АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 июня 2017 года
г.Тверь
Дело № А66-15089/2016
(резолютивная часть решения от 21.06.2017 года)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Рощиной С.Е., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Бахшиевой Э.Р., при участии представителей: заявителя – ФИО1, ФИО2, ответчика – ФИО3, ФИО4, третьего лица - ФИО5, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро», г.Москва
к Главному управлению «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, г.Тверь
третье лицо временный управляющий ООО «Тверьоблэлектро» ФИО6, г.Тверь,
об обжаловании Уведомления от 02.11.2016г. №2507 и Решения, изложенного в Протоколе от 28.10.2016г. №24,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро», г.Москва (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, г.Тверь (далее – ответчик, Управление) о признании Уведомления об отсутствии оснований для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии от 02.11.2016г. №2507 недействительным; признании решения ГУ «РЭК» Тверской области в части включения ООО «Тверьоблэлектро» в перечень организаций, в отношении которых не будут установлены (не пересмотрены) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования 2017г., изложенного в Протоколе заседания Правления ГУ «РЭК» Тверской области №24 от 28.10.2016г., незаконным (уточнения, принятые судом 26.04.2017г.)
При участии в деле в качестве третьего лица временного управляющего ООО «Тверьоблэлектро» ФИО6 (далее – третье лицо).
Заявитель поддерживает требования с учетом уточнений в полном объеме, представлены письменные объяснения.
Представители РЭК возражают по существу заявленных требований.
Третье лицо поддерживает позицию заявителя.
Из материалов дела следует: Общество обратилось 28.04.2016 года вх.№2406 в РЭК Тверской области с заявлением об утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Тверьоблэлектро» на регулируемый период 2017 год, с приложением необходимых материалов (л.д.17-18, т.1).
Комиссия, рассмотрев представленное заявление и приложенные к нему материалы, направило в адрес Общества 02.11.2016 года за №2507 Уведомление об отсутствии оснований для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (л.д.13-16, т.1). В обоснование своей позиции РЭК указано в Уведомлении на отсутствие оснований полагать, что Общество владеет на срок менее очередного расчетного периода регулирования (до 31.12.2017 года) трансформаторными подстанциями, силовыми трансформаторами, суммарная мощность которых составляет не менее 10 МВА; и что Общество владеет на срок не менее очередного расчетного периода регулирования (до 31.12.2017 года) линиями электропередачи не менее 2 уровней напряжения.
Комиссия посчитала, что Общество не соответствует критериям 1 и 2 отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (л.д. 13-16, т.1).
Кроме того, ООО «Тверьоблэлектро» включено в перечень организаций, в отношении которых не будут установлены (не пересмотрены) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования 2017г., отраженный в Протоколе заседания Правления ГУ «РЭК» Тверской области №24 от 28.10.2016 года.
Не согласившись с позицией Комиссии Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные сторонами документы и доказательства в их совокупности, заслушав представителей спорящих сторон в судебном заседании, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, являются несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами регулирования.
Согласно пункту 12 Правил регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения об установлении тарифов.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления об установлении тарифов, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами.
Список обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, установлен пунктом 17 Правил регулирования.
Пунктом 8 Правил регулирования определено, что установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цеп (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Пунктом 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике установлено, что основанием для установления цены (тарифа)услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего па праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов Электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии Оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует.
Таким образом, с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 года № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», опубликованному на официальном интернет-портале правовой информации по адресу http://www.pravo.gov.ru 04.03.2015 года, а также в «Собрании законодательства РФ» 09.03.2015, № 10, ст. 1541, определение Соответствия регулируемой организации Критериям, для органов регулирования является обязательным к исполнению.
Что подтверждено в абзаце седьмом пункта 4 разъяснительного Письма ФСТ России № ЕП-7170/12, Минэнерго России № ВК-7135/09 от 26.06.2015, где указано, что в соответствии с пунктом 24 Правил государственного регулирования основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектовэлектросетевого хозяйства к ТСО (территориальная сетевая организация).
В силу положений пункта 30 (1) Правил государственного регулирования, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых отрганизациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не присматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, с указанием полного и сокращенного (при наличии) наименования и организационно-правовой формы организации, идентификационного номера налогоплательщика (кода причины постановки на учет), адреса официального сайта организации в сети Интернет и выделенного организацией абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
Абзацем 7 пункта 30 Правил государственного регулирования установлено, что Федеральная антимонопольная служба ежегодно, до 31 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых установлены (пересмотрены) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не установлены (не пересмотрены) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, представленную органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
ООО «Тверьоблэлектро» документы на установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год представило в ГУ РЭК Тверской области 28.04.2016 года вх. №2406. На основании предоставленных ООО «Тверьоблэлектро» документов об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год, в отношении организации открыто дело об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.
ООО «Тверьоблэлектро» ранее оказывало услуги по передаче электрической энергии и являлось организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, то на нее в полной мере распространяются нормы действующего законодательства.
Пунктом 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотрен перечень материалов, представляемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, в соответствующий регулирующий орган.
К заявлению об установлении тарифа прилагаются документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (подпункт 13 пункта 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике).
В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, «период регулирования» - период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы).
Таким образом, срок владения силовыми трансформаторами, установленная мощность которых составляет не менее 10 MBА и линиями электропередачи, используемыми для регулируемой деятельности, не менее 2 уровней напряжения относится к очередному периоду регулирования сроком не менее 12 месяцев (не менее года).
Пунктом 2 статьи 651 ГК РФ установлено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года (12 месяцев), подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 14.09.2015 № АГ/49225/15.
Согласно положений статей 452, 610 ГК РФ, срок действия договора (срок договора) - это период времени, в течение которого действуют условия договора и исполняются установленные им обязательства сторон.
Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, регулируемая организация для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования должна представить в ГУ РЭК Тверской области договор аренды объектов электросетевого хозяйства, срок действия которого установлен до 31.12.2017 года (полные 12 месяцев 2017 года).
К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 Закона об электроэнергетике).
На основании ГОСТа 19431-84 «Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 № 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - это обеспечение потребителей энергией (электрической энергией). Под электроустановкой понимается комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для электропередачи (ЛЭП) - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Согласно пункту 4.2.6 Правил устройства энергоустановок. Седьмое издание, утв. приказом Минэнерго России от 20.07.2003 № 242, трансформаторная подстанция - это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Согласно определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2008 № 11183/08 по делу № А40-55912/07-91-509 электрическое оборудование, в том числе распределительное, в силу ГОСТ 24291-90, является составной частью подстанции, следовательно, подстанция является неделимым объектом.
Из указанного следует, что передача в аренду имущества может быть только целого объекта - подстанции, являющейся объектом недвижимого имущества.
В соответствии с Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 (далее - Перечень № 504), к воздушным линиям электропередачи относятся линии электропередачи воздушные напряжением от 0,4 до 1500 кВ включительно, переменного и постоянного тока на металлических опорах, на опорах из непропитанной древесины, на опорах из пропитанной древесины, на железобетонных опорах, в том числе опоры, фундаменты, провода, тросы, изолирующие подвески, охранные системы, системы заземления, системы защиты ВЛ, устройства светоограждения, устройства защиты от перенапряжений, устройства отбора мощности., установленные непосредственно на линии электропередачи, высокочастотные заградители, если они размещены в границах зоны эксплуатации линии электропередачи, устройства плавки гололеда и элементы, входящие в состав линий электропередачи.
Следует отметить, что согласно вышеуказанному Перечню № 504 в разделе «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» поименованы, в частности, линия электропередачи воздушная (код ОКОФ 12 4521125); сооружения электроэнергетики (код ОКОФ 12 4521010); здания электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 11 4521012); сооружения -металлические конструкции (код ОКОФ 12 2811000); подстанции трансформаторные комплексные (код ОКОФ 143115020).
Соответственно, функциональное назначение объектов свидетельствует о том, что они только в комплексе предназначены для оказания услуги по передаче электрической энергии.
Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 №6, под трансформаторной подстанцией понимается электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов; под воздушной линией электропередачи - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.); под кабельной линией - линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, под комплектной трансформаторной (преобразовательной) подстанцией - подстанция, состоящая из трансформаторов (преобразователей) и блоков (КРУ или КРУН и других элементов), поставляемых в собранном или полностью подготовленном для сборки виде. Комплектные трансформаторные (преобразовательные) подстанции (далее - КТП, КПП) или части их, устанавливаемые в закрытом помещении, относятся к внутренним установкам, устанавливаемые на открытом воздухе, - к наружным установкам.
Толкование данных норм права позволяет сделать вывод о том, что трансформаторная подстанция обладает признаками недвижимости, однако не имеет самостоятельного значения при отсутствии в ней движимой вещи (трансформатора). Через трансформаторную подстанцию осуществляется снабжение потребителей электроэнергией. Иными словами, трансформаторная подстанция - это сооружение, предназначенное для выполнения функций электроснабжения, следовательно, демонтаж оборудования, находящегося в нем, приведет к прекращению подачи электроэнергии.
Таким образом, все электросетевое хозяйство рассматривается как имущественный комплекс, а целевым использованием имущественного комплекса является оказание услуг по передаче электроэнергии, оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей.
Согласно условиям Договора от 28.09.2006 года, в аренду передан комплекс имущества как движимого, так и недвижимого, посредством которого заявитель осуществлял передачу электрической энергии потребителям.
В соответствии с Передаточным актом (приложение 3 к договору) в аренду переданы объекты системы электроснабжения МО «Осташковский район», поименованные в приложениях № 1 и № 2 к нему.
В приложении № 1 поименовано 224 позиции (воздушные и кабельные вводы, отходящие линии)
Дополнительным соглашением от 16.06.2008 из перечня, ранее передаваемого муниципального имущества, исключены объекты недвижимости, перечисленные в Приложении № 1 к дополнительному соглашению от 16.06.2008 года, а также продлевается действие договора до 01.01.2034 года.
Таким образом, по долгосрочному договору аренды в аренду переданы исключительно здания, без оборудования и отходящих сетей.
Дополнительным соглашением от 04.09.2010 г.к договору аренды, было определено, что «предмет договора» - муниципальное имущество - объекты системы электроснабжения муниципального образования «Осташковский район» согласно прилагаемому перечню в приложении № 1. При этом список, содержащий перечень оборудования ЗТП в г. Осташков, поименован как список объектов недвижимости, передаваемого в аренду ООО «РЭК». однако данное имущество оценивается ООО «Тверьоблэлектро» как движимое и не регистрируется. Исходя из установленных фактов следует, что ООО «Тверьоблэлектро» избирательно применяет нормы Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
Согласно пункту 1 статьи 606 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование,транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Оборудование закрытой трансформаторной подстанции, является составной частью целого комплекса обеспечивающего энергоснабжение потребителей, а не набором несвязанного оборудования. Данное оборудование находиться внутри здания трансформаторной подстанции, с подходящими и отходящими кабельными (воздушными) линиями электропередачи.
Передача в аренду оборудования подстанций и отходящих линий электропередачи являются взаимосвязанными сделками, направленными на передачу, в аренду имущественного комплекса г. Осташков на срок более года, то в соответствии со статьей 609 ГК РФ они подлежат обязательной государственной регистрации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.01.2003 № 7291/02 по делу № А79-5478/02-СК2-4683, если несколько договоров аренды (транспортных средств, производственных помещений) являются взаимосвязанными сделками, направленными на передачу в аренду имущественного комплекса на срок более года, то в соответствии со статьей 609 ГК РФ они подлежат обязательной государственной регистрации.
Исходя из анализа внесенных в Договор изменений, в качестве движимого имущества ООО «Тверьоблэлектро» арендует несколько ВЛ-10 кВ. На основании пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации энергетические кабельные линии являются линейно-кабельными сооружениями (далее - линейные объекты). Сооружения в свою очередь относятся к объектам недвижимого имущества (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Таким образом, линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи, с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Согласно статье 133.1 ГК РФ. недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность
Исходя из изложенного, составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, в том числе сооружений.
Исходя из логики вышеперечисленных норм, линейные объекты относятся к объектам недвижимости.
Следовательно, воздушные линии, являющиеся объектом договора аренды, не отвечают: признакам самостоятельной вещи, в связи с чем, суд дает оценку, что договора аренды воздушных линий заключены с нарушением статьи 607 ГК РФ. Более того, суд признает такие договора аренды недействительной ничтожной сделкой. Сделки передачи движимого имущества и недвижимого являются взаимосвязанными сделками в логике статьи 609 ГК и подлежат государственной регистрации. (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.01.2003 № 7291/02 по делу № А79-5478/02-СК2-4683).
Согласно пункту 4.2.6 Правил устройства энергоустановок. Седьмое издание, утв. приказом Минэнерго России от 20.07.2003 № 242, трансформаторная подстанция - это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Согласно определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2008 № 11183/08 по делу № А40-55912/07-91-509 электрическое оборудование, в том числе распределительное, в силу ГОСТ 24291-90, является составной частью подстанции, следовательно, подстанция является неделимым объектом.
Следовательно, в аренду может быть передан только целый объект - подстанция, являющаяся объектом недвижимого имущества.
Кроме того, что согласно Перечню № 504 в разделе «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» поименованы, в частности, линия электропередачи воздушная (код ОКОФ 12 4521125); сооружения электроэнергетики (код ОКОФ 12 4521010); здания электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 11 4521012); сооружения - металлические конструкции (код ОКОФ 12 2811000); подстанции трансформаторные комплексные (код ОКОФ 143115020).
Соответственно, функциональное назначение объектов свидетельствует о том, что они только в комплексе предназначены для оказания услуги по передаче электрической энергии.
Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, под трансформаторной подстанцией понимается электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов; под воздушной линией электропередачи - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.); под кабельной линией - линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, под комплектной трансформаторной (преобразовательной) подстанцией - подстанция, состоящая из трансформаторов (преобразователей) и блоков (КРУ или КРУН и других элементов), поставляемых в собранном или полностью подготовленном для сборки виде. Комплектные трансформаторные (преобразовательные) подстанции (далее - КТП, КПП) или части их, устанавливаемые в закрытом помещении, относятся к внутренним установкам, устанавливаемые на открытом воздухе, - к наружным установкам.
Толкование данных норм права позволяет сделать вывод о том, что трансформаторная подстанция обладает признаками недвижимости, однако не имеет самостоятельного значения при отсутствии в ней движимой вещи (трансформатора). Через трансформаторную подстанцию осуществляется снабжение потребителей электроэнергией. Иными словами, трансформаторная подстанция - это сооружение, предназначенное для выполнения функций электроснабжения, следовательно, демонтаж оборудования, находящегося в нем, приведет к прекращению подачи электроэнергии.
Все электросетевое хозяйство рассматривается как имущественный комплекс, а целевым использованием имущественного комплекса является оказание услуг по передаче электроэнергии, оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей.
Изначально, согласно условиям данного Договора, в аренду передавался комплекс имущества как движимого, так и недвижимого, посредством которого ООО «РЭК» осуществляло передачу электрической энергии потребителям.
Таким образом, передача в аренду оборудования подстанций и отходящих линий электропередачи являются взаимосвязанными сделками, направленными на передачу, в аренду имущественного комплекса г.Осташков на срок более года, то в соответствии со статьей 609 ГК РФ они подлежат обязательной государственной регистрации.
Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 28.01.2003 № 7291/02 по делу № А79-5478/02-СК2-4683, если несколько договоров аренды (транспортных средств, производственных помещений) являются взаимосвязанными сделками, направленными на передачу в аренду имущественного комплекса на срок более года, то в соответствии со статьей 609 ГК РФ они подлежат обязательной государственной регистрации.
При таких обстоятельствах, требования не подлежат удовлетворению, расходы по госпошлине остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями 110, 123, 167-170, 200-201 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда в месячный срок со дня его принятия.
Судья С.Е.Рощина