ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-15669/14 от 13.01.2016 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

14 января 2016 года

г.Тверь

Дело № А66-15669/2014

Изготовлен мотивированный текст решения

Резолютивная часть решения объявлена 13.01.2016 года

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Рощиной С.Е., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Турыгиной Ю.А., при участии представителей сторон от заявителя – ФИО1, ФИО2, доверенности, ответчика – ФИО3, доверенность, от Департамента – не прибыл, извещен, от Администрации – ФИО4 по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сбытовое объединение «Тверьнефтепродукт», г.Тверь,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, г.Тверь,

третьи лица: Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери, г.Тверь,

Администрация города Твери, г.Тверь

о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав от 24.07.2014,

УСТАНОВИЛ:

         Общество с ограниченной ответственностью «Сбытовое объединение «Тверьнефтепродукт» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее – ответчик, Управление) с требованием о признании сообщения об отказе в государственной регистрации прав от 24.07.2014 исх. № 14-06/37141-14 (вх. от 02.09.2014 № 11-33-1866) незаконным; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на комплексное сооружение АЗС № 2, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 69:40:0000000:1624, и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.

При участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери и Администрации города Твери.

  Решением суда от 20.03.2015 требования удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 18.06.2015 решение оставлено без изменения.

  Кассационная инстанция, в постановлении от 18.08.2015 года, пришла к следующим выводам.

  Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

  Из приведенной нормы права следует, что обстоятельства, связанные с наличием прав заявителя на земельный участок, на котором находятся заявленные к регистрации объекты недвижимого имущества, является существенными при разрешении спора, касающегося регистрации права собственности на реконструированный объект капитального строительства, расположенный на земельном участке.

  В материалах дела имеется технический план сооружения (заключение кадастрового инженера), в соответствии с которым АЗС №2 расположена в пределах двух кадастровых кварталов. Управление Росреестра ссылается на то, что согласно схеме расположения сооружения на земельном участке входящие в его состав объекты: металлическое ограждение (контур 33/34), линия электропередачи кабельная (контур 22/34), табло информационное (контур 28/34) - находятся за пределами земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100626:13, принадлежащего обществу. Суд, кассационной инстанции указал, что не исследованы обстоятельства, связанные с расположением объекта на земельном участке, и что объект АЗС №2 выходит за пределы принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка.

  В связи с чем, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует установить, на скольких земельных участках расположен заявленный к регистрации объект капитального строительства, проверить наличие у заявителя прав на соответствующие земельные участки (участок) и документов, подтверждающих право пользования данными земельными участками (участком).

При новом рассмотрении Общество требования поддержало в полном объеме, также считает, что поскольку реконструировалась в целом АЗС, являющаяся единым сложным сооружением, объединенным одним производственным процессом, соответственно и зарегистрирована она должна быть как комплекс, а не как отдельные объекты недвижимости входящие в её состав. Факт выхода объекта за пределы принадлежащего ему земельного участка не оспаривает, считает, что поскольку за пределами участка расположены объекты инфраструктуры, права собственника смежного участка не нарушены. Ссылается на письмо Администрации от 29.10.2015 года №01/7992-п (л.д.68, т.2), где Администрация указывает то, что для расположения металлического ограждения с освещением и линии электропередачи, заключение договора аренды на участок не требуется и оформления землеотводных документов не требуется.

Управление по требованиям возразило по основаниям, изложенным в отзыве, считает, что поскольку часть объекта выходит за пределы принадлежащего Обществу земельного участка, право на АЗС №2 как единый объект недвижимого имущества, зарегистрировано быть не может.

Департаментом явка представителя в заседание суда 13.01.2016 года не обеспечена, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще по правилам статьи 123 АПК РФ, судебное заседание проведено в его отсутствие в порядке статьи 156 АПК РФ.

Ранее Департаментом даны пояснения по существу спора, считает, что разрешения на строительство (реконструкцию) могут быть выданы не на комплекс, а на конкретные объекты капитального строительства, они же и были введены в эксплуатацию.

Администрация город, по требованиям возразила, поскольку ограждение с освещением, табло и линия электропередачи являются в данном случае не самостоятельными объектами инфраструктуры, а частью объекта недвижимого имущества АЗС №2.

Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует: За Обществом 25.12.2006 года зарегистрировано право собственности на объект права «АЗС №2, в т.ч. здание операторской АЗС, общей площадью 59,8 кв.м. лит.А; резервуары хранения топлива литеры I-VIII, резервуары хранения масла литеры IX-XII, топливо раздаточные островки литеры XIV-XVII, асфальт литера XIII, канализация XVIII, технологический трубопровод протяженностью 175 п.м., водопроводная сеть протяженностью 94,9 п.м., расположенный по адресу <...>».

Обществом принято решение о проведении реконструкции АЗС №2. Обществу 31.08.2012 года было выдано Разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства АЗС №2 с магазином и автомойкой (л.д.70, т.1).

29.10.2013 года Обществом оформлен Акт приемки законченного строительством объекта АЗС №2 с магазином и автомойкой, подписанный подрядчиком ООО «Стройуниверсал» и Заказчиком ООО «СО «Тверьнефтепродукт» (л.д.71-74, т.1).

Оформлен кадастровый паспорт на сооружение (л.д.65-67, т.1), где отражено, что АЗС №2 представляет собой комплекс недвижимого имущества, объединенный единым производственным технологическим процессом, в состав которого входят следующие объекты капитального строительства: Здание операторной - площадь застройки 170,2 кв.м. (контур 1/34), Здание мойки транспорта – площадь застройки 112,2 кв.м. (контур 2/34), Асфальтовое покрытие – площадью 2364,6 кв.м., Навес над топливнораздаточными колонками и Замощение под навесом площадью 284,й кв.м. (контур 4/34), Площадка слива топлива – площадью 64,0 кв.м. (контур 5/34), Замощение – Стоянка для инвалидов – площадью 64,3 кв.м. (контур 6/34), Водопровод хозяйственно-питьевой 98 м. (контур 7/34, 8/34), Канализация бытовая – 68 м. (контур 9/34 – 11/34), Канализация дождевая 140 м. (контур 12/34 – 17/34), Трубопровод технологический для ГСМ – 30 м. (контур 18/34), Линия электропередачи кабельная – 757 м. (контуры 19/34 – 32/34), Ограждение металлическое 228 м. (контуры 33/34, 34/34) (л.д.65-67, т.1). Сооружению присвоен кадастровый номер 69:40:0000000:1624, площадь его составила 3059,4 кв.м., предыдущий кадастровый номер 69:40:0100626:591.

Общество 21.03.2014 года обратилось в Росреестр с заявлением о регистрации сооружения с кадастровым номером 69:40:0000000:1624 по адресу <...>, площадью 3059,4 кв.м. (л.д.63-64, т.1). На регистрацию представлен кадастровый паспорт, Акт приемки законченного строительством объекта, разрешение на ввод в эксплуатацию, информационное письмо от 06.03.2014 №29/440-п.

         Управлением 06.05.2014 года в адрес Общества направлено Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав (л.д.86, т.1), где указано, что регистрация приостановлена на основании заявления ФИО5 для предоставления дополнительных документов.

         09.07.2014 представлены дополнительные документы (л.д.84-85).

24.07.2014 года Управлением отказано Обществу в государственной регистрации права, о чем в его адрес направлено сообщение № 14-06/37141-14 (л.д.53-55). Мотивирован отказ несоответствием в документах.

Общество не согласилось с отказом в регистрации права и обжаловало его.

Исследовав представленные сторонами документы и доказательства, заслушав представителей спорящих сторон в судебном заседании, суд первой инстанции исходит из следующего.

  В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

  В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

  В силу пункта 1 статьи 13 Закона о регистрации регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.

  В силу статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

  Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

  Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).

  Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.

  Как следует из статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

  Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

  Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).

  Основания отказа в государственной регистрации исчерпывающим образом перечислены в статье 20 Закона о регистрации.

  Как указано в пункте 1 статьи 20 данного Закона, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4), не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).

  В оспариваемом сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.07.2014 Управление Росреестра указало, что представленное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 26.12.2013 N RU69310000-165 не может быть рассмотрено в качестве надлежащего правоустанавливающего документа, поскольку содержит сведения только о нежилых помещениях площадью 170 кв.м. и 112,2 кв.м., сведений об иных объектах, входящих в состав АЗС, расположенной по адресу: <...>, не содержит.

  Разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию выданы на объект «АЗС №2 с магазином и автомойкой», а не на строительство и ввод в эксплуатацию объектов «магазина» и «автомойки» на АЗС №2.

  Выдача отдельного разрешения на ввод в эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и элементов благоустройства введенного в эксплуатацию объекта капитального строительства, не предусмотрена.

  Согласно кадастровому паспорту (л.д.65) АЗС №2 представляет собой комплекс недвижимого имущества, объединенный единым производственным технологическим процессом, в состав которого входят следующие объекты капитального строительства: Здание операторной - площадь застройки 170,2 кв.м. (контур 1/34), Здание мойки транспорта – площадь застройки 112,2 кв.м. (контур 2/34), Асфальтовое покрытие – площадью 2364,6 кв.м., Навес над топливнораздаточными колонками и Замощение под навесом площадью 284,й кв.м. (контур 4/34), Площадка слива топлива – площадью 64,0 кв.м. (контур 5/34), Замощение – Стоянка для инвалидов – площадью 64,3 кв.м. (контур 6/34), Водопровод хозяйственно-питьевой 98 м. (контур 7/34, 8/34), Канализация бытовая – 68 м. (контур 9/34 – 11/34), Канализация дождевая 140 м. (контур 12/34 – 17/34), Трубопровод технологический для ГСМ – 30 м. (контур 18/34), Линия электропередачи кабельная – 757 м. (контуры 19/34 – 32/34), Ограждение металлическое 228 м. (контуры 33/34, 34/34) (л.д.65-67, т.1). Сооружению присвоен кадастровый номер 69:40:0000000:1624, площадь его составила 3059,4 кв.м., предыдущий кадастровый номер 69:40:0100626:591, предыдущий кадастровый номер 69:40:0100626:591. Аналогичная информация отражена и в Заключении кадастрового инженера (л.д.47), где указано, что АЗС №2 с К№ 69:40:0100626:591, является сложным сооружением (назначение – 1.2. сооружение топливной промышленности), представляющее собой комплекс недвижимого имущества, объединенный единым производственным технологическим процессом, в состав которого входят указанные выше объекты.

  Площадь застройки составила 3059,4 кв.м.

  Общество осуществляло реконструкцию не отдельных двух объектов магазина и автомойки, а в целом АЗС №2 и в соответствии с разработанным проектом обратилось в уполномоченный орган для получения разрешения на его строительство (реконструкцию). Указанный объект АЗС №2 не является вновь созданным объектом, а только реконструированным. В результате реконструкции изменилась, увеличилась и площадь объекта.

  Факт возведения АЗС №2, как единого объекта подтверждается проектной документацией, Актом приемки работ, подписанным подрядчиком и заказчиком, заключением кадастрового инженера, кадастровым паспортом. Судом несоответствий в представленных документах не усмотрено.

  Ссылка Управления на то, что в разрешении на ввод в эксплуатацию указаны только два объекта капитального строительства и не поименованы остальные, отклоняется судом, поскольку иные объекты не требуют выдачи разрешения на строительство, однако они являются неотъемлемыми частями АЗС №2 и без этих объектов, переданный на регистрацию объект АЗС №2 нельзя считать Автозаправочной станцией.

  Поскольку по адресу <...>, расположен объект АЗС №2 именно как сложное сооружение, представляющее собой комплекс недвижимого имущества, объединенный единым производственным технологическим процессом.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

  Из приведенной нормы права следует, что обстоятельства, связанные с наличием прав заявителя на земельный участок, на котором находятся заявленные к регистрации объекты недвижимого имущества, является существенными при разрешении спора, касающегося регистрации права собственности на реконструированный объект капитального строительства, расположенный на земельном участке.

  В материалах дела имеется технический план сооружения (заключение кадастрового инженера), в соответствии с которым АЗС №2 расположена в пределах двух кадастровых кварталов. Управление Росреестра ссылается на то, что согласно схеме расположения сооружения на земельном участке входящие в его состав объекты: металлическое ограждение (контур 33/34), линия электропередачи кабельная (контур 22/34), табло информационное (контур 28/34) - находятся за пределами земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100626:13, принадлежащего обществу.

В заседании суда представители Общества подтвердили указанный факт сославшись на письмо Администрации от 29.10.2015 года №01/7992-п (л.д.68, т.2), где Администрация поясняет, что для расположения металлического ограждения с освещением и линии электропередачи, заключения договора аренды на участок не требуется, как и оформления землеотводных документов. Так же представлено письмо Департамента благоустройства и потребительского рынка (л.д.69, т.2) от 21.10.2015 №22/2803-4, где также пояснено, что знаки маршрутного ориентирования, знаки сервиса и размещения на них информации, которая отвечает требованиям ГОСТ и согласована в установленном порядке с ГИБДД в силу пункта 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» рекламой не является и согласования с Департаментом не требует. Размещение стелы АЗС в непосредственной близости к автодороге, обеспечивающей безопасность дорожного движения, в целях информирования наравне со знаками сервиса о приближении к АЗС, является правовым обычаем хозяйствующих субъектов осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, и не является рекламой.

  Представитель Администрации в отзыве и судебном заседании пояснил, что земельные участки по адресу <...> площадью 625,5 кв.м. с кадастровым номером 69:40:0100626:29 и участок площадь. 1467,2 кв.м. с кадастровым номером 69:40:0100626:45 из земель государственная собственность на которые не разграничена, Обществу на каком либо праве не предоставлялись. Поскольку объект недвижимого имущества, принадлежащий Обществу выходит за пределы принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100626:0013 и частично расположен на участках государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровыми номерами 69:40:0100626:29 и 69:40:0100626:45, то право на данный объект зарегистрировано быть не может (л.д.91-92, т.2).

  Следовательно, отраженные в схеме расположения сооружения (АЗС №2) на земельном участке входящие в его состав объекты: металлическое ограждение (контур 33/34), линия электропередачи кабельная (контур 22/34), табло информационное (контур 28/34) - находятся за пределами земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100626:13, принадлежащего обществу. Указанные объекты вошли в кадастровый паспорт объекта АЗС №2, и отражены как его составная часть, а не как самостоятельные линейные объекты.

  При таких обстоятельствах, поскольку спорный объект недвижимого имущества выходит за пределы принадлежащего Обществу земельного участка, заявленные требования не подлежат удовлетворению. Расходы по госпошлине остаются на истце.

  Руководствуясь статьями 104, 110, 156, 167-170, 200-201 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

РЕШИЛ:

         В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Сбытовое объединение «Тверьнефтепродукт», отказать.

Расходы по госпошлине оставить на заявителе.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в течение месяца с момента его принятия.

Судья                                                                                      С.Е.Рощина