ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-3394/09 от 18.06.2009 АС Томской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67- 3394/09

Резолютивная часть решения объявлена 18.06.2009 года.

Полный текст решения изготовлен 18.06.2009 года.

Судья Арбитражного суда Томской области Ю. М. Черская,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Томской области (далее по тексту: «Заявитель»),

к Областному государственному учреждению «Томские леса» (далее по тексту: «Ответчик»),

о взыскании задолженности по земельному налогу в сумме 40 294 руб., пени в сумме 119,7 руб.

при ведении протокола судебного заседания судьей Ю.М. Черской

При участии в заседании:

от Заявителя: Федотова Ивана Константиновича (удостоверение, доверенность № 1 от 23.10.2006 г.),

от Ответчика: не явился (уведомлен),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Томской области обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением от 07.05.2009 г. исх. № 02-08/04062 о взыскании задолженности по земельному налогу в сумме 40 644 руб., пени в сумме 119 руб. 70 коп. с Областного государственного учреждения «Томские леса» (л.д. 3).

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (п. 1 ст. 123 АПК РФ), в судебное заседание не явился, отзыв не представил, представителя не направил. На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом уведомленного Ответчика.

Ко дню судебного заседания в соответствии с Определением суда от 13.05.2009г. из ИФНС по Томскому району Томской области получена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Областного государственного учреждения «Томские леса» (ОГРН 1027000771270, ИНН 7014025015, КПП 701401001) (л.д. 46-77).

В судебном заседании представителем Заявителя представлено письменное заявление об уточнении исковых требований с приложением документов, подтверждающих его позицию (л.д. 109), в соответствии с которым просит взыскать с Ответчика задолженность по земельному налогу в сумме 40 294 руб., пени в сумме 119,7 руб.

Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, а также в заявлении об уточнении заявленных требований. Учитывая изложенное, дело рассмотрено судом в размере уточненных требований Заявителя.

Заслушав представителя Заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

Областное государственное учреждение «Томские леса» зарегистрировано Муниципалитетом Томского района от 10.12.1998 г. № 303-р, внесено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1027000771270 от 17.12.2002 г., состоит на учете в ИФНС по Томскому району Томской области, ИНН 7014025015, КПП 701401001, расположено по адресу: 634538 Томская область, Томский район, с. Корнилово, ул. Кедровая, 7 (л.д. 41-77).

Межрайонной ИФНС России № 4 по Томской области Ответчик поставлен на налоговый учет в части деятельности обособленного подразделения Колпашевского сельского лесхоза – филиала Областного государственного учреждения «Томские леса» (КПП 700702001).

На основании регистрации ОГУ «Томские леса» обособленного подразделения Колпашевского сельского лесхоза в Межрайонной ИФНС России № 4 по Томской области, у ОГУ «Томские леса» возникла обязанность по представлению отчетности в налоговый орган по налогам и сборам, начислению и оплате земельного налога.

03.04.2009 г. Ответчиком представлена корректирующая налоговая декларация по земельному налогу за 2008 г. (л.д.18-35). Исчислена сумма платежей по земельному налогу подлежащих уплате в бюджет по месту нахождения земельных участков в размере 40 644 руб. (8 руб. + 240 руб. + 68 руб. +1476 руб. +38812 руб. + 8 руб. + 32 руб.).

08.05.2008г. Ответчиком представлена вторая корректирующая налоговая декларация по земельному налогу за 2008 г. (л.д.90-98). Исчислена сумма платежей по земельному налогу подлежащих уплате в бюджет по месту нахождения земельных участков в размере 40 294 руб. (38827 руб. + 1467 руб.).

С учетом того, что налогоплательщик обязанность по уплате суммы платежей по земельному налогу за 2008 г. добровольно не исполнил, налоговым органом направлено Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа: № 485 по состоянию на 17.02.2009 г. (л.д. 4-5).

Поскольку указанная задолженность в добровольном порядке ОГУ «Томские леса» не погашена, Инспекция на основании п.п. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ, ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанных сумм с Областного государственного учреждения «Томские леса» (в части деятельности Колпашевского сельского лесхоза).

В соответствии с ч. 1 ст. 212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в настоящей главе.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций в соответствии с п.6 ст. 215 АПК РФ арбитражный суд устанавливает основания для взыскания задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает требования Заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанности налогоплательщиков установлены ст. 23 НК РФ, согласно положениям которой налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

В соответствии со ст. ст. 12, п.1, п.2 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Во исполнение вышеуказанных норм Советом Колпашевского городского поселения Томской области принято Решение от 09.06.2006г. № 88 «Об установлении земельного налога» (в редакции Решений от 30.11.2006г. № 114, №117) (деле по тексту – Решение об установлении земельного налога) (л.д. 13-17).

Согласно нормам статьи 388 НК РФ, п.2 Решения об установлении земельного налога) ОГУ «Томские леса» является плательщиком земельного налога.

В соответствии с п.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Исходя из п.1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п.1, п.3 ст. 391 НК РФ).

Согласно п.1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. В соответствии с п.2 ст. 393 НК РФ, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

В соответствии с п.1 п.2 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.5, п.6 ст. 396 НК РФ).

Согласно п.1 п.2 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 НК РФ.

В соответствии с п.1, п.2 ст. 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу. Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установленные главами 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

На основании абз. 2 п. 8.2. Решения об установлении земельного налога сумма земельного налога подлежит уплате по истечении налогового периода, в срок до 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п.1 ст. 398 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

На основании абз. 3 п. 8.2. Решения об установлении земельного налога организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, представляют в налоговый орган по месту нахождения земельных участков налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу и налоговые декларации по земельному налогу в сроки, определенные ст. 398 НК РФ.

В ходе судебного разбирательства, исходя из налоговой декларация по земельному налогу за 2008 г. (л.д.90-98), данных КРСБ представленных налоговым органом (л.д. 6-12, 110-111), установлено, что уплата платежей в установленные законом сроки (за 2008г.) ОГУ «Томские леса» не произведена.

С учетом изложенного задолженность Ответчика по земельному налогу за 2008г. составила 40 294 руб. Неуплата платежей по земельному налогу за 2008 г. подтверждена представленными налоговым органом документами. Доказательств полной и своевременной уплаты платежей в бюджет Ответчиком в материалы дела не представлено. Таким образом, факт наличия задолженности по земельному налогу за 2008 г. в сумме 40 294 руб. подтверждается материалами дела, а требования Заявителя в этой части подлежат удовлетворению.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.1996 № 20-П «По делу о проверке конституционности п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 «О федеральных органах налоговой полиции», неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно указаниям Центрального банка Российской Федерации устанавливаются следующие ставки рефинансирования Банка России: начиная с 1 декабря 2008 года в размере 13,0 процентов годовых (Указание Центрального банка Российской Федерации от 28.11.2008 № 2135-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»).

Поскольку материалами дела подтверждена несвоевременная уплата по платежам по земельному налогу Областным государственным учреждением «Томские леса» за 2008г. у Заявителя имелись основания для начисления пеней за период с 11.02.2009г. по 17.02.2009г. в сумме всего 119,7 руб. (л.д.4-5,109).

Произведенный Заявителем расчет сумм пени за несвоевременную уплату платежей по земельному налогу за 2008г. судом проверен, признан правильным, нашел подтверждение в ходе судебного заседания, доказывается материалами дела, Ответчиком не опровергнут. Учитывая, что в установленные законом сроки задолженность по платежам по земельному налогу за 2008 г. в размере 40 294 руб. Ответчиком не погашена, с Ответчика подлежит взысканию пени всего в размере 119,7 руб., а всего подлежит взысканию 40 413,7 руб.

Досудебный порядок урегулирования спора (п.2 ст.213 АПК РФ) Заявителем соблюден: Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа: № 485 по состоянию на 17.02.2009 г. (л.д. 4-5), направленное Инспекцией в адрес Ответчика, в установленный срок не выполнено (доказательства иного в материалах дела отсутствуют).

В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по делу подлежит взысканию в доход федерального бюджета с Ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Согласно ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина по данному делу подлежит взысканию в доход федерального бюджета с Ответчика в размере 1 616,54 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Областного государственного учреждения «Томские леса», зарегистрированного Муниципалитетом Томского района от 10.12.1998 г. № 303-р, внесенного в ЕГРЮЛ за ОГРН 1027000771270 от 17.12.2002 г., состоящего на учете в ИФНС по Томскому району Томской области, ИНН 7014025015, КПП 701401001, расположенного по адресу: 634538 Томская область, Томский район, с. Корнилово, ул. Кедровая, 7 задолженность по земельному налогу за 2008г. в сумме 40 294 руб., пени за несвоевременную уплату в размере 119,7 руб., всего задолженность в размере 40 413,7 руб. и государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1 616,54 руб.

На решение суда в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Ю.М. Черская