ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-1064/15 от 23.04.2015 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Томск                                                                                                      Дело № А67-1064/2015

23 апреля 2015 года

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Л.М. Ломиворотова,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон  материалы дела по заявлению Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>; 650002, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Тепло-энергетическое предприятие Лоскутовское» (ИНН 7014040790, ОГРН 1037000061966 ; 634570, Томская область, Томский район, с. Богашево, ул. Советская, 6)

о взыскании государственной пошлины в размере 4 800 руб.

УСТАНОВИЛ:

Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту – Сибирское управление Ростехнадзора, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Тепло-энергетическое предприятие «Лоскутовское» (далее по тексту – ООО «ТЭП «Лоскутовское», общество, ответчик) государственной пошлины в размере 4 800 руб. за ранее выданные удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности специалистам организации.

Определением арбитражного суда от 26.02.2015 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанным определением были установлены сроки до 23.03.2015 и 13.04.2015 для представления соответствующих доказательств и пояснений.

Согласно положениям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются надлежащим образом извещенными о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В срок, установленный определением суда от 26.02.2015, от ответчика отзыва на заявление, пояснений, ходатайств не поступило, от заявителя поступили дополнительные пояснения и документы. 

Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997        № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечить проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

На основании п. 4.32 части 4 раздела II Положения о Западно-Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.12.2010 № 1135, п. 4.36 части 4 раздела II Положения о Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.12.2012 № 721, в полномочия Управления входит организация аттестации и проверки знаний руководителей, специалистов и персонала поднадзорных организаций.

В 2011 г. в рамках предоставленных полномочий Территориальной аттестационной комиссией Западно-Сибирского Управления Ростехнадзора проведена аттестация 6-ти сотрудников ООО «ТЭП «Лоскутовское» и выданы соответствующие удостоверения об аттестации (протоколы № 62-11-0308 от 28.03.2011, № 62-11-0307 от 28.03.2011).

До проведения аттестации и выдачи удостоверений государственная пошлина ООО «ТЭП «Лоскутовское» уплачена не была.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации в адрес Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено представление от 25.04.2014 № 73/2-462-2014 об организации работы по возмещению убытков, понесенных Российской Федерацией в результате неисполнения обязанности по взиманию государственной пошлины в области промышленной безопасности.

Управлением произведен расчет недоплаченной государственной пошлины: поскольку аттестовано было 6 сотрудников общества, то общество обязано оплатить государственную пошлину за ранее выданные удостоверения в сумме 4 800 руб. исходя из расчета - размер госпошлины 800 руб. х количество аттестованных специалистов - 6.

В июне 2014 г. Управлением в адрес ООО «ТЭП «Лоскутовское» направлено письмо от 25.09.2014 № 4-0313/16211 о необходимости уплатить в течение месяца государственную пошлину за ранее выданные удостоверения сотрудникам общества в размере 4 800 руб.

Поскольку государственная пошлина в размере 4 800 руб. в добровольном порядке ответчиком уплачена не была, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности. За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.

Подпунктом 72 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения аттестации работников общества) было установлено, что за действия, совершаемые уполномоченными органами при проведении аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, в виде выдачи аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, уплачивается государственная пошлина в размере 800 рублей.

Статьей 333.18 НК РФ определен порядок и сроки уплаты государственной пошлины. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 – 5.2 данного пункта, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

С учетом изложенных норм НК РФ государственная пошлина за проведение аттестации (за выдачу аттестата) должна быть уплачена до подачи заявлений или документов о проведении аттестации, т.е. до 28.03.2011 (дата проведения аттестации и выдачи удостоверений). При этом, проводя аттестацию сотрудников ООО «ТЭП «Лоскутовское» при отсутствии доказательств уплаты государственной пошлины Управление не могло не знать, что обязанность ответчика по уплате государственной пошлины им не исполнена.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Статьей 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Пунктом 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.

Таким образом, днем выявления недоимки следует считать даты выдачи удостоверений, а именно – 28.03.2011 согласно протоколам аттестации.

Из совокупного толкования статей 46, 47, 70 НК РФ следует, что срок давности взыскания задолженности по налогам и сборам определяется исходя из срока на направление требования, срока на его добровольное исполнение налогоплательщиком и шестимесячного срока для обращения в арбитражный суд. При этом пропуск срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления указанного срока.

С учетом изложенного, на момент обращения Управления в арбитражный суд срок на взыскание государственной пошлины за действия по выдаче удостоверений об аттестации, осуществленные 28.03.2011, истек. При этом Управление не обратилось с ходатайством о восстановлении срока на обращение в суд и не указало уважительных причин пропуска срока.

Тот факт, что Управлением не взыскивалась госпошлина до даты выдачи удостоверения и что требование об уплате пошлины было направлено ответчику в 2014 г., не изменяет дату выявления недоимки. В связи с этим, арбитражный суд отклоняет довод заявителя о том, что возможность принудительного взыскания государственной пошлины не утрачена.

Ссылки Управления на то, что возможность взыскания государственной пошлины за аттестацию промышленной безопасности появилась у Управления только в июле 2012 г. после поступления письма Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 09.07.2012 № 00-05-05/825 о необходимости взимания государственной пошлины, отклоняются арбитражным судом как необоснованные.

Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору признавалась главным администратором доходов федерального бюджета по определенным видам доходов. Приложением № 6 к Федеральному закону от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» также было установлено, что администрирование определенных иных доходов федерального бюджета, в частности «Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет (КБК 1 08 07081 01 0000 110)», может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» главные администраторы доходов федерального бюджета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вправе наделить свои территориальные органы (подразделения) отдельными полномочиями главных администраторов доходов федерального бюджета путем издания нормативного правового акта соответствующего органа государственной власти Российской Федерации.

Аналогичные положения предусматривались во всех последующих федеральных законах на 2012 – 2015 г.г.

Таким образом, с 2010 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является главным администратором доходов федерального бюджета, в том числе в отношении дохода - «Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет (КБК 1 08 07081 01 0000 110)» в связи с осуществлением полномочий по организации аттестации и проверки знаний руководителей, специалистов и персонала поднадзорных организаций.

В соответствии с п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

В силу п. 4 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенных учреждений, а также Центральным банком Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пределах предоставленных ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочий Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Согласно подп. «д» п. 1 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995, федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации принимают по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов федерального бюджета и доводят их до соответствующих администраторов доходов федерального бюджета не позднее 5 рабочих дней после их принятия.

В силу п. 2 указанных Правил правовые акты, указанные в подпунктах «д» и «ж» пункта 1 настоящих Правил, должны, в частности, содержать следующие положения:  закрепление за подведомственными администраторами доходов бюджетов источников доходов бюджетов, полномочия по администрированию которых они осуществляют, с указанием нормативных правовых актов Российской Федерации, являющихся основанием для администрирования данного вида платежа. При формировании перечня источников доходов необходимо отразить особенности, связанные с их детализацией, если такое право дано главному администратору доходов бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации; наделение администраторов доходов бюджетов в отношении закрепленных за ними источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации следующими бюджетными полномочиями: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.12.2009 № 1070 «О наделении территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета» Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору было наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по кодам доходов федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации, согласно Приложению № 2 к настоящему Приказу, на соответствующей территории, в том числе, в отношении такого вида доходов как «Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет (КБК 498 1 08 07081 01 0000 110)».

При этом в силу п. 3 указанного приказа территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, как администратор доходов федерального бюджета на соответствующей территории, обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Аналогичные бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (после реорганизации – Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) предоставлялись приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.01.2011 № 9, от 15.12.2011 № 709, от 31.08.2012 № 482, от 02.11.2012     № 621, от 13.01.2015 № 2.

Таким образом, начиная с 2010 г. и по настоящее время, Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (до реорганизации - Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) было наделено полномочиями администратора доходов федерального бюджета, в том числе в отношении рассматриваемого вида дохода (государственная пошлина за совершение действий, связанных с проведением аттестации), с правом осуществлять взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Также не может быть принята во внимание ссылка заявителя на письмо заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.02.2010 № 00-07-12/373, которым территориальным органам было предписано осуществлять аттестацию по промышленной безопасности без взимания государственной пошлины до соответствующих указаний Министерства природных ресурсов и экологии РФ, т.к. оно противоречит вышеизложенным требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, не исключает обязанности соответствующих лиц по уплате государственной пошлины и не может влечь изменение сроков взыскания государственной пошлины, установленных налоговым законодательством.

При таких обстоятельствах, требование Управления о взыскании с ООО «ТЭП «Лоскутовское» государственной пошлины в размере 4 800 руб. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 117, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Тепло-энергетическое предприятие Лоскутовское» (ИНН <***>, ОГРН <***>) государственной пошлины в размере 4 800 руб. отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                                       Л.М. Ломиворотов