ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-432/16 от 17.03.2016 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

17 марта 2016 года

г.Тверь

Дело № А66-432/2016

         Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Рощиной С.Е., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем Алексеевой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело иску (заявлению) Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, г. Тверь,

к индивидуальному предпринимателю ФИО1, д. Подвязье, Старицкий район,

третьи лица: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, г. Тверь,

         о принудительном изъятии земельных участков и их продажи с публичных торгов в связи с не использованием данного земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства,

В заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО2 по доверенности,

от ответчика – не явился, извещен,

от третьего лица – ФИО3 по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, Предприниматель) в котором просит изъять у Предпринимателя ФИО4: <***>, паспорт серия <...>, выдан 10.04.2007 Центральным ОВД г. Твери, зарегистрированного по адресу: 171351, Тверская область, Старицкий район, Ново-Ямская поселковая администрация, <...> для продажи с публичных торгов земельные участки:

- кадастровый номер 69:06:0000012:352, общая площадь 6,6 га, адрес (местоположение) Тверская область, Вышневолоцкий район, Дятловское сельское поселение, примерно в 355 м по направлению на юго-запад от д. Волошно;

- кадастровый номер 69:06:0000012:354, общая площадь 10,3 га, адрес (местоположение) Тверская область, Вышневолоцкий район, Дятловское сельское поселение, примерно в 215 м по направлению на юго-запад от д. Волошно;

- кадастровый номер 69:06:0000012:378, общая площадь 14,8 га, адрес (местоположение) Тверская область, Вышневолоцкий район, Дятловское сельское поселение, примерно примыкает по направлению на восток от д. Волошно;

- кадастровый номер 69:12:0000016:639, общая площадь 2,6 га, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Федосьино. Участок находится примерно в 210 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Кашинский район, Давыдовское сельское поселение, д. Федосьино;

- кадастровый номер 69:12:0000016:656, общая площадь 25,4 га, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д.Давыдово. Участок находится примерно в 630 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Кашинский район, Давыдовское сельское поселение, д.Давыдово в связи с не использованием данных земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. 

Истец требования поддержал в полном объем,считает, что факт не использования данного земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства материалами дела подтвержден и ответчиком не опровергнут.

Третьим лицом представлен отзыв, согласно которому требования Министерства считает обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Ответчик в судебное заседание, при надлежащем извещении в порядке статьи 123 АПК РФ, не прибыл, судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ.

         Ответчик требования не признал по основаниям, указанным в письменном отзыве.

  Как следует из материалов дела, ответчик является собственником вышеназванных земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждено представленными выписками из ЕГРП (л.д.143, т.1, л.д.27, т.2).

В ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства на территории Тверской области Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям установлено, что вышеуказанные земельные участки сельскохозяйственного назначения, принадлежащие на праве собственности предпринимателю, заросли  сорной (кипрей, осот полевой, пижма, пырей) и древесно-кустарниковой  (береза, ивняк) растительностью на всей площади, следы сельскохозяйственной деятельности отсутствуют; земельные участки сельскохозяйственного назначения не используются в соответствии с их целевым назначением  для ведения сельскохозяйственного  производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности более трех лет.

По результатам проверки составлены акты обследования и акты проверки земельных участков от 28.10.2014 и 27.08.2014 года.

В целях устранения выявленных нарушений предпринимателю 12.11.2014 года и 26.11.2014 года были выданы предписания осуществлении мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью, срок выполнения -15.06.2015 и 12.08.2015 года.

  Постановлениями Управления о назначении административного наказания от 18.11.2014 года и от 12.03.2015 предприниматель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа.

  Предупреждениями о допущенном земельном правонарушении от 12.03.2015 года Управление обязало предпринимателя устранить выявленные нарушения земельного законодательства согласно предписаниям от 26.11.2014 года.

  В предупреждении указано, что в случае невыполнения предписания об устранении земельного правонарушения материалы о принудительном прекращении права собственности на данный земельный участок будут направлены в орган исполнительной власти Тверской области. А также предложено представить документы, подтверждающие применение необходимых мер по устранению правонарушения, ходатайство о продлении срока устранения нарушений земельного законодательства.

  Далее, при проведении внеплановой проверки установлено, что предписание не исполнено, о чем 04.09.2015 года и 23.06.2015 года составлены акты проверки.

  Мировым судьей судебного участка Старицкого района Тверской области 15.09.2015 в связи с установлением факта не выполнения требований предписаний от 06.11.2014 вынесены Постановления по делу об административном правонарушении, которыми предприниматель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа

  Министерство, ссылаясь на то, что спорные земельные участки не используются ответчиком для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности более 3 лет подряд со дня возникновения у него права собственности на земельный участок, а также при этом истек максимальный срок для их освоения - 2 года, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

  Суд, рассмотрев материалы дела и заслушав мнения участвующих в деле лиц, считает, что исковые требования Министерства подлежат удовлетворению.

  В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Тверской области от 09.04.2008 № 49-30 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» полномочия субъекта Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», осуществляются уполномоченным органом, если иное не предусмотрено данным Законом.

  Согласно пункту 1 Постановления администрации Тверской области от 06.05.2006 № 93-па «О реализации отдельных полномочий в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения» Министерство уполномочено на осуществление полномочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

  В соответствии с подпунктом «щ» пункта 9 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 73-пп, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет в установленном порядке полномочия субъекта Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

  Таким образом, Министерство является надлежащим истцом по делу.

  Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

  В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 101-ФЗ принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

  Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки.

  При этом критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации, что указано в пункте 3 статьи 6 Закона № 101-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ).

  Также критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 22.07.2011 № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

  Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно также может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности и  в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки.

  Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации согласно пункту 4 статьи 6 Закона № 101-ФЗ устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации определены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369.

  Так, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

  на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

  на сенокосах не производится сенокошение;

  на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

  на пастбищах не производится выпас скота;

  на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

  залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

  залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

  закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

  В срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.

  Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания, при этом одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации и предоставившего земельный участок.

  В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

  С учетом установленных материалами дела об административном правонарушении, постановлениями Управления о назначении административного наказания от 18.11.2014 года и 12.03.2015 годафактов неосвоения ответчиком принадлежащих ему земельных участков и непроведения до инициации настоящего иска мероприятий, способствующих приведению данных земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, вследствие чего естественные сельскохозяйственные угодья на всей площади заросли древесно-кустарниковой растительностью и мелколесьем (предписания Управления от 12.11.2014 года и 26.11.2014 года, предупреждения Управления от 12.03.2015 года ответчиком не исполнены, что подтверждено Актами проверки Управления от 23.06.2015 года, постановлениями мирового судьи Старицкого района Тверской области от 15.09.2015 и 06.11.2015 года), а также принимая во внимание, что постановление о привлечении к административной ответственности и назначении наказания в виде штрафа ответчик не оспорил, вину признал, к устранению нарушений своевременно не приступил, предписание не выполнил, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для принудительного прекращения права собственности предпринимателя на спорные земельные участки.

  Суд отмечает, что принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего их использования после назначения административного наказания, а не принятия к рассмотрению дела судом, при этом срок освоения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года с момента возникновения права собственности.

         Руководствуясь статьями 110, 123, 156, 167-170 Арбитражный суд Тверской области

Р Е Ш И Л :

         Изъять у индивидуального предпринимателя ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***> для продажи с публичных торгов земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:

- кадастровый номер 69:06:0000012:352, общая площадь 6,6 га, адрес (местоположение) Тверская область, Вышневолоцкий район, Дятловское сельское поселение, примерно в 355 м по направлению на юго-запад от д. Волошно;

- кадастровый номер 69:06:0000012:354, общая площадь 10,3 га, адрес (местоположение) Тверская область, Вышневолоцкий район, Дятловское сельское поселение, примерно в 215 м по направлению на юго-запад от д. Волошно;

- кадастровый номер 69:06:0000012:378, общая площадь 14,8 га, адрес (местоположение) Тверская область, Вышневолоцкий район, Дятловское сельское поселение, примерно примыкает по направлению на восток от д. Волошно;

- кадастровый номер 69:12:0000016:639, общая площадь 2,6 га, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Федосьино. Участок находится примерно в 210 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Кашинский район, Давыдовское сельское поселение, д. Федосьино;

- кадастровый номер 69:12:0000016:656, общая площадь 25,4 га, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Давыдово. Участок находится примерно в 630 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Кашинский район, Давыдовское сельское поселение, д.Давыдово в связи с не использованием данных земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

         Взыскать в доход федерального бюджета с  индивидуального предпринимателя ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, 6 000 руб. государственной пошлины.

         Исполнительные листы выдать в соответствии со статьей 319 АПК РФ.

         Меры по обеспечению заявленных требований сохраняют свое действие до фактического исполнения настоящего решения.

         Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Вологда в месячный срок со дня его принятия.

Судья                                                                                 С.Е.Рощина