ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-6673/17 от 01.11.2017 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

01 ноября 2017 года

г.Тверь

Дело № А66-6673/2017

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Беловой А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Поляковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заволжского района" к муниципальному казенному учреждению культуры "Тверской городской архив",

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Архивный отдел Тверской области

о признании незаконным решения об отказе в приеме на безвозмездной основе документов по личному составу

                                                    УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заволжского района" (ОГРН <***>; ИНН <***>; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к муниципальному казенному учреждению культуры "Тверской городской архив" (ОГРН <***>; ИНН <***>; далее - учреждение) о признании незаконным решения об отказе в приеме на безвозмездной основе документов по личному составу, выраженного в письме от 17.02.2017 № 2, и о возложении обязанности на ответчика принять от заявителя документы по личному составу в количестве 26 единиц хранения за 2008-2015 годы в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Архивный отдел Тверской области (ОГРН <***>; ИНН <***>; далее - архивный отдел).

Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, заявитель ходатайствовал о рассмотрении спора без его участия. Дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Учреждение с требованиями не согласилось по основаниям письменного отзыва (л.д.84-89).

Архивный отдел поддержал позицию ответчика (л.д.93-95).

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 24 декабря 2014 года по делу № А66-3861/2014 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена ФИО1

Во исполнение требований пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2012 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий 17.02.2017 обратился с запросами об определении места хранения документов по личному составу.

Письмом от 17 февраля 2017 года № 34/02 учреждение известило общество о готовности принять документы на основании договора. К письму был приложен проект договора с определением платы за оказание услуг по временному хранению в размере 53 144,10 руб.

Общество, расценив названное письмо как отказ в принятии документов на хранение на безвозмездной основе, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.

При рассмотрении спора суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон № 125-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона № 125-ФЗ архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Указанная деятельность реализуется через деятельность архива, под которым в силу пункта 9 названной статьи понимается учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Пунктами 10 и 11 этой же статьи предусмотрено, что архивы могут быть государственными или муниципальными:

- государственный архив - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;

- муниципальный архив - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

Как установлено пунктом 10 статьи 23 Закона № 125-ФЗ, при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Согласно правовой конструкции названной нормы законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций как соответствующими государственными архивами, так и соответствующими муниципальными архивами, не установив при этом, что архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.

По смыслу вышеуказанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и муниципальных архивов.

Соответствующим муниципальным архивом для передачи документов общества является учреждение (по месту нахождения ликвидируемого общества), соответствующим государственным архивом - Архивный отдел Тверской области (по ведомственному признаку).

Каждый из названных архивов, в силу части 10 статьи 23 Закона № 125-ФЗ, обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу общества.

Из устава учреждения, утвержденного приказом Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери от 05.12.2013 № 627, следует, что данным учреждением принимаются на хранение документы по личному составу ликвидированных муниципальных учреждений и предприятий, расположенных на территории муниципального образования "Город Тверь".

Передача документов конкурсным управляющим общества в учреждение обусловлена тем, что архивные документы касаются личного состава общества, расположенного на территории муниципального образования город Тверь.

Таким образом, исходя из приведенных норм обязанность по передаче и принятию архивных документов по личному составу возложена как на конкурсного управляющего, так и на муниципальное архивное учреждение, на территории муниципального образования которого действовала ликвидируемая организация.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у учреждения обязанности по принятию архивных документов личного состава общества.

Закон о банкротстве не регулирует вопросы порядка передачи документов должника на хранение. Такие порядок и условия передачи документов на хранение в силу пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

Суд в данном случае исходит из норм вышеприведенного законодательства и отсутствия доказательств того, что общество имело договорные отношения с архивным учреждением, а также из того, что общество заявило о передаче документов только по личному составу работников.

В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, конкурсный управляющий обратился с запросами об определении места хранения документов по личному составу.

На обращение общества в учреждение с заявлением о принятии документов на безвозмездной основе учреждение письмом от 17.02.2017 №34/02 указало обществу о готовности принять документы общества на основании договора. К письму приложен проект договора с определением платы за оказание услуг по временному хранению в размере 53 144,10 руб.

Указанное письмо фактически является отказом учреждения от исполнения возложенных на него в силу вышеприведенных норм законодательства обязанностей по принятию документов общества на безвозмездной основе.

При этом расценить заявленные обществом требования как преддоговорной спор не представляется возможным, поскольку общество, мотивируя свои требования, указало на неправомерность отказа учреждения в принятии документов с предложением заключить соответствующий договор на платной основе. При таких обстоятельствах у сторон каких-либо разногласий по условиям договора не возникло.

По мнению учреждения, спорные документы могут быть приняты только по договору.

Суд считает, что отсутствие соответствующего договора в данном случае не препятствует возложению на ответчика обязанности принять от заявителя спорные документы. Кроме того, утверждение ответчика о том, что оказание услуг по хранению в рассматриваемом случае должно осуществляться только на возмездной основе, противоречит Закону № 125-ФЗ, который не предусматривает выплату учреждениям архива вознаграждения за хранение.

Учреждение не сослалось на нормы Закона № 125-ФЗ, предусматривающие принятие на платной основе архивных документов по личному составу в случае отсутствия соответствующего договора.

В данном случае экспертно-проверочная комиссия при архивном отделе согласовала опись по личному составу общества за 2008-2015 годы в количестве 26 единиц хранения (выписка из протокола от 03.02.2017, л.д.21).

Доказательств нахождения спорных документов в неупорядоченном состоянии к моменту разрешения спора материалы дела не содержат.

Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о незаконности отказа учреждения в приеме документов, как нарушающего права граждан - работников общества. Кроме того, непринятие на хранение документов влечет за собой невозможность завершения конкурсного производства.

С учетом изложенного заявление общества подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 123, 156, 167-170, 180, 181, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным решение муниципального казенного учреждения культуры "Тверской городской архив" об отказе в приеме на безвозмездной основе документов по личному составу, выраженного в письме от 17 февраля 2017 года № 34/02.

Возложить обязанность на муниципальное казенное учреждение культуры "Тверской городской архив" принять от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заволжского района" документы по личному составу за 2008-2015 годы в количестве 26 единиц хранения в течение десяти дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) в месячный срок со дня его принятия.

Судья                                                                            А.ФИО2