АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
http://tver.arbitr.ru http:\\my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
15 мая 2018 года
г.Тверь
Дело № А66-4882/2018
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Медниковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Соколовой Е.А., при участии представителя Управления ФНС России по Тверской области - ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Тверьгазстрой», г.Тверь, от 19.03.2018,
третьи лица: Федеральная налоговая службы, г.Москва, Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области, г.Тверь, общество с ограниченной ответственностью «Московский Фондовый Центр», г.Москва, в лице Тверского филиала, г.Тверь,
об установлении факта принадлежности к субъектам среднего предпринимательства,
УСТАНОВИЛ:
20 марта 2018 года открытое акционерное общество «Тверьгазстрой» (далее – ОАО «Тверьгазстрой», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об установлении факта принадлежности ОАО «Тверьгазстрой» к субъектам среднего предпринимательства.
В качестве третьих лиц заявитель указал Федеральную налоговую службу, Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области, общество с ограниченной ответственностью «Московский Фондовый Центр» в лице Тверского филиала.
Определением суда от 26 марта 2018 года заявление ОАО «Тверьгазстрой» оставлено без движения.
6 апреля 2018 года заявителем представлены дополнительные документы во исполнение определения суда от 26.03.2018.
Определением суда от 9 апреля 2018 года заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.
Заявитель о месте и времени рассмотрения дела в предварительном судебном заседании извещен надлежаще, по правилам статьи 123 АПК РФ, явку представителя в заседание суда не обеспечил, возражений против перехода к рассмотрению дела по существу не заявил.
От общества с ограниченной ответственностью «Московский Фондовый Центр» поступил отзыв на заявление, а также изложенное в нем ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие своих представителей.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области представил отзыв на заявление, в котором возражал против заявленных требований.
Арбитражный суд, проведя предварительное судебное заседание, рассмотрев представленные документы по делу, пришел к выводу о готовности настоящего дела к судебному разбирательству и считает стадию подготовки дела к судебному разбирательству оконченной.
Лицами, участвующими в деле, не заявлено возражений против рассмотрения дела по существу непосредственно в данном судебном заседании.
В соответствии с частью 4 ст.137 АПК РФ, при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, против завершения рассмотрения дела в предварительном заседании суда, суд завершил подготовку дела к судебному разбирательству и открыл в назначенное время судебное заседание в арбитражном суде первой инстанции, в котором продолжил рассмотрение спора по существу.
В судебном заседании правовая позиция представителя Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области изменений не претерпела.
В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе непринятия мер по обеспечению явки представителя в судебное заседание либо по направлению в арбитражный суд ходатайств, заявлений, возражений и т.п.
Исследовав материалы дела, собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель должен доказать, что факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и отсутствует возможность получить или восстановить удостоверяющие факт документы.
По делам особого производства заявитель обязан представить доказательства того, что в силу закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 части 1 статьи 220 Кодекса); у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт (часть 1 статьи 219 Кодекса).
Суду при рассмотрении заявления необходимо установить: не связывается ли установление факта с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду (часть 3 статьи 217, часть 4 статьи 221 Кодекса); не предусмотрен ли законодательством иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 Кодекса).
При рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в соответствии с частью 3 статьи 221 АПК РФ проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции» разъяснено: арбитражные суды принимают к производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов при наличии совокупности следующих условий:
согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
Следовательно, заявитель в порядке статей 219 и 220 АПК РФ должен доказать, что факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и отсутствует возможность получить или восстановить удостоверяющие факт документы.
Факт, на установлении которого настаивает заявитель, не являются фактом, порождающими юридические последствия для заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и не связан с невозможностью получения или восстановления удостоверяющих факты документов.
Согласно ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии предпринимательства) внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с ч. ч. 5 и 6 упомянутой статьи закона.
Непосредственный порядок внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующий реестр определен ч. 5 названной статьи закона.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона о развитии предпринимательства сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 названного закона (за исключение сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ч. 3 ст. 4 упомянутого закона), вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в ч. 4 указанной статьи закона сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Таким образом, законодательно установленная категория субъекта «малого» и «среднего» предпринимательства устанавливается уполномоченным на то органом государственной власти на основании имеющихся в его распоряжении документов в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также исходя из сведений, представленных названными лицами в отношении своей среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
Как указывает заявитель, держатель реестра акционеров ОАО «Тверьгазстрой» не представил соответствующие сведения в ФНС России, в связи с чем сведения об ОАО «Тверьгазстрой» отсутствуют в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, у заявителя имелась возможность, и в настоящее время она не исключена, обращения в соответствующем порядке с заявлением о включении его в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заявитель не лишен возможности обратиться для разрешения возникшего спора в порядке административного производства путем предъявления соответствующего заявления.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по делу в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя, поскольку со стороны заинтересованных лиц отсутствуют действия, направленные на нарушение прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 217-222 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявления открытое акционерное общество «Тверьгазстрой» (ОГРН <***>) об установлении факта его принадлежности к субъектам среднего предпринимательства отказать.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда, в месячный срок со дня его принятия.
Судья Ю.А.Медникова