ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-6874/2018 от 22.05.2018 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 мая 2018 года

г. Тверь

Дело № А66-6874/2018

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Карсаковой И.В., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Слугиной М.А., при участии представителей: заявителя – ФИО1, ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску (заявлению) муниципального унитарного предприятия «Тверьспецавтохозяйство», г. Тверь, к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Тверь, о признании незаконным и об отмене постановления № 7.2-Пс/0043-0160пл-2018 о назначении административного наказания от 12 апреля 2018 года,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарное предприятие «Тверьспецавтохозяйство» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области (далее – управление) № 7.2-Пс/0043-0160пл-2018 от 12 апреля 2018 года о назначении административного наказания обществу в части назначения административного наказания. Просит снизить размер административного штрафа до минимального размера.

Заявитель поддержал заявленные требования, привел устные доводы, представил дополнительные документы.

Ответчик заявленные требования считает не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, факт совершения административного правонарушения подтвержденным материалами проверки.

Как усматривается из материалов дела, общество осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта – сеть газопотребления МУП «Тверьспецавтохозяйство» (peг. № А05-10999-0001); по адресу: <...>.

В отношении общества в соответствии с распоряжением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.03.2018 №Т-160-пр «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» в период с 02.04.2018 по 06.04.2018 проведена плановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением требований технических регламентов о безопасности сетей газораспределения и газопотребления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.

Проверка проводилась с участием уполномоченного представителя МУП «Тверьспецавтохозяйство» ФИО3.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки Центрального управления Ростехнадзора № 7.2-0160пл-А/0061-2018 от 06.04.2018.

В соответствии с указанным актом обществом допущены следующие нарушения обязательных требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (далее – Положение о лицензировании), Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее – Закон № 116-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности, а именно: не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных МУП «Тверьспецавтохозяйство» при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в государственном реестре опасных
производственных объектов. В сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, не указана информация о фактически используемых технических устройствах, обладающих признаками опасности:
газогорелочные устройства БИГ 2-2, №б/н, БИГ 2-4, №б/н, БИГ 2-6, №12, БИГ 2-6, №б/н, БИГ 2-6, №11 водогрейных котлов, чем нарушены ч. 2, ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 5 «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371; п. 24 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494; директор МУП «Тверьспецавтохозяйство» ФИО4 не аттестован в области промышленной безопасности в соответствии с должностными обязанностями в установленном порядке, чем нарушены ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 3, 10, 12, 20 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37; не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах: приказом не назначено лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в целом по предприятию, из числа заместителей руководителя, имеющее высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта (приказ не представлен), чем нарушены ст. ст. 9, 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»№ 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года № 263; не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах: не выполняются основные задачи производственного контроля: не проводится анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации; не разрабатываются меры, направленные на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде; не проводятся проверки соблюдения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (акты комплексных и целевых проверок не предоставлены - отсутствуют), чем нарушены ст. ст. 9, 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года № 263; не предоставлены документы по допуску к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских
противопоказаний к указанной работе, чем нарушены ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; не предоставлены документы по проведению подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, сведения по обучению и проверке знаний требований промышленной безопасности рабочих (протоколы аттестации в области промышленной безопасности руководителей и специалистов, протоколы проверки знаний рабочих в объеме производственных инструкций, приказ о
назначении комиссии по проверке знаний персонала, о создании аттестационной комиссии организации), чем нарушены ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; не проводится обучение работников в случае аварии на опасном производственном объекте, не представлены документы о проведении обучения работников, чем нарушены ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; не проводится техническое обслуживание и ремонт внутренних газопроводов котельной, в представленном договоре №2109 от 25.12.2017 данные работы не предусмотрены, собственная газовая служба
отсутствует, чем нарушены ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997.

По данным фактам 06.04.2018 государственным инспектором управления в отношении общества составлен протокол № 7.2-0160пл-Пр/0043-2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Постановлением управления от 12 апреля 2018 года № 7.2-Пс/0043-0160 пл-2018 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000, 00 руб.

Не согласившись в части с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, арбитражный суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Диспозиция указанной статьи предусматривает два правонарушения: нарушение требований промышленной безопасности и нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Указанный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасным производственным объектом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Закону.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ).

Требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов (статья 3 Закона № 116-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана соблюдать положения указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что общество по адресу: <...>, эксплуатирует зарегистрированный в государственном реестре опасный производственный объект – сеть газопотребления, III класса опасности (свидетельство о регистрации peг. № А05-10999-0001) с нарушением лицензионных требований в области производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Факт нарушения изложенных в оспариваемом постановлении требований, подтвержден актом проверки и материалами дела в их совокупности и обществом не оспаривается.

При таких обстоятельствах, суд считает, что в действиях заявителя присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного обществом, суд считает, что в рассматриваемом случае основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.

Вместе с тем, суд считает, что назначенное обществу наказание не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания и исходит из следующего.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом, в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В этой связи, принимая во внимание все обстоятельства рассматриваемого дела, устранение допущенных нарушений, представленные в качестве доказательств документы, тот факт, что финансовое положение заявителя не позволяет обществу произвести уплату возложенного на него штрафа без риска прекращения исполнения текущих обязательств, арбитражный суд считает возможным в данном конкретном случае применить положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, изменив обществу наказание в части определения административного штрафа в размере 200 000 руб., снизив его до 100 000 руб. Данную сумму суд считает справедливой и соразмерной характеру совершённого обществом правонарушения.

При таких обстоятельствах, требования общества подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 123, 156, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области,

Р Е Ш И Л:

признать незаконным и отменить постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.04.2018 по делу № 7.2-Пс/0043-0160пл-2018 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в части штрафа в сумме 200 000 руб.

Считать муниципальное унитарное предприятие «Тверьспецавтохозяйство» привлеченным к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в сроки, установленные АПК РФ.

Судья И.В. Карсакова