ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-5972/2021 от 29.11.2021 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 ноября 2021 года

г.Тверь

Дело № А66-5972/2021

изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Бачкиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глуховой А.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области, г. Вышний Волочек

к Финансовому управлению Администрации Муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, г. Бологое                                                              

третье лицо: Администрации Березорядского сельского поселения, Тверская обл., Бологовский р-н

об оспаривании бездействия

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области (далее – заявитель, Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия Финансового управления Администрации Муниципального образования «Бологовский район» Тверской области (далее – ответчик, Финуправление), выразившееся в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Березорядского сельского поселения (далее – Администрация, должник) в период с 22.03.2021 по настоящее время и не направлении в адрес Инспекции уведомления о неисполнении Администрацией решения № 140 от 14.12.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (далее – решение № 140) в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока с 22.12.2020 по 22.03.2021 и по настоящее время, незаконным; и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, выразившееся в непоступлении в бюджет задолженности в соответствии с решением № 140 путем немедленного приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника до полного погашения задолженности по страховым взносам, НДФЛ, пеням и штрафу на основании решения № 140.

Стороны в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

Заявитель направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, требования поддержал.

Ответчик направил отзыв на заявление, сообщил, что расчетный счет должника закрыт.

Поскольку ответчиком представлены запрошенные у него судом документы, суд, руководствуясь статьями 119, 120 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пришел к выводу об отсутствии необходимости в рассмотрении вопроса о наложении на заявителя судебного штрафа.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Инспекцией в адрес Финансового управления было направлено решение № 140 от 14.12.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за смет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика в отношении Администрации Березорядского сельского поселения.

Общая сумма задолженности по страховым взносам, налогу па доходы физических лиц, пени и штрафу по решению составила 161 497,90 руб.

Согласно отметке на сопроводительном письме (исх. № 03-11/24344 от 16.12.2020) решение получено Финансовым управлением 22.12.2020.

Поскольку ответчиком решение налогового органа исполнено не было, а также не приостановлены операции по расходованию средств на лицевых счетах должника, инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия названными органами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующие органы.

Пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Согласно пункту 3.1 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.

Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента, должника).

Согласно пункту 9 раздела IV Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Бологовский район» Тверской области Финансовое управление осуществляет следующие бюджетные полномочия: разрабатывает основные направления бюджетной и налоговой политики; устанавливает порядок планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих обязательств и принимаемых обязательств; разрабатывает и утверждает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета; составляет и ведет сводную бюджетную роспись; организует исполнение бюджета; осуществляет бюджетный учет всех операций по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в пределах его компетенции; доводит лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей средств бюджета; осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и настоящим Положением и др.

Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.

В соответствии со статьей 242.6 БК РФ решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения решения налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа об отсрочке или о рассрочке уплаты налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов. При предъявлении должником документа об отсрочке или о рассрочке приостановление операций по лицевым счетам должника не производится в период действия отсрочки, рассрочки уплаты налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов.

При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме (пункта 7 статьи 242.6 БК РФ, абзац 3 пункта 3.1 статьи 46 НК РФ).

Таким образом, законодателем предусмотрен порядок исполнения решений налогового органа, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, предоставляющий органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, право на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в случае допущения им нарушений требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.

При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае – Финансовое управление).

Таким образом, решение налогового органа № 140 подлежало исполнению Финансовым управлением в срок до 22.03.2021.

Материалами дела подтверждается, что Управление является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов должника.

Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения решений налогового органа, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.

Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа. В противном случае, это привело бы к невозможности исполнения  судебных актов в принудительном порядке.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Вместе с тем, доказательств принятия Управлением необходимых мер и предусмотренных законом действий направленных на своевременное исполнение требований исполнительного документа, материалы дела не содержат.

Факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в полном объеме является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения. Аналогичные выводы изложены в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 октября 2009 года № ВАС-13746/09.

Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих принятие Управлением достаточных и необходимых мер для исполнения решения налогового органа в установленный законом срок, суд приходит к выводу о незаконности допущенного ответчиком бездействия, выразившегося в неисполнении решения №140 и не приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника.

Довод ответчика о закрытии 24.11.2021 лицевого счета должника не опровергает факт допущенного Управлением бездействия.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании бездействия органов местного самоуправления должны содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконными и обязанность соответствующих органов местного самоуправления совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Поскольку на дату принятия решения лицевой счет должника закрыт, то оснований для удовлетворения требования инспекции об обязании ответчика приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах должника до полного погашения задолженности по страховым взносам, НДФЛ, пеням и штрафу на основании решения № 140, у суда не имеется.

Таким образом, требования инспекции подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167–170 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Финансового управления Администрации Муниципального образования «Бологовский район» Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), выразившееся в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Березорядского сельского поселения (ОГРН<***>, ИНН <***>) в период с 22.03.2021 по настоящее время и не направлении в адрес Инспекции уведомления о неисполнении Администрацией решения № 140 от 14.12.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока с 22.12.2020 по 22.03.2021 и по настоящее время.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Вологда в порядке и сроки, предусмотренные АПК РФ.

Судья                                                                                     Е.А. Бачкина