после перерыва в порядке ст. 163 АПК РФ
28 февраля 2017 года | г.Тверь | Дело № А66-13275/2016 |
(резолютивная часть объявлена 21 февраля 2017)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Голубевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Арутюнян А.А., при участии представителя заявителя – ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-5», г. Тверь, к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери, г. Тверь, о признании незаконным и отмене предписания Департамента жилищно-коммунального хозяйства №116 от 23 сентября 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-5», г.Тверь, (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери, г.Тверь, (далее –ответчик, Департамент) о признании незаконным и отмене предписания Департамента жилищно-коммунального хозяйства №116 от 23 сентября 2013 года.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, указывая на то, что Общество не осуществляет управление многоквартирным домом № 10 по Ремесленному проезду города Твери.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен должным образом, что в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя заявителя, отделом жилищного контроля Департамента в отношении ООО «Управляющая компания ЖЭУ- 5»20.09.2016 была проведена внеплановая, документарная проверка, в части соблюдения требований действующего законодательства по расторжению договора управления многоквартирным домом дома № 10 на Ремесленном проезде г. Твери, в ходе которой установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного (протокол от 10.06.2015) Общество было выбрано в качестве управляющей компании. Управление многоквартирным домом Общество осуществляло на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным 15.06.2015. Проверяющими был сделан вывод, что Обществом в нарушение ч. 5,8 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее- ЖК РФ), частей 1,2 статьи 450 , части 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) досрочно расторгло с собственниками помещений многоквартирного дома № 10 на Ремесленном проезде города Твери договор управления домом.
В адрес Общества вынесено оспариваемое предписание № 116 от 23.09.2016 (л.д. 32-33), которым предписано прекратить выявленные нарушения вышеназванных норм права и в целях устранения последствий нарушения осуществить следующие действия: осуществлять деятельносьт по управлению многоквартирным домом № 10 на Ремеслененом проезде в соответствии с заключенным 15.06.2015 договором управления многоквартирным домом до расторжения договора управления в установленном действующим законодательством порядке, производить начисления и выставлять счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг жителям названного дома в соответствии с заключенным 15.06.2015 года договором управления многоквартирным домом. Об исполнении предписания Обществу необходимо было проинформировать Департамент в срок до01.10.2016 Указанное предписание получено обществом 28.09.2016.
Общество, не согласившись с названным предписанием, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частями 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1)при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. При этом, согласно части 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок. Досрочное расторжение договора управления многоквартирным домом по инициативе управляющей организации действующим законодательством не предусмотрено.
Как следует из сообщения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрацииг.Твери от 19.12.2016, в соответствии со статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (статья 195 ЖК РФ).
Согласно статье 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет управляющая компания, подлежат размещению на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (официальный сайт Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйстваwww.reformagkh.ru).
Реестрлицензий Тверской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ведет Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверскойобласти.
Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, внесены в реестр лицензий Тверской областии размещены в информационно-телекоммуникационной сети Интерне на сайте Главного управления в разделе Лицензирование УК / Реестры (http://www.gji.tver.ru). По состоянию на23.09.2016 сведения о многоквартирномдоме № 10 по Ремесленному проезду города Твери в вышеуказанном реестре отсутствуют.
В материалы дела представлен протокол общего собрания дома № 10 по Ремесленному проезду города Твери от 10.06.2015 года, согласно которому в качестве управляющей компании многоквартирного дома № 10 по Ремесленному проезду города Твери выбрано Общество.
Вместе с тем, доказательств заключения с Обществом договора на управление многоквартирным домом не представлено.
Согласно части 1 статьи 162 ГК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Представленный в материалы дела договор управления многоквартирным домом от 15.06.2015 года, заключенный с одним из собственников помещений в спорном доме- ФИО2 (собственник помещения общей площадью 26,97 кв.м. из 620,78 кв.м. общей площади помещений в многоквартирном доме), не свидетельствует о заключении Обществом договора управления многоквартирным домом в соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ.
Иных договоров управления многоквартирным домом, заключенных с остальными собственниками помещений, также как и доказательств того, что ФИО2 был уполномочен общим собранием на подписание с Обществом договора управления, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах Департаментом не представлено доказательств, что Общество приняло на себя обязанности по исполнению функций управляющей компании дома № 10 по Ремесленному проезду города Твери и заключило договор управления многоквартирным домом.
Довод Департамента о нарушении Обществом ч. 5,8 ст. 162 ЖК РФ, частей 1,2 статьи 450 , части 2 статьи 452 ГК РФ документально не подтвержден.
Правомерность вынесенного предписания в порядке ч. 5 ст. 200 АПК РФ Департаментом не доказана.
Судом также учтено, что вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района города Твери от 19.12.2016 по делу № 5-828/2016 отказано в привлечении Общества к административной ответственности за неисполнение оспариваемого предписания в связи с отсутствием объективной стороны административного правонарушения и отсутствием достоверных обстоятельств нахождения дома 10 по Ремесленному проезду г. Твери в управлении Общества на момент проверки.
В связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии со ст. 110 АПК РФ с ответчика подлежит взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в сумме 3000 руб. (чек-ордер № 124 от 08.12.2016), а излишне уплаченная на основании того же чека-ордера государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 104,110, 163, 167-170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Департамента Жилищно- коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери № 116 от 23.09.2016 года.
Взыскать с Департамента Жилищно-коммунального хозяйства города Твери, г. Тверь, ОГРН <***>, ИНН <***>, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-5», г. Тверь, ОГРН <***>, ИНН <***>, 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины (чек-ордер № 124 от 08.12.2016).
Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке ст. 319 АПК РФ.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-5», г. Тверь, ОГРН <***>, ИНН <***>, из федерального бюджета Российской Федерации 3000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины (чек-ордер № 124 от 08.12.2016).
Выдать справку на возврат.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в течение месяца со дня его принятия, в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Судья Л.Ю. Голубева