АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело № А67-4266/2016
22 июля 2016 г.
Судья Арбитражного суда Томской области И.Н. Сенникова,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление
Управления государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (<...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении публичного акционерного общества «Кожевниковское автотранспортное предприятие» (<...>; ИНН <***>; ОГРН <***>) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАДН по Томской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества «Кожевниковское автотранспортное предприятие» (далее также ПАО «Кожевниковское АТП», ответчик) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением арбитражного суда от 07.06.2016 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанным определением были установлены сроки до 29.06.2016 и 20.07.2016 для представления соответствующих доказательств и пояснений.
Согласно положениям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются надлежащим образом извещенными о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В обоснование заявленного требования УГАДН по Томской области в заявлении указало, что ПАО «Кожевниковское АТП» при осуществлении предпринимательской деятельности в виде перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, нарушены требования, предусмотренные специальным разрешением (лицензией).
В представленном отзыве ПАО «Кожевниковское АТП» возражало относительно заявленных требований, указав, что место расположения огнетушителей в автобусе указано, но не было стрелки; расписание (график) движения автобуса по маршруту Кожевниково-Новосибирск-Кожевниково всегда находится у водителя; реквизиты в путевом листе указаны по форме № 6, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, там где необходима расшифровка подписи – она имеется, по показаниям одометра расшифровка подписи не предусмотрена.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
ПАО «Кожевниковское АТП» зарегистрировано в качестве юридического лица Муниципалитетом Кожевниковского района 01.12.1997 за регистрационным номером 315 (ОГРН <***>). УГАДН по Томской области ПАО «Кожевниковский АТП» выдана лицензия № АСС-70-085988 от 13.03.2004 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В соответствии с приказом Сибирского УГАДН от 31.03.2016 № 02/3 должностными лицами Сибирского УГАДН проведены мероприятия по контролю за соблюдением действующего законодательства в сфере осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, по результатам которой составлен акт от 06.05.2016 № 447/3, содержащий указание на выявленные нарушения.
01.06.2016 государственным инспектором отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок УГАДН по Томской области ФИО1 в отношении ПАО «Кожевниковское АТП» составлен протокол серия 70 РТН № 000075 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
06.06.2016 материалы дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23.1, статьей 28.8 КоАП РФ представлены УГАДН по Томской области в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении ПАО «Кожевниковский АТП» к административной ответственности.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие проведение государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности; объективная сторона заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией); субъектами указанного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Под лицензионными требованиями согласно статье 3 указанного Федерального закона понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с подпунктами «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, одними из лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»; соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Пунктом 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, установлено, что внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещаются, в частности, указатели мест расположения огнетушителей; правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
В силу п. 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан обеспечить каждого водителя расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок заполнений путевых листов установлен приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
Согласно пункту 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152, к числу обязательных реквизитов путевого листа относятся, в частности, сведения о транспортном средстве.
Пунктом 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152, установлено, что сведения о транспортном средстве включают: дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку; показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).
Из положений пункта 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152, следует, что даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 01.06.2016 серия 70 РТН № 000075 УГАДН по Томской области в вину ПАО «Кожевниковское АТП» вменяется несоблюдение требований п. 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, п. 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152, так как в автобусе IVECODAILY 3284В6, государственный регистрационный знак <***>, осуществляющего междугородние перевозки пассажиров по маршруту № 537 «Томск-Новосибирск», отсутствует указатель мест расположения огнетушителей, правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил; водитель ФИО2 не обеспечен расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок; нарушен порядок заполнения путевых листов, а именно в путевом листе за 06.05.2016 дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки проставлены уполномоченным лицом и заверены подписью без указания инициалов и фамилии.
Представленные административным органом доказательства в своей совокупности подтверждают факт совершения ПАО «Кожевниковское АТП» вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Возражения ПАО «Кожевниковские АТП» относительно вмененных нарушений, изложенные в отзыве, подлежат отклонению арбитражным судом как необоснованные по следующим основаниям.
В частности, ссылка ПАО «Кожевниковское АТП» на наличие в автобусе указания места расположения огнетушителей и правил пользования транспортным средством документально не подтверждено. При этом согласно акту проверки от 06.05.2016 № 447/3 в момент проведения проверки наличие в салоне автобуса указания места расположения огнетушителя и правил пользования транспортным средством контролирующим органом не установлено. Нахождение огнетушителя на видном месте, на что указывает ответчик в отзыве, само по себе не может свидетельствовать о соблюдении ответчиком обязательного требования о необходимости наличия в салоне автобуса указателя места нахождения огнетушителей.
В акте от 06.05.2016 № 447/3 водитель ФИО2 каких-либо возражений относительно указания контролирующим органом на отсутствие в салоне автобуса указателя места расположения огнетушителей и правил пользования транспортным средством не заявлял.
Учитывая наличие у ответчика после проведения проверки возможности устранения выявленных нарушений, в частности, размещения в салоне автобуса указателя мест расположения огнетушителей и правил пользования транспортным средством, а также принимая во внимание отсутствие возражений водителя автобуса, непосредственно присутствовавшего при проведении проверки, относительно выявленных нарушений, арбитражный суд критически относится к доводам ответчика о наличии указанной информации в салоне автобуса на момент проведения проверки.
Относительно довода о наличии у водителя расписания (графика) движения автобуса арбитражный суд отмечает, что из положений п. 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, следует, что расписание (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок должно находиться у водителя и предъявляться им контролирующим органам по их требованию. Не предъявление водителем данного расписания (графика) движения по маршруту регулярных перевозок в момент проверки может свидетельствовать только о том, что у водителя расписание (график) движения по маршруту отсутствует.
Согласно акту проверки от 06.05.2016 № 447/3 в момент проведения проверки водитель ФИО2 расписание (график) движения по маршруту контролирующему органу по его требованию не предъявил. Представление расписания (графика) движения по маршруту в арбитражный суд свидетельствует лишь о наличии данного расписания у общества, однако не подтверждает факта наличия данного расписания у водителя во время нахождения в рейсе и в момент проведения проверки.
Ссылки ПАО «Кожевниковское АТП» в объяснениях от 01.06.2016 на то, что водитель автобуса растерялся и в ходе проверки не показал расписание (график) движения по маршруту также не опровергают довода административного органа об отсутствии данного документа. В акте от 06.05.2016 № 447/3 водитель ФИО2 каких-либо возражений относительно указания контролирующим органом на отсутствие у водителя расписания (графика) движения по маршруту не заявлял.
По доводам ПАО «Кожевниковское АТП» относительно соблюдения порядка заполнения путевых листов арбитражный суд отмечает, что в силу прямого указания пункта 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152, даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий.
Как следует из представленного путевого листа от 06.05.2016, сведения о показании одометра при выезде с места стоянки проставлены уполномоченным лицом и заверены его подписью. Вместе с тем, путевой лист не содержит указания инициалов и фамилии уполномоченного лица, осуществившего запись о показаниях одометра при выезде с места стоянки, что является нарушением требований пункта 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152.
Ссылки ПАО «Кожевниковский АТП» на форму путового листа, утвержденную постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, которая не предусматривает расшифровки подписи по показаниям одометра, признаются судом неправомерными, поскольку данная форма утверждена до принятия и вступления в силу Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152, предусматривающих обязательное заверение показаний одометра подписью уполномоченного лица с указанием инициалов и фамилии. Отсутствие в представленной форме № 6 путевого листа, утвержденной в 1997 году, необходимости указания расшифровки подписи по показаниям одометра не может быть признано основанием для несоблюдения требований Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152. Используя в своей деятельности форму путевого листа, утвержденную до принятия Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152, общество должно было учитывать требования действующего нормативного акта и обеспечить соблюдение данных требований путем указания в используемой форме путевого листа недостающих сведений, обязательность наличия которых установлена действующим нормативным актом.
В силу ч. 1 ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ оценка виновности юридического лица должна осуществляться с учетом его реальных возможностей и разумности (адекватности) мер, которые принимаются юридическим лицом в целях соблюдения правил и норм, предусмотренных административным законодательством.
Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании анализа материалов дела арбитражный суд приходит к выводу о виновности ПАО «Кожевниковское АТП» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, как не принявшего всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства в области лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и предотвращению правонарушения. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у ответчика объективной возможности для соблюдения установленных требований в сфере осуществления указанной деятельности, из материалов дела не следуют.
В связи с этим арбитражный суд приходит к выводу о доказанности нарушения ПАО «Кожевниковское АТП» лицензионных требований, соблюдение которых является обязательным при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров.
Доказательств обратного ПАО «Кожевниковское АТП» в материалы дела не представило.
С учетом изложенного, наличие события правонарушения, вина лица, в отношении которого составлен протокол, в его совершении, подтверждены материалами дела об административном правонарушении; обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Содержание протокола об административном правонарушении от 01.06.2016 серия 70 РТН № 000075 соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ.
Протокол составлен государственным инспектором отдела АТАДН и КМАП УГАДН по Томской области ФИО1, управомоченным составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (статья 28.3 КоАП РФ, приказ Ространснадзора от 30.10.2007 № ГК-938фс «Об утверждении перечня должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»). Протокол составлен в присутствии законного представителя ПАО «Кожевниковское АТП».
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Исходя из характера правонарушения, установленного в ходе судебного разбирательства, обстоятельств его совершения и выявления, срок давности привлечения ПАО «Кожевниковское АТП» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, не истек.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, арбитражный суд считает, что имеются основания для привлечения ПАО «Кожевниковское АТП» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначения ему административного наказания.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Следовательно, являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.
Учитывая совершение правонарушения впервые (иное не следует из материалов дела), отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба, арбитражный суд считает необходимым назначить ПАО «Кожевниковское АТП» минимальное наказание в рамках санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь публичное акционерно общество «Кожевниковское автотранспортное предприятие» (ИНН <***>), зарегистрированное в качестве юридического лица Муниципалитетом Кожевниковского района 01.12.1997 за регистрационным номером 315 (ОГРН <***>), расположенное по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение 15 дней со дня принятия.
Судья И.Н. Сенникова