22 декабря 2020 года | г.Тверь | Дело № А66-13961/2020 |
(резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2020 года)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Беловой А.Г., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарём судебного заседания Поляковой Е.Н., при участии представителя ответчика — Ушаковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" к Вышневолоцкой межрайонной прокуратуре о признании незаконными решения о проведении проверки и требования
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Вышневолоцкой межрайонной прокуратуре о признании незаконными решения от 13.10.2020 № 231 о проведении проверки и требования от 13.10.2020 № 8и-20 о необходимости явки генерального директора Общества ФИО2 для дачи объяснений по факту выявленных нарушений, а также составления, ознакомления и получения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.61 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО "Вышневолоцкая ТГК" и должностного лица (л.д.13,16).
Ответчик с требованиями не согласился по основаниям письменного отзыва.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание заявителя в порядке статей 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителя ответчика, арбитражный суд считает, что заявление Общества удовлетворению не подлежит.
При рассмотрении спора суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров регламентированы положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Согласно пункту 2 статьи 1 названного Закона в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Пунктом 2 статьи 21 данного Закона предусмотрено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В пункте 5.2 Постановления от 17.02.2015 № 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.
С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Из материалов дела усматривается, что в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру 30.09.2020 поступило заявление заместителя генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» ФИО3 от 24.09.2020 № ВС-07-0146 о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.61 КоАП РФ.
После изучения указанного заявления и приложенных к нему документов, Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой в соответствии с частями 2,3 статьи 21 Федерального закона вынесено решение о проведении проверки от 13.10.2020 № 231, которое вместе с требованием в порядке статей 6, 22 Федерального закона направлено в адрес генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» ФИО2
Согласно требованию от 13.10.2020 генеральному директору ООО «Вышневолоцкая ТГК» ФИО2 необходимо явиться 15.10.2020 в 11 час. 00 мин. и 15.10.2020 в 12 час. 00 мин. в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру для дачи объяснений по факту нарушения установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа сопряженное с неисполнением (ненадлежащим) исполнением обязательств по их оплате, а также составления, ознакомления и получения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 КоАП РФ в отношении юридического и должностного лица.
16.10.2020 Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой в адрес генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» ФИО2 повторно направлено требование от 16.10.2020 №8-и-20 о необходимости явки 21.10.2020 в 11 час. 00 мин. и 21.10.2020 в 12 час. 00 мин. в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру для дачи объяснений по факту нарушения установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа сопряженное с неисполнением (ненадлежащим) исполнением обязательств по их оплате, а также составления, ознакомления и получения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 КоАП РФ в отношении юридического и должностного лица, которое получено адресатом 16.10.2020, вход. № 964.
В связи с неявкой генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» ФИО2 в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру, постановления о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.61 КоАП РФ в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» ФИО2 и юридического лица -ООО «Вышневолоцкая ТГК» составлены в его отсутствие, копии направлены в адрес должностного и юридического лица.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона, решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Типовая форма решения о проведении проверки утверждена Генеральным прокурором Российской Федерации.
Частью 13 той же статьи установлено, что к участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.
Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке (часть 15 статьи 21 Федерального закона).
Решение о проведении проверки в отношении ООО «Вышневолоцкая ТГК» принято заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора на основании обращения ООО «Газпром межрегионгаз Тверь». В решении о проведении проверки имеются все необходимые реквизиты.
Копия решения о проведении проверки вручена представителю юридического лица непосредственно перед началом ее проведения, что соответствует предъявляемым требованиям (л.д.13).
Основанием для проведения внеплановой проверки перечислены в части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Решение прокурора о проведении проверки вынесено управомоченным должностным лицом, с соблюдением требований Федерального закона.
При таких обстоятельствах доводы Общества являются необоснованными, а потому требование о признании незаконным решения о проведении проверки удовлетворению не подлежит.
Под ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в арбитражном суде, понимается документ, принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий, содержащий обязательные к исполнению предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и охраняемые законом интересы заявителя; под действиями должностных лиц, подлежащими обжалованию, понимаются властные волеизъявления компетентных органов и лиц, которое не облечены в форму решений, но повлекли нарушение прав и свобод граждан и организаций или создали препятствия к их осуществлению.
Требование о необходимости явки для дачи пояснений по факту правонарушения не обладает признаками ненормативного правового акта, обжалование которого в арбитражный суд предусмотрено статьёй 29 АПК РФ.
Кроме того, КоАП РФ не предусматривает порядка обжалования требования, которое, являясь неразрывно связанным с конкретным делом об административном правонарушении, не может быть предметом самостоятельного обжалования, соответствующие доводы могут быть изложены как в ходе рассмотрения дела, так и при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 110, 150 ч.1 п.1, 163, 167–170, 176, 180, 181, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" о признании решения Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 13.10.2020 № 231 незаконным - отказать.
Производство по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" о признании незаконным требования Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 13.10.2020 № 8и-20 прекратить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" (г.Вышний Волочек Тверской обл., ОГРН <***>, ИНН <***>) через Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области в доход федерального бюджета в установленном порядке 3 000 руб. государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать в порядке статьи 319 АПК РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) в месячный срок со дня его принятия.
Судья | А.Г.Белова |