ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-14640/18 от 04.04.2019 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                   Дело № А67-14640/2018

Судья Арбитражного суда Томской области Г.Д. Павлов,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирн» (ИНН <***> ОГРН <***>, <...>) к Федеральной службе по финансовому мониторингу Межрегиональному управлению по Сибирскому федеральному округу (ИНН <***> ОГРН <***>, <...>) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 12.10.2018 № 20-04-13/18 – 152П,

при участии в заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 21.12.2018; представитель ФИО2 по доверенности от 21.12.2018;

от административного органа – не явился;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Фирн» (далее по тексту – ООО «Фирн», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Федеральной службе по финансовому мониторингу Межрегиональному управлению по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту – административный орган, ответчик, МРУ Росфинмониторинг по СФО) о признании незаконным и отмене постановления от 12.10.2018 № 20-04-13/18 – 152П.

Представители административного органа,  в арбитражный суд не явились, на основании статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 210 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Представители заявителя требования, изложенные в заявлении поддержали,  указали на то, что факт вменяемого правонарушения не оспаривают,  просили применить положения ст. 2.9 КоАП РФ либо ст. 4.1.1 КоАП РФ и заменить меру ответственности на предупреждение. 

Согласно отзыву на заявление позиция административного органа мотивирована тем,  что в действиях общества содержится состав, вменяемого ему правонарушения, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами, оснований для применений положений ст. 2.9 и  ст. 3.4 КоАП РФ, не имеется.  

Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены письменно.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

На основании приказа МРУ Росфинмониторинга по СФО от 02.07.2018 № 20/85  в отношении ООО «Фирн» за период с 01.01.2015 по 30.06.2018 проведена плановая проверка исполнения требований  Федерального Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».  

По результатам проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 07.08.2001 в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее не представление в уполномоченный орган сведений об операциях, выразившиеся в: - несоответствии правил внутреннего контроля общества, требованиям действующего законодательства; - отсутствии должностного лица, соответствующего квалификационным требованиям в сфере реализации внутреннего контроля; - не соблюдении законодательства о противодействии легализации (доходов); - не проведении работы в личном кабинете на портале  Росфинмониторинга; - не направлении в уполномоченный орган сообщений о результатах проверок по форме ФЭС 110 3ФМ-04, об операциях с денежными средствами, подлежащими обязательному контролю. 

Данное обстоятельство явилось основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от 06.09.2018 №20-04-13/18-152).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, руководителем РМУ Росфинмониторинга по СФО вынесено постановление от 12.10.2018 о назначении административного наказания № 20-04-13/18-152П, которым ООО «Фирн» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.   

Признание незаконным и отмена постановления по делу об административном правонарушении от 12.10.2018 №20-04-13/18-152П является предметом требований заявителя по настоящему делу.

Исследовав и оценив в соответствии со ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме, в том числе законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

Частью 2 указанной статьи установлена ответственность за те же действия, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ, является установленный законом порядок осуществления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Неисполнение обязанностей, возложенных Федеральным законом N 115-ФЗ, образует объективную сторону состава данного административного правонарушения.

Субъектом правонарушения, предусмотренного указанной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ.

Согласно статье 2 Федерального закона N 115-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Организация внутреннего контроля представляет собой совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ в целях его применения к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В статье 6 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрены операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.

На основании статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Порядок определения и доведения до сведения организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иными имуществом, перечная таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 N 804 "Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей"

В силу пункта 23 Правил сведения, содержащие обязательную и дополнительную информацию о лицах, включенных в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности и терроризму, доводятся через личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга в сети "Интернет".

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 7 Закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании п. 3 Положения "О представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям" (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 N 209, организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующую информацию:

а) о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - восьмым подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ;

б) об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

в) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.4 Федерального закона N 115-ФЗ;

г) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

д) о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона;

е) о приостановленных в соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ операциях с денежными средствами или иным имуществом.

Вышеуказанная информация представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой ФЗС 3-ФМ.

Из материалов дела следует, что ООО «Фирн», расположенное по адресу: Томская область, г. Северск, пр. Коммунистический, 22  допущено нарушение требований организации и осуществления внутреннего контроля, выразившееся в: - несоответствии правил внутреннего контроля общества, требованиям действующего законодательства; - отсутствии должностного лица, соответствующего квалификационным требованиям в сфере реализации внутреннего контроля; - не соблюдении законодательства о противодействии легализации (доходов); - не проведении работы в личном кабинете на портале  Росфинмониторинга; - не направлении в уполномоченный орган сообщений о результатах проверок по форме ФЭС 110 3ФМ-04, об операциях с денежными средствами, подлежащими обязательному контролю. 

Указанные обстоятельства подтверждаются, имеющимися в деле доказательствами, в частности протоколом об административном правонарушении от 06.09.2018, постановлением от 12.10.2018  и иными материалами. Факт, вменяемых обществу нарушений требований организации и осуществления внутреннего контроля, установленных положениями  Федерального Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» обществом не оспаривается, по факту выявленных нарушений обществом каких – либо возражений ни в ходе рассмотрения дела административным органом, ни в ходе судебного производства, не заявлено.

Таким образом,  факт невыполнения вменяемых обществу требований законодательства о противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контрля подтверждается материалами дела, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Доказательств, опровергающих наличие события административного правонарушения, ни на рассмотрение дела административным органом, ни при рассмотрении настоящего дела не представлено.

В силу ч. 1 ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как разъяснено в п.16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Имеющимисяв деле протоколом об административном правонарушении в совокупности с объяснениями представителя ответчика, иными представленными материалами, подтверждено нарушение ООО «ПТО» требований к качеству реализуемого топлива, установленных техническими регламентами.

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Фирн» предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований, установленных действующим законодательством по данному факту в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных требований законодательства в области соблюдения требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о наличии вины ООО «Фирн» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП ТО.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, имеющих существенный характер, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего, не установлено. Содержание протокола об административном правонарушении от 06.09.2018 соответствует требованиям, предусмотренным ст. 28.2 КоАП РФ. Постановление от 12.10.2018  вынесено в присутствии представителя заявителя. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ судом не усматривается.

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15.07.1999 № 11-П принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Согласно статье 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Арбитражным судом установлено, что ООО «Фирн» является субъектом малого  предпринимательства (Сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 04.04.2019), ранее к административной ответственности не привлекалось (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют). Доказательств реализации причинения вреда третьим лицам в материалах дела не имеется, напротив, из материалов дела следует, что топливо обществом снято с реализации, само по себе то обстоятельство, что при проверке топлива ООО «ПТО» выявлено несоответствие его нормативным требованиям, по мнению суда, не достаточно для вывода о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Отсутствие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, в числе случаев, при которых не допускается замена штрафа предупреждением (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ), свидетельствует о том, что законодателем не установлена презумпция возникновения вреда или угрозы причинения вреда при совершении указанного нарушения. Конкретных доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено.

Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, совершение правонарушения впервые (иного не следует из материалов дела), отсутствие причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие имущественного ущерба, отсутствие доказательств наличия отягчающих ответственность обстоятельствах, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, арбитражный суд считает возможным заменить ООО «ПТО» административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

При этом арбитражный суд отмечает, что в данном случае применение к ответчику административного наказания в виде предупреждения отвечает общим конституционным принципам справедливости наказания, его индивидуализации, соразмерности конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, разумности и является достаточным для реализации превентивного характера мер административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В связи с изложенным, арбитражный суд изменяет оспариваемое постановление № 20-04-13/18-152п о назначении административного наказания от 12.10.2018, вынесенное в отношении ООО «Фирн» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, и считает возможным изменить назначенное наказание с административного штрафа на предупреждение. В остальной части оснований для удовлетворения требований заявителя у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 167–175, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Постановление от 12.10.2018 о назначении административного наказания № 20-04-13/18-152П, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фирн» (ИНН <***> ОГРН <***>, <...>)  по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначенного административного наказания. Заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в десятидневный  срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

           Судья                                                                           Г.Д. Павлов