ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-10118/2021 от 31.01.2022 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-10118/2021

Резолютивная часть решения объявлена 31.01.2022

Полный текст решения изготовлен 11.02.2022

Судья Арбитражного суда Томской области Чиндина Е.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Наука.Техника.Медицина» (604508, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; адрес для корреспонденции: 634028, <...>)

к Владивостокской таможне (690090, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10702000-2068/2021 от 19.10.2021

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Наука.Техника.Медицина» (далее – ООО «НТМ», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Владивостокской таможне (далее также административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10608000-861/2021 от 19.10.2021.

Определением арбитражного суда от 25.11.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон. Указанным определением были установлены сроки до 17.12.2021 и 17.01.2022 для представления соответствующих доказательств и пояснений.

Согласно положениям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются надлежащим образом извещенными о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

31.01.2022 Арбитражным судом Томской области на основании части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принята резолютивная часть решения об отказе в удовлетворении требований ООО «НТМ» о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10702000-2068/2021 от 19.10.2021.

07.02.2022 от ООО «НТМ» поступило заявление о составлении мотивированного решения.

В силу ч. 2 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

В обоснование заявленного требования ООО «НТМ» указало, что оспариваемое постановление вынесено незаконно и необоснованно, состав правонарушения отсутствует.

В представленном отзыве Владивостокская таможня с требованиями не согласилась, указала, что постановление является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

14.04.2020 ООО «НТМ» подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10702070/140420/0075125, в которой заявлены товары для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в том числе товар № 1 - «щетки зубные для детей от трех лет, всего 28800 шт. ...». Код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 9603 21 000 0.

Товар № 1 по ДТ № 10702070/140420/0075125 включен в пункт 7 «Щетки зубные, щетки зубные электрические с питанием от химических источников тока, массажеры для десен и аналогичные изделия, заявленные изготовителем как предназначенные для детей и подростков» раздела V «Щетки зубные, щетки зубные электрические с питанием от химических источников тока, массажеры для десен и аналогичные изделия» Перечня продукции, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 05.03.2013 № 28, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям TP ТС 007/2021.

В качестве документа, подтверждающего соблюдение ограничений, в отношении декларируемого товара № 1 ООО «НТМ» при подаче ДТ в графе 44 под кодом «01191» указало декларацию о соответствии № ЕАЭС № RU Д-CN.AK01.B.02504/19 от 13.02.2019.

В ходе таможенного контроля установлено, что 07.03.2020 на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (https:pub.fsa.gov.ru) была размещена информация об изменении статуса декларации о соответствии № ЕАЭС № RU Д-CN.AK01.B.02504/19 от 13.02.2019 на «Архивный».

14.04.2020 таможенным органом было выставлено требование ООО «НТМ» о предоставлении действительного разрешительного документа на товар № 1.

На момент отказа в выпуске товара № 1 ООО «НТМ» действительный разрешительный документ представлен не был.

15.04.2020 таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товаров по ДТ № 10702070/140420/0075125 в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС - не выполнены условия, предусмотренные пп. 1 п. 1 ст. 118 ТК ЕАЭС, пп. 3 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС (в отношении товара № 1 не предоставлена декларация о соответствии, распространяющая свое действие на заявленный товар).

30.04.2021 ООО «НТМ» повторно подана ДТ № 10702070/300420/0087869 на товар № 1, в которой в качестве документа, подтверждающего соответствие товара № 1 (щетки зубные для детей от трех лет, всего 28800 шт., код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 9603 21 000 0) требованиям TP ТС 007/2011 предоставлена декларация о соответствии № RU Д-СN.АБ47.В.02548/20 от 29.04.2020.

В ходе проведения проверочных мероприятий таможенным органом был направлен запрос от 05.12.2020 № 06-02-22/9115 в Федеральную службу по аккредитации, в котором был задан вопрос о причине смены статуса декларации о соответствии в № ЕАЭС N RU Д-СN.АК01.В.02504/19 от 13.02.2019на «Архивный».

Согласно ответу Управления Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) по Дальневосточному федеральному округу от 08.12.2020 № 24963/04-ДО переведенные в архив декларации о соответствии не могут признаваться документами, удостоверяющими соответствие объекта требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-СN.АК01.В.02504/19 от 13.02.2019 на продукцию «Зубная щетка для детей от 3-х лет LONGA VITA FOR KIDS Winx, арт. WX-1» выдана Органом по сертификации продукции ООО «ФЛАИ» (уникальный номер записи в реестре аккредитованных лиц RA.RU.l 1АК01) и имеет статус «Архивный».

По информации, имеющейся в распоряжении Управления по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по аккредитации, в отношении Органа по сертификации продукции и услуг ООО «ФЛАЙ», аккредитованного в качестве органа по сертификации, Федеральной службой по аккредитации в соответствии с приказом № 35-П-ВД от 19.09.2019 инициирована внеплановая документарная проверка в связи с поступлением сведений о возможных нарушениях в деятельности аккредитованного лица при регистрации деклараций о соответствии.

В ходе проверки установлены нарушения Критериев аккредитации в части несоблюдения в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия.

Приказом Федеральной службы по аккредитации № ПА-2 от 09.01.2020 действие аккредитации ОС ООО «ФЛАЙ» прекращено на основании п. 9 ч. 1 ст. 22 и ч. 7 ст. 27 Федерального закона № 412-ФЗ.

В связи с вышеизложенным Федеральной службой по аккредитации принято решение о переводе сведений о соответствующих результатах деятельности аккредитованного лица в архивную часть реестра.

С учетом указанных обстоятельств Таможней сделан вывод о нарушении ООО «НТМ» требования статей 7, 108, 128 ТК ЕАЭС выразившегося в представлении таможенному органу при декларировании товара недействительной декларации о соответствии № ЕАЭС N RU Д- CN.АК01.В.02504/19 от 13.02.2019, что могло послужить основанием для несоблюдения установленных Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции предназначенной для детей и подростков», ограничений на ввоз товара № 1 на таможенную территорию ЕАЭС.

07.09.2021 главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля Владивостокского таможенного поста (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни ФИО1 по указанному факту в отношении ООО «НТМ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

19.10.2021 заместителем начальника Владивостокской таможни вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10702000-2068/2021, согласно которому ООО «НТМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Считая данное постановление незаконным и подлежащим отмене, ООО «НТМ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению арбитражного суда, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, на основании которой заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотрена ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с декларированием товаров.

Объективную сторону административного правонарушения образует не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.

Объективная сторона правонарушения выражается в противоправном действии, заключающемся в заявлении в декларации на товары недостоверных сведений о товаре либо в представлении недействительных документов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.

Субъектом правонарушения является лицо, в обязанности которого входило совершение таможенных операций для выпуска товаров, достоверное его декларирование и соблюдение порядка применения запретов и ограничений при этом.

В качестве декларанта в соответствии со ст. 83 ТК ЕАЭС может выступать лицо государства - члена Евразийского экономического союза, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза либо от имени и (или) по поручению которого заключена сделка, либо имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, - если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо.

В данном случае обязанность произвести достоверное таможенное декларирование товаров и представить в таможенный орган действительные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, возлагается на ООО «НТМ», как на лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, что подтверждается контрактом от 08.09.2017 № I-42. Кроме того, исходя из содержания граф 8, 14 ДТ № 10702070/140420/007515, декларантом в данном случае является ООО «НТМ».

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

Пунктами 1 и 2 статьи 7 ТК ЕАЭС предусмотрено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС установлена обязанность декларанта представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Пунктом 4 статьи 128 ТК ЕАЭС установлено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под процедуру в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.

Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации.

К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в декларации на товары указываются, в том числе сведения о соблюдении запретов и ограничений.

Исходя из требований Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, реквизиты документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, указываются в графе 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» ДТ, где под кодом 01191 проставляется номер, дата и срок их действия (в случае, если срок действия ограничен).

Пунктом 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, далее - Договор о ЕАЭС) предусмотрено, что техническое регулирование в рамках Союза осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) установление обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

2) установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - единый перечень);

3) применение и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий;

Пунктом 3 статьи 51 Договора о ЕАЭС установлено, что порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно утвержденному приложением № 9 к нему Протоколу о техническом регулировании в рамках Евразийского Экономического Союза.

В соответствии с п. 1 указанного Протокола:

«техническое регулирование» - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

«объект технического регулирования» - продукция или продукция и связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

«технический регламент Союза» - документ, принятый Евразийской экономической комиссией (Комиссией Таможенного союза) и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования;

«обязательное подтверждение соответствия» - документальное удостоверение соответствия продукции и процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов Союза.

Пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее - Положение № 294), установлено, что к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при её таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая:

а) включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28,01.2011 № 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования;

б) включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 «О новой редакции Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 319» (далее - Единый перечень);

в) включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Согласно п. 3 Положения № 294 к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся:

а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза;

б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень;

в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры;

г) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.

Документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при помещении продукции (товаров), в том числе под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 4 Положения № 294).

Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797 утвержден Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности продукции предназначенной для детей и подростков» (далее - TP ТС 007/2011). Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 05.03.2013 № 28 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям TP ТС 007/2011.

Товар № 1 по ДТ № 10702070/140420/0075125 включен в пункт 7 «Щетки зубные, щетки зубные электрические с питанием от химических источников тока, массажеры для десен и аналогичные изделия, заявленные изготовителем как предназначенные для детей и подростков» раздела V «Щетки зубные, щетки зубные электрические с питанием от химических источников тока, массажеры для десен и аналогичные изделия» Перечня продукции, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 05.03.2013 № 28, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям TP ТС 007/2021.

Таким образом, помещение товара № 1, заявленного в ДТ № 10702070/140420/0075125, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления допускается при наличии документа, подтверждающего соответствие требованиям TP ТС 007/2011 - декларации о соответствии.

Из материалов дела следует, что 14.04.2020 ООО «НТМ» подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10702070/140420/0075125, в которой заявлены товары для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в том числе товар № 1 - «щетки зубные для детей от трех лет, всего 28800 шт. ...». Код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 9603 21 000 0.

В качестве документа, подтверждающего соблюдение ограничений, в отношении декларируемого товара № 1 ООО «НТМ» при подаче ДТ в графе 44 под кодом «01191» указало декларацию о соответствии № ЕАЭС № RU Д-CN.AK01.B.02504/19 от 13.02.2019.

В ходе таможенного контроля установлено, что 07.03.2020 на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (https:pub.fsa.gov.ru) была размещена информация об изменении статуса декларации о соответствии № ЕАЭС № RU Д-CN.AK01.B.02504/19 от 13.02.2019 на «Архивный».

Таким образом, на момент подачи ДТ (14.04.2020) декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-CN.АК01.В.02504/19 от 13.02.2019 не действовала.

14.04.2020 таможенным органом было выставлено требование ООО «НТМ» о предоставлении действительного разрешительного документа на товар № 1.

15.04.2020 таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товаров по ДТ № 10702070/140420/0075125 в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС - не выполнены условия, предусмотренные пп. 1 п. 1 ст. 118 ТК ЕАЭС, пп. 3 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС (в отношении товара № 1 не предоставлена декларация о соответствии, распространяющая свое действие на заявленный товар).

30.04.2021 ООО «НТМ» повторно подана ДТ № 10702070/300420/0087869 на товар № 1, в которой в качестве документа, подтверждающего соответствие товара № 1 (щетки зубные для детей от трех лет, всего 28800 шт., код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 9603 21 000 0) требованиям TP ТС 007/2011 предоставлена декларация о соответствии № RU Д-СN.АБ47.В.02548/20 от 29.04.2020.

В ходе проведения проверочных мероприятий таможенным органом был направлен запрос от 05.12.2020 № 06-02-22/9115 в Федеральную службу по аккредитации, в котором был задан вопрос о причине смены статуса декларации о соответствии в № ЕАЭС N RU Д-СN.АК01.В.02504/19 от 13.02.2019 на «Архивный».

Согласно ответу Управления Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) по Дальневосточному федеральному округу от 08.12.2020 № 24963/04-ДО переведенные в архив декларации о соответствии не могут признаваться документами, удостоверяющими соответствие объекта требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-СN.АК01.В.02504/19 от 13.02.2019на продукцию «Зубная щетка для детей от 3-х лет LONGA VITA FOR KIDS Winx, арт. WX-1» выдана Органом по сертификации продукции ООО «ФЛАИ» (уникальный номер записи в реестре аккредитованных лиц RA.RU.l 1АК01) и имеет статус «Архивный».

По информации, имеющейся в распоряжении Управления по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по аккредитации, в отношении Органа по сертификации продукции и услуг ООО «ФЛАЙ», аккредитованного в качестве органа по сертификации, Федеральной службой по аккредитации в соответствии с приказом № 35-П-ВД от 19.09.2019 инициирована внеплановая документарная проверка в связи с поступлением сведений о возможных нарушениях в деятельности аккредитованного лица при регистрации деклараций о соответствии.

В ходе проверки установлены нарушения Критериев аккредитации в части несоблюдения в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия.

Приказом Федеральной службы по аккредитации № ПА-2 от 09.01.2020 действие аккредитации ОС ООО «ФЛАЙ» прекращено на основании п. 9 ч. 1 ст. 22 и ч. 7 ст. 27 Федерального закона № 412-ФЗ.

В связи с вышеизложенным Федеральной службой по аккредитации принято решение о переводе сведений о соответствующих результатах деятельности аккредитованного лица в архивную часть реестра.

В соответствии с примечанием № 2 к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Таким образом, арбитражный суд признает обоснованным довод о том, что ООО «НТМ», представив недействительную декларацию о соответствии № ЕАЭС N RU Д-СN.АК01.В.02504/19 от 13.02.2019, которая на момент подачи ДТ № 10702070/140420/0075125 не имела юридической силы, не обеспечило выполнение установленных Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза № 797 от 23.09.2011 ограничений, что образует событие правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, фактические обстоятельства в совокупности с представленными в дело доказательствами, суд приходит к выводу о доказанности в действиях ООО «НТМ» события и объективной стороны вмененного ему административного правонарушения, факт наличия которого подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.

В силу п. 5 приложения № 9 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет размещаются Единые реестры выданных или принятых документов об оценке соответствия. Формирование и ведение указанных единых реестров осуществляются в порядке, утверждаемом Комиссией.

Согласно пунктам 3, 4, 7, 15 Порядка формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 № 127: в единый реестр включаются сведения о выданных сертификатах соответствия и зарегистрированных декларациях о соответствии продукции требованиям технических регламентов; единый реестр состоит из национальных частей, формирование и ведение которых обеспечивают уполномоченные органы в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС (на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» - Федеральная служба по аккредитации, Росаккредитация); сведения, содержащиеся в едином реестре, являются открытыми и общедоступными.

С учетом вышеизложенного, актуальные сведения о статусе действия сертификата соответствия, дате и основании приостановления, возобновления или прекращения действия размещены в национальной части единого реестра в сети Интернет на официальном сайте Росаккредитации (https://pub.fsa.gov.ru). На данном сайте в национальной части единого реестра таможенным органом проверены сведения о статусе действия декларации о соответствии № ЕАЭС N RU Д-СN.АК01.В.02504/19 от 13.02.2019. Как установлено, во вкладке «изменение статуса» содержится информация: «архивный» и указана дата публикации о смене статуса сертификата - 07.03.2020.

Таким образом, установлено, что декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-СN.АК01.В.02504/19 от 13.02.2019 на момент представления в таможенный орган (14.04.2020) в качестве документа, подтверждающего соблюдение ограничений, являлась недействительной в значении примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ.

Следовательно, противоправное действие ООО «НТМ», которое выразилось в представлении при таможенном декларировании товара № 1 недействительного документа - декларации о соответствии № ЕАЭС N RU Д-СN.АК01.В.02504/19 от 13.02.2019, могло послужить основанием для несоблюдения установленных ограничений, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП.

Рассмотрев доводы заявителя, суд считает их несостоятельными ввиду следующего.

Письмом Федеральной службой по аккредитации от 16.06.2020 №14-88/32245 в связи с поступлением в адрес Росаккредитации многочисленных запросов от территориальных таможенных органов ФТС России, в частности, по вопросу возможного использования заявителями сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, имеющих в едином реестре выданных сертификатов соответствия и деклараций о соответствии статус «архивный», разъяснено следующее.

Пунктом 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» определено, что к полномочиям национального органа по аккредитации относится организация формирования и ведения реестров сертификатов соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, реестров деклараций о соответствии, в том числе национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, и предоставления сведений из указанных реестров, а также формирование и ведение указанных реестров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом права Евразийского экономического союза, и предоставление сведений из них.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона № 184-ФЗ заявитель обязан приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В указанном случае изменение статуса декларации о соответствии и сертификата соответствия в едином реестре деклараций о соответствии сертификатов соответствия на статус «архивный» производится по причине окончания срока действия декларации о соответствии и сертификата соответствия.

В соответствии с положениями статей 26 и 31 Федерального закона № 184-ФЗ к органам по оценке соответствия предъявляются требования, касающиеся порядка их аккредитации, осуществления деятельности и достоверности принимаемых решений. Так, аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.

Статьей 41 Федерального закона № 184-ФЗ предусматривается ответственность органа по сертификации и его должностного лица, нарушивших правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.

С учетом приведенных норм приобретатели (потребители) товаров вправе рассчитывать на компетентность органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, признавать результаты их деятельности и доверять выданным ими документам без дополнительной проверки, что подчеркивает повышенную публичную ответственность аккредитованных лиц за результаты деятельности в области оценки соответствия.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 № 127 утвержден Порядок формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (далее - Порядок формирования и ведения единого реестра).

Пунктом 2 Порядка формирования и ведения единого реестра предусмотрено, что единый реестр представляет собой общий информационный ресурс, формирование и ведение которого осуществляются в электронном виде с использованием средств интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее также - Союз).

Согласно пункту 8 Порядка формирования и ведения единого реестра формирование и ведение единого реестра включают в себя получение Евразийской экономической комиссией от уполномоченных органов сведений о сертификатах соответствия, декларациях о соответствии, сертификатах соответствия по единой форме, декларациях о соответствии по единой форме, приостановлении, возобновлении или прекращении их действия, включение этих сведений в единый реестр, а также опубликование их на информационном портале Союза в автоматическом режиме.

Формирование и ведение национальных частей единого реестра обеспечиваются уполномоченными органами в соответствии с законодательством государств-членов Союза, что установлено в пункте 7 указанного Порядка формирования и ведения единого реестра.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 184-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2006 № 201 был утвержден Порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений (далее - Порядок ведения единого реестра сертификатов соответствия), действовавший до 01.01.2021, то есть в рассматриваемый период.

Пунктом 2 Порядка ведения единого реестра сертификатов соответствия установлено, что единый реестр формируется и ведется Федеральной службой по аккредитации во взаимодействии с органами по сертификации.

В соответствии с пунктом 4 Порядка ведение единого реестра сертификатов соответствия Федеральная служба по аккредитации осуществляет сбор переданных ему органами по сертификации сведений о сертификатах соответствия, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении их действия, внесение в единый реестр сведений о сертификатах соответствия, их хранение, систематизацию, актуализацию и изменение, а также защиту содержащейся в едином реестре информации.

Согласно пункту 5 Порядка ведения единого реестра сертификатов соответствия основанием для внесения в единый реестр сведений о сертификатах соответствия является решение о выдаче сертификата соответствия, о приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении его действия, принятое в установленном порядке.

Пунктом 7 Порядка ведения единого реестра сертификатов соответствия предусмотрено, что сведения о сертификатах соответствия передаются органами по сертификации в Федеральную службу по аккредитации в электронном виде по каналам связи.

В соответствии с пунктом 21 Порядка ведения единого реестра сертификатов соответствия Федеральная служба по аккредитации в пределах своих полномочий, в том числе, формирует и ведет единый реестр в электронном виде и обеспечивает своевременное внесение в единый реестр сведений о сертификатах соответствия; обеспечивает органы по сертификации программным обеспечением базы данных, позволяющим выполнить ввод и передачу сведений, осуществляет защиту единого реестра от несанкционированного доступа; осуществляет перевод сведений о сертификатах соответствия, действие которых прекращено, в архивную часть единого реестра.

Исходя из содержания Порядка ведения единого реестра сертификатов соответствия следует, что реестр сертификатов соответствия обладает признаком публичной достоверности, который состоит в том, что заинтересованные лица добросовестно полагаются на достоверность сведений, содержащихся в нем об удостоверении объекта требованиям технических регламентов.

В целях реализации положений технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза) и в соответствии со статьей 18 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 Коллегия Евразийской экономической комиссии решением от 20.03.2018 № 41 утвердила Порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (далее - Порядок регистрации деклараций о соответствии).

В соответствии с пунктом 3 Порядка регистрации деклараций о соответствии регистрация декларации о соответствии осуществляется уполномоченными на регистрацию деклараций о соответствии органами (организациями) государств - членов Союза, в том числе аккредитованными органами по сертификации государств-членов в соответствии с правилами, установленными в пунктах 4-8 указанного Порядка регистрации деклараций о соответствии.

Согласно пункту 19 Порядка регистрации деклараций о соответствии основаниями для прекращения действия декларации о соответствии являются: принятие заявителем решения о прекращении действия декларации о соответствии; выдача заявителю органом государственного контроля (надзора) предписания о прекращении действия декларации о соответствии; принятие органом государственного контроля (надзора) решения о признании декларации о соответствии, зарегистрированной в национальной части соответствующего государства-члена, недействительной.

Принятие указанных решений (выдача указанного предписания), а также прекращение действия декларации о соответствии осуществляются в соответствии с законодательством государства - члена Союза.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.02.2012 № 76 был утвержден Порядок регистрации деклараций о соответствии и порядок формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений (далее - Порядок), действовавший до 01.01.2021, то есть в рассматриваемом периоде.

В случае принятия заявителем решения о прекращении действия декларации о соответствии заявитель вносит соответствующие сведения в единый реестр посредством сервиса регистрации деклараций (пункт 7 Порядка). Декларация о соответствии считается прекратившей свое действие с момента внесения сведений о прекращении действия декларации о соответствии по решению заявителя в единый реестр (пункт 10 Порядка). Таким образом, прекращение деклараций о соответствии является правом и обязанностью заявителя.

В силу положения пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается утверждаемым в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, другими федеральными законами Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации положением о виде федерального государственного контроля (надзора).

Учитывая данное положение Федерального закона № 294-ФЗ об установлении порядка организации и осуществления федерального государственного контроля, пунктом 13 Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2017 № 360 (далее - Положение о государственном контроле), действовавшим до 01.01.2021, был предусмотрен перевод в архивную часть деклараций о соответствии, зарегистрированных органом по сертификации и выданных органом по сертификации сертификатов соответствия, в случае невозможности проведения Федеральной службой по аккредитации проверки в отношении лица, ранее аккредитованного в национальной системе аккредитации и при наличии сведений о том, что информация о результатах деятельности аккредитованного лица была внесена им в федеральную государственную информационную систему в области аккредитации, реестры сертификатов соответствия и реестры деклараций о соответствии без фактического проведения всех или части работ по оценке соответствия или с нарушением правил их проведения.

Действия Росаккредитации по переводу сертификатов соответствия и деклараций о соответствии в статус «архивный» определены нормативными предписаниями абзацев третьего - пятого пункта 13 Положения о государственном контроле.

В соответствии с пунктом 13 Положения о государственном контроле при невозможности проведения Федеральной службой по аккредитации проверки в отношении лица, ранее аккредитованного в национальной системе аккредитации, и при наличии сведений о том, что информация о результатах деятельности аккредитованного лица была внесена им в федеральную государственную информационную систему в области аккредитации, реестры сертификатов соответствия и реестры деклараций о соответствии без фактического проведения всех или части работ по оценке соответствия или с нарушением правил их проведения, Федеральная служба по аккредитации принимает решение о переводе сведений о соответствующих результатах деятельности аккредитованного лица в архивную часть реестра. Если период, в который информация о результатах деятельности аккредитованного лица вносилась им в реестры сертификатов соответствия и реестры деклараций о соответствии без фактического проведения всех или части работ по оценке соответствия или с нарушением правил их проведения, достоверно установить невозможно, архивную часть реестра переводятся сведения за период, равный одному году с даты принятия соответствующего решения.

При этом, в соответствии с абзацем четвертым пункта 13 Положения о государственном контроле ответственность за убытки, причиненные третьим лицам таким решением (также в случае, если после принятия такого решения будет установлено, что работы по оценке соответствия проводились в соответствии с предъявляемыми требованиями), возлагается на лицо, не исполнившее предписание об отмене соответствующих результатов деятельности аккредитованного лица (если такое предписание до принятия указанного решения не было признано судом незаконным или оспорено в установленном законом порядке и отменено) и совершившее действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения проверки.

На основании вышеуказанных правовых норм полномочия Федеральной службы по аккредитации на перевод в архивную часть сведений о соответствующих результатах деятельности аккредитованного лица, закрепленное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2017 № 360, непосредственно связанно с недобросовестным поведением органа по сертификации, уклоняющегося от осуществления мероприятий по государственному контролю либо от прекращения действия документов об оценке соответствия, выданных с нарушением требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.

Таким образом, переведенные в архив декларации о соответствии и сертификаты соответствия не могут признаваться документами, удостоверяющими соответствие объекта требованиям технических регламентов.

В силу ч. 1 ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ оценка виновности юридического лица должна осуществляться с учетом его реальных возможностей и разумности (адекватности) мер, которые принимаются юридическим лицом в целях соблюдения правил и норм, предусмотренных административным законодательством.

Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П для освобождения от ответственности лица, привлекаемого к административной ответственности за административное правонарушение, правонарушение должно быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля этого лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения публично-правовой обязанности, и с его стороны к этому были предприняты все необходимые меры.

Уполномоченное лицо перед отправкой электронной декларации на товары в таможенный орган может и обязано проверить сведения, заявленные в декларации, а также комплект документов, приложенных к ней.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, до представления декларации о соответствии № ЕАЭС N RU Д-CN.AK01.B.02504/19 от 13.02.2019 при подаче ДТ у ООО «НТМ» имелась возможность проверить в общедоступном источнике информации на официальном сайте Росаккредитации информацию о ее статусе. Соответственно, предпринятыми действиями указанное общество могло установить недействительность разрешительного документа и предотвратить его использование при совершении таможенных операций. Однако ООО «НТМ» не воспользовалось данной возможностью, что могло повлечь несоблюдение ограничений при декларировании товаров (доказательства иного в материалы дела не представлены).

Таким образом, ООО «НТМ» не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения таможенной обязанности перед государством, что свидетельствует о виновности ООО «НТМ» в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ. Доказательств того, что правонарушение совершено вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля ООО «НТМ» не установлено.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд пришел к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, поскольку действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Срок давности привлечения ООО «НТМ» к административной ответственности соблюден.

В ходе рассмотрения настоящего дела арбитражным судом не установлено каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушения, которые бы свидетельствовали о его малозначительности.

Также арбитражным судом не усматривается оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В частности, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не усматривается.

При вынесении постановления размер административного штрафа назначен в минимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, а именно в размере 50 000 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Поскольку факт нарушения и вина ООО «НТМ» подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов не усматривается. Нарушение данным постановлением прав и законных интересов заявителя не подтверждено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Наука, техника, медицина» о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10702000-2068/2021 от 19.10.2021 отказать.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в пятнадцатидневный срок со дня принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья Е.В. Чиндина