АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
16 мая 2018 года
г. Тверь
Дело № А66-5136/2018
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Карсаковой И.В., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Слугиной М.А., при участии представителей: заявителя – нет явки, ответчика – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» (г. Тверь) к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Тверь), о признании незаконным и об отмене постановления № 7.2-Пс/0021-0000-2018 о назначении административного наказания от 13 марта 2018 года,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области (далее – управление, ответчик) № 7.2-Пс/0021-0000-2018 от 13 марта 2018 года о назначении административного наказания.
Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен. Ранее, поддержал заявленные требования, привел устные доводы, представил дополнительные документы.
Ответчик считает заявленные требования не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, факт совершения административного правонарушения подтвержденным материалами проверки.
Как усматривается из материалов дела, общество осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта – участка трубопроводов теплосети Заволжского района г. Твери, peг. № А05-11580-0018, по адресу: <...>.
В отношении общества в соответствии с приказом Центрального управления Ростехнадзора от 23.01.2018 № 6 «О создании комиссии по техническому расследования причин аварии» в период с 23.01.2018 по 20.02.2018 проведено техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте ООО «Тверская генерация».
Проверка проводилась с участием генерального директора общества ФИО2 и представителя общества ФИО3 по доверенности № 71 от 19.01.2018.
Результаты проверки зафиксированы в акте технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, произошедшей 21 января 2018 года.
В соответствии с указанным актом обществом допущены следующие нарушения обязательных требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (далее – Положение о лицензировании), Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее – Закон № 116-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности, а именно: в процессе эксплуатации трубопровода тепловых сетей от ТЭЦ-3 до ТК 337 peг. № 18, в т.ч. участка трубопровода тепловых сетей между ТК-309 и ТК-310, не проводилось техническое диагностирование, неразрушающий, разрушающий контроль оборудования под давлением в рамках технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности; на опасном производственном объекте «Участок трубопроводов теплосети Заволжского района г. Твери», peг. № А05-11580-0018, Ш класса опасности, без продления срока службы осуществляется эксплуатация трубопровода тепловых сетей от ТЭЦ-3 до ТК 337 рег. № 187, в т.ч. участка трубопровода тепловых сетей между ТК-309 и ТК-310, отработавшего нормативный срок службы (фактический срок службы превышает двадцать лет, в эксплуатации с 1975 г.); отсутствуют сведения о проведении текущих и капитальных ремонтов в процессе эксплуатации на участке трубопровода тепловых сетей между ТК-309 и ТК-310, записи о ремонтных работах в паспорте трубопровода и ремонтном журнале отсутствует; на опасном производственном объекте «Участок трубопроводов теплосети Заволжского района г. Твери», peг. № А05-11580-0018, Ш класса опасности, трубопровод тепловых сетей от ТЭЦ-3 до ТК 337 peг. № 18, с условным проходом более 100 мм, у которого температура рабочей среды 150 С° при давлении рабочей среды 0,9 МПа, не поставлен на учет в территориальном органе Ростехнадзора.
По данным фактам 27.02.2018 государственным инспектором управления в отношении общества составлен протокол № 7.2-0000-Пр/0021-2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Постановлением управления от 13 марта 2018 года № 7.2-Пс/0021-0000-2018 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000, 00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителя ответчика, арбитражный суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Диспозиция указанной статьи предусматривает два правонарушения: нарушение требований промышленной безопасности и нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Указанный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасным производственным объектом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ).
Требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов (статья 3 Закона №116-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана соблюдать положения указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Факт нарушения изложенных в оспариваемом постановлении требований, подтвержден актом проверки и материалами дела в их совокупности.
Довод заявителя о том, что аварию, произошедшую 21.01.2018 в 07 час. 30 мин. по адресу: <...> на участке трубопровода тепловых сетей между ТК-309 необходимо рассматривать как инцидент не нашел нормативного обоснования в процессе рассмотрения дела, поскольку в соответствии со статьями 1, 12 № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса; по каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа. Вследствие чего, данная авария рассматриваться, как инцидент не может.
Заявитель также указал на то, что согласно утвержденного им графика, самостоятельно проводил испытания участка трубопровода от ТЭЦ-3 до ТК-324 на плотность и прочность с наружным осмотром в доступных местах, им не была привлечена специализированная организация.
В соответствии с п. 362 приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности» технические освидетельствования оборудования под давлением проводит уполномоченная в установленном порядке специализированная организация, а также ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования в случаях, установленных настоящими ФНП.
На основании п. 398 данного приказа первичное, периодическое и внеочередное техническое освидетельствование трубопроводов пара и горячей воды, подлежащих учету в территориальных органах Ростехнадзора, проводит уполномоченная специализированная организация. Периодическое освидетельствование трубопроводов проводят не реже одного раза в три года, если иные сроки не установлены в руководстве (инструкции) по эксплуатации.
В соответствии с п. 215 п.п. «м» приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности» не подлежат учету в органах Ростехнадзора трубопроводы пара и горячей воды, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 °C и давление 1,6 МПа (за исключением таких трубопроводов с условным проходом более 100 мм, расположенных в пределах зданий тепловых электростанций, котельных и производственных помещений предприятий, а также за исключением трубопроводов тепловых сетей в составе ОПО III класса опасности, имеющих признак опасности, указанный в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящих ФНП.
Участок трубопровода тепловых сетей между ТК-309 до ТК-310 эксплуатируется в составе опасного производственного объекта III класса опасности.
Участок трубопровода теплосети Заволжского района г. Твери (регистрационный номер А05-11580-0018) подлежит учету на основании действующего законодательства с 22.12.2014.
По нарушению, выявленному и указанному в пункте 4 обжалуемого постановления, Ростехнадзором указано на отсутствие сведений о проведении текущих и капитальных ремонтов в процессе эксплуатации на участке трубопровода тепловых сетей между ТК-309 до ТК-310 в представленном ООО «Тверская генерация» паспорте трубопровода регистрационный номер 18.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Следовательно, нарушая требования в области промышленной безопасности, лицо посягает на состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, что свидетельствует о наличии угрозы охраняемым общественным отношениям.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в действиях заявителя присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного обществом, суд считает, что в рассматриваемом случае основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Вместе с тем, суд считает, что назначенное обществу наказание не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания и исходит из следующего.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В этой связи, принимая во внимание все обстоятельства рассматриваемого дела, устранение допущенных нарушений, представленные в качестве доказательств документы, тот факт, что финансовое положение заявителя не позволяет обществу произвести уплату возложенного на него штрафа без риска прекращения исполнения текущих обязательств, арбитражный суд считает возможным в данном конкретном случае применить положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, изменив обществу наказание в части определения административного штрафа в размере 200 000 руб., снизив его до 100 000 руб. Данную сумму суд считает справедливой и соразмерной характеру совершённого обществом правонарушения.
Руководствуясь статьями 123, 156, 207-211 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области,
Р Е Ш И Л:
признать незаконным и отменить постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.03.2018 по делу № 7.2-Пс/0021-0000-2018 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в части штрафа в сумме 200 000 руб.
Считать общество с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» (ИНН <***>, ОГРН <***>) привлеченным к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
В остальной части оспоренное постановление оставить без изменения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в сроки, установленные АПК РФ.
Судья И.В. Карсакова