ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-7520/18 от 10.08.2018 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

10 августа 2018 года

г. Тверь

Дело № А66-7520/2018

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Балакина Ю.П., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Прамо-Электро» к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Прамо-Электро» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) (далее – ответчик, Пенсионный фонд), в котором просит признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) № 078V12180000061 от 26.02.2018 о взыскании с ООО «Прамо-Электро» недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 30 947 руб. 12 коп.

Определением арбитражного 31.05.2018 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.

Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежаще, в соответствии с правилами, установленными частью 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Согласно части 5 статьи 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.

23.07.2018 в соответствии с положениями статьи 229 АПК РФ Арбитражным судом Тверской области по настоящему делу принято решение в виде резолютивной части.

Ответчик обратился в суд с ходатайством о составлении мотивированного решения по делу. Ходатайство подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем подлежит удовлетворению.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда РФ в Ржевском районе Тверской области (далее по тексту - Фонд, Ответчик) в отношении плательщика страховых взносов ООО «Прамо-Электро» (Общество, Заявитель) 07.11.2017 проведена выездная проверка проведенной с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиком страховых взносов, правильности применения и исчисления дополнительных тарифов страховых взносов, достоверности и полноты предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц представленных за отчетные периоды с 01.01.2014 по 31.12.2016.

По результатам указанной проверки составлен акт № 078V10180000005 от 23.01.2018, которым предложено взыскать с Общества суммы не уплаченных страховых взносов в размере 39 016 руб. 80 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2016, пени за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов в размере 4 651 руб. 82 коп. и привлечь Общество к ответственности, предусмотренной ч. 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 за неполную уплату страховых взносов в виде взыскания штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов.

Общество, не согласившись с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих представило письменное возражение от 25.01.2018г. № ГР-382.

Рассмотрев акт проверки 26.02.2018 Пенсионным фондом было вынесено решение № 078V12180000061 о привлечении заявителя к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах по дополнительному тарифу в отношении работников Черноусова В.П., Смирнова В.В., Таракановой И.А.:

- страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в п.2-18 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013г. в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1. ст. 58.3 Ф3 № 212 от 24.06.2009г. в сумме 23 851 руб. 67 коп.

- штраф за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 58.3 Ф3№ 212 в виде штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов в сумме 4 573 руб. 13 коп.

- пени дополнительному тарифу в соответствии с ч. 2 и ч. 2,1 ст. 58.3 Ф3 № 212 в сумме 2 522 руб.32 коп.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные документы, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок оспаривания ненормативных правовых актов и решений государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими решениями прав и законных интересов заявителя.

В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу ст. 25 Закона № 212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5 ст. 25 Закона № 212-ФЗ). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 6 ст. 25 закона № 212-ФЗ).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту – Закон № 173-ФЗ), применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ установлено, что периоды работы, предусмотренные подпунктах 1-18 пункта 1 этой статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1-18 пункта 1 ст. 27 этого Закона, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 этой статьи, соответствует вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Постановлением Правительства Российское Федерации от. 18.07.2002 года № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, c учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется в том числе Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Список № 2).

Согласно названному Списку (раздел XXXIII "Общие профессии"), помимо прочих, право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют следующие профессии: электросварщик ручной сварки (код 23200000-19906). Маляр 1 разряда в данном списке нет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона № 173-ФЗ, где предусмотрено общее правило о возможности включения в специальный стаж периодов работы при условии выполнения ее постоянно в течение полного рабочего дня.

Так, в силу пунктов 5, 6 этих Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.

В силу пункта 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Исходя из пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

В связи с этим занятость работников на особых видах работ менее 80% рабочего времени, то есть в течение неполного рабочего дня исключает возможность включения этих периодов работы в стаж, дающий право упомянутым работникам на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из содержания оспоренного решения следует, что основанием для доначисления заявителю страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 и начисление пени за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов в размере 4 651 руб. 82 коп. послужил вывод Пенсионного фонда о том, что в указный период Обществом осуществлялись выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, которые не учтены при обложении страховыми взносами, в результате проверки выявлена недоимка:

- по страховым взносам по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в сумме 23851 руб. 67 коп., образовавшаяся за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2016 г., в том числе в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 23851 руб. 67 коп.;

- штраф в размере 4573 руб. 13 коп. за неуплату (неполную уплату) страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 58.3 Закона 212-ФЗ в виде штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов;

- пени по дополнительному тарифу в соответствии с ч. 2, 2.1 ст. 58.3 Закона 212-ФЗ в размере 2 522 руб. 32 коп.

Оценивая эту позицию управления, суд полагает необходимым руководствоваться следующим.

Черноусов Владимир Петрович (СНИЛС 021-539-265 26) - электросварщик ручной сварки 3 разряда автоматно-механического цеха № 15 (приказ Гр-00603 от 01.11.2014 г.). Аттестация рабочего места не производилась. Специальная оценка условий труда по профессии: «электросварщик ручной сварки» не производилась.

В соответствии со сдельными нарядами Черноусов Владимир Петрович (СНИЛС 021-539-265 26) в период с 01.11.2014 г. по 31.12.2016 не производил сварочные работы. В сдельных нарядах перечислены следующие операции: исправление, центрование, токарная, правка, запрессовка, резка секций, регулировка зазора, рубка. Данные операции относятся к механической обработке и не являются работами с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда и не поименованы в пп. 1-18 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно представленным сдельным нарядам за период с 01.11.2014 по 30.04.2015 занятость на работе с особыми условиями труда носит периодический характер и составляет менее 80% рабочего времени.

Начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц зависит от того, включается или нет такой период работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Черноусов В.П. не обладал правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следовательно, основания для исчисления страховых взносов по работодателю по дополнительному тарифу отсутствовали.

Смирнов Владислав Владимирович (СНИЛС 020-2529-663 06) - Электросварщик ручной сварки 2 разряда автоматно-механического цеха № 15, приказ о приеме на работу (по совместительству) № Гр-00591 от 01.11.2014, приказ об увольнении № Гр-00177 от 30.04.2015. Аттестация рабочего места по профессии «электросварщик ручной сварки автоматно-механического цеха № 15 не проводилась. Специальная оценка условий труда по профессии «электросварщик ручной сварки» автоматно-механического цеха № 15 не проводилась.

Согласно представленным сдельным нарядам за период с 01.11.2014 по 30.04.2015 занятость на работе с особыми условиями труда носит периодический характер и составляет менее 80% рабочего времени.

Тараканова Ирина Александровна (СНИЛС 020-092-352 90) - маляр 1 разряда автоматно-механического цеха №15. Приказ о приеме на работу № Гр-00468 от 01.11.2014. Аттестация рабочего места не проводилась.

Согласно представленным сдельным нарядам за период с 01.11.2014 по 31.12.2016 занятость на работе с особыми условиями труда носит периодический характер и составляет менее 80% рабочего времени.

Законодатель связывает обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам с правом работника на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями труда. Поскольку право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением спорных работ в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени), работники, в отношении которых доначислены страховые взносы по дополнительномутарифу, были заняты на работах менее 80 процентов рабочего времени, то есть в течение неполного рабочего дня, права на досрочную пенсию они не имеют. Следовательно, у страхователя отсутствовала обязанность уплачивать дополнительные взносы.

Назначение и уплата дополнительных страховых взносов является обеспечением права работников Общества на получение досрочной трудовой пенсии.

Исполнение обязанности работодателя уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу напрямую связано с возможностью возникновения права на льготную пенсию у соответствующего работника. Следовательно, если у работника отсутствует право на досрочную пенсию, а именно такова ситуация при занятости на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда менее 80% рабочего времени, то дополнительные страховые взносы начислять не следует.

Данная позиция находит подтверждение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017 № 310-КГ16-17517, 21.02.2017 № 309-КГ16-19585, 13.02.2017 № 304-КГ16-20142, 13.01.2017 № 309-КГ16-18816, 09.12.2016 № 310-КГ16-16567, 24.12.2015 № 301-КГ15-17887.

Исходя из статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" целями страховой пенсии, предоставляемой на основе обязательного пенсионного страхования, являются создание материальной основы для пенсионного обеспечения, поддержание материальной обеспеченности и удовлетворение основных жизненных потребностей пенсионеров. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 11 Закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку у лиц, выполняющих работы на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда менее 80 процентов рабочего времени, право на льготную пенсию не наступает, обязанность у работодателя (страхователя) по уплате дополнительных тарифов отсутствует.

Поэтому, если сотрудники заняты на работах с особыми условиями (труда менее 80% рабочего времени, то есть в течение неполного рабочего дня (в том числе по совместительству), страховые взносы по дополнительным тарифами начисляются.

На основании изложенного, основания для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в данном случае отсутствуют.

В этой связи, является обоснованным довод Общества о том, что решением Постановления в оспариваемой части нарушены права заявителя, поскольку оно влечет уплату страховых взносов в большем размере, чем это установлено Законом № 212-ФЗ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение № 078V12180000061 от 26.02.2018 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Прамо-Электро» недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 30 947,12 руб. не соответствует Закону № 212-ФЗ, возлагает на заявителя дополнительные обязанности по уплате страховых взносов в размере, не предусмотренном действующим законодательством.

Таким образом, с учетом положений статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Пенсионного фонда подлежит признанию недействительным в оспариваемой части, а заявленные Обществом требования удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя. Излишне уплаченная сумма государственной пошлины подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 117, 170, 226-229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) № 078V12180000061 от 26.02.2018 о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Прамо-Электро» недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 30 947,12 руб.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Прамо-Электро».

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Прамо-Электро» 500 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 АПК РФ.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Прамо-Электро» из доходов федерального бюджета 2500 руб. государственной пошлины уплаченной по платежному поручению № 1554 от 23.04.2018.

Выдать справку возврат.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Судья Ю.П. Балакин