АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-2098/2014
03 июня 2014 года
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Л.М. Ломиворотова,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании задолженности по пене в размере 6 319,09 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области (далее по тексту – ИФНС России по ЗАТО Северск, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о взыскании с Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск (далее по тексту – Управление, ответчик) задолженности по пене в размере 6 319,09 руб.
Определением арбитражного суда от 04.04.2014 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанным определением были установлены сроки до 28.04.2014 и 22.05.2014 для представления соответствующих доказательств и пояснений.
Согласно положениям части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются надлежащим образом извещенными о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, что ответчиком в установленный налоговым законодательством срок не был уплачен налог на добавленную стоимость (налоговый агент) за 3 квартал 2013 г. по сроку уплаты 21.10.2013, 20.11.2013, в связи с чем налоговым органом были начислены пени в сумме 6 319,09 руб., пени в указанном размере не были уплачены в срок, установленный в требованиях, направленных ответчику.
В срок, указанный в определении суда от 04.04.2014, от ответчика поступил отзыв на заявление, согласно которому ответчик возражает против удовлетворения заявленного требования, при этом указал, что заявитель не доказал статуса ответчика, как налогового агента муниципального образования - городской округ ЗАТО Северск, не сослался на норму права, по которой ответчик, не являясь налогоплательщиком и налоговым агентом, действуя в интересах и от имени муниципального образования в целях выполнения возложенных на него обязанностей по реализации Федерального закона РФ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" обязан уплатить пеню за несвоевременное перечисление НДС.
Кроме того, от инспекции и управления поступили письменные пояснения, в которых лица, участвующие в деле поддержали позиции, изложенные в заявлении и отзыве соответственно.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области 02.12.2002 за ОГРН <***>, ИНН <***>.
09.10.2013 Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области представило налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (налоговый агент) (далее – НДС (налоговый агент)) за 3 квартал 2013 г. с суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет - 1 647 458,00 руб., в том числе по сроку уплаты: 21.10.2013 - 549 152,00 руб., 20.11.2013 - 549 152,00 руб., 20.12.2013 - 549 154,00 руб.
В связи с неуплатой исчисленной суммы налога по сроку уплаты 21.10.2013, Инспекцией в адрес Управления по ТКС направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 2527, согласно которому Управлению в срок до 06.11.2013 предложено уплатить (с учетом имеющейся переплаты по состоянию на 01.01.2013) НДС (налоговый агент) в размере 546 765,93 руб., пени в размере 300,72 руб.
Требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 14529 по состоянию на 06.11.2013 Управлению предложено в срок до 26.11.2013 уплатить пени в размере 1 052,53 руб.
В связи с неуплатой исчисленной суммы налога по сроку уплаты 20.11.2013, Инспекцией в адрес Управления по ТКС направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 4378 по состоянию на 21.11.2013, согласно которому Управлению предложено в срок до 03.12.2013 уплатить НДС (налоговый агент) в размере 549 152,00 руб., пени в размере 3 458,96 руб.
Требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 20 по состоянию на 15.01.2014 Управлению предложено в срок до 04.02.2014 уплатить пени в размере 1506,88 руб.
Налог на добавленную стоимость (налоговый агент) за 3 квартал 2013 года был уплачен Управлением 27.11.2013 в полном объеме.
В связи с неоплатой указанных требований в части пени в сумме 6 319,09 руб. ответчиком в добровольном порядке Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании задолженности по пени в размере 6 319,09 руб.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает заявленные требования ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанности налогоплательщиков установлены статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно положениям которой налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Из материалов дела следует, что между Управлением и физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, по результатам аукциона открытого по составу участников и открытому по форме подачи предложений о цене заключены следующие договоры купли - продажи объектов муниципального имущества:
1) на основании Решения Думы ЗАТО Северск от 27.06.2013 №41/13 «Об утверждении условий приватизации нежилых помещений на первом этаже жилого дома (пом. № I, II, 1 - 7), расположенного по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, <...>, пом. у2", договор № 21-03-15/349 от 11.09.2013 на сумму 3 600 000,00 (с учетом НДС), покупатель ФИО1;
2) на основании Решения Думы ЗАТО Северск от 27.06.2013 N 41/14 "Об утверждении условий приватизации нежилых помещений на первом и в подвальном этажах в жилом доме, расположенном по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, просп. Коммунистический, 60, пом. у4 (магазин N 67)" договор №21-03-15/348 от 11.09.2013 на сумму 4 200 000,00 руб. (с учетом НДС), покупатель ФИО2;
3) на основании Решения Думы ЗАТО Северск от 27.06.2013 N 41/11 "Об утверждении условий приватизации нежилых помещений на первом этаже жилого доме, расположенном по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, <...>, пом. у4. №21-03-15/347 от 11.09.2013 на сумму 3 000 000,00 руб. (с учетом НДС), покупатель ФИО3.
Доходы от реализации муниципального имущества как неналоговые доходы местного бюджета согласно статьи 62 Бюджетного кодекса РФ зачислены в бюджет ЗАТО Северск по нормативу 100%.
Управление исчислило и уплатило налог на добавленную стоимость в размере 1 647 458,00 руб. в связи с продажей объектов недвижимости 11.09.2013 в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются: организации, индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Глава 21 НК РФ не относит муниципальные образования к плательщикам налога на добавленную стоимость при реализации ими полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, вправе отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Управление в качестве органа местного самоуправления (а не юридического лица) при реализации муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, не может быть признано организацией-налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию Кодексом.
Вместе с тем, исходя из положений пункта 3 статьи 161 НК РФ, при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Таким образом, законодатель, установив регулирование, предусмотренное подпунктом 3 пункта 2 статьи 146, пунктом 3 статьи 161 НК РФ, признал реализацию не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, операцией, облагаемой налогом на добавленную стоимость.
В силу специфики субъектов правоотношений, участвующих в сделках реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну муниципального образования, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость на основании пункта 3 статьи 161 Кодекса возлагается на покупателей (получателей) этого имущества, которые признаются налоговыми агентами (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Решив вопрос о порядке обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации муниципального имущества путем возложения налоговых обязанностей на налоговых агентов, Кодекс не установил правил, исходя из которых осуществляется налогообложение операций по реализации органами местного самоуправления физическим лицам муниципального имущества, составляющего муниципальную казну соответствующего муниципального образования.
Между тем, статьями 50 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 51 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено зачисление налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, доходов от использования, приватизации, продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, - в местные бюджеты.
Учитывая, что покупателями недвижимого имущества являются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в данном случае обязанность по перечислению суммы налога на добавленную стоимость в доход федерального бюджета следует возложить на Управление применительно к правилам пункта 5 статьи 173 НК РФ: сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы названного налога.
Управление счета-фактуры физическим лицам не выставляло, однако с учетом положений пункта 3 статьи 161 НК РФ имущество реализовано с включенной в продажную цену суммой налога на добавленную стоимость. Полученный в составе выкупной цены налог Управление в соответствии со статьями 50 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязано перечислить в доход федерального бюджета в согласно пункта 5 статьи 173 НК РФ, что и было сделано Управлением.
Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание, что управлением фактически налог на добавленную стоимость уплачен на основании пункта 5 статьи 173 НК РФ, квалификация Управления в качестве плательщика налога на добавленную стоимость (налогового агента) является ошибочной, начисление пени в силу пунктов 1 и 7 статьи 75 НК РФ недопустимо, так как пеня подлежит начислению за несвоевременную уплату (перечисление) налога налогоплательщиком (налоговым агентов), которым Управление в данном случае не является.
Таким образом, пени в размере 6 319,09 руб. начислены Управлению имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск неправомерно, основания для взыскания данной суммы отсутствуют.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 17 апреля 2012 года № 16055/11.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области о взыскании с Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск задолженности по пене в размере 6 319,09 руб. отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья Л.М. Ломиворотов