АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
http://tver.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
С перерывом в порядке ст. 163 АПК РФ
08 августа 2014 года город Тверь Дело № А66-13596/2013
(резолютивная часть решения объявлена 22.07.2014г.)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Истоминой О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зейналовой Е. Р. при участии представителей сторон: от истца – ФИО1, ФИО2, от ответчиков –ФИО3, ФИО4, от третьего лица - ФИО5, рассмотрев в судебном заседании дело по иску: общества с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие - 3», г. В. Волочек Тверской области
к ответчикам: Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области, г. Тверь, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ,
с участием третьего лица: Министерства финансов Тверской области
о взыскании 7 742 275 руб. 21 коп.,
У С Т А Н О В И Л :
общество с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие - 3» (далее ООО «Вышневолоцкое ПАТП-3»), г. В. Волочек Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации 30.01.2006 г.) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области, г. Тверь (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации 19.07.2002 г.) о взыскании убытков в размере 7 742 275 руб. 21 коп., связанных с реализацией в 2010 году законов и иных нормативных актов о предоставлении льгот отдельным категориям граждан при перевозках по городским маршрутам и в пригородном сообщении.
Определением суда от 16.01.2014г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ и Администрация Вышневолоцкого района Тверской области.
Определением суда от 17.02.2014г. в отношении Администрации Вышневолоцкого района Тверской области производство по делу прекращено и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Тверской области.
Кроме этого в судебном заседании 17 февраля 2014 г. истец сформулировал требования к каждому из ответчиков и просит взыскать с:
- Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации убытки за перевозку федеральных льготников в 2010г. в размере 5 335 437 руб. 45 коп.;
- Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области за счет казны Тверской области убытки за перевозку региональных льготников в 2010г. в размере 2 318 088 руб. 57 коп.
Определением суда от 26.06.2014г. удовлетворено ходатайство истца об уточнении размера исковых требований к каждому из ответчиков. Согласно уточнению истца он просит взыскать с
- Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации убытки за перевозку федеральных льготников в 2010г. в размере 1 546 646 руб. 83 коп.;
- Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области за счет казны Тверской области убытки за перевозку региональных льготников в 2010г. в размере 1 227 781 руб. 06 коп.
Тем же определением суда уточнено наименование одного из ответчиков: Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Тверской области.
Представители истца в судебном заседании полностью поддержали исковые требования.
Представители ответчиков иск оспорили по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Представитель третьего лица иск оспорил, ссылаясь на недоказанность требований истца.
Из имеющихся в материалах дела документов усматривается следующее:
В 2010г. ООО «Вышневолоцкое ПАТП-3» в соответствии с определенной в учредительных документах уставной деятельностью осуществляло перевозки граждан автобусным транспортом общего пользования в г. Вышний Волочек и Вышневолоцком районе.
Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.12.2008г. № 455-нп установлена предельная цена (тариф) на перевозки пассажиров городскими маршрутными автобусами ООО «Вышневолоцкое ПАТП-3» в размере 10 руб. на одну поездку.
Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 13.05.2010г. № 128-нп установлена единая предельная цена (тариф) на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении в муниципальном образовании городской округ город Вышний Волочек в размере 10 руб. за 1 поездку.
Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 13.05.2010г. № 129-нп установлена единая предельная цена (тариф) на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в пригородном сообщении в муниципальном образовании «Вышневолоцкий район» в размере 1,50 руб. за 1 км. пути.
В соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005г. № 32-па «О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета» (далее - Постановление №32-па) ООО «Вышневолоцкое ПАТП-3» осуществляло в 2010году перевозку пассажиров, относящихся к льготным категориям граждан при предъявлении ими единого социального проездного билета (ЕСПБ) в г. Вышний Волочек и Вышневолоцком районе.
Аналогичные перевозки в г. Вышний Волочек и Вышневолоцком районе осуществляли в 2010 годах МУП «Вышневолоцкое ПАТП», ООО «Вышневолоцкое ПАТП-2», МУП Вышневолоцкого района «Автокомбинат».
Между Территориальным отделом социальной защиты населения Вышневолоцкого района, Территориальным отделом социальной защиты населения города Вышний Волочек и ООО «Вышневолоцкое ПАТП-3» 11.01.2010г. были заключены соответствующие договоры по предоставлению на территории Тверской области льготного проезда отдельным категориям граждан на основании единого социального проездного билета и компенсации расходов транспортным предприятиям (т.1, л.д. 18—33).
Согласно указанным договорам обществу возмещались средства от реализации ЕСПБ населению – в размере суммарной стоимости ЕСПБ, реализованных населению за отчетный период на территории муниципальных образований и средства, составляющие разницу между стоимостью проездного билета для данных муниципальных образований и стоимостью реализованных ЕСПБ населению в 2010 году.
По данным Министерство социальной защиты населения Тверской области из областного бюджета было выплачено истцу 3 834 592 руб. 03 коп. компенсаций для возмещения расходов, связанных с перевозкой льготников в 2010г. Данное обстоятельство истцом не оспаривается.
Истец, ссылаясь на то, что полученные на основании указанных договоров и Постановления № 32-па выплаты только частично компенсировали понесенные Предприятием расходы, связанные с перевозкой льготников, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Проанализировав собранные по делу доказательства, заслушав доводы, пояснения представителей сторон, суд пришел к следующим выводам:
Согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Указанная норма закона содержит перечень юридических фактов, с которыми связано возникновение гражданских прав и обязанностей, как по воле субъекта гражданского права, так и по мимо ее.
Правила статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ возлагают на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений. Бремя представления доказательств, подтверждающих наличие убытков, связанных с выполнением обязанностей по перевозке льготников возлагается законодателем на истца. В свою очередь ответчики при наличии у них возражений по существу исковых требований обязаны представить доказательства, подтверждающие обоснованность своих возражений.
Как следует из материалов дела, ООО «Вышневолоцкое ПАТП-3» является коммерческой транспортной организацией, предметом деятельности которой является организация на территории города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района перевозок населения автобусным транспортом общего пользования с целью получения прибыли от указанной деятельности.
ООО «Вышневолоцкое ПАТП-3» в 2010году осуществляло регулярные перевозки пассажиров и багажа, которые относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ст. 789 Гражданского кодекса РФ, ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).
Свои услуги пассажирам общество оказывало в спорный период в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса РФ, на основании публичного договора.
Выручка общества формируется за счёт провозной платы, которая определяется на основании тарифов, утверждаемых в установленном порядке (п. 2 ст. 790 Гражданского кодекса РФ).
Согласно Постановлению Администрации Тверской области от 23.08.2006г. № 207-па «Об уполномоченном органе по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом» государственное регулирование тарифов осуществляется Региональной энергетической комиссии Тверской области.
Для ООО «Вышневолоцкое ПАТП-3» на 2010год тарифы определены приказами РЭК Тверской области:
- Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.12.2008г. № 455-нп установлена предельная цена (тариф) на перевозки пассажиров городскими маршрутными автобусами ООО «Вышневолоцкое ПАТП-3» в размере 10 руб. на одну поездку.
- Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 13.05.2010г. № 128-нп установлена единая предельная цена (тариф) на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении в муниципальном образовании городской округ город Вышний Волочек в размере 10 руб. за 1 поездку.
- Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 13.05.2010г. № 129-нп установлена единая предельная цена (тариф) на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в пригородном сообщении в муниципальном образовании «Вышневолоцкий район» в размере 1,50 руб. за 1 км. пути.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.10.2005 г. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Такие льготы были предусмотрены, в частности, Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Вместе с тем Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пунктом 2 ст. 153 названного Закона установлено, что при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Согласно статьям 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Не полученная от потребителей плата истцу была компенсирована частично. Кроме этого, согласно установленным для общества тарифам на перевозку, компенсация ему расходов, исходя из цены льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Мера социальной поддержки федеральных льготников в виде льготного проезда на общественном транспорте (автобус) в городском и пригородном сообщении была установлена Российской Федерацией с 23.01.2005 года федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими мероприятия по обеспечению федеральным льготникам равной с республиканскими льготниками доступности услуг общественного транспорта.
Данная мера социальной поддержки действовала на территории тех субъектов Российской Федерации, которые участвовали в мероприятиях по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта, в том числе и на территории Тверской области.
Суть мероприятий по обеспечению равной доступности транспортных услуг состояла в том, что проживающий на территории участвующего в мероприятиях субъекта Российской Федерации федеральный льготник должен иметь одинаковый с республиканским льготником объем прав по пользованию услугами общественного транспорта, будь то право льготного или бесплатного проезда, но за счет средств федерального бюджета.
В 2010 году вышеуказанная мера социальной поддержки федеральных льготников регулировалась рядом федеральных нормативных правовых актов, в том числе федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов» (таблица 38 приложение 19), федеральным законом «О ветеранах», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и некоторыми другими.
16 февраля 2005г. было принято Постановление Администрации Тверской области № 32-па (О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета» (далее также - Постановление № 32-па).
Постановлением Администрации Тверской области от 1 сентября 2008 г. № 262-па «Об утверждении Долгосрочной целевой программы Тверской области «Социальная поддержка населения Тверской области на 2009 - 2012 годы» действие льготы в виде единого социального проездного билета было продлено до 2012 года.
Постановлением № 32-па был утверждён статус единого социального проездного билета (далее также - ЕСПБ) как документа, предоставляющего право льготного проезда в городском и пригородном общественном транспорте на территории Тверской области категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Тверской области, включенным в федеральный и региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (пункт 2 Постановления).
Пунктом 4 Постановления № 32-па было утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного и такси) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан.
Пунктом 1.1. Положения установлено, что ЕСПБ является социальным проездным документом на всех видах, на всех маршрутах наземного городского и пригородного транспорта общего пользования (кроме маршрутного такси), включенных в установленное расписание движения транспорта.
Раздел 2 Положения регулирует порядок приобретения ЕСПБ.
Продажу ЕСПБ населению производят территориальные отделы социальной защиты населения через отделения связи ФГУП «Почта России». Согласно пунктам 1.2-1.3 Раздела 1 «Общие положения» данного Положения правом приобретения ЕСПБ по цене 64 рубля обладают граждане, включённые в федеральный и региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Льготники регионального регистра покупают ЕСПБ за счёт ежемесячной денежной выплаты из бюджета Тверской области (статья 1 Закона Тверской области от 29.12.2004г. № 80-30 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий», статьи 1, 2 Закона Тверской области от 29.12.2004г. № 84-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу...»).
Льготники федерального регистра покупают ЕСПБ за счёт ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой из федерального бюджета (статья 6.4 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральные законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.).
Раздел 3 Положения представляет собой регламент перечисления компенсации транспортным предприятиям.
Компенсация за каждый ЕСПБ определяется как разница между «полной стоимостью льготного проезда» и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином (п.3.3).
Функцию по перечислению компенсации транспортным предприятиям Администрация Тверской области возложила на территориальные отделы социальной защиты населения в муниципальных образованиях (п.3.7 Положения). Пунктом 3.1 Положения территориальным отделам социальной защиты населения предписывается выявить предприятия общественного транспорта, на которые распространяется действие ЕСПБ, в конкретном муниципальном образовании, и заключить с ними договоры на перечисление компенсации, предусмотренной Постановлением № 32-па.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» был сформирован федеральный регистр получателей государственной социальной помощи, в который вошли все категории льготников, льгота по оплате проезда для вторых была заменена в федеральном законодательстве на денежные выплаты из федерального бюджета.
К исключительным полномочиям субъектов Российской Федерации были отнесены меры социальной поддержки репрессированных лиц, тружеников тыла и ветеранов труда, а также семей, имеющих детей (ст.16 Закона от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», ст.ст. 20, 22 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 16 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»). В Тверской области это также ветераны труда Тверской области (Закон Тверской области от 11.12.2007г. № 154-30 «О ветеранах труда Тверской области») и дети-сироты (Постановление Администрации Тверской области от 03.07.2006г. № 164-па «Об утверждении Порядка обеспечения платным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных областных и муниципальных образовательных учреждениях».
Указанные категории льготников вошли в областной регистр.
Согласно пунктам 1.2-1.3 Раздела 1 «Общие положения» Положения, утверждённого Постановлением № 32-па. правом приобретения ЕСПБ по цене 64 рубля обладают граждане, включённые в федеральный и региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Возмещение расходов транспортных организаций по перевозке льготников областного регистра является расходным обязательством Тверской области.
При этом на истца как на коммерческую организацию не возложено бремя реализации установленных федеральным законодательством льгот за счет собственных средств.
Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства Российской Федерации возникают, в том числе, в результате:
принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе:
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении № 2992/09 от 23 июня 2009 г. указал следующее: Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер.
Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации».
Таким образом, компенсация затрат, понесенных истцом в связи оказанием льгот категориям граждан, внесенных в федеральный регистр, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Как следует из п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации», в данном случае убытки, понесенные истцом в результате предоставления льгот по перевозке на основании единых социальных проездных билетов для категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, должны быть взысканы с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Представителем Российской Федерации является Министерство Финансов РФ.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьей 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 2 статьи 125 настоящего кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленными актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Министерстве финансов РФ, утвержденному
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (действующим с 08.08.2004 по настоящее время), Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной политики (п.1), осуществляет составление проекта федерального бюджета (п. 5.3.1.), утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета (п. 5.3.2.).
Таким образом, Министерство финансов РФ является финансовым органом, не обеспечившим выделение в достаточном объеме финансирования на реализацию льгот, по проезду в общественном транспорте категориям граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и в силу статьи 1071 Г Гражданского кодекса РФ выступает в суде от имени казны Российской Федерации.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в Определениях от 28.01.2009 № 93/09 и от 27.02.2009 № 2141/09, указал следующее: «Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения».
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 № 9621/10 указано следующее: ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества и руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 23.06.2009 N 2992/09) о возможности использования расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела, суд при новом рассмотрении дела должен проверить расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельной категории потребителей.
Согласно представленному истцом расчету размер убытков ООО «Вышневолоцкое ПАТП-3» составил 2 774 427 руб. 89 коп.
Судом проверено и установлено, что расчет арифметически и методологически выполнен верно.
Данная сумма, в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, для заявителя является реальным ущербом исходя из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Право бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ действие льгот по бесплатному проезду федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
В процессе рассмотрения спора ответчиками было заявлено о применении сроков исковой давности при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности установлен в три года.
В силу ст. 12 Бюджетного кодекса РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря соответствующего года.
Согласно ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Истец мог узнать о нарушении своих прав по окончании финансового года, т.е. с 01.01.2011г. С исковым заявление истец обратился в суд 29.10.2013г. Таким образом, истец обратился в суд за защитой нарушенного права в пределах установленного срока исковой давности.
Довод ответчика – Тверской области о том, что субъект Российской Федерации полностью выполнил свои обязательства, перечислив истцу 3 834 592 руб. 03 коп., судом отклоняется, поскольку межбюджетные отношения находятся за пределами рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а также пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ о т 22.06.2006г. № 23, при удовлетворении требований к публично-правовым образованиям взыскание денежных средств осуществляется за счет соответствующей казны.
Ответчики в соответствии со статьей 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины. Так как при подаче искового заявления истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по результатам рассмотрения спора не требует разрешения.
Руководствуясь статьями 65, 110, 163, 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие - 3», г. В. Волочек Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) 1 546 646 руб. 83 коп. убытков.
Взыскать с субъекта Российской Федерации: Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет казны субъекта Российской Федерации: Тверская область в пользу общества с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие - 3», г. В. Волочек Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) 1 227 781 руб. 06 коп. убытков.
Исполнительные листы выдать взыскателям в порядке ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Вологда в месячный срок со дня его принятия.
Судья О. Л. Истомина