицензию № ВХ-05-025378 от 29.10.2014 наосуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I , II и III классов опасности. Место осуществления лицензируемого вида деятельности: <...>.
Из документов ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» имеющихся в материалах дела следует, что ООО «Сандра» не эксплуатирует опасный производственный объект «Сеть газопотребления ООО Сандра» peг. № А05-11629-0001.
ООО «Сандра» направило заявление о расторжении договора на поставку газа от 25.10.2012 №52-4-5360/13, в связи с переходом права собственности на недвижимое имущество: нежилое помещение №VI , общая площадь 30 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 69:40:0400055:10:5/27.
В материалах дела имеется договор купли - продажи недвижимого имущества от 11.04.2016 заключенный между ООО «Сандра» и гр. ФИО4, а также акт приема-передачи недвижимого имущества от 11.04.2016 (оборудования установленного в нежилом помещении VI, расположенном по адресу: <...>), а именно:
-внутренний газопровод низкого давления (труба стальная Дн 76*3, труба стальная Ду 20*2,8);
-водогрейный котел Logano GE 315 BUDERUS (ФРГ), зав. № 63040295-00-6209-0129 (станц.№1);
-водогрейный котел Logano GE 315 BUDERUS (ФРГ), зав. № 63040295-00-7256-0617 (станц. №2).
Данные водогрейные котлы оборудованы горелками WG 30N/1-C исп. ZM-LM фирмы Weishaupl (ФРГ) в комплекте с автоматикой безопасности, регулирования горелок и управления на базе контроллеров Logamatik 4311\4312 фирмы BUDERUS (ФРГ).
Одновременно с этим, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» предоставлен договор аренды нежилого помещения с оборудованием от 15.09.2016, заключенным между гр. ФИО4 и ИП ФИО5, а также передаточный акт к договору нежилого помещения с оборудованием от 15.09.2016, а именно:
-внутренний газопровод низкого давления (труба стальная Дн 76*3, труба стальная Ду 20*2,8);
-водогрейный котел Logano GE 315 BUDERUS (ФРГ), зав. № 63040295-00-6209-0129 (станц. №1);
-водогрейный котел Logano GE 315 BUDERUS (ФРГ), зав. № 63040295-00-7256-0617 (станц. №2).
Данные водогрейные котлы оборудованы горелками WG 30N/1-C исп. ZM-LM фирмы Weishaupl (ФРГ) в комплекте с автоматикой безопасности, регулирования горелок и управления на базе контроллеров Logamatik 4311 \4312 фирмы BUDERUS (ФРГ).
10.11.2016 Арбитражным судом Тверской области вынесено определение о введении наблюдения, назначении временного управляющего по делу № А66-8799/2016 от 10.11.2016 в отношении ООО «Сандра».
30.05.2018 Арбитражным судом Тверской области признана недействительной сделка договор купли - продажи недвижимого имущества от 11.04.2016, заключенный между ООО «Сандра» и ФИО4 по делу № А66-8799/2016 от 30.05.2016 в отношении ООО «Сандра».
В материалы дела, ответчиком представлены: договор поставки газа № 52-4-9707/16 от 31.08.2016, дополнительные соглашения № 01/17 (к договору поставки газа № 52-4-9707/16 от 31.08.2016) от 25.10.2016, № 01/18 (к договору поставки газа № 52-4-9707/16 от 31.08.2016) от 14.09.2017 между ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и товариществом собственников жилья «Свободный <...>» со сроком действия до 31.12.2022.
По мнению ответчика, опасный объект является общим имуществом и в силу положений ст. 210, 290 ГК РФ, 36, ст. 136 ЖК РФ, ч. 1, 2.3, ст. 161 ЖК РФ собственники квартир многоквартирного дома являются собственниками опасного объекта.
Вместе с тем, вопреки положениям статьи 65 АПК РФ, доказательств того, что опасный объект является общим имуществом собственников квартир многоквартирного дома управлением в материалы дела не представлено. Документов определенно указывающих на возникновение права собственности, подтверждающих факт передачи указанного имущества товариществу многоквартирного дома материалы дела не содержат.
Из положений пунктов 2, 5, 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, следует, что систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях, эксплуатирующих эти объекты, накапливается, анализируется и хранится в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - реестр). Регистрация объектов в реестре осуществляется на основании заявления организаций, эксплуатирующих эти объекты. О регистрации этих объектов в реестре выдаются свидетельства установленного образца.
По информации, предоставленной управлением, на момент проведения управлением проверки и рассмотрения дела реестр содержит сведения о регистрации опасного объекта и наличии у ООО «Сандра» статуса организации, эксплуатирующей данный опасный производственный объект.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения товарищества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 110, 123, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области,
Р Е Ш И Л:
признать незаконным и отменить постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области от 05.07.2018 № 7.2-Пс/0112-0000-2018 о привлечении товарищества собственников жилья «Свободный <...>» к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в сроки, установленные АПК РФ.
Судья И.В. Карсакова