ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-3251/14 от 24.04.2015 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

 Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

05 мая 2015 года                          г.Тверь                    Дело № А66-3251/2014
(резолютивная часть

объявлена 24.04.2015г.)

   Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Нофал Л.В., при        ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Карандашовой О.Е., при участии  представителей: истца – ФИО1,  ответчика (Министерства финансов Российской Федерации) – ФИО2,  ответчика (Министерства финансов Тверской области) – ФИО3,  рассмотрев в судебном заседании дело по иску Муниципального унитарного предприятия «Максатихинское автотранспортное пассажирское предприятие» Администрации Максатихинского района Тверской области,  пгт. Максатиха Тверской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ответчикам: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва (ИНН <***>, ОГРН <***>); субъекту Российской Федерации Тверская область в лице Министерства Финансов Тверской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),

с участием третьих лиц: Министерство социальной защиты населения Тверской области, г.Тверь; Министерство транспорта Тверской области, г.Тверь

о взыскании  3 097 375 руб. 42 коп.,

У С Т А Н О В И Л:

 Муниципальное унитарное предприятие «Максатихинское автотранспортное пассажирское предприятие» Администрации Максатихинского района Тверской области обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к  ответчикам: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1 234 097 руб. 69 коп. убытков, субъекту Российской Федерации Тверская область в лице Министерства Финансов Тверской области о взыскании 1 863 277 руб. 73 коп. убытков (недополученных доход), возникших в результате осуществления  перевозки льготных пассажиров, относящихся к федеральному и региональному регистрам в 2013 году.

       При подаче иска истец указал в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство социальной защиты населения Тверской области, г.Тверь.

Определением суда от 03 июля 2014 года привлечено к участию в деле в качестве  третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство транспорта Тверской области, 170100, <...>.

         Третьи лица  о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще в порядке статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителей не обеспечили. Судебное заседание проводится без участия представителей указанных лиц по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

       В материалы дела от  ответчика - Субъекта Российской Федерации Тверская область в лице Министерства Финансов Тверской области  поступил  дополнительный отзыв  на возражения  истца  с приложением  (исх. №  05-07/ю/2003-ДН  от 07.04.2015). 

        В материалы дела  от   третьего лица - Министерства социальной защиты населения Тверской области  поступил отзыв  на  исковое заявление с приложением  (исх. №  5/730 от 10.04.2015).

       Судом данные  документы  приобщены к  материалам  дела.         

       Представитель истца поддержал  исковые требования  в  полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему.

      Представитель ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации  возражал против иска по  доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему, полагая, что материалами дела   не подтвержден  факт предоставления истцом льготного проезда на основании единого социального проездного билета в 2013 году в заявленных им объемах на территории пос.Максатиха и Максатихинского района.

      Представитель ответчика - Субъекта Российской Федерации Тверская область в лице Министерства Финансов Тверской области  иск оспорил по мотивам, изложенных в отзыве на иск и дополнениях к отзыву.  Возражения сводятся к следующему: фактический учет поездок льготников в 2013 году предприятием истца не велся. Реализация и учет единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) истцом также не осуществлялась. В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005 № 32-па «О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета» реализация проездных билетов льготникам осуществляется территориальными отделами социальной защиты населения Тверской области через предприятия федеральной почтовой связи. Сам по себе факт заключения территориальными отделами социальной защиты населения города Максатихинского района Тверской области с истцом договоров на предоставление льготного проезда на территории подтверждает лишь наличие договорных обязательств. Получение истцом бюджетных средств из областного бюджета Тверской области также документально не подтверждает факт предоставления им услуг по льготному проезду в заявленных им объемах.   В соответствии с Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7573/12 от 30.10.2012 расходы транспортной организации рассчитываются исходя из количества граждан льготной категории, воспользовавшихся единым социальным проездным билетом не более 50 раз (с разделением на город и пригород), и от этого количества определяется доля предприятия в перевозке. В материалах дела имеются сведения о количестве реализованных гражданам ЕСПБ, сведения о количестве раз использования гражданами ЕСПБ (то есть количестве поездок, совершенных льготниками по этим билетам) истцом в материалы дела не представлены. С 2005 года изменен механизм обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, льготы по оплате проезда для федеральных льготников заменены на денежные выплаты. Тверская область в рамках полномочий предоставленных федеральным законодательством установила соответствующие расходные обязательства Тверской области по обеспечению проезда по ЕСПБ для отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц в долгосрочной целевой программе «Социальная поддержка населения Тверской области на 2009-2014 годы», утвержденной постановлением администрации Тверской области от 01.09.2008 № 262-па. Все обязательства областного бюджета Тверской областью выполнены в полном объеме. В удовлетворении иска просит отказать.

       Из имеющихся в материалах дела документов усматривается следующее.

Согласно Уставу Предприятия, Муниципальное унитарное предприятие «Максатихинское автотранспортное пассажирское предприятие» Администрации Максатихинского района Тверской области является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является организация и осуществление городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров и грузов.

Предприятие осуществляет перевозки граждан автобусным транспортом общего пользования по территории пгт. Максатиха Тверской области, Максатихинского района Тверской области.

Приказом  Региональной энергетической комиссии Тверской области от 25 мая 2012 года № 180-нп   установлен единый предельный тариф на  перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении в муниципальном образовании городское поселение поселок Максатиха муниципального образования «Максатихинский район» в размере 13,00 руб. за 1 поездку и Приказом  Региональной энергетической комиссии Тверской области от 14 июня 2013 года № 201-нп  - 14,00 руб. за одну поездку.

Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 25 мая 2012 года  № 178-нп  установлен единый предельны тариф на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в пригородном сообщении в муниципальном образовании «Максатихинский  район» в размере -  2,20 руб.  за 1 км. пути и Приказом  Региональной энергетической комиссии Тверской области от 14 июня 2013 года № 202-нп  - 2,50 руб.  за 1 км. пути.

В соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005г. № 32-па «О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета» (далее - Постановление №32-па) Предприятие осуществляло в 2013 году перевозку пассажиров, относящихся к льготным категориям граждан при предъявлении ими единого социального проездного билета (ЕСПБ) в пгт. Максатиха Тверской области, Максатихинском районе Тверской области. При этом, согласно справке Территориального отдела социальной защиты населения Максатихинского района от 25.02.2014  Предприятие в 2013 году являлось единственным поставщиком услуг по перевозке льготных категорий граждан на основании ЕСПБ на городском и пригородных маршрутах.

Между Территориальным отделом социальной защиты населения Максатихинского района Тверской области и Предприятием 28 января 2013 года был заключен договор по предоставлению на территории Тверской области льготного проезда отдельным категориям граждан на основании единого социального проездного билета и компенсации расходов транспортным предприятиям договор  № 2 и 12 марта 2013 года дополнительное соглашение к договору № 2 от 12 марта 2013 года, в соответствии с которым Предприятию возмещались средства от реализации ЕСПБ населению – в размере суммарной стоимости ЕСПБ, реализованных населению за отчетный период на территории муниципального образования и средства,  составляющие разницу между стоимостью проездного билета для данного муниципального образования и стоимостью реализованных ЕСПБ населению в 2013 году.

Истец, ссылаясь на то, что полученные на основании указанного договора и Постановления № 32-па выплаты только частично компенсировали понесенные Предприятием расходы, связанные с перевозкой льготников федерального и регионального регистров ЕСПБ, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Суд, оценив обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и  непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств, пришел к нижеследующим выводам.

 Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают способы защиты гражданских прав. Право каждого лица защищается всеми не запрещенными законами способами, что следует из статьи 46 Конституции Российской Федерации.

  В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав относится способ, как возмещение убытков. Таким образом, избранный истцом способ защиты права не противоречит названной норме закона.

 Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Указанная норма закона содержит перечень юридических фактов, с которыми связано возникновение гражданских прав и обязанностей, как по воле субъекта гражданского права, так и помимо его воли.

В соответствии со статьями  65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.10.2005 г. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Такие льготы были предусмотрены, в частности, Федеральным законом от 24.11.1995 г. №  181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.01.1995 г.           № 5-ФЗ «О ветеранах».

Вместе с тем Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Пунктом 2 статьи 153 названного Закона установлено, что при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Согласно статьям 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Не полученная от потребителей плата истцу была компенсирована частично. Кроме этого, согласно установленным для общества тарифам на перевозку, компенсация ему расходов, исходя из цены льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.

Мера социальной поддержки федеральных льготников в  виде льготного проезда на общественном транспорте (автобус) в городском и пригородном сообщении была установлена Российской Федерацией с 23 января 2005 года федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими мероприятия по обеспечению федеральным льготникам равной с республиканскими льготниками доступности услуг общественного транспорта.

Данная мера социальной поддержки действовала на территории тех субъектов Российской Федерации, которые участвовали в мероприятиях по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта, в том числе и на территории  Тверской области.

Суть мероприятий по обеспечению равной доступности транспортных услуг состояла в том, что проживающий на территории участвующего в мероприятиях субъекта Российской Федерации федеральный льготник должен иметь одинаковый с республиканским льготником объем прав по пользованию услугами общественного транспорта, будь то право льготного или бесплатного проезда, но за счет средств федерального бюджета.

         Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

       Постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005 № 32-па «О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета» утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршрутные) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан (далее - Положение № 32-па).

        Названным постановлением утвержден Перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета (приложение № 2), убытки от перевозки которых предъявлены к взысканию в рамках настоящего дела.

        Согласно Положению № 32-па проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте  льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании ЕСПБ, приобретаемых гражданами по льготным ценам, установленным данным положением. Данным положением установлена и полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ.

         Льготники регионального регистра покупают ЕСПБ за счет ежемесячной денежной выплаты из бюджета Тверской области (статья 1 Закона Тверской области от 29.12.2004г. № 80-30 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий», статьи 1, 2 Закона Тверской области от 29.12.2004г. № 84-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу...»).

Льготники федерального регистра покупают ЕСПБ за счет ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой из федерального бюджета (статья 6.4 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О  государственной социальной помощи», федеральные законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.).

Раздел 3 Положения представляет собой регламент перечисления компенсации транспортным предприятиям.

Компенсация за каждый ЕСПБ определяется как разница между «полной стоимостью льготного проезда» и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином (п.3.3).

Функцию по перечислению компенсации транспортным предприятиям Администрация Тверской области возложила на территориальные отделы социальной защиты населения в муниципальных образованиях (п.3.7 Положения). Пунктом 3.1 Положения территориальным отделам социальной защиты населения предписывается выявить предприятия общественного транспорта, на которые распространяется действие ЕСПБ, в конкретном муниципальном образовании, и заключить с ними договоры на перечисление компенсации, предусмотренной Постановлением № 32-па.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» был сформирован федеральный регистр получателей государственной социальной помощи, в который вошли все категории льготников, льгота по оплате проезда для вторых была заменена в федеральном законодательстве на денежные выплаты из федерального бюджета.

 К исключительным полномочиям субъектов Российской Федерации  были отнесены меры социальной поддержки репрессированных лиц, тружеников тыла и ветеранов труда, а также семей, имеющих детей (статья 16 Закона от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», статьи 20, 22 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», статья 16 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»). В Тверской области это также ветераны труда Тверской области (Закон Тверской области от 11.12.2007г. № 154-30 «О ветеранах труда Тверской области») и дети-сироты (Постановление Администрации Тверской области от 03.07.2006г. № 164-па «Об утверждении Порядка обеспечения платным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных областных и муниципальных образовательных учреждениях».

Указанные категории льготников вошли в областной регистр.

          Разделом 3 Положения № 32-па установлен порядок расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан по каждому муниципальному образованию Тверской области. Данная методика учитывает общее число ЕСПБ, выданных на территории муниципального образования, предусматривает распределение компенсации между перевозчиками пропорционально выполненной ими работе на линии и исходит из того, что размер компенсации определяется как разница между полной месячной стоимостью проезда одного пассажира по ЕСПБ и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином.

       Сведения о проведении натурных обследований пассажиропотока истцом в материалы дела не представлены.

       Предприятие не оспаривает факт получения из бюджета компенсации в полном объеме на основании Положения № 32-а.

       Положение № 32-а является нормативным правовым актом, установившим методику расчета и исходные данные, необходимые для исчисления расходов перевозчиков. Названное положение не оспорено и не признано недействующим.

       Из материалов дела следует, что расчет заявленной Предприятием суммы основан на данных о количестве приобретенных льготными категориями граждан ЕСПБ, величине тарифа на одну поездку, среднестатистическом количестве поездок, указанном в Порядке Росстата.

       Согласно данным расчетам, при определении величины убытков Предприятие использовало следующие показатели: вид транспорта (автобус); количество льготников, реализовавших право пользования услугами общественного транспорта (равно количеству реализованных ЕСПБ); стоимость месячного проездного билета на автобус; тариф на перевозку пассажиров в автобусах пригородных маршрутов; среднюю дальность поездки пассажиров на транспорте пригородного сообщения; среднемесячное количество поездок льготника на транспорте пригородного сообщения; сумму, полученную от реализации ЕСПБ; сумму компенсации из бюджета.

       Принимая во внимание неиспользование Предприятием в спорный период механизмов, позволяющих определить реальные показатели, позволяющие определить величину среднего расстояния поездки пассажира в отсутствие натурных исследований пассажиропотока, величина полной стоимости ЕСПБ, определенная действующим нормативным актом субъекта Российской Федерации применительно к конкретным муниципальным образованиям, не может опровергаться обобщенными среднестатистическими показателями.

        Следовательно, Предприятие в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что, в свою очередь, исключает возможность удовлетворения иска.

        Государственная пошлина по делу по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета, поскольку истцу при обращении в суд с настоящим иском предоставлялась отсрочка уплаты государственной пршлины.

          Руководствуясь статьями 65, 110, 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,   суд

Р Е Ш И Л:

        В удовлетворении иска отказать.

          Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Максатихинское автотранспортное пассажирское предприятие» Администрации Максатихинского района Тверской области,  пгт. Максатиха Тверской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход  федерального бюджета РФ 38 486 руб. 87 коп. государственной пошлины в установленном порядке.

         Взыскателю выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Настоящее решение может быть обжаловано  в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд,  г.Вологда в месячный срок со дня его принятия.

         Судья                                                                                        Л.В.Нофал