ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-9813/15 от 31.08.2015 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

31 августа 2015 г.                                 г. Тверь               Дело № А66–9813/2015

       Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Романовой Е.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кимрытрансавто», г. Кимры,

к государственному казенному учреждению города Москвы «Организатор перевозок», г. Москва,

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Кимрытрансавто» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному казенному учреждению города Москвы «Организатор перевозок» (далее – ответчик, Учреждение) о признании незаконным и отмене постановления ВВВ № 515897 от 25.06.2015 по делу об административном правонарушении.

         Дело принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Заявленные требования Обществом мотивированы недоказанностью факта совершения административного правонарушения и вины в его совершении, поскольку региональный межрегиональный маршрут «Москва-Кимры (Савелово)» отсутствует и заявителем не обслуживается. Заявитель осуществляет заказную перевозку пассажиров на основе договоров фрахтования.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представил материалы административного дела.

Как следует из материалов дела, 12.05.2015г. в 09 час. 48 мин. на остановочном пункте станция метро «Савеловская», расположенном по адресу: г. Москва, ул. Бутырская, д. 4 в ходе проведения мероприятий по мониторингу и анализу качества транспортных услуг, предоставляемых населению города Москвы, специалистами Учреждения выявлен факт осуществления обществом перевозки пассажиров по регулярному межрегиональному автобусному маршруту б/н «Москва (Савеловский вокзал) - Кимры (Тверская область)» автобусом марки NEOPLANTOURLINER Р21, государственный регистрационный знак АМ 588 69, путевой лист №695 от 12.05.2015, без согласования с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее – Согласование).

Определением специалиста Учреждения от 12.05.2015 № 0008130-01РМ-2015 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 10.7 КоАП г. Москвы (далее Кодекс).

По данному факту Учреждением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 26.05.2014 серии ВВВ № 043848.

Постановлением по делу об административном правонарушении ВВВ № 515897 от 25.06.2015 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 10.7 КоАП г.Москвы в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с рассматриваемым заявлением.

         В обоснование требований указало, что регулярные пассажирские перевозки по спорному маршруту не осуществляет.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Распоряжением Правительства Москвы от 17.05.2011г. № 397-РП «О государственном казенном учреждении города Москвы «Организатор перевозок» должностные лица Учреждения наделены полномочиями по осуществлению контроля по соблюдению законодательства города Москвы в сфере транспортного обслуживания населения, составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 10.7 КоАП г.Москвы (далее – Кодекс).

Указанные полномочия установлены в соответствии со статьей 16.3 Кодекса.

Таким образом, оспариваемое постановление вынесено в пределах предоставленных ответчику полномочий.

В целях упорядочения и развития сети регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы, обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг Правительством Москвы принято постановление от 18.01.2005 №24-ПП «Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы» (далее - Постановление №24-ПП), утвердившее Порядок согласования и организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы (далее - Порядок), а также Временное положение о пунктах отправления и прибытия автобусов межрегиональных, и международных автобусных маршрутов (далее  - Временное положение). Порядок и Временное положение предусматривают обязательное согласование с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы всех регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы, а также всех пунктов отправления и прибытия автобусов таких маршрутов.

В части согласования маршрутов Порядок подлежит применению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Москвы.

Повторные действия, связанные с эксплуатацией городских, пригородных, междугородних и международных автобусных маршрутов, несогласованных в порядке, установленном Правительством Москвы, а также с нарушениями условий согласования, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 10.7 КоАП г. Москвы.

Виды перевозок пассажиров и багажа определены в статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее – Устав), в силу которой перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси.

Из положений частей 1 – 4 статьи 19 Устава следует, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

В силу пункта 1 части 1.2 главы 1 "Общие положения" постановления № 24-ПП одними из объектов согласования маршрутов являются пункты посадки и высадки пассажиров в г.Москве.

Приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 № 178 утверждён Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее – Порядок № 178), который разработан в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг и предназначен для упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 178 открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Однако, поскольку вопросы организации транспортного обслуживания населения в межсубъектном сообщении отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приказ Минтранса от 14.08.2003 № 178 непосредственно не регламентирует отнесённые к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации вопросы определения конкретных процедур согласования, в том числе сроков согласования и иных вопросов непосредственной организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом.

Вместе с тем, анализ Закона Московской области от 27.12.2005 № 268/2005-03 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" (далее – Закон № 268/2005-03) и постановления № 24-ПП позволяет прийти к выводу о том, что процедура, срок и иные условия получения и действия согласия на открытие маршрута от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные приказом Минтранса от 14.08.2003 № 178 (пункты 3, 9) различны.

В частности, в соответствии с положениями Закона № 268/2005-03 основанием возникновения обязательств перевозчика на выполнение перевозок автомобильным транспортом является договор на выполнение перевозок, заключаемый по результатам проведения конкурса, на право заключения такого договора сроком до пяти лет с возможностью пролонгации договора на пять лет (статья 18.1).

Согласно постановлению № 24-ПП решение о возможности открытия маршрута принимается по результатам рассмотрения комплекта документов, поступающих в заявительном порядке, сроком от одного до трёх лет (пункт 2.3).

Таким образом, необходимым условием эксплуатации регулярного межрегионального автобусного маршрута, проходящего по территории двух субъектов Российской Федерации, является наличие правоустанавливающих документов, полученных в порядке, предусмотренном законодательством этих субъектов, в т.ч. нормативными правовыми актами города Москвы.

В рассматриваемом случае обществом осуществлялась эксплуатация регулярного межрегионального автобусного маршрута без соответствующего согласования.

Данный факт надлежаще подтвержден материалами дела.

Доводы, приведенные обществом в обоснование своей позиции о том, что он не осуществляет регулярные межрегиональные автобусные перевозки, данный факт не опровергают. Кроме того, в деле имеется распечатка с официального сайта общества в сети «Интернет», где размещено расписание движения автобусов по спорному маршруту, что свидетельствует о регулярности перевозок.

Таким образом, обществом допущено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 10.7 КоАП г.Москвы

Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности не нарушать установленные требования законодательства, не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.

         Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены.

         В то же время, решением Московского городского суда от 19.11.2014 по делу № 3-0268/2014, оставленным 01.07.2015 без изменения судебным актом Верховного Суда Российской Федерации статья 10.7 Кодекса признана

недействующей с момента вступления указанного решения в законную силу.

         На основании Закона города Москвы от 08.07.2015 № 43 указанная статья 10.7 Кодекса утратила силу с 28.07.2015, то есть после вынесения оспариваемого постановления.

         Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, пункту 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 (в редакции от 19.12.2013 №  40) «О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных

правонарушениях» закон, смягчающий или отменяющий административную

ответственность за административное правонарушение или иным образом улучшающий положение лица,  совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть, распространяется и на лицо,

которое совершило административное правонарушение до вступления такого

закона в силу, при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.

         Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» разъяснил (пункт 1), что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью или в части.

         При этом, судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена посредством как отмены  вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.

         Пунктом 2 названного постановления Пленума также разъяснено, что в

случае непринятия привлекающим к ответственности  органом необходимых

мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.

         Принимая во внимание приведенные обстоятельства и нормы права,  учитывая, что оспоренное постановление  на момент рассмотрения спора в суде не исполнено, считает необходимым, оставив оспариваемое постановление без изменения, признать его не подлежащим исполнению.

         Руководствуясь статьями 156, 206-211 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд Тверской области

Р Е Ш И Л:

         В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Кимрытрансавто» к Государственному казенному учреждению города Москвы «Организатор перевозок» о признании незаконным и отмене постановления ВВВ № 515897 от 25.06.2015 по делу об административном правонарушении отказать.

         Признать постановление Государственного казенного учреждения города Москвы «Организатор перевозок» (место нахождения: 125047, г. Москва, пер. Лесной 2-Й, д. 11, стр. 1; ИНН 7710660149, ОГРН 1077746251428) от 29.01.2015 ВВВ № 510007 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Кимрытрансавто» (место нахождения: 171502, Тверская область, г. Кимры, ул. Орджоникидзе, д. 83, стр. 1; ИНН 6910014415, ОГРН 1046906004012) к административной  ответственности на основании части  2  статьи 10.7 Кодекса  г. Москвы в виде штрафа в размере 100 000 руб. не подлежащим исполнению.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в течение десяти дней с даты его принятия.

         Судья                                                                 Романова Е.В.