ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-4632/14 от 30.06.2014 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

30 июня 2014 года

г.Тверь

Дело № А66-4632/2014

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Романовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарём судебного заседания Храмцовой С.В., с участием представителя заявителя – Чигаева  А.В. по доверенности, ООО «Титан-Проект» - Пыжовой И.В. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального учреждения Администрации Муниципального образования городского поселения – поселок Козлово в интересах Муниципального образования городского поселения – поселок Козлово (п.Козлово Конаковского р-на) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (г.Тверь)

Заинтересованные лица – Общество с ограниченной ответственностью «Титан-проект» (г.Тверь), Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны России (г.Конаково), Общество с ограниченной ответственностью «Валбэк-ру» (г.Вологда)

об отмене решения и предписания по делу № 05-6/1-43-2014 от 26.03.2014,

у с т а н о в и л:

Муниципальное учреждение Администрация Муниципального образования городского поселения – поселок Козлово в интересах Муниципального образования городского поселения – поселок Козлово  (далее – заявитель, Администрация) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – ответчик, УФАС) с заявлением об отмене решения комиссии по делу № 05-6/1-43-2014 от 26.03.2014 по контролю в сфере закупок; об отмене предписания, выданного по делу № 05-6/1-43-2014 от 26.03.2014 по контролю в сфере закупок; возвращении на этап заключения контракта с Обществом с ограниченной ответственностью «Титан-проект».

Заявитель уточнил свои требования, просит признать недействительным решение от 26.03.2014 по делу № 05-6/1-43-2014 и предписание от 26.03.2014 по делу № 05-6/1-43-2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области.

Заявленное уточнение судом принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Требования заявитель мотивирует тем, что оспариваемые ненормативные акты УФАС нарушают права и законные интересы Администрации, так как без генерального плана, правил землепользования и застройки Администрация не может осуществлять пополнение бюджета и как следствие реализовывать поставленные перед муниципальным образованием задачи и цели.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает, считает принятые по делу № 05-6/1-43-2014 решение и предписание законными и обоснованными.

От третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Валбэк-ру» поступил отзыв на заявление, считает, что доводы заявителя не относятся к требованию по предмету открытого конкурса и являются копированием положений и требований законодательства Российской Федерации.

УФАС, Общество с ограниченной ответственностью «Валбэк-ру» (далее – ООО «Валбэк-ру») и   Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны России надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное разбирательство не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных сторон по правилам статьи 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд считает, что требования заявителя  подлежат удовлетворению.

Как видно из материалов дела, на основании Постановления Администрации городского поселения – поселок Козлово на официальном сайте Российской Федерации размещена информация о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проектов «Генеральный план» и «Правила землепользования и застройки» муниципального образования городское поселение – поселок Козлово Конаковского района Тверской области.

Согласно журналу заявок на участие в открытом конкурсе подано две заявки: Обществом с ограниченной ответственностью  научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО» - заявка № 1 и Обществом с ограниченной ответственностью «Титан-Проект» - заявка № 2. По результатам рассмотрения и оценок заявок победителем признано Общество с ограниченной ответственностью «Титан-Проект». На процедуре вскрытия конвертов присутствовали представители двух организаций, от которых поступили заявки на участие. Протокол размещен на сайте государственных закупок. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе размещен по адресу https://zakupki.gov.ru 04.04.2014.

Комиссией Тверского УФАС России по контролю в сфере закупок 26.03.2014 рассмотрена и признана обоснованной жалоба ООО «Валбэк-ру», полагающего, что при проведении открытого конкурса нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части установления избыточного требования к участникам закупки о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Решением УФАС от 26.03.2014 по делу N 05-6/1-43-2014 Администрация признана нарушившим требования части 6 статьи 31, частей 8 и 9 статьи 32, части 3 статьи 49 и части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании принятого решения УФАС выдано предписание об аннулировании открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы по разработке проектов «Генеральный план» и «Правила землепользования и застройки» муниципального образования городское поселение – поселок Козлово Конаковского района Тверской области, путем отмены протоколов, сформированных в ходе закупки; возврата заявок, поданных участниками на участие в открытом конкурсе  на выполнение научно-исследовательской работы по разработке проектов «Генеральный план» и «Правила землепользования и застройки» муниципального образования городское поселение – поселок Козлово Конаковского района Тверской области участникам закупки, возврата денежных средств, внесенных участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе. 

Не согласившись с принятым решением и выданным предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, арбитражный суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В извещении открытого конкурса заказчиком установлено требование о наличии у участника размещения заказа лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», далее - Закон № 5485-1).

Данное требование установлено также и в информационной карте конкурсной документации в разделе – «Условия допуска участников размещения заказа к конкурсу».

Закон содержит положения, в соответствии с которыми заказчик устанавливает требование о представлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участников размещения заказа требованиям законодательства Российской Федерации только при включении видов работ, на которые необходимы подтверждающие документы, в предмет торгов.

К указанным требованиям относится наличие у участника размещения заказа лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, в том числе такой, как допуск предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Из документов заказчика видно, что требование о наличии у участника размещения заказа лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обусловлено необходимостью использования при разработке генерального плана картографических материалов соответствующих масштабов, имеющих гриф «секретно».

Согласно п.7.2. Технического задания исходные данные включают в себя ортофотопланы соответствующих масштабов (масштаба 1:10000 с грифом «секретно» на всю территорию поселения и масштаба 1:2000 с грифом «для служебного пользования» на застроенную территорию), которые на территории населенных пунктов получаются Исполнителем в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области по разрешению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Проектом муниципального контракта, являющегося частью конкурсной документации, предусмотрено, что исполнитель обязан (абз.2 п.3.4.) в том числе, организовать сбор необходимых для выполнения работы исходных данных, топографических, геодезических и др. материалов.

В соответствии с ч.3 ст.24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования.

Региональные нормативы градостроительного проектирования Тверской области утверждены и введены в действие Постановлением Администрации Тверской области «Об утверждении областных нормативов градостроительного проектирования Тверской области» от 14.06.2011 № 283-па (в редакции постановления Правительства Тверской области «О внесении изменений в отдельные постановления Администрации Тверской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации Тверской области» от 12.09.2012 № 523-пп).

Согласно п. 1.1.3 Региональных нормативов градостроительного проектирования Тверской области при разработке документов территориального планирования Тверской области (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, поселений и входящих в их состав населенных пунктов) графические материалы должны разрабатываться в цифровом виде в программном продукте ГИС «Карта-2011», обеспечивающем соблюдение нормативных требований, предъявляемых к цифровым топографическим картам и планам территорий и поселений (цифровые картографические основы, далее - ЦКО) и с использованием классификаторов слоев семантических характеристик, объектов схем территориального планирования. Описание картографических объектов, входящих в содержание ЦКО, и их характеристик должно проводиться на основе нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности. В качестве основы должны использоваться ЦКО, актуализированные на период разработки документов.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 26.05.2011 г. № 244 утверждены Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов.

Согласно п.8.1 Методических рекомендаций исходная информация для подготовки (внесения изменений) проекта генерального плана в соответствии с заданием на проектирование (градостроительным заданием) может включать, в том числе, картографическую информацию, включая топографические карты различных требуемых масштабов, ортофотопланы, аэрокосмические снимки, в том числе цифровую картографическую информацию, представляемую с необходимой точностью и имеющую достаточное для подготовки проектов генеральных планов содержание.

В соответствии с п.8.15 Методических рекомендаций при использовании цифровых карт, не предназначенных для открытого использования, имеющих гриф секретности, следует руководствоваться требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны государственной тайны. Пунктом 14.11 Методических рекомендаций предусмотрено, что передачу материалов градостроительной документации в электронном виде целесообразно осуществлять с соблюдением требований по защите сведений ограниченного пользования, в том числе с соответствующим грифом секретности.

Актуальная картографическая информация является обязательной составляющей генерального плана поселения в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Региональными нормативами градостроительного проектирования Тверской области, Методическими рекомендациями Министерства регионального развития РФ по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов. При этом учтено, что картографические материалы могут иметь соответствующий гриф секретности, не предполагающий их открытое использование.

Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. №1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» к закрытой информации, используемой при разработке генеральных планов поселений, относятся сведения, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, сведения, раскрывающие результаты деятельности по дистанционному зондированию земли, сведения об объемах запасов и месторождения полезных ископаемых.

Также степень секретности картографической информации регулируется документом «Перечень сведений, подлежащих засекречиванию по системе федеральной службы геодезии и картографии России», утвержденным письмом Государственного таможенного комитета РФ от 11.08.1997 №01-15/15278 «О контроле за перемещением картографических, топографических, аэрокосмических, геодезических и гравиметрических материалов».

В данном случае нет смысла подробно рассматривать документы, устанавливающие причины, по которым картографической информации присваивается та или иная степень секретности, т.к. наличие грифа «СЕКРЕТНО» для ортофотопланов масштаба 1:10000, являющихся исходной информацией для выполнения работ, подтверждено письмом Управления Росреестра по Тверской области №13-06/16802-14 от 16.04.2014.

Согласно ст. 17 Закона РФ от 21.07.1993 г. №5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о гостайне) передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

В силу ст.27 Закона о гостайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Учитывая, что техническое задание, являющееся неотъемлемой частью проекта муниципального контракта, содержит обязанность исполнителя организовать сбор необходимых для выполнения работы исходных данных, топографических, геодезических и иных материалов, в том числе ортофотопланов с грифом «секретно», с последующим созданием на базе ортофотопланов с грифом «секретно» цифровой картографической основы для разработки генерального плана, исполнитель обязан иметь лицензию на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Соответственно, при отсутствии у исполнителя лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, блокируется исполнение контракта, т.к. получение исполнителем основополагающих данных для создания цифровой картографической основы становится невозможным.

Конкурсная документация открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы по разработке проектов "Генеральный план" и "Правила землепользования и застройки" городского поселения - поселок Козлово Конаковского района Тверской области содержит Техническое задание, являющееся неотъемлемой частью проекта Муниципального контракта на выполнение работ.

Техническое задание содержит  14 пунктов, в которых подробно изложены требования к выполняемой работе, в том числе: основание для разработки, сведения о заказчике, цели и задачи выполняемых работ, общая характеристика городского поселения, нормативно-правовая база разработки проекта, состав, порядок и сроки выполнения этапов работ, перечень исходной информации, требования к разрабатываемому генеральному плану, требования к разрабатываемым правилам землепользования и застройки, требования к отчету по научно-исследовательской работе, требования к описанию границ населенного пункта и поселения, положения о проведении публичных слушаний, требования к сдаваемым материалам, положения о контроле и приемке работ.

Требования к градостроительной документации (генеральному плану и правилам землепользования и застройки) изложены в Техническом задании в соответствии с главами 3, 4 Градостроительного кодекса РФ. То же зафиксировано в Решении комиссии по делу № 05-6/1-43-2014 от 26 марта 2014 года УФАС.

Комиссия мотивирует свое решение отсутствием в Градостроительном кодексе РФ положений по выполнению научно-исследовательских работ при подготовке генеральных планов и правил землепользования и застройки. Также Комиссия основывается на том, что конечным результатом работ по контракту будут именно генеральный план и правила землепользования и застройки городского поселения. На основании таких рассуждений Комиссия приходит к выводу, что заказчик не правомерно установил предмет открытого конкурса, как «научно-исследовательская работа».

Градостроительный кодекс РФ содержит четкие требования к градостроительной документации - состав документов, порядок разработки и утверждения, порядок внесения изменений в утвержденные документы. Градостроительный кодекс РФ естественным образом не содержит и не может содержать требований к работам, сопутствующим и предшествующим разработке градостроительной документации, поскольку выполнение таких работ регулируется иными нормативными актами (Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс, Закон о кадастре и т.д.). Градостроительный кодекс РФ охватывает узкий спектр работ на стадии, когда вся исходная информация по объекту проектирования собрана, проанализирована, сформирована научно-обоснованная концепциям развития территории проектирования, создана цифровая картографическая основа и т.д. 

Из Технического задания однозначно следует, что заказчиком размещен заказ на выполнение    комплекса    работ,    включающего    все    необходимые    работы    на предварительной стадии, в результате которых действительно будут разработаны генеральный план и правила землепользования и застройки городского поселения. При этом, на предпроектной стадии выполняются работы:

а)сбор исходных данных для разработки проектов;

б)аэрофотосъемка территории поселения;

в)проведение инженерных изысканий по привязке результатов АФС на местности;

г)создание ортофотопланов высокой четкости;

д)создание цифровой картографической основы;

е)проведение научно-исследовательской работы в области системы градостроительной документации с разработкой научно-обоснованных методических указаний по подготовке и реализации градостроительной документации с учетом специфики городского поселения - поселок Козлово Конаковского района Тверской области. Подготовка отчета по НИР.

В соответствии с п.7.5. Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 26.05.2011 г. № 244 Задание на проектирование (градостроительное задание) (в данном случае - Техническое задание) при необходимости может включать в себя проведение предпроектных научно-исследовательских работ и инженерных изысканий.

Таким образом, в данном случае заказчик посчитал необходимым проведение предпроектных научно-исследовательских работ и инженерных изысканий, что не только не противоречит Методическим рекомендациям Минрегиона РФ, но и значимо повышает уровень выполняемых последующих проектных работ.

Результаты ранее выполненных научно-исследовательских работ входят в перечень исходных данных для подготовки (внесения изменений) проекта генерального плана в соответствии с заданием на проектирование (градостроительным заданием) согласно п.8.4. Методических рекомендаций: сведения об изученности объекта территориального планирования (охват его территории материалами изысканий различного масштаба, направленности и давности их создания или обновления; наличие архивных, исторических, литературных источников и т.д.), перечень ранее выполненных научно-исследовательских работ, градостроительной и проектной документации, прочих работ, учет которых целесообразен при подготовке проекта генерального плана.

Соответственно, целью выполнения работ по контракту заказчик видит в первую очередь разработку научно-обоснованной методологии пространственной организации территории поселения.

Для достижения данной цели заказчик включил в Техническое задание требования к проведению научно-исследовательской работы (см.п. 10 Технического задания) в соответствии с которыми исполнитель обязан:

Произвести исследование развития градостроительной деятельности в связи с изменениями градостроительного кодекса, анализ применимости ранее разработанной градостроительной документации в современных условиях действующего законодательства, влияние системы ведения градостроительной документации на взаимоотношение власти и общества;

Осуществить оценку степени влияния различных социально-экономических программ и стратегий, принимаемых на федеральном, региональном и местном уровнях, на градостроительную документацию муниципальных образований;

Произвести анализ российского и зарубежного опыта подготовки градостроительной документации для малых городов, выявление специфических условий для городского поселения - поселок Козлово Конаковского района Тверской области;

Изучить опыт реализации генеральных планов в малых городах России, оценка реализуемости положений генеральных планов в условиях существующего порядка взаимодействия бюджетов разных уровней, роль частного капитала в реализации положений генеральных планов и выявление законных способов и возможностей привлечения частного капитала;

Разработать методические рекомендации о формировании наиболее рациональной и адаптированной к условиям городского поселения - поселок Козлово Конаковского района Тверской области системы ведения и учета градостроительной документации;

Разработать методические рекомендации по наилучшему и наиболее сбалансированному варианту разработки проектов генерального плана и правил землепользования и застройки поселения - поселок Козлово Конаковского района Тверской области с учетом перспектив и возможностей его реализации.

Также в п. 10.7 Технического задания указано, что отчет по НИР должен отвечать требованиям ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 15.101-98, что еще раз подтверждает, что заказчик заинтересован в получении качественно выполненного научного исследования, которое будет служить основой для дальнейшего проектирования развития территории городского поселения.

Из статьи 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» следует, что научная (научно-исследовательская) деятельность- деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе, направленная как на получение новых знаний (фундаментальные научные исследования), так и на их применение для достижения практических целей и решения конкретных задач (прикладные научные исследования).

Из содержания конкурсной документации четко следует, что основной целью работы является, по сути, разработка научно обоснованных предложений по взаимоувязанному, скоординированному в пространстве и времени развитию и размещению основных отраслей экономики, социальной сферы, инженерно-технической инфраструктуры и пр., интегрированных в пределах территории сельского поселения, путем комплексной ее организации.

При этом результатом таких работ должна быть сводная программа комплексного проекта развития территории, обеспечивающая формирование благоприятной и динамично развивающейся среды жизнедеятельности населения.

С учётом изложенного требования заявителя о признании недействительным оспариваемого ненормативного правового акта подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167–170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Компания Марко» удовлетворить.

 Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 27.02.2013 по делу № 05-6/2-2-2013.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области в пользу Государственного казенного учреждения «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», г. Тверь, ул. Желябова, д.21, ИНН 6905009018, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Вологда в месячный срок со дня его принятия.

Судья

Е.В. Романова