ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-3219/08 от 25.09.2008 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                              Дело №  А67-3219/08

25 сентября 2008г. дата оглашения резолютивной части

29 сентября 2008г. дата изготовления в полном объеме

Арбитражный суд Томской области  в составе председательствующего О.А.Скачковой, судей Е.В. Афанасьевой, И.Н. Сенниковой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Монтаж-2005»

к Администрации г. Томска

о признании недействующими пунктов 1 и 2 постановления Мэра г. Томска от 28 05 2008 № 780-з «Об утверждении проекта планировки территории микрорайона «Кленовый» в границах ул. Вокзальная, ул. Транспортная, пер. Путевой и ул. 79-й Гвардейской Дивизии»,

третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент строительства и архитектуры администрации г. Томска, ООО «Строймонтаж-М», ООО «Фермерская снабженческо-сбытовая компания»,

при участии Прокуратуры Томской области

при ведении протокола заседания помощником судьи Н.В. Сиротиной,

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12 05 2008г., удостоверение № 588 от 18 03 2005г.,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 26 03 2008г. № 847, удостоверение № 87,

от третьих лиц:

от Департамента строительства и архитектуры администрации г. Томска – ФИО3 по доверенности от 18 04 2008г. № 6-юо, удостоверение № 38,

от ООО «Строймонтаж-М» – ФИО4 по доверенности от 10 02 2008г. № 25, паспорт <...>,

от ООО «Фермерская снабженческо-сбытовая компания»  – ФИО5 по доверенности от 15 11 2007г., паспорт <...>,

от Прокуратуры Томской области – ФИО6, удостоверение № 125585,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Монтаж-2005» (далее по тексту – ООО «Монтаж-2005», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации г. Томска о признании недействующими пунктов 1 и 2 постановления Мэра г. Томска от 28 05 2008г. «Об утверждении проекта планировки территории микрорайона «Кленовый» в границах ул. Вокзальная, ул. Транспортная, пер. Путевой и ул. 79-ой Гвардейской Дивизии».

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях в том числе: - пункты 1 и 2 оспариваемого нормативного акта не соответствуют п. 6, 7 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 31, ст.ст. 40, 41, 43 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой Постановлением Госстроя России от 06 04 1998г. № 18-30, п.п. 3, 23, 34, 35, 41 Положения «О порядке организации публичных слушаний в городе Томске», утвержденного решением Думы г. Томска от 30 01 2006г. № 70; -  при проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории Администрацией г.Томска не соблюдены положения градостроительного законодательства; - прямое указание в градостроительном законодательстве на участие в слушаниях иных заинтересованных лиц, кроме граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется процедура подготовки проекта ее планировки и межевания предполагает их прямое уведомление со стороны инициаторов публичных слушаний, помимо публикации в СМИ; - нарушения прав заявителя выражается в невозможности осуществления принадлежащих ему прав на земельный участок по своему усмотрению (ст. 43 Земельного кодекса РФ), дальнейшей реализации, возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенном использовании (ст. 40 Земельного кодекса РФ); прав застройщика административно-хозяйственного комплекса со встроенными гаражами по адресу: <...> так как в результате принятия оспариваемого постановления по арендованному участку, в границах которого ООО «Монтаж-2005» запроектирован комплекс, проходит красная линия; - из заключенного договора аренды от 26 10 2007 г. следует, что на момент принятия обжалуемого постановления, которым утверждены красные линии, заявитель являлся правообладателем земельного участка, по которому они были проведены.

Представитель Администрации г. Томска против удовлетворения требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в том числе: - решение о подготовке документации по планировке территории в границах: ул. Вокзальная, ул. Транспортная, пер. Путевой и ул. 79 Гв. Дивизии принято Администрацией г. Томска 01 03 2004г. постановлением Мэра г. Томска № 710 на основании заявления ООО «Строймонтаж-М», на момент принятия которого сторона по публичному его опубликованию нормативно была не урегулирована; - в рамках указанного постановления ООО «Строймонтаж-М» подготовлен соответствующий проект, который распоряжением Мэра г. Томска от 01 08 2007г. № р644 вынесен на публичные слушания, как того требует норма, установленная ч. 5 ст.46 Градостроительного кодекса РФ. Указанным актом предусмотрено соблюдение процедуры ознакомления заинтересованных лиц с проектом, внесения предложений и замечаний по этому документу и установлена дата проведения публичных слушаний – 6 сентября 2007г. с указанием места проведения мероприятия. Распоряжение  Мэра  г. Томска от 01 08 2007г. № р644 «О вынесении на публичные слушания проекта планировки жилого района в границах: ул. Вокзальная - ул. Транспортная - пер. Путевой - ул. 79 Гв. Дивизии» опубликовано в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» (выпуск №30.1 за 2007г.); - протоколом публичных слушаний по проекту планировки жилого района в границах ул. Вокзальная - ул. Транспортная - пер. Путевой - ул.79 Гв. Дивизии (микрорайон «Кленовый») произведена фиксация событий, произошедших на слушаниях, в частности, установлено большинство голосов от явившихся за утверждение проекта; - постановление Мэра г. Томска от 28 05 2008г. № 780-з «Об утверждении проекта планировки территории микрорайона «Кленовый» в границах: ул. Вокзальная, ул. Транспортная, пер. Путевой и ул. 79 Гв. Дивизии» опубликовано в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» (выпуск № 23.1 за 2008г.); - Сборник официальных материалов муниципального образования «Город Томск» является официальным источником опубликования правовых актов Мэра г. Томска; - процедура, установленная ст.45, ст.46 Градостроительного кодекса РФ для подготовки документации по планировке территории, Администрацией г. Томска выдержана в соответствии с действующим законодательством; - довод заявителя о существующей у органа местного самоуправления обязанности уведомлять о публичных слушаниях каждое заинтересованное в них лицо лично – не основан на нормах права; - оспариваемый заявителем нормативный акт не нарушает права и законные интересы ООО «Монтаж-2005» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; - у заявителя не возникли в отношении земельного участка по ул. ФИО7 - ул. Стрелочной (в связи с наличием постановления Мэра г. Томска от 02 03 2005г. № 860-з «О предварительном согласовании ООО «Фермерская снабженческо-сбытовая компания» места размещения административного комплекса со встроенными гаражами по ул. ФИО7 – ул. Стрелочной права, поскольку по своей правовой природе постановление о предварительном согласовании места размещения объекта не порождает имущественных, вещных и иных прав на земельный участок у лица, место размещения объекта на котором, ему согласовано. Следовательно, оспариваемым решением права ООО «Монтаж-2005», сопряженные с этим земельным участком, не могут быть нарушены, в связи с их отсутствием; - договор аренды земельного участка между заявителем и муниципальным образованием «Город Томск» от 26 10 2007г. № ТО-21-17389а является в настоящее время недействительным; - постановлением Мэра г. Томска от 08 05 2008г. № 618з правоустанавливающий документ (постановление Мэра г. Томска от 23 10 2007г. № 2785з) применительно к земельному участку, расположенному по адресу: <...> отменен, договор аренды этого земельного участка ничтожен в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ, соответственно, не влечет порождение прав и обязанностей у его сторон.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента строительства и архитектуры администрации г. Томска в ходе судебного заседания указала, что полностью поддерживает доводы ответчика по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в том числе: - заявитель в своем заявлении указал, что нормативный правовой акт (Постановление Мэра г. Томска № 780-з от 28 05 2008г. в части п.1 и 2) не соответствует ст.46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 31, 40, 41, 43 Земельного кодекса РФ, п.4.4 Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (РДС 30-201-98), в то же время не конкретизировал, в чем именно состоит данное несоответствие; - при принятии оспариваемого нормативного правового акта в полном объеме были соблюдены требования законодательства о проведении публичных слушаний; - разработка и утверждение плана жилого района, утвержденного Постановлением Мэра г. Томска от 28 05 2008г. № 780-з прошла в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, ст. 19 Устава города Томска, Положения о порядке организации и проведении публичных слушаний в городе Томске; - оспариваемое постановление принято в пределах компетенции Мэра г. Томска и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Строймонтаж-М» в ходе судебного заседания также поддержала доводы ответчика, просила в удовлетворении требований заявителя отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в том числе указала, что Постановление Мэра г. Томска № 780-з от 28 05 2008г. законно и обоснованно. Пункт 1 и 2 обжалуемого постановления соответствуют нормам земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Фермерская снабженческо-сбытовая компания» (далее по тексту – ООО «ФССК») в судебном заседании требования заявителя поддержал в полном объеме, просил пункты 1 и 2 постановления Мэра г. Томска от 28 05 2008 № 780-з «Об утверждении проекта планировки территории микрорайона «Кленовый» в границах ул. Вокзальная, ул. Транспортная, пер. Путевой и ул. 79-й Гвардейской Дивизии» признать недействующими по основаниям, указанным заявителем, иных оснований не соответствия оспариваемых пунктов постановления закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не указал.

На основании ч.5 ст.52 АПК РФ в целях обеспечения законности в дело вступил прокурор Томской области. В судебном заседании помощник прокурора указала на необоснованность требований заявителя в связи с тем, что оспариваемое постановление, являющее нормативным правовым актом, принято без нарушения указанных заявителем норм, просила в удовлетворении требования заявителя отказать, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в том числе: - основанием для признания оспариваемого правового акта недействующим, по мнению ООО «Монтаж-2005», является нарушение порядка проведения публичных слушаний по проекту планировки территории, а именно: общество, как арендатор земельного участка (адрес по акту выбора: ул. ФИО7 - ул. Стрелочная), не было непосредственно уведомленоо проведении публичных слушаний, в границах арендуемого ООО «Монтаж-2005» земельного участка по проекту планировки проходит красная линия, что служит препятствием для дальнейшего его использования обществом. Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления наряду с официальным опубликованием решения о подготовке документации по планировке территории, личного уведомления правообладателей земельных участков; - при разработке красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. При принятии оспариваемого постановления установленные пунктом 4.4. Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (РДС 30-201-98) требования были соблюдены; - при проверке постановления Мэра г. Томска от 28 05 2008 г. № 780-з прокурором, осуществляющим надзор за соответствием федеральному законодательству актов, принятых Администрацией г. Томска, нарушения закона не выявлены.

Как следует из материалов дела, ООО «Монтаж-2005» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску 06 04 2005г., ОГРН <***>.

02 03 2005г.  Мэром г. Томска было  вынесено постановлением № 860-з, которым ООО «ФССК» было согласовано место размещения административно-хозяйственного комплекса со встроенными гаражами по ул. ФИО7 – ул. Стрелочная.

30 11 2006г. между ООО «Монтаж-2005» и ООО «ФССК» заключен договор простого товарищества с целью строительства четырехэтажного административно-хозяйственного комплекса со встроенными гаражами по ул. ФИО7 – ул. Стрелочная.

23 10 2007г. постановлением Мэра г. Томска № 2785-з ООО «Монтаж-2005» и ООО «ФССК» для строительства административно-хозяйственного комплекса со встроенными гаражами предоставлен в аренду земельный участок по адресу: г. Томск, ул. ФИО7 – ул. Стрелочная.

На основании указанного постановлении 26 102007 г. между ООО «Монтаж-2005» и ООО «Фермерская снабженческо-сбытовая компания» с одной стороны и муниципальным образованием «Город Томск» заключен договор аренды земельного участка № ТО-21-17389 из земель населенных пунктов с кадастровым номером 70:21:0100028:0115, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира – <...>, адрес по акту выбора земельного участка и постановления Мэра г. Томска № 2785-з от 23 10 2007г. - ул. ФИО7 – ул. Стрелочная в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка общей площадью 1781,90 кв.м., со сроком действия договора с 23 10 2007г. по 23 09 2008г. Указанный земельный участок был передан по акту приема-передачи от 26 10 2007г.

Постановлением Мэра г. Томска от 08 05 2008г. № 618-з, в целях приведения в соответствии с действующим законодательством и в связи с протестом прокурора Ленинского района г. Томска от 22 04 2008г. № 03/1-08, постановление Мэра г. Томска от 23 10 2007г.  № 2785-з «О предоставлении ООО «Монтаж-2005» и ООО «ФССК» в аренду сроком на два года земельного участка по адресу: г. Томск,  ул. ФИО7 – ул. Стрелочная для строительства административно-хозяйственного комплекса со встроенными гаражами» отменено.

28 05 2008 г. Мэром г. Томска принято постановление № 780-з «Об утверждении проекта планировки территорий микрорайона «Кленовый» в границах: ул. Вокзальная, ул. Транспортная, пер. Путевой и ул. 79-ой Гвардейской Дивизии», которым  утверждены  проект планировки территории микрорайона «Кленовый» в границах: ул. Вокзальная, ул. Транспортная, пер. Путевой и ул. 79-ой Гвардейской Дивизии (п.1) и план красных линий в составе проекта планировки территории микрорайона «Кленовый» в границах: ул. Вокзальная, ул. Транспортная, пер. Путевой и ул. 79-ой Гвардейской Дивизии (п.2). Постановление Мэра г. Томска от 28 05 2008г. № 780-з «Об утверждении проекта планировки территории микрорайона «Кленовый» в границах: ул. Вокзальная, ул. Транспортная, пер. Путевой и ул. 79 Гв. Дивизии» опубликовано в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» (выпуск №23.1 за 2008 год, дата выхода в свет 29 05 2008г).

Полагая, что указанное постановление не соответствует положениям  п. 6, 7 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, п.8 ст. 31, статьям 40, 41, 43 Земельного кодекса РФ, п. 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, принятой Постановлением Госстроя России от 06 04 1998г. № 18-30, п.п. 3, 23, 34, 35, 41 Положения «О порядке организации публичных слушаний в городе Томске», утвержденного решением Думы г. Томска от 30 01 2006г. № 70,  а также  нарушает права и законные интересы ООО «Монтаж-2005», выразившиеся в невозможности дальнейшей реализации прав застройщика административно-хозяйственного комплекса со встроенными гаражами на земельном участке по адресу ул. ФИО7 – ул. Стрелочная, предоставленного в аренду  на основании постановления Мэра г. Томска от 23 10 2007г. № 2785-з, заявитель обратился  в арбитражный суд  с требованием о признании недействующими пунктов 1 и 2 постановления Мэра г. Томска от 28 05 2008г. № 780-з.

Признание недействующими пунктов 1 и 2 постановления Мэра г. Томска от 28 05 2008г. № 780-з «Об утверждении проекта планировки территорий микрорайона «Кленовый» в границах: ул. Вокзальная, ул. Транспортная, пер. Путевой и ул. 79-ой Гвардейской Дивизии»является предметом требования заявителя по настоящему делу.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и доводы прокуратуры, суд считает, что постановление Мэра г. Томска от 28 05 2008г. № 780-з «Об утверждении проекта планировки территорий микрорайона «Кленовый»  в оспариваемой части указанным заявителем нормативным правовым актам не противоречит, в связи с чем оснований для признания его недействующим не имеется.

В соответствии с ч.1 ст.192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч.4 ст.194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

При этом в соответствии с ч.5 данной статьи арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Таким образом, учитывая требования главы 23 АПК РФ, и распространение действия нормативного правового акта на неопределенный круг лиц, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд не может ограничиться лишь установлением влияния акта на права заявителя, но обязан исследовать все доказательства, проверить полномочия органа, соответствие акта в его оспариваемой части законам и иным нормативным правовым актам.

Из положений статей 34, 46 Устава города Томска следует, что Мэр города Томска издает в пределах своей компетенции правовые акты, муниципальные правовые акты принимаются единолично Мэром города Томска, иными должностными лицами местного самоуправления в порядке, установленном указанными органами и должностными лицами в соответствии с действующим законодательством.

Согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Градостроительным кодексом РФ предусмотрены виды документов территориального планирования муниципальных образований (ст.18), их содержание, порядок подготовки, утверждения и реализации, в том числе генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов (ст.ст. 23 - 26).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, что предусмотрено ч.1 ст.41 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с ч.5 данной статьи при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

При этом подготовка документации по планировке территории, предусмотренная Градостроительным кодексом РФ, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (ч.2 ст.41), в случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством (ч.3 ст.41).

Статьей 42 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Как следует из материалов дела, 01 03 2004г. постановлением Мэра г. Томска № 710 на основании заявления ООО «Строймонтаж-М» принято решение о подготовке документации по планировке территории в границах: ул. Вокзальная, ул. Транспортная, пер. Путевой и ул.79 Гв. Дивизии.  В рамках указанного постановления ООО «Строймонтаж-М» подготовлен соответствующий проект, который распоряжением Мэра г. Томска от 01 08 2007г. № р644 вынесен на публичные слушания.

Указанным актом предусмотрено соблюдение процедуры ознакомления заинтересованных лиц с проектом, внесения предложений и замечаний по этому документу и установлена дата проведения публичных слушаний – 6 сентября 2007г. с указанием времени и места проведения мероприятия. Распоряжение  Мэра  г. Томска от 01 08 2007г. № р644 «О вынесении на публичные слушания проекта планировки жилого района в границах: ул. Вокзальная - ул. Транспортная - пер. Путевой - ул. 79 Гв. Дивизии» опубликовано в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Горд Томск» (выпуск №30.1 за 2007 год, дата выхода в свет 02 08 2007г).

Протоколом публичных слушаний по проекту планировки жилого района в границах: ул. Вокзальная - ул. Транспортная - пер. Путевой - ул.79 Гв. Дивизии (микрорайон «Кленовый») произведена фиксация событий, произошедших на слушаниях, в частности,  в начале публичных слушаний зарегистрировано 66 человек, за решение поддержать проект планировки проголосовало большинство голосов от явившихся, а именно 58 человек; за решение не поддерживать проект проголосовало 2 человека; 6 человек участия в голосовании не принимали.

Рассмотрев, вопросы, поступившие в ходе публичных слушаний по проекту планировки территории в границах: ул. Вокзальная – ул.окзальная - ул.ний по проекту планировки иерритрии впроцессе проведения публичных слушаний микрорайона "возможности и целесообра Транспортная – пер. Путевой – ул. 79 Гв. Дивизии (микрорайон «Кленовый») комиссия по подготовке и проведению публичных слушаний по указанному проекту решила признать нецелесообразным учет поступивших вопросов, в связи с тем, что нет необходимости внесения каких-либо изменений в проектную документацию (Сводное заключение комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний по проектам планировки территорий о возможности и целесообразности учета предложений и замечаний, поступивших в процессе проведения публичных слушаний микрорайона «Кленовый», л.д.116, т-1).

Заключением  комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний по проектам планировки территорий от 06 09 2007г. № 3 принято решение поддержать проект планировки. Указанное заключение комиссии было опубликовано в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» (выпуск № 37.1. за 2007 год, дата выхода в свет 20 09 2007г.).   

Как следует из пояснений представителя заявителя, основанием для признания оспариваемого правового акта недействующим, по его мнению, является нарушение порядка проведения публичных слушаний по проекту планировки территории, а именно: общество, как арендатор земельного участка (адрес по акту выбора: ул. ФИО7 - ул. Стрелочная), не было непосредственно уведомленоо проведении публичных слушаний, в границах арендуемого ООО «Монтаж-2005» земельного участка по проекту планировки проходит красная линия, что служит препятствием для дальнейшего его использования обществом. При этом факт проведения публичных слушаний, назначенных на  06 09 2007г., заявителем не оспаривается, доводы касаются необходимости прямого уведомления заинтересованных лиц.

Вместе с тем суд считает, указный довод заявителя необоснованным, исходя из следующего.

Требования к подготовке и утверждению документации по планировке территории установлены ст.ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, при этом ч.5 ст.46 предусмотрено, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Согласно пункту 6 статьи 46 того же Кодекса порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства пунктом 7 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ установлено, что публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

Применительно к порядку проведения публичных слушаний на территории города Томска действуют нормы статьи 19 Устава г. Томска и правила, установленные Положением «О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Томске», утвержденным решением Думы г. Томска от 31 01 2006г. № 70.

Согласно п.п. 3, 4 Положения «О порядке организации публичных слушаний в городе Томске», утвержденного решением Думы г. Томска от 30 01 2006г. № 70. целью публичных слушаний является выяснение и учет мнения населения города Томска по вопросам местного значения при принятии муниципальных актов, публичные слушания проводятся в случаях, определенных Уставом города Томска и настоящим Положением, на основании соответствующих решений Думы города Томска или правовых актов Мэра города Томска.

Решение о проведении публичных слушаний по инициативе Мэра города Томска оформляется правовым актом Мэра г. Томска (п. 9 указанного Положения).

В соответствии с п. 22 Положения «О порядке организации публичных слушаний в городе Томске», утвержденного решением Думы г. Томска от 30 01 2006г. № 70,  в решении о проведении публичных слушаний в обязательном порядке указываются время и место проведения публичных слушаний, наименование муниципального правового акта, по которому проводятся публичные слушания, должностные лица, ответственные за организацию и проведение публичных слушаний, а в случае проведения публичных слушаний на части территории городского округа - населенные пункты (или границы территории), в которых проводятся публичные слушания.

Пунктом 24 Положения «О порядке организации публичных слушаний в городе Томске», утвержденного решением Думы г. Томска от 30 01 2006г. № 70, установлено, что должностные лица, ответственные за организацию и проведение публичных слушаний, обязаны обеспечить заблаговременное ознакомление населения с проектом муниципального правового акта, довести до сведения населения, где и в какое время население может ознакомиться с проектом муниципального правового акта. Ознакомление населения может осуществляться путем размещения проекта акта в Интернете на сайтах Думы города Томска и администрации города Томска, предоставления возможности ознакомиться с проектом акта в помещении Думы и администрации города Томска, направления проекта муниципального правового акта в библиотеки. Допускается также ознакомление населения с проектом муниципального правового акта путем его опубликования в печатных средствах массовой информации.

Таким образом, перечисленными выше положениями нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения публичных слушаний, не предусмотрено указание на необходимость прямого уведомления заинтересованных лиц, также как не предусмотрено каких-либо требований (особенностей) уведомления населения при проведении публичных слушаний при утверждении проекта планировки территорий, в связи с чем доводы заявителя о необходимости его прямого (непосредственного) уведомления при проведении публичных слушаний в данном случае не мотивированы со ссылками на нормы права, предусматривающие именно такой порядок, в связи с чем отклоняются судом.

Как следует из пояснений ООО «Монтаж-2005», заявитель полагает, что данная обязанность вытекает из анализа положений градостроительного законодательства, такой вывод, по его мнению, следует в частности из ч. 1 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ, которая выделяет в качестве целей проведения публичных слушаний обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Заявитель также полагает, что уведомление правообладателей земельных участков должно осуществляться в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, которая, находясь в главе 4 «Градостроительное зонирование», является общей по отношению к главе 5 «Планировка территорий».

В соответствии с п. 4 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.

Между тем, как следует из названия и содержания статьи 39 Градостроительного кодекса РФ, она регламентирует порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Таким образом, указанная в пункте 4 данной статьи процедура направления сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков является не общей, а специальной, особой процедурой, применяемой только при рассмотрении вопроса о предоставлении физическим и юридическим лицам разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков  и только в тех случаях, когда на ее необходимость прямо указано в данной статье. Из содержания данной статьи  не следует, что ее положения  о направлении сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков распространяются на порядок проведения публичных слушаний в случае  утверждения проекта планировки территории и плана красных линий в составе проекта планировки территории. С учетом изложенного, оценивая соответствующие доводы Прокуратуры Томской области и органа местного самоуправления, суд приходит к выводу о их соответствии нормам действующего Градостроительного кодекса РФ.

Постановлением Госстроя РФ от 06 04 1998г. № 18-30 принята Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации РДС 30-201-98, которая определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.

Разделом 4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой Постановлением Госстроя России от 06 04 1998г. № 18-30 (далее по тексту – Инструкция), регламентируется порядок разработки, согласования и утверждения проекта красных линий.

Пунктом 4.1 указанной Инструкции установлено, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500,1:1000 и 1:2000.

Согласно п. 4.2 Инструкции  красные линии разрабатываются в составе:  - плана красных линий в масштабе исходного проекта;  - разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000.

В силу п. 4.3 Инструкции в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки.

Пунктом 4.4 Инструкции предусмотрено, что при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Перечень согласовывающих организаций определяется заданием на проектирование. Как правило, согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации.

При принятии оспариваемого постановления установленные Инструкцией требования были соблюдены, ответчиком и третьим лицом представлены документы, подтверждающие согласование проекта детальной планировки с органами государственного контроля и надзора (сводное заключение Управления Главгосэкспертизы России по Томской области № 24-0155-06/ТГЭ-1330 от 25 04 2006г., санитарно-эпидемологическое заключение Территориального управления Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека в Томской области № 70ТС03000Т0006720905 от 19 05 2005 г., заключение государственной экологической экспертизы № 0554 от 30 09 2005 г., заключение ИТМ ГОСЧ № 02/128/31/08/05 от 31 08 2005 г.)

Таким образом, порядок принятия оспариваемого акта не нарушен, оснований считать постановление Мэра г. Томска от 28 05 2008г. №.780-з несоответствующим указанным выше положениям Инструкции не имеется, в связи с чем, доводы заявителя о  не соответствии оспариваемого постановления п. 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой Постановлением Госстроя России от 06 04 1998г. № 18-30, судом отклоняются.

Доводы  заявителя о не соответствии оспариваемого постановления положениям Земельного кодекса РФ судом также исследованы, отклоняются как не соответствующие законодательству и противоречащие обстоятельствам дела. По мнению ООО «Монтаж-2005», нарушение прав заявителя выражается в невозможности осуществления принадлежащих ему прав на земельный участок по своему усмотрению (ст. 43 Земельного кодекса РФ), дальнейшей реализации, возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенном использовании (ст. 40 Земельного кодекса РФ), прав застройщика административно-хозяйственного комплекса со встроенными гаражами по адресу: г. Томск, ул. ФИО7 – ул. Стрелочная (договор аренды земельного участка от 26 10 2007г., постановления Мэра г. Томска от 02 03 2005г. № 860-з (л.д. 36, т-2).

Ссылка заявителя на ст. 40 Земельного кодекса РФ признаются судом необоснованной с учетом того, что указанной статей регламентируются права собственников земельного участка, при этом ООО «Монтаж-2005» собственником земельного участка не является, что заявителем не оспаривается.

Как следует из материалов дела, 23 10 2007г. постановлением Мэра г. Томска № 2785-з ООО «Монтаж-2005» и ООО «ФССК» для строительства административно-хозяйственного комплекса со встроенными гаражами предоставлен в аренду земельный участок по адресу: г. Томск, ул. ФИО7 – ул. Стрелочная, на основании которого 26 102007 г. между ООО «Монтаж-2005» и ООО «Фермерская снабженческо-сбытовая компания» с одной стороны и муниципальным образованием «Город Томск» был заключен договор аренды земельного участка № ТО-21-17389, со сроком действия договора с 23 10 2007г. по 23 09 2008г.

Вместе с тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Мэра г. Томска от 08 05 2008г. № 618-з отменено постановление Мэра г. Томска от 23 10 2007г.  № 2785-з.

Таким образом, еще до вынесения оспариваемого постановления Мэра г. Томска № 780-з правовой акт, на основании которого заявителю был предоставлен в аренду земельный участок, был отменен. При этом постановление Мэра г. Томска от 08 05 2008г. № 618-з «Об отмене постановления  Мэра г. Томска от 23 10 2007г. № 2785-з» в судебном порядке заявителем не оспаривалось. Доказательств, свидетельствующих о продлении действия договора аренды на момент рассмотрения дела в суде, заявителем не представлено.

С учетом истечения трехлетнего срока действия постановления от 02 03 2005г. № 860-з, отмены (отсутствия) нормативного правового акта органов местного самоуправления, являвшегося основанием возникновения прав аренды у заявителя, окончания срока действия договора аренды, оснований считать нарушение прав ООО «Монтаж-2005» оспариваемым постановлением Мэра г. Томска 28 05 2008г. № 780-з не усматривается.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт в соответствии с ч.6 ст.194 АПК РФ.

Согласно ч.2 ст.195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: 1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; 2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

С учетом изложенного выше, поскольку органом местного самоуправления представлены доказательства, указывающие на наличие предусмотренных оснований и полномочий для утверждении проекта планировки территории микрорайона «Кленовый» в границах: ул. Вокзальная, ул. Транспортная, пер. Путевой и ул. 79-ой Гвардейской Дивизии и плана красных линий в составе проекта планировки территории микрорайона «Кленовый», нарушений процедуры принятия оспариваемого постановления не усматривается, при этом заявителем несоответствие постановления в оспариваемой части указанным им нормам, а также нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не подтверждено, оснований считать требования заявителя правомерными не имеется.

На основании ст.195 АПК РФ в связи с тем, постановление Мэра г. Томска от 28 05 2008 № 780-з «Об утверждении проекта планировки территории микрорайона «Кленовый» в границах ул. Вокзальная, ул. Транспортная, пер. Путевой и ул. 79-й Гвардейской Дивизии» в части пунктов 1 и 2 Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой Постановлением Госстроя России от 06 04 1998г. № 18-30, Положению «О порядке организации публичных слушаний в городе Томске», утвержденного решением Думы г. Томска от 30 01 2006г. № 70,не противоречит, данное постановление в оспариваемой части подлежит признанию соответствующим перечисленным нормативным правовым актам с отказом в удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Постановление Мэра г. Томска от 28 05 2008 № 780-з «Об утверждении проекта планировки территории микрорайона «Кленовый» в границах ул. Вокзальная, ул. Транспортная, пер. Путевой и ул. 79-й Гвардейской Дивизии» в части пунктов 1 и 2 признать соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой Постановлением Госстроя России от 06 04 1998г. № 18-30, решению Думы г. Томска от 30 01 2006г. № 70 об утверждении положения «О порядке организации публичных слушаний в городе Томске». В удовлетворении требований ООО «Монтаж-2005» отказать.

Решение вступает в законную силу немедленно после принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу  в арбитражный суд кассационной инстанции – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий                                                       О.А. Скачкова

Судьи                                                                                      Е.В. Афанасьева

                                                                                                И.Н. Сенникова