ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-8233/2021 от 21.12.2021 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 декабря 2021 года

г.Тверь

Дело № А66-8233/2021

          Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи  Беловой А.Г.,  при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Поляковой Е.Н., при участии представителя ответчика - Короп М.К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Гоголашвили Тамаза к Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области                                                                                                                   

о  признании незаконным решения № 18-12/03847 от 29.03.2021 об отказе в предоставлении рассрочки по уплате налога, пеней и штрафов,

   УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Гоголашвили Тамаз (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области  (далее - ответчик, Управление) о  признании незаконным решения № 18-12/03847 от 29.03.2021 об отказе в предоставлении рассрочки по уплате налога, пеней и штрафов и обязании предоставить рассрочку по уплате налога, пеней и штрафов на основании заявления от 29.03.2021.

          Определением Арбитражного суда Тверской области от 15.07.2021 производство по делу прекращено.

          Постановлением Четырнадцатого арбитражного суда апелляционного суда от 20.09.2021 определение  Арбитражного суда Тверской области от 15.07.2021  отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.2021 постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 по делу № А66-8233/2021 оставлено без изменения.

Заявитель, третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом.

Ответчик с требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.2 л.д. 10-13).

Дело рассмотрено в порядке ст. 123 и 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.

Как следует из материалов дела,16.03.2021 в Управление поступили заявления Предпринимателя об изменении срока уплаты налога по актам Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области от 24.04.2019 № 3256 о взысканиизадолженности по налогам и сборам в размере 811 523,28 руб. и от 06.08.2019 № 5638 в размере 277 156,98 руб.

Порядок и условия предоставления налоговыми органами отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, а также перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки определены главой 9 НК РФ и изданным в соответствии с ней Порядком изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ);

непредоставление (не современное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд (пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ);

угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога (пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ);

имущественное положение физического лица (без имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты им налога (пп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ);

производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер (пп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ);

при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ);

невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со статьей 69 НК РФ требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, определяемая в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей статьи (пп.7 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Согласно ст. 63 НК РФ и п. 16 Порядка решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов, пеней и штрафов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий трех лет, федеральных налогов и сборов, пеней и штрафов в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (за исключением случая, предусмотренного п. 17 Порядка) в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий 1 год принимаются ФНС России.

Заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты федеральных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, обращается в ФНС России через Управление.

На основании п. 5 статьи 64 НК РФ заявление предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган(рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к Порядку). К заявлению должны быть приложены следующие документы:

справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по всем счетам заинтересованного лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

справки банков об остатках денежных средств на всех счетах заинтересованного лица в банках;

перечень контрагентов - дебиторов заинтересованного лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

обязательство заинтересованного лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (рекомендуемый образец приведен в приложении № 2 к Порядку), а также предполагаемый им график погашения задолженности;

документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 статьи 64 НК РФ.

Согласно п. 14 Порядка в случае, если к заявлению заинтересованного лица не приложены документы, указанные в пунктах 3, 5 - 10, 12 Порядка, уполномоченный орган выносит решение об отказе в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов в связи с отсутствием необходимых для рассмотрения указанного заявления документов.

Таким образом, не приложение к заявлениям документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 64 НК РФ, является непосредственно основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении рассрочки (в изменении срока) уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.

Предпринимателем не представлен пакет документов, предусмотренных п. 5 ст. 64 НК РФ, для положительного рассмотрения вопроса об изменении срока уплаты налога с учетом положений главы 9 НК РФ.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для признания незаконными действий (бездействия), ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Таким образом, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения требований Предпринимателя и признания оспариваемого решения незаконным.

Государственная пошлина согласно ст. 110 АПК РФ остается на заявителе.

Руководствуясь статьями 110, 123, 156, 167–170, 176, 180, 181, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Гоголашвили Тамаз - отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины оставить на заявителе.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) в месячный срок со дня его принятия.

Судья

А.Г.Белова