ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-380/10 от 16.03.2010 АС Томской области



пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело №А67-380 \ 2010

“22”марта2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 22 марта 2010 года.

Судья Арбитражного суда Томской области Захаров О.В., ведущий протокол судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области,

о признании незаконным отказа Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 в аренду лесного участка, находящегося в Томской области, Шегарском районе, Тимирязевском лесничестве, Богородском участковом лесничестве, урочище " Богородском ", квартале 31, выделе 1, площадью 840,09 кв.м., с кадастровым номером 70:16:0400009:0130 и лесного участка, находящегося в Томской области, Шегарском районе, Тимирязевском лесничестве, Богородском участковом лесничестве, урочище " Богородское ", квартале 31, выделе 2, площадью 1991,87 кв.м., с кадастровым номером 70:16:0400009:0129, выраженного в письме №АТ-05-2429 от 09.10.2009 года,

ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:

От заявителя - ФИО1, свидетельство серии 70 №000403575 от 24.11.2004 года;

- ФИО2, доверенность №1 от 09.03.2010 года; удостоверение адвоката №323 от 11.11.2002 года; ордер №0169 от 16.02.2010 года;

От ответчика - ФИО3, доверенность №420/01-2010 от 11.01.2010 года,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области о признании решения Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области об отказе в предоставлении ФИО1 в аренду лесных участков, находящихся в Томской области, Шегарском районе, Тимирязевском лесничестве, Богородском участковом лесничестве, урочище «Богородское», квартале 31, выделе 1, площадью 840,09 кв.м., с кадастровым номером 70:16:0400009:0130 и выделе 2, площадью 1991,87 кв.м. с кадастровым номером 70:16:0400009:0129, изложенного в письме от 09.10.2009г. №АТ-05-2429, незаконным и обязании Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем заключения договоров аренды лесных участков.

В ходе судебного заседания заявитель индивидуальный предприниматель ФИО1 и его представитель ФИО2 уточнили \ изменили \ заявленные требования, указав, что просят суд признать отказ №АТ-05-2429 от 09.10.2009г. Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в предоставлении мне в аренду лесных участков, находящихся в Томской области, Шегарском районе, Тимирязевском лесничестве, Богородском участковом лесничестве, урочище «Богородское», квартале 31 выделе 1, площадью 840,09 кв.м, с кадастровым номером 70:16:0400009:0130 и выделе 2, площадью 1991,87 кв.м с кадастровым номером 70:16:0400009:0129, изложенное в Письме от 09.10.2009г. №АТ-05-2429, незаконным; обязать Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области устранить допущенные нарушения моих прав и законных интересов путем заключения договоров аренды лесных участков, расположенных в Томской области, Шегарском районе, Тимирязевском лесничестве, Богородском участковом лесничестве, урочище «Богородское», квартале 31, в выделе 1, площадью 840,09 м.кв. с кадастровым номером 70:16:0400009:0130, в выделе 2, площадью 199,87 м.кв. с кадастровым номером 70:16:0400009:0129, поддержали уточненные заявленные требования по основаниям, изложенным в первоначальном заявлении, заявлении об уточнении заявленных требований.

Дело рассмотрено судом в пределах уточненных \ измененных \ требований.

Представитель ответчика ФИО3 заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Суд, выслушав заявителя, представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, 28.09.2009 года индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области с двумя заявлениями за входящими номерами 3859 и 3860.

Согласно п.3 заявления за №3859 заявитель указал, что просит предоставить ему в аренду как индивидуальному предпринимателю часть лесного участка Тимирязевского лесничества с местоположением: Томская область, Шегарский район, Тимирязевское лесничество, Богородское участковое лесничество, урочище «Богородское», квартал 31, выдел 2, площадью 1991,87 кв.м., для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а именно: для размещения и эксплуатации объектов дорожного сервиса на срок 49 лет. На испрашиваемым им части лесного участка расположен объект дорожного сервиса - нежилое здание капитального характера, учтенное в Едином государственном реестре прав на недвижимость под условным номером 70:16:9(1):0:140, площадью 198 кв.м., принадлежащее ему на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 70-АА №231280. Кроме того, испрашиваемая часть лесного участка им заасфальтирована, устроены подъезд и место остановки транспортных средств с дорожного полотна автомобильной дороги Томек-Колнашево. В указанном нежилом здании им размещен пункт общественного питания - придорожное кафе. Остальная территория части лесного участка необходима для организации подъезда и места остановки транспортных средств. Поскольку на части лесного участка размещено капитальное строение с неограниченным сроком его эксплуатации, он считает обоснованным предоставление ему в аренду части лесного участка на максимальный установленный законом срок в 49 лет. В случае необходимости составления проектной документации на лесной участок он гарантирует оплату проведения работ по проектированию за его счет.

Согласно п.3 заявления за №3860 заявитель указал, что просит предоставить ему в аренду как индивидуальному предпринимателю часть лесного участка Тимирязевского лесничества с местоположением: Томская область, Шегарский район, Тимирязевское лесничество, Богородское участковое лесничество, урочище «Богородское», квартал 31, выдел 1, площадью 840,09 кв.м. для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а именно: для размещения и эксплуатации объектов дорожного сервиса на срок 49 лет. На испрашиваемой им части лесного участка расположен объект дорожного сервиса - нежилое здание капитального характера, учтенное Томским областным центром технической инвентаризации под инвентарным номером 69:258:0032:13:05481, общей площадью 60,6 кв.м., с площадью застройки 128,7 кв.м., которое возведено им на основании разрешения на строительство, изложенного в Постановлении Главы Администрации Шегарского района Томской области от 02.03.2004г. №151 (копия имеется в составе документов землеустроительного дела). Кроме того, испрашиваемая часть лесного участка им заасфальтирована, устроены подъезд и место остановки транспортных средств с дорожного полотна автомобильной дороги Томск-Колпашево. В указанном нежилом здании им размещен магазин. Остальная территория части лесного участка необходима для организации подъезда и места остановки транспортных средств. Поскольку на части лесного участка размещено капитальное строение с неограниченным сроком его эксплуатации, он считает обоснованным предоставление ему в аренду части лесного участка на максимальный установленный законом срок в 49 лет. В случае необходимости составления проектной документации на лесной участок он гарантирует оплату проведения работ по проекгированию за его счет.

09.10.2009 года Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в адрес заявителя было направлено письмо «Об отказе в предоставлении в аренду части лесного участка» за №АТ-05-2429, в котором было указано:

«Ваши обращения о формировании и предоставлении в аренду части лесного участка для размещения и эксплуатации дорожного сервиса рассмотрены в Департаменте развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области. Сообщаем следующее.

В связи с тем, что заявленное Вами использование участков лесного фонда, размещение и эксплуатация дорожного сервиса, не относится к линейным объектам, департамент отказывает в предоставлении в аренду лесных участков.

Кроме того, испрашиваемые Вами участки расположены в защитных лесах и не предназначены для заготовки древесины».

Не согласившись с данным действием Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, выраженном в в указанном письме, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с данным заявлением.

В обоснование своих доводов заявитель указал, что решение Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области об отказе в предоставлении мне лесного участка, изложенное в ответе в мой адрес от 09.10.2009г. №АТ-05-2429, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, т.к. он не имеет права использовать земельные участки, на которых расположены принадлежащие ему строения, не может получить разрешение на ввод в эксплуатацию магазина и оформить свое право собственности на это строение, и это решение является незаконным в связи со следующим.

Порядок заключения договоров аренды лесных участков установлен ст.74 Лесного Кодекса РФ и принятыми в соответствии с этой статьей Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007г. №324.

В соответствии с п.16 указанных правил: «заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду (далее - решение) либо указанные документы возвращаются заявителю со следующими обоснованиями причин возврата:

а) осуществление использования лесов на лесном участке, на который претендует
 заявитель, другими гражданами и (или) юридическими лицами, за исключением случаев
 заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или
 индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями
 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации;

б) подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований,
 установленных пунктами 13-15 настоящих Правил;

в) предоставление заявителем неверных сведений о себе;

г) запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке;

д) несоответствие заявленного использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).»

В п.17 указанных правил написано, что «отказ в предоставлении лесного участка в аренду в случаях, когда проведение аукциона не требуется, может быть обжалован в судебном порядке.», т.е. законодатель считает, что действия по возврату документов, когда решения о предоставлении не принято, являются отказом в предоставлении лесного участка.

Поэтому заявитель считает, что п.16 установлены все случаи, когда в предоставлении лесного или земельного участка может быть отказано. Департамент развития предпринимательства указал причину, изложенную в подпункте «г» пункта 16, т.е. то, что участки расположены в защитных лесах и не предназначены для заготовки древесины. Однако, по этой причине возможен отказ только для вида использования лесов -заготовка древесины, а причина по виду использования лесов - для размещения объектов дорожного сервиса Департамент не указал.

Поэтому это решение противоречит требованиям п.16 правил в части отказа в предоставлении ему в аренду лесных участков для эксплуатации объектов дорожного сервиса, т.е. является незаконным.

Заявитель не согласен с отказом в заключении договора для заготовки древесины, потому что, согласно ч.5 ст.87 ЛК РФ, в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, в лесохозяйственном регламенте должны устанавливаться виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст.25 ЛК РФ. Например, леса могут использоваться для заготовки древесины, живицы, ведения сельского хозяйства, осуществления рекреационной деятельности и т.д., причем допускается использование лесов как для одной, так и для нескольких целей.

В соответствии со стр.26 лесохозяйственного регламента Тимирязевского лесничества разрешенным видом использования лесов в 31 квартале урочища «Богородское» является заготовка древесины. Т.е. эта деятельность в порядке, установленном законодательством, не запрещена и не ограничена, следовательно, исходя из положений ч.ч. 5, 5.1. ст. 21 Лесного Кодекса РФ, такая деятельность допускается.

Кроме того, заявитель указывает, что решение об отказе в предоставлении ему лесного или земельного участка для эксплуатации объектов дорожного сервиса нарушает его право на осуществление предпринимательской деятельности, и, по сути, в предоставлении лесных или земельных участков ему отказано неправильно.

В заявлении о предоставлении участков было указано, что на них находятся принадлежащее ему на праве собственности нежилые здания, в одном из которых действует пункт общественного питания, а в другом - магазин. Эти здания расположены вблизи автомобильной дороги «Томск-Колпашево». Из материалов землеустроительных дел, которые были приложены к заявлениям видно, что земельные участки, которые он просил предоставить, находятся в полосе отвода и в придорожной полосе автомобильной дороги. Поэтому эти нежилые здания являются объектами дорожного сервиса. Из текста ответа можно понять, что Департамент развития предпринимательства не отрицает, что принадлежащие ему объекты являются дорожным сервисом, но считает, что такие объекты не относятся к линейным, поэтому считает, что предоставлять мне земельные участки нельзя.

Заявитель не может с этим согласиться по следующим причинам.

Лесные участки для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов предоставляются в соответствии со ст.45 Лесного Кодекса РФ, в п.1 которой указано, что использование лесов для эксплуатации дорог и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.

Статьей 21 Лесного Кодекса РФ устанавливается, что для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов могут возводиться или реконструироваться, а также возможна эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Объектами, связанными с созданием лесной инфрастуктуры, в соответствии со ст.13 Лесного Кодекса РФ считаются лесные дороги, лесные склады и т.п., т.е. это те объекты, которые нужны для использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Объектами, не связанными с созданием лесной инфраструктуры, могут быть любые объекты, в том числе и объекты дорожного сервиса.

В соответствии со ст.22 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ, дороги должны обеспечиваться объектами дорожного сервиса, Правительством РФ установлены минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог, а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса. Поэтому согласно законодательству для использования автомобильной дороги должны создаваться и могут эксплуатироваться объекты дорожного сервиса. Размещение таких объектов на землях лесного фонда в силу ст.21 Лесного Кодекса допускается и не запрещено.

В статье 45 Лесного Кодекса РФ, конкретизирующей порядок деятельности по использованию лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов прямо указано, что такая деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями ст.21 Лесного кодекса РФ, которая указывает на возможность создания и эксплуатации объектов, необходимых для использования дорог. На лесном (земельном) участке с кадастровым номером 70:16:0400009:0129 расположено принадлежащее заявителю на праве собственности строение, право на которое зарегистрировано, поэтому этот участок необходим ему для эксплуатации объекта дорожного сервиса. На лесном (земельном) участке с кадастровым номером 70:16:0400009:0130 расположено принадлежащее ему строение магазина, право на которое еще не зарегистрировано, поэтому этот участок необходим ему для получения разрешения на ввод его в эксплуатацию, и дальнейшей эксплуатации объекта дорожного сервиса, что также разрешается ст.21 Лесного Кодекса РФ, т.к. не введенное в эксплуатацию строение в соответствии со ст.ст.1, 55 Градостроительного Кодекса РФ является незавершенным строительством, поэтому участок может предоставляться для завершения строительства. На основании изложенного, заявитель считает, что в предоставлении ему лесных (земельных) участков для эксплуатации объектов дорожного сервиса ему отказано незаконно, т.е. Департаментом развития предпринимательства неверно истолкованы и применены ст.ст.21 и 45 Лесного Кодекса РФ.

Заявитель указывает на то, что в соответствии со ст.7 Лесного Кодекса РФ, лесные участки приравниваются к земельным участкам: «лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса».

В соответствии с п.2 ст.3, указывающей на то, какие отношения регулируются Земельным Кодексом РФ: к отношениям по использованию и охране лесов применяется лесное законодательство, к земельным отношениям нормы лесного законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности собственникам строений, расположенных на таких земельных участках регулируются ст.36 Земельного Кодекса РФ.

В соответствии с п.1 ст.36 Земельного Кодекса РФ: «если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами».

Указание в законе на то, что собственники строений имеют исключительное право на заключение договора аренды земельных участков, по мнению заявителя, означает, что такие земельные участки должны предоставляться собственникам без проведения аукциона. Несмотря на то, что его право собственности на объект незавершенного строительства (магазин) не зарегистрировано, заявитель считает, что он является собственником этого объекта, поскольку ему было разрешено его строительство, поэтому по смыслу п.1 ст.222 ГК РФ это здание не является самовольной постройкой. Кроме того, в соответствии со статьями 1-4 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ он, как лицо, профинансировавшее и осуществившее строительство магазина, считается инвестором, а строение магазина считается объектом капитальных вложений. Поэтому в соответствии со ст.6 указанного закона он, как инвестор, обладает правами владения, пользования и распоряжения этим объектом, что соответствует содержанию права собственности, установленному ст.209 ГК РФ, т.е. согласно этому закону он имеет право собственности, которое, однако, не зарегистрировано. Зарегистрировать же его право собственности он может только после получения прав на земельный участок, т.к. предоставление документов о правах на земельный участок предусмотрено ст.25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года №122-ФЗ. Отказывая ему в предоставлении лесных (земельных) участков, Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области не учел, что он является собственником строений, размещенных на них, поэтому согласно п.1 ст.36 Земельного Кодекса РФ, он имеет исключительное право на приобретение права аренды этих земельных участков. Поэтому Департаментом при принятии решения нарушены требования п.1 ст.36 Земельного Кодекса РФ.

Кроме того, в заявлении об уточнении заявленных требований индивидуальный предприниматель ФИО1 указал, что считает, что отказ в предоставлении ему названных лесных участков является незаконным по следующим основаниям.

Согласно ст.74 п.3.1, 3.3 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности заключаются без проведения аукциона в случаях:

- предусмотренных ст.43-45 ЛК РФ,

- заготовки древесины на лесных участках, предоставленных ИП для использования лесов в соответствии со ст.43-46 ЛК РФ,

Статья 45 п.1 ЛК РФ предусмотривает, что «использование лесов для эксплуатации дорог и других линейных объектов осуществляется в соответствии со ст.21 ЛК РФ».

Статья 21 п.1.4 ЛК РФ разрешает для использования дорог на землях лесного фонда эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регулирует ФЗ №257 от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Закон рассматривает обьект дорожного сервиса как составную часть дороги, необходимый и предназначенный для обслуживания участников дорожного движения по пути следования и предусматривает их размещение в границах полосы отвода автомобильной дороги и придорожной полосе.

В понятие «обьект дорожного движения» включает не только здания, строения, сооружения по организации необходимых услуг, но места отдыха и остановки транспортных средств, а также подъезды, съезды и примыкания в целях обеспечения доступа к ним (ст.3.13, 15, 16, 22 п.6 ФЗ №257).

В соответствии со ст.13 ЛК РФ, объекты дорожного сервиса не относятся к объектам, связанным с созданием лесной инфраструктуры.

В силу ст.21.п.1.4 ЛК РФ, размещение объектов дорожного сервиса на землях лесного фонда не запрещено.

В связи с изложенным - обьект дорожного сервиса - это неотъемлемая часть дороги, связанная с ее использованием и эксплуатацией. Потому как и дорога является линейным объектом.

Заготовка древесины на лесных участках в целях организации названных объектов законна (ст.74 ч.3 ЛК РФ).

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области ссылаясь в отказе на запрещение заготовки древесины в защитных лесах ответил на не заявленный мной вид использования лесов.

Кроме того, в соответствии со стр.26 лесохозяйственного регламента Тимирязевского лесничества разрешенным видом использования лесов в 31 квартале урочища «Богородское» является заготовка древесины. Т.е. эта деятельность в порядке, установленном законодательством, не запрещена и не ограничена, следовательно, исходя из положений ч.ч.5, 5.1 ст.21 ЛК РФ, такая деятельность допускается.

Таким образом, согласно ст.74 п.3.1, 3.3, ст.45 п.1, ст.21 п.1.4, ст.13 ЛК РФ, он имеет право на предоставление испрашиваемых лесных участков по договору аренды без проведения аукциона.

Более того, согласно ст.36 ч.1 ЗК РФ, он, как собственник строений, имеет преимущественное право аренды земельных участков, т.е. без аукциона.

Отказ в предоставлении ему лесных участков для эксплуатации обьектов дорожного сервиса нарушает его право на осуществление предпринимательской деятельности, так как он не имеет права использовать земельные участки, на которых расположены принадлежащие ему строения, не может получить разрешение на ввод в эксплуатацию магазина и оформить право собственности на это строение.

Ответчик не признав требования заявителя в обоснование своей позиции по делу в отзыве на заявление указал, что Департамент в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Губернатора Томской области 2 ноября 2007г. №146 является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета (п.1 Положения).

Согласно подпункту 14 пункта 9 Положения Департамент уполномочен осуществлять на территории Томской области отдельные полномочия Российской Федерации, переданные Томской области и осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета в области лесных отношений, в том числе и предоставлять в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключать договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит соответствующие аукционы. Указанные полномочия в области лесных отношений переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанными полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе заключать договоры аренды лесных (земельных) участков.

Согласно п.2 ст.3 Лесного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. В отношении предоставления гражданам или юридическим лицам лесных участков на праве аренды ч.2 ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что такое предоставление осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлены виды использования лесов. Предоставление лесных участков для эксплуатации нежилых строений собственникам или владельцам таких строений, если такие строения являются объектами дорожного сервиса, ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.

Одним из видов использования лесов в соответствии со ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации является строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст.45 Лесного кодекса Российской Федерации).

Ответчик считает, что объекты дорожного сервиса, принадлежащие индивидуальному предпринимателю ФИО1, не относятся к линейными объектам, т.е. не являются линиями электропередачи, линиями связи, дорогой, трубопроводом и т.п. Поэтому предоставление ФИО1 лесных участков в соответствии с положениями ст.45 Лесного кодекса Российской Федерации, т.е. без проведения аукциона, невозможно.

При разрешении данного спора суд принимает во внимание следующие доказательства содержащиеся в материалах дела.

Так, согласно свидетельства о государственной регистрации права от 18.12.2003 года на основании решения Арбитражного суда Томской области от 07.10.2003 года по делу №А67-8301/03 за ФИО1 зарегистрировано право собственности на двухэтажное нежилое здание, площадью 198 кв.м., расположенное по адресу: Томская область, Шегарский район, восточне 100м. от перекрестка дорог Томск-Мельниково, Победа-Киреевск.

Согласно постановления главы администрации Шегарского района Томской области №151 от 02.03.2004 года было постановлено:

1.Разрешить ФИО1 строительство и проектирование торгового павильона на предоставленном ему постановлением главы администрации от 05.12.2003г. №1315 земельном участке по адресу: с.Победа, юго - восточная окраина села, 555 м. по направлению на восток \ п.1 \.

2. Застройщику:

- строительство и проектирование вести согласно проекта застройки,

- получить заключение вневедомственной экспертизы: благоустроить и озеленить прилегающую к участку территорию; по окончании строительства представить объект приемочной комиссии;

- срок действия постановления 3 года.

В соответствии с землеустроительным делом №3469 по межеванию лесного участка расположенного в Томская области, МО «Шегарский район», ОГУ «Тимирязевский лесхоз», Богородское лесничество, квартал 31, объектом межевания являлся лесной участок; цель использования земельного участка: для осуществления рекреационной деятельности; площадь земельного участка 1991,87 кв.м.; сведения об объекте землеустройства: земельный участок расположен в кадастровом квартале 70:16:0400009:0047/А; сведения о правах: земельный участок находится в государственной собственности; категория земель: лесные.

В соответствии с землеустроительным делом №3470 по межеванию лесного участка расположенного в Томская области, МО «Шегарский район», ОГУ «Тимирязевский лесхоз», Богородское лесничество, квартал 31, объектом межевания являлся лесной участок; цель использования земельного участка: для осуществления рекреационной деятельности; площадь земельного участка 840,09 кв.м.; сведения об объекте землеустройства: земельный участок расположен в кадастровом квартале 70:16:0400009:0047/Б; сведения о правах: земельный участок находится в государственной собственности; категория земель: лесные.

Для разрешении данного спора суд принимает во внимание следующие нормативные акты.

В соответствии со ст.36 Земельным Кодексом РФ от 05.10.2001 года №136-ФЗ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами \ п.1 \.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора \ п.6 \.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка \ п.7 \.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка \ п.8 \.

Согласно ст.90 Земельного Кодекса РФ, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации \ п.1 \.

В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3) установления полос отвода автомобильных дорог \ п.3 \.

Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности \ п.3.1 \.

Согласно ст.101 Земельного Кодекса РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) \ п.1 \.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством \ п.6 \.

В соответствии со ст.21 Лесного Кодекса РФ от 04.12.2006 года №200-ФЗ, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов \ п.4 ч.1 \.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель \ ч.2 \.

В целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов \ ч.5 \.

Согласно ст.22 Лесного Кодекса РФ, инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" \ ч.1 \.

Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры \ ч.2 \.

Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации \ ч.3 \.

Согласно ст.45 Лесного Кодекса РФ, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса \ ч.1 \.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов \ ч.2 \.

Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлений указанные линейные объекты \ ч.2.1 \.

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков \ ч.2.2 \.

Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти \ ч.3 \.

В соответствии со ст.74 Лесного Кодекса РФ, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи \ ч.1 \.

При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается \ ч.2 \.

Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) предусмотренных статьями 43 - 45 настоящего Кодекса;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса \ ч.3 \.

Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса \ ч.4 \.

Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти \ ч.5 \.

Согласно Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 года №324, предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. К договору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Объектом аренды после 1 января 2010г. может быть только лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет.

До 1 января 2010г. допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета \ п.2 \.

По договору лесной участок предоставляется для одной или нескольких следующих целей:

а) заготовка древесины;

б) заготовка живицы;

в) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

г) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

д) ведение охотничьего хозяйства;

е) ведение сельского хозяйства;

ж) осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности;

з) осуществление рекреационной деятельности;

и) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

к) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;

л) выполнение работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых;

м) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

н) строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

о) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

п) выполнение изыскательских работ;

р) иные цели, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации \ п.3 \.

Договор заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, за исключением следующих случаев:

а) использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых;

б) использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

в) использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линии связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

г) реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

д) заготовка древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации \ п.4 \.

Отказ в предоставлении лесного участка в аренду в случаях, когда проведение аукциона не требуется, может быть обжалован в судебном порядке \ п.17 \.

Решение должно содержать:

сведения о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество гражданина, в том числе гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем); местоположение и площадь лесного участка;

вид и срок использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду; сроки подготовки и заключения договора \ п.18 \.

В случае принятия решения без проведения аукциона арендодателем обеспечивается проведение государственного кадастрового учета передаваемого в аренду лесного участка, после чего арендодатель и заявитель в течение 30 дней осуществляют подготовку и подписание договора по форме примерного договора аренды лесного участка.

При предоставлении до 1 января 2010г. гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета арендодателем соответствующих лесных участков обеспечивается государственный учет лесных участков \ п.19 \.

Таким образом, по общему правилу договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается только по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

В качестве исключения Лесным кодексом РФ определяются случаи предоставления лесных участков в пользование на условиях договора аренды без проведения аукциона, т.е. на основании решения соответствующего органа власти.

Во-первых, для осуществления видов деятельности, не связанных с ведением лесного хозяйства: для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Во-вторых, в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Речь идет о вложении инвестиций в создание или модернизацию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года №257-ФЗ, для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

5) элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

13) объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

15) полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Согласно ст.22 данного Федерального закона, размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона \ ч.1 \.

2. Минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и вида объектов дорожного сервиса), а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса, устанавливаются Правительством Российской Федерации \ ч.2 \.

Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов \ ч.3 \.

В случаях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт таких объектов. В случае строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода частной автомобильной дороги, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территориях которых планируется осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт таких объектов, либо, если строительство, реконструкцию, капитальный ремонт таких объектов планируется осуществить на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района \ ч.4 \.

В случаях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации:

1) органом местного самоуправления поселения, если строительство, реконструкцию, капитальный ремонт таких объектов планируется осуществлять в границах поселения;

2) органом местного самоуправления муниципального района, если строительство, реконструкцию, капитальный ремонт таких объектов планируется осуществлять на межселенных территориях;

3) органом местного самоуправления городского округа, если строительство, реконструкцию, капитальный ремонт таких объектов планируется осуществлять в границах городского округа \ ч.5 \.

Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения \ ч.6 \.

За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге \ ч.7 \.

При заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге владелец автомобильной дороги обязан информировать лиц, с которыми заключается такой договор, о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления ее реконструкции, капитального ремонта \ ч.8 \.

Плата за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения рассчитывается исходя из установленных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге \ ч.9 \.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти,
 осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства \ ч.10 \.

Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению) \ ч.11 \.

Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 11 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации \ ч.12 \.

В соответствии со ст.25 вышеназванного Федерального закона, границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов \ ч.1 \.

Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации \ ч.2 \.

В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются:

1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;

2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;

4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией "Российские
 автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление \ ч.4 \.

Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления \ ч.5 \.

Согласно ст.26 указанного Федерального закона, для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы \ ч.1 \.

В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:

1) семидесяти пяти метров -для автомобильных дорог первой и второй категорий;

2) пятидесяти метров -для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;

4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения Москву и Санкт-Петербург с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;

5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек \ ч.2 \.

Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления \ ч.3 \.

Решение об установлении границ придорожных полос частных автомобильных дорог или об изменении границ таких придорожных полос принимается:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района или строительство которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района;

4) органом местного самоуправления поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах поселения или строительство которых планируется осуществлять в границах поселения;

5) органом местного самоуправления городского округа в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского округа или строительство которых планируется осуществлять в границах городского округа \ ч.4 \.

Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, в отношении территорий которых принято такое решение \ ч.5 \.

Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в месячный срок со дня поступления копии решения об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков \ ч.6 \.

Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет \ ч.7 \.

Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению) \ ч.8 \.

Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей без разрешения на строительство (в случае, если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного частью 8 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации \ ч.8.1 \.

Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления \ ч.9 \.

В соответствии со ст.62 названного Федерального закона, до 1 января 2012 года при отсутствии документации по планировке территории размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги допускается по согласованию с
 владельцем автомобильной дороги \ ч.7 \.

До вступления в силу в установленном порядке предусмотренных настоящим Федеральным законом технических регламентов строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог, являющихся сооружениями пересечений, примыканий, подъездов к автомобильным дорогам, съездов с автомобильных дорог, оценка соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, эксплуатация железнодорожных переездов, размещение объектов дорожного сервиса,
 установка рекламных конструкций осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ "О техническом регулировании" и настоящему Федеральному закону \ ч.8 \.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2009 года №860 «О требованиях к обеспечению автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода», автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения обустраиваются различными видами объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода таких автомобильных дорог, исходя из транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств этих дорог;

объекты дорожного сервиса различного вида могут объединяться в единые комплексы;

размещение каждого вида объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги соответствующего класса и категории осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории с учетом минимально необходимых для обслуживания участников дорожного движения требований к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог, согласно приложению №1;

на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог, обеспечивается оказание минимально необходимых услуг в соответствии с требованиями к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог, согласно приложению №2.

Согласно Порядка согласования размещения зданий, сооружений, коммуникаций, наружной рекламы и других объектов в пределах придорожных полос областных автомобильных дорог общего пользования, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 01.11.2000 года №404, решения о размещении объектов дорожного сервиса, наружной рекламы и прокладке инженерных коммуникаций в пределах придорожных полос областных автомобильных дорог общего пользования принимаются после согласования мест их размещения с органами ГИБДД и органом управления автомобильными дорогами \ п.1 \.

Физические или юридические лица, имеющие намерение разместить объекты дорожного сервиса или инженерные коммуникации в придорожной полосе областной автомобильной дороги общего пользования, представляют для согласования в орган управления автомобильными дорогами, а также в органы ГИБДД следующие документы:

а) заявление о согласовании;

б) карту-схему (план технического участка) предполагаемого места размещения объектов в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным объектом и чертежи этого объекта с обязательной привязкой в плане к ближайшему километровому столбу или капитальному сооружению и привязкой по высоте к поверхности автомобильной дороги;

в) схему расположения осветительных устройств с указанием параметров источников освещения и схему подводки электроэнергии;

г) сведения о времени и способах производства работ при возведении объекта дорожного сервиса, включая сведения о необходимости занятия проезжей части дороги или придорожной полосы и временного закрытия или ограничения движения \ п.2 \.

Согласование размещения объекта дорожного сервиса, здания, инженерной коммуникации или наружной рекламы в придорожной полосе либо мотивированный отказ в согласовании оформляются в 30-дневный срок с даты получения необходимых документов от заявителя.

В соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и условиями эксплуатации автомобильной дороги в заключении могут быть указаны особые требования к эксплуатации этих устройств, обязательные для учета заявителей \ п.4 \.

В случае предоставления заявителем неполного комплекта документов орган, уполномоченный производить согласование размещений объектов, вправе вернуть их заявителю без рассмотрения и запросить у него дополнительную информацию \ п.5 \.

На основании акта обследования объекта и представленной документации орган управления автомобильными дорогами выдает заявителю условия согласования в форме согласно приложениям 2, 3 \ п.6 \.

Суд, проанализировав вышеизложенные материалы дела и нормы права, доводы сторон, приходит к выводу о том, что оспариваемое действие Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в виде отказа в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 в аренду лесного участка, находящегося в Томской области, Шегарском районе, Тимирязевском лесничестве, Богородском участковом лесничестве, урочище «Богородское», квартале 31, выделе 2, площадью 1991,87 кв.м., с кадастровым номером 70:16:0400009:0129, выраженный в письме №АТ-05-2429 от 09.10.2009 года, не соответствует Лесному Кодексу РФ и Земельному Кодексу РФ.

При этом суд исходит из следующих оснований.

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).

Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В силу статьи 10 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Суд исходит из того, что заявитель является собственником объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке. Право собственности ФИО1 на этот объект зарегистрировано в установленном порядке и никем не оспаривается.

В соответствии с абзацами первым и вторым статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Суд при рассмотрении настоящего дела исходит из приоритета правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и считает, что в тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание во взаимосвязи положения статей 25, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, суд считает, что, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами того же Кодекса.

Соответственно, к таким договорам аренды лесных участков применяются правила, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007г. №324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Данная позиция суда согласуется с позицией Президиума ВАС РФ, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 года №10520/09.

В остальной части требования заявителя не подлежат удовлетворению, так как по мнению суда, действие Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области по отказу в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 в аренду лесного участка, находящегося в Томской области, Шегарском районе, Тимирязевском лесничестве, Богородском участковом лесничестве, урочище «Богородское», квартале 31 выделе 1, площадью 840,09 кв.м, с кадастровым номером 70:16:0400009:0130, изложенное в Письме от 09.10.2009г. №АТ-05-2429, соответствует Земельному и Лесному Кодексам РФ и вышеназванным законовадельным актам.

При этом суд исходит из следующих оснований.

Так, суд исходит из того, что в указанном заявителем на данном земельном участке в нежилом здании, право собственности на которое за ним не зарегистрировано, им размещен магазин, который является объектом дорожного сервиса, строительство которого производится в пределах придорожных полос, которые относятся к землям транспорта.

При этом использование участка, относящегося к землям лесного фонда для строительства магазина, относящегося к объектам дорожного сервиса, не предусмотрено статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду только по результатам аукциона. В данном случае, аукцион не проводился.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 №200-ФЗ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Для иных целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, предоставление земельных участков лесного фонда не допустимо.

Судом установлено, что в данном случае размещение магазина не является той деятельностью, для осуществления которой возможно предоставление земельных участков лесного фонда.

Прй этом, обстоятельство, что земельный участок, в отношении которого совершено оспариваемое действие, находится в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования, не влияет на вывод суда о невозможности размещения мгазина, как объекта дорожного севиса, на земельном участке лесного фонда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В пункте 3 той же статьи указывается, что считается предоставлением земельных участков в целях обеспечения дорожной деятельности - это предоставление для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3) установления полос отвода автомобильных дорог.

Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном настоящим Кодексом порядке в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и установки рекламных конструкций.

Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" и Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользовании, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 №1420, суд делает вывод о том, что магазин, как объект дорожного сервиса, подлежит размещению в полосах отвода автомобильных дорог и придорожных полос автомобильной дороги.

Судом установлено, что оспариваемый земельный участок находится в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования. Однако, для предоставления земельного участка лесного фонда для указанных целей необходимо перевести земли из категории земель лесного фонда.

Доказательств либо других сведений о том, что спорный земельный участок, находящийся в придорожной полосе, был переведен из категории земель лесного фонда в иные, в материалах дела не имеется.

Данная позиция суда согласуется с позицией ФАС Западно-Сибирского округа, выраженной в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2009 года №Ф04-1992/2009(3828-А75-32).

Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным отказ Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 в аренду лесного участка, находящегося в Томской области, Шегарском районе, Тимирязевском лесничестве, Богородском участковом лесничестве, урочище «Богородское», квартале 31, выделе 2, площадью 1991,87 кв.м., с кадастровым номером 70:16:0400009:0129, выраженный в письме №АТ-05-2429 от 09.10.2009 года, как не соответствующий Лесному Кодексу РФ и Земельному Кодексу РФ, и обязать Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем заключения договора аренды лесного участка, находящегося в Томской области, Шегарском районе, Тимирязевском лесничестве, Богородском участковом лесничестве, урочище «Богородское», квартале 31, выделе 2, площадью 1991,87 кв.м., с кадастровым номером 70:16:0400009:0129.

В удовлетворении остальных требований суд считает необходимым индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказать.

В соответствии со ст.110 АПК РФ, суд считает необходимым взыскать с Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 100 рублей, уплаченной по квитанции от 27.10.2009 года.

В соответствии со ст.104 АПК РФ, суд считает необходимым возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1900 рублей, согласно квитанции от 27.10.2009 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.104,110,167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 в аренду лесного участка, находящегося в Томской области, Шегарском районе, Тимирязевском лесничестве, Богородском участковом лесничестве, урочище «Богородское», квартале 31, выделе 2, площадью 1991,87 кв.м., с кадастровым номером 70:16:0400009:0129, выраженный в письме №АТ-05-2429 от 09.10.2009 года, как не соответствующий Лесному Кодексу РФ и Земельному Кодексу РФ, и обязать Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем заключения договора аренды лесного участка, находящегося в Томской области, Шегарском районе, Тимирязевском лесничестве, Богородском участковом лесничестве, урочище «Богородское», квартале 31, выделе 2, площадью 1991,87 кв.м., с кадастровым номером 70:16:0400009:0129.

В удовлетворении остальных требований индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказать.

Взыскать с Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 100 рублей, уплаченной по квитанции от 27.10.2009 года.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1900 рублей, согласно квитанции от 27.10.2009 года.

Решение может быть обжаловано в 7 Арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

Судья О.В. Захаров.