ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-18184/18 от 27.12.2018 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

http://tver.arbitr.ru, http:\\my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

27 декабря 2018 года

г. Тверь

Дело № А66-18184/2018

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Балакина Ю.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Слугиной М.А., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Правительства Тверской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области,

третьи лица: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, ООО «Регион Развития» (г. Москва), ООО «Диспл» (г. Санкт-Петербург), ООО «Юбикей» (г. Тверь), ООО «ВМ Маркетинг» (г. Тверь), Государственное бюджетное учреждение Тверской области «Учреждение по эксплуатации и обслуживанию административных зданий и помещений» (г. Тверь),

об оспаривании решения и предписания № 05-6/1-195-2018 от 08.08.2018,

в заседании приняли участие: от заявителя – Мельничук А.А., от УФАС - Шибанов Я.А., от Министерства – Заикина М.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Правительство Тверской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, в котором просит признать недействительными решение управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 08.08.2018 № 05-6/1-195-2018 и предписание управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 08.08.2018 № 05-6/1-195-2018.

Ответчик и ООО «Диспл» возразили по основаниям, указанным в отзывах.

Представители третьих лиц, за исключением Министерства, в заседание суда не явились, надлежаще извещены.

Согласно частью 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл заседание суда в первой инстанции.

В соответствии со статьей 123 и 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся надлежаще уведомленных третьих лиц.

Как следует из материалов дела, 09.07.2018 Уполномоченный орган - Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru разместил извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации и проведению мероприятия и конкурсную документацию; начальная (максимальная) цена контракта составила 9 402 000 руб.

Заказчиком является Правительство Тверской области.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 27.07.2018 № ПВК1 на участие в открытом конкурсе заявки подали 4 (четыре) участника закупки.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.07.2018 № ПРО1 конкурсная комиссия рассмотрела заявки на участие в открытом конкурсе на предмет соответствия требованиям, установленным в конкурсной документации, а также требованиям Закона и приняла решения о соответствии всех заявок, поданных на участие в конкурсе, требованиям, установленным в конкурсной документации.

Конкурсная комиссия, осуществив оценку заявок, поданных на участие в открытом конкурсе, признала победителем конкурса Государственное бюджетное учреждение Тверской области «Учреждение по эксплуатации и обслуживанию административных зданий и помещений» (170100, г. Тверь, ул. Пушкинская д. 3, учредители: Правительство Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области), с предложением о цене контракта: 9 402 000 руб. (то есть, с ценой контракта, равной начальной (максимальной) цене контракта); второе место присуждено ООО «ЮБИКЕЙ», предложившему цену контракта 8 827 780 руб.

Согласно Техническому заданию Заказа на оказание услуг по организации и проведению мероприятия предметом контракта является организация и проведение общественно - значимого мероприятия с участием Губернатора Тверской области и Правительства Тверской области в г. Тверь; срок оказания услуг: с даты заключения контракта по 30.09.2018 г. по заявке, направленной в адрес исполнителя.

Мероприятие с общим количеством участников не более 3 000 (трех тысяч) человек включает в себя, в том числе:

- услуги по организации питания участников мероприятий осуществляются не более чем на 3 000 человек;

- услуги по организации концертной программы, включающие в себя услуги режиссерско-постановочной группы, сценаристов, ведущих (конферансье), выступления коллективов и исполнителей федерального и регионального уровней;

- услуги по приобретению сувениров, в том числе, с тверской символикой.

27.07.2018 в УФАС поступила жалоба ООО «Регион Развития» о несоответствии положений конкурсной документации на право заключения контракта на оказание услуг по организации и проведению мероприятия (извещение от 09.07.2018 № 0136200003618004229) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), такими нарушениями Общество посчитало нарушение правил описания объекта закупки, так как конкурсная документация не содержит наименования товаров, которые будут использованы при исполнении контракта: продуктов питания, входящих в состав меню кофе-паузы, сувениров, а также показателей, позволяющих определить соответствие таких товаров, услуг, установленным заказчиком требованиям.

03.08.2018 Комиссией рассмотрена и признана обоснованной жалоба ООО «Регион Развития» (далее – Общество), согласно которой положения конкурсной документации на право заключения контракта на оказание услуг по организации и проведению мероприятия (извещение от 09.07.2018 № 0136200003618004229) не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), такими нарушениями Общество (с учетом заявленного устного отказа от доводов, изложенных в пунктах 1, 3 и 4 жалобы) посчитало нарушение правил описания объекта закупки, так как конкурсная документация не содержит наименования товаров, которые будут использованы при исполнении контракта: продуктов питания, входящих в состав меню кофе-паузы, сувениров, а также показателей, позволяющих определить соответствие таких товаров, услуг, установленным заказчиком требованиям.

Правительство Тверской области признано нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 50, пунктов 1 части 1 и части 2 статьи 33, статьи 22, части 3 статьи 7, частей 1 и 2 статьи 8 Закона, а также пунктов 3.1 и 3.10 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567.

На основании принятого решения Правительству Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (далее также Министерство) и конкурсной комиссии выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, путем осуществления следующих действий:

- отмены протоколов, сформированных в ходе осуществления закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации и проведению мероприятия (извещение от 09.07.2018 № 0136200003618004229); возврата заявок, поданных для участия в конкурсе, уведомления участников закупки об отмене протоколов, а также о возможности повторной подачи заявок на участие в открытом конкурсе после внесения изменений;

- внесения изменения в конкурсную документацию на право заключения контракта на оказание услуг по организации и проведению мероприятия (извещение от 09.07.2018 № 0136200003618004229), с учетом требования действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, и с учетом принятого решения Комиссии Тверского УФАС России;

- продления срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок порядке;

- осуществления дальнейшего проведения процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

30.08.2018 и 03.09.2018 в Тверское УФАС России представлена информация об исполнении соответственно Правительством и Министерством предписания Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-195-2018.

Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, Правительство обратилось в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65 АПК РФ).

В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются законом № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии со статьей 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона № 44-ФЗ информация, предусмотренная Законом № 44-ФЗ и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона № 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 50 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; предусмотренные статьей 51 Закона № 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт.

Согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара.

Вышеприведенные положения Закона № 44-ФЗ свидетельствуют о том, что при осуществлении закупки, к примеру, на оказание услуг, при оказании которых будет использоваться товар, заказчик обязан установить как требования к самой услуге, так и требования к товарам, которые будут использоваться при оказании услуг; описание объекта закупки должно быть настолько подробным, что бы потенциальный участник закупки имел возможность как сформировать свое предложение об условиях исполнения контракта, в том числе и об используемых при оказании услуг товарах, так и сформировать свое ценовое предложение; при этом требования к товарам должны быть установлены на этапе объявления конкурса, а не в ходе исполнения контракта.

Объектом закупки является оказание услуг по организации и проведению мероприятия.

Согласно Техническому заданию Заказа на оказание услуг по организации и проведению мероприятия предметом контракта является организация и проведение общественно - значимого мероприятия с участием Губернатора Тверской области и Правительства Тверской области в г. Тверь; срок оказания услуг: с даты заключения контракта по 30.09.2018 по заявке, направленной в адрес исполнителя.

Мероприятие с общим количеством участников не более 3 000 (трех тысяч) человек включает в себя, в том числе:

- услуги по организации питания участников мероприятий осуществляются не более чем на 3 000 человек;

- услуги по организации концертной программы, включающие в себя услуги режиссерско-постановочной группы, сценаристов, ведущих (конферансье), выступления коллективов и исполнителей федерального и регионального уровней;

- услуги по приобретению сувениров, в том числе, с тверской символикой.

Пунктом 3.11 Технического задания установлено, что Исполнитель должен осуществить оказание услуг по приобретению сувениров, в том числе, с тверской символикой в количестве, соответствующему количеству участников мероприятия – не более 3 000 чел., при этом перечень сувенирной продукции сообщается Заказчиком в заявке, направленной Исполнителю не позднее, чем за 10 дней до мероприятия. Стоимость комплекта сувениров для одного участника мероприятия не должна превышать 3 000 (три тысячи) рублей. Вместе с тем, ни Техническое задание, ни какое-либо иное положение конкурсной документации не содержит конкретный перечень и наименования сувенирной продукции. Кроме того, Техническое задание также не содержит эскизов, изображений, фотографий сувениров, в том числе, с тверской символикой, позволяющих его идентифицировать, определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги на этапе подачи конкурсного предложения установленным Заказчиком требованиям, подготовить конкурсную заявку с ценовым предложением, определив ресурсы (материальные, временные, человеческие и пр.), необходимые для подготовки таких сувениров в соответствии с заявкой Заказчика или заказа сувениров у организаций\предпринимателей, осуществляющих деятельность по изготовлению сувенирной продукции.

Постановлением Губернатора Тверской области от 16.02.2012 № 18-пг «О Геральдическом реестре Тверской области» утверждено Положение о Геральдическом реестре Тверской области (далее – Положение).

Согласно пункту 3 Положения в Реестр вносятся официальные символы, награды, отличительные знаки: а) Тверской области; б) органов государственной власти Тверской области; в) государственных органов Тверской области; г) территориальных органов федеральных органов государственной власти в Тверской области, имеющих в своей основе элементы региональной символики; д) органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.

Согласно пункту 7 Положения в Реестр вносятся, в том числе следующие сведения: а) название официального символа, награды, отличительного знака; б) графическое изображение (рисунок) официального символа, награды, отличительного знака; в) геральдическое описание официального символа, награды, отличительного знака; г) решение об утверждении (учреждении) официального символа, награды, отличительного знака; д) регистрационный номер по Государственному геральдическому регистру Российской Федерации; е) место хранения оригинала официального символа, награды, отличительного знака.

При этом согласно открытым источникам информации библиотечных фондов города Твери Герб Тверской области является символом Тверской области, принят 28 ноября 1996 года. Геральдическое описание герба Тверской области гласит: «В червленом (красном) щите на золотом двухступенчатом подножии (ступени) такого же цвета трон (княжеский стол) без подлокотников с высокой спинкой; на сидении на зеленой с золотыми украшениями и кистями подушке — шапка Мономаха»; Флаг Тверской области является официальным символом Тверской области как субъекта Российской Федерации. Флаг утверждён 28 ноября 1996 года и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 160. 21 октября — праздник Тверской области — День герба и флага Тверской области. В День герба и флага на территории Тверской области проводятся торжественные мероприятия.

Согласно статье 9 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности (пункт 1); официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством (пункт 2); официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 3).

Согласно Методическим материалам для составления и использования геральдических символов муниципальных образований Тверской области (Геральдическая комиссия при Губернаторе Тверской области, территориальная геральдика современной России, 2013 год, Общая редакция: Л.В. Иванова – руководитель аппарата Правительства Тверской области, председатель Геральдической комиссии при Губернаторе Тверской области. Составитель: В.И. Лавренов – кандидат исторических наук, доцент, член Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, заместитель председателя Геральдической комиссии при Губернаторе Тверской области) символами региона могут быть архитектурные сооружения и монументы, природные ландшафты и даты исторических событий, памятники искусства и литературные произведения.

Из вышеуказанного следует, что под Тверской символикой может подразумеваться большое количество различных символов - от герба и флага до иных символов региона, в том числе архитектурных сооружений и монументов, природных ландшафтов, дат исторических событий и пр.

Таким образом, выводы Тверского УФАС о том, что у Правительства имелась возможность подготовить описание объекта закупки в данной части полно и достоверно, указав как количество, состав, так и конкретный перечень сувениров, приложив эскизы, изображений, фотографий, требуемых к поставке сувениров, в том числе с тверской символикой, являются обоснованными.

Согласно пункту 2.3.1 Технического задания исполнитель для организации кофе-паузы предоставляет набор блюд в расчете на 1 (одного) участника мероприятия. Исполнитель обеспечивает меню кофе-паузы из расчета выхода порции на одного участника мероприятия не менее 300 грамм, напитков не менее 400 миллилитров. Стоимость меню кофе-паузы и обслуживания для одного участника мероприятия не более 1 000,00 (одной тысячи) рублей. В меню для организации кофе-паузы на одного участника мероприятия должны быть включены позиции блюд (на выбор в ассортименте): легкие закуски, напитки (безалкогольные), кондитерские и выпеченные изделия.

При этом, как следует из материалов дела Техническое задание не содержит конкретный ассортиментный перечень блюд с их наименованием, и, соответственно, требования к характеристикам используемых при организации кофе-паузы продуктов питания, напитков.

Согласно пункту 3.6 Технического задания исполнитель должен организовать и провести концертную программу с торжественной частью, согласно предъявляемым требованиям Заказчика, которая включает в себя услуги:

- профессионального режиссера-постановщика (наличие опыта работы на концертных площадках);

- профессионального сценариста;

- ведущих программы - мужчина и (или) женщина с наличием опыта ведения программы на мероприятиях;

- разработку и подготовку сценария, сценарного плана концертной программы с учетом предполагаемого перечня привлекаемых коллективов и исполнителей;

- выступление коллективов федерального и регионального уровня, исполнителей популярной песни федерального и регионального уровня, духового оркестра, коллективов и артистов иных жанров;

- организацию и ведение концертного сопровождения мероприятия.

Осуществить подбор, запись и монтаж необходимого для проведения мероприятий, фонограммного материала, видеоряда в соответствии с тематикой проведения мероприятий.

Создание оригинального музыкального ряда (популярная, эстрадная, симфоническая, классическая и народная музыка), тематического ряда видео и фотоматериалов.

Организовать работу звукорежиссера и звукооператора концертной программы с использованием фонограммного материала, а также привлечение профессионального фотографа на все время мероприятия в случае необходимости (в том числе аккредитация фотографа с обязательным разрешением на фотосъемку на территории проведения мероприятия).

Организовать и обеспечить работу бытовых и технических райдеров приглашенных коллективов и исполнителей, участвующих в концертной программе.

Обеспечить гримерными комнатами приглашенных артистов и коллективов, участвующих в концертной программе.

Организовать проведение репетиций приглашенных коллективов и исполнителей.

Обеспечить доставку приглашенных коллективов и исполнителей, доставку их реквизита и технического оборудования коллективов и исполнителей.

Обеспечить готовность и освобождение сцены за 1 (один) час до начала мероприятия.

Обеспечить наличие букетов, корзины цветов для коллективов и исполнителей концертной программы.

Самостоятельно осуществлять оплату гонораров приглашенных артистов, коллективов, а также уплату налогов, необходимых расчетов с российскими авторскими организациями и иными авторскими организациями, сборов и иных платежей, в соответствии с заключенными договорами на предоставление услуг коллективов и исполнителей концертной программы».

При этом в Техническом задания не указано, какое количество артистов должно быть приглашено на мероприятие и в течение какого времени они должны выступать, в то время как это должно влиять на стоимость мероприятия, в данном пункте Технического задания отсутствует указание на количество букетов и корзин, из каких цветов они должны состоять.

Как верно отмечено антимонопольным органом (УФАС), указанное свидетельствует о том, что потенциальным участникам закупки создаются неравные условия, а такое условие как согласование сувенирной продукции уже на этапе исполнения контракта создает предпосылки для злоупотребления; ненадлежащее описание объекта закупки не позволяет соблюсти принцип добросовестной ценовой конкуренции.

В этой связи Комиссия УФАС правомерно пришла к выводу о том, что жалоба Общества является обоснованной, Заказчиком, вопреки доводам, указанным в Заявлении, при описании объекта закупки вышеуказанным способом были нарушены требования части 3 статьи 7, частей 1 и 2 статьи 8, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона № 44-ФЗ.

При этом заявление Правительства фактически не содержит доводов относительно недействительности выводов, изложенных Комиссией Тверского УФАС в оспариваемом решении, касающихся сувенирной продукции, а также требований к организации и проведения концертной программы с торжественной частью, при том, что в данной части жалоба Общества была также признана Комиссией УФАС обоснованной.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

Как следует из материалов дела, а также из пояснений представителя Заказчика, данных в УФАС, при рассмотрении жалобы Общества, начальная (максимальная) цена контракта рассчитана Заказчиком с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), получены три коммерческих предложения о цене контракта.

Согласно части 2 статьи 22 Закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Согласно части 3 статьи 22 Закона № 44-ФЗ при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью 20 статьи 22 Закона № 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее – Методические рекомендации, Рекомендации).

Согласно пункту 3.1 Методических рекомендаций метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 3.3 Методических рекомендаций в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется по результатам изучения рынка определить:

«3.3.1. товары, работы, услуги, представленные на функционирующем рынке и соответствующие описанию объекта закупки, сформированному в соответствии с пунктом 2.2.4 Рекомендаций;

3.3.2. товар, работу, услугу, наиболее полно соответствующие описанию объекта закупки, сформированному в соответствии с пунктом 2.2.4 Рекомендаций.

3.4. Определенные в соответствии с пунктом 3.3.1 Рекомендаций товары, работы, услуги целесообразно распределить на категории:

3.4.1. товары, работы, услуги, идентичные определенному (определенной) в соответствии с пунктом 3.3.2 Рекомендаций товару, работе, услуге;

3.4.2. товары, работы, услуги, однородные определенному (определенной) в соответствии с пунктом 3.3.2 Рекомендаций товару, работе, услуге».

В соответствии с пунктом 3.10 Методических рекомендаций запрос на предоставление ценовой информации, направляемый потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю), и (или) запрос о предоставлении ценовой информации, размещаемый в ЕИС (на официальном сайте или иных сайтах) или в печатных изданиях, может содержать:

«3.10.1. подробное описание объекта закупки, включая указание единицы измерения, количества товара, объема работы или услуги;

3.10.2. перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

3.10.3. основные условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки, включая требования к порядку поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки проведения закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества;

3.10.4. сроки предоставления ценовой информации;

3.10.5. информацию о том, что проведение данной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;

3.10.6. указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров, работ, услуг».

Положения статьи 22 Закона № 44-ФЗ и Методических рекомендаций свидетельствуют о том, что одной из обязанностей Заказчика является надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта, которое возможно в случае подробного описания объекта закупки.

При таких обстоятельствах, по указанным выше спорным пунктам Технического задания (пункты 2.3.1, 3.6 и 3.11 ТЗ) Комиссия УФАС обоснованно пришла к выводу о том, что описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ – так, по сувенирной продукции, при отсутствии описания такой сувенирной продукции, имеется лишь указание о том, что стоимость такой продукции не должна превышать 3 000 руб., по кофе-паузе не указано, какие продукта питания, напитки должны составлять такую «кофе-паузу», при том, что очевидно, что стоимость различных напитков, даже соков, может существенно различаться.

Таким образом, Комиссия обоснованно пришла к выводу о том, что Правительство ненадлежащим образом обосновало начальную (максимальную) цену контракта, в частности, в нарушение пункта 3.10 Методических рекомендаций запросы Заказчика не содержат подробного описания объекта закупки, включая указание на количество и наименование, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Правительством требований действующего законодательства при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, следовательно, Правительством также были нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 50 и статьи 22 Закона № 44-ФЗ, а также пунктов 3.1 и 3.10 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.

В материалы дела Правительством не представлено каких-либо убедительных доказательств соблюдения им правил описания объекта закупки, установленных Законом № 44-ФЗ, а также соблюдения требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта в отсутствие надлежащего описания объекта закупки.

Приведенные в Заявлении ссылки на судебную практику являются несостоятельными, поскольку описание объекта закупки в нарушение требований Закона № 44-ФЗ является неполным и не свидетельствует об установлении показателей, позволяющих определить потребности Заказчика, в связи с чем потенциальным участникам закупки создавались неравные условия, а такое условие как согласование сувенирной продукции уже на этапе исполнения контракта создавало предпосылки для злоупотребления; ненадлежащее описание объекта закупки не позволяло соблюсти принцип добросовестной ценовой конкуренции.

Так, конкурсная документация, до внесения соответствующих изменений на основании оспариваемых решений и предписания Комиссии Тверского УФАС, в нарушение указанных требований Закона № 44-ФЗ не содержала показателей позволяющих определить соответствие таких товаров, услуг, установленным заказчиком требованиям.

Как справедливо отмечено в оспариваемом решении УФАС, при осуществлении закупки, на оказание услуг, при оказании которых будет использоваться товар (в данном случае – это сувенирная продукция, перечень блюд для кофе-паузы), заказчик обязан установить как требования к самой услуге, так и требования к товарам, которые будут использоваться при оказании услуг; при этом описание объекта закупки должно быть настолько подробным, что бы потенциальный участник закупки имел возможность как сформировать свое предложение об условиях исполнения контракта, в том числе и об используемых при оказании услуг товарах, так и сформировать свое ценовое предложение; при этом требования к товарам должны быть установлены на этапе объявления конкурса, а не в ходе исполнения контракта, как это фактически предполагает Правительство в своем Заявлении в суд.

Внесение Правительством и Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области изменений в конкурсную документацию на основании решения и предписания Комиссии, свидетельствует об исполнимости такого предписания.

Доказательств принятия УФАС жалобы от ООО «Регион Развитие» после срока окончания подачи заявок в материалах дела нет, при этом УФАС в судебном заседании указал на своевременное принятие жалобы.

При таких обстоятельствах следует признать, что решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы Тверской области № 05-6/1-195-2018 от 03.08.2018 соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, суд считает, что требования заявителя о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы Тверской области по делу № 05-6/1-195-2018 от 03.08.2018 не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Правительству Тверской области в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы Тверской области № 05-6/1-195-2018 от 08.08.2018 отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в месячный срок со дня его принятия.

Судья Ю.П. Балакин