ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-5065/2018 от 21.05.2018 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 мая 2018 года

г.Тверь

Дело № А66-5065/2018

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Романовой Е.В., рассмотрев в порядке исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Агроторг», г.Санкт-Петербург к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тверской области, г.Бежецк

о признании незаконным и отмене постановления №1 от 07.03.2018,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Агроторг» (далее – заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №1 от 07.03.2018 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тверской области (далее- ответчик, Инспекция).

О рассмотрении дела в порядке упрощенного производства стороны извещены надлежащим образом по правилам ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В силу части 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.

В соответствии с положениями статьи 229 АПК РФ 15 мая 2018 года судом принято решение в виде резолютивной части.

18 мая 2018 года от заявителя и ответчика поступили ходатайства о составлении мотивированного решения арбитражного суда.

Указанные ходатайства поданы в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем ходатайства сторон подлежат удовлетворению.

Заявитель свои требования мотивировал отсутствием состава вменяемого правонарушения.

Ответчик в ходе рассмотрения дела представил отзыв, возражал против удовлетворения требований заявителя, считает постановление законным и обоснованным.

Из материалов дела следует, что в связи с поступлением сообщения от 29.01.2018 от гражданки ФИО1 (л.д.123) было вынесено определение от 29.01.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 122) и должностным лицом Инспекции была проведена проверка в отношении Общества по соблюдению требований Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее- закон №115-ФЗ).

27 февраля 2018 года по результатам проверки в Общества составлен протокол об административном правонарушении №1 ( л.д. 87-88) по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, так как установлен факт того, что Обществом были нарушены требования п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ, а именно: не проводится идентификация клиентов при продаже лотерейных билетов.

07 марта 2018 Инспекцией вынесено постановление №1 (л.д. 47- 48), в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц, регулируются Законом №115-ФЗ.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ организации, проводящие лотереи, в том числе в электронной форме, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Исходя из норм Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон № 138-ФЗ) в деятельности по проведению лотерей участвуют операторы лотерей и распространители.

Из материалов дела следует и не отрицается заявителем, что Общество осуществляет реализацию лотерейных квитанций.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в лотереях, относятся к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица, обязательному контролю подлежит любая операция с денежными средствами или иным имуществом независимо от суммы, на которую она совершается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, определенные статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Вместе с тем получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, в том числе в электронной форме, не является платежом за предоставляемые услуги (товары) и не подпадает под положения пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Также Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий в части осуществления идентификации клиентов организаций, проводящих лотереи, в том числе в электронной форме, в зависимости от размера выигрыша, выплачиваемого за участие в лотереях.

Согласно части 6 статьи 20 Федерального закона № 138-ФЗ (в редакции, действующей на момент вынесения постановления №1 от 07.03.2018) выигрыши выплачиваются оператором лотереи или распространителем участнику лотереи при предъявлении участником лотереи документа, удостоверяющего его личность, или применении иного способа идентификации участника лотереи, предусмотренного Федеральным законом № 115-ФЗ и обеспечивающего установление возраста такого участника лотереи.

Пунктами 1.5, 1.5-1, 1.5-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрены случаи, разрешающие поручать идентификацию третьим лицам и проводить упрощенную идентификацию. В соответствии с указанными нормами Федерального закона № 115-ФЗ организации, проводящие лотереи, в том числе в электронной форме, правом поручать проведение идентификации третьим лицам или проводить упрощенную идентификацию клиента не наделены.

Учитывая вышеизложенное, организации, проводящие лотереи, в том числе в электронной форме: обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя как при получении платы за участие в лотереях, так и при осуществлении выплаты денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в них, независимо от размера получаемых или выплачиваемых денежных средств, правом проводить упрощенную идентификацию клиентов и поручать проведение идентификации третьим лицам не наделены.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению действующего законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено, постановление вынесено в пределах сроков давности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ. Размер ответственности, избранный Инспекцией, соответствует санкции части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ из материалов дела не усматривается.

При таких обстоятельствах в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако Федеральным законом от 07.03.2018 № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6.1 и 20 Федерального закона «О лотереях» были внесены изменения: абзац четвертый части 6 признан утратившим силу.

Также законом предусмотрены особенности заключения договоров об участии в лотерее, оформляемых электронным лотерейным билетом, выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплаты, передачи или предоставления выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста 18 лет, и при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 рублей, в том числе включая порядок идентификации участника лотереи, предусмотренный Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Указанный Федеральный закон вступил в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Из материалов дела не следует, что в проверяемый период не были выявлены случаи, предусмотренные вышеуказанной нормой.

В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статья 15.27 КоАП РФ вынесено Инспекцией 07 марта 2018 года, то есть до внесения изменений в Закон №138-ФЗ.

Исходя из положений пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

В соответствии с пунктом 2 того же Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.

Учитывая изложенное, постановление №1 от 07.03.2018 о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ следует признать не подлежащим исполнению в части назначения предупреждения, поскольку норма за нарушение которой Общество привлечено к административной ответственности утратила силу.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июля 2012 года № 2522/12.

Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление административного органа является законным, но не подлежащим исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 167- 170, 210-211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тверской области от 07.03.2018 №1 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения – отказать.

Признать не подлежащим исполнению постановление №1 от 07.03.2018 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда, в пятнадцатидневный срок со дня его принятия.

Судья Е.В. Романова