ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-4364/15 от 14.08.2015 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                               Дело № А67-4364/2015

14 августа 2015 г.

Судья Арбитражного суда Томской области И.Н. Сенникова,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон заявление

Управления государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Томск, ул. Котовского, 19)

о привлечении индивидуального предпринимателя Искандарова Байрама Нияз оглы (ИНН 702000190428; ОГРН 304701735001106; г. Томск) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛ:

Управление государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАДН по Томской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Искандарова Б.Н.о. (далее также ответчик) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением арбитражного суда от 01.07.2015 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанным определением были установлены сроки до 22.07.2015 и 12.08.2015 для представления соответствующих доказательств и пояснений.

Согласно положениям частей 1, 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются надлежащим образом извещенными о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В обоснование заявленного требования УГАДН по Томской области в заявлении указал на то, что индивидуальным предпринимателем Искандаровым Б.Н.о. при осуществлении предпринимательской деятельности в виде перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, нарушены требования, предусмотренные специальным разрешением (лицензией).

Индивидуальным предпринимателем Искандаровым Б.Н.о. письменного отзыва на заявление не представлено.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

Искандаров Б.Н.о. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Октябрьского района г. Томска 26.11.1996 за регистрационным номером 56-И, внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304701735001106.

На основании решения (приказа) УГАДН по Томской области Искандарову Б.Н.о. выдана лицензия № АСС-70-085767 от 23.12.2008 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, переоформленная на основании решения лицензирующего органа от 10.12.2013 № 242 лиц-о, которой предоставлено право на осуществление регулярных перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении.

В соответствии с распоряжением (приказом) начальника УГАДН по Томской области от 29.05.2015 № 0385-П должностным лицом УГАДН по Томской области проведены мероприятия по контролю за соблюдением действующего законодательства в сфере осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, по результатам которой составлен акт проверки от 26.06.2015 № 442, содержащий указание на не составление для водителя Алексеева А.А. графиков работы (сменности) на линии; на допущение водителя Алексеева А.А. к перевозке пассажиров на маршруте без проведения вводного, предрейсового, сезонного инструктажа; не организацию проведения в установленные сроки медицинского освидетельствования водителю Алексееву А.А.; не разработку ежегодного плана мероприятий, направленного на устранение причин ДТП, нарушений Правил дорожного движения и других норм; на допущение в качестве водителя Алексеева А.А. без прохождения стажировки по регулярному автобусному маршруту; не ведение учета и анализа дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих ему транспортных средств; не ведение учета данных о нарушении правил дорожного движения, отсутствие соответствующих журналов установленной формы; нарушение порядка составления путевых листов.

29.06.2015 государственным инспектором отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автоперевозок УГАДН по Томской области Голышевой Т.Л. в отношении индивидуального предпринимателя Искандарова Б.Н.о. составлен протокол серия 70 РТН № 000518 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

30.06.2015 материалы дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23.1, статьей 28.8 КоАП РФ представлены УГАДН по Томской области в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении Искандарова Б.Н.о. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление о привлечении Искандарова Б.Н.о. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие проведение государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности; объективная сторона заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией); субъектами указанного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Искандаров Б.Н.о., будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом, в силу положений статьи 2.4 КоАП РФ (и примечания к ней) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Под лицензионными требованиями согласно статье 3 указанного Федерального закона понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с подпунктами «б», «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, одними из лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке; соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»; соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В силу пункта 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан обеспечить каждого водителя расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок.

Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.

В соответствии с п. 17 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, до водителей должна доводиться определенная информация путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.

Пунктом 12 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, установлено, что субъект транспортной деятельности обязан осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр.

В соответствии с п. ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из положений пункта 17 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152, следует, что собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 29.06.2015 серия 70 РТН № 000518 УГАДН по Томской области в вину индивидуальному предпринимателю Искандарову Б.Н.о. вменяется несоблюдение требований ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», положений Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, так как:

- Искандаровым Б.Н.о. не составляются для водителя Алексеева А.А. графики работы (сменности) на линии;

- Искандаров Б.Н.о. допустил водителя Алексеева А.А. к перевозке пассажиров на маршруте без проведения вводного, предрейсового, сезонного инструктажа;

- Искандаровым Б.Н.о. не ведется журнал регистрации инструктажей водителей автобуса;

- Искандаров Б.Н.о. не организовал проведение в установленные сроки медицинское освидетельствование водителю Алексееву А.А.;

- Искандаров Б.Н.о. не разработал ежегодный план мероприятий, направленный на устранение причин ДТП, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;

- Искандаров Б.Н.о в качестве водителя допустил Алексеева А.А. к перевозке пассажиров на маршруте без прохождения стажировки по регулярному автобусному маршруту № 28 – 38;

- Искандаровым Б.Н.о не ведется учет и анализ дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих ему транспортных средств;

- Искандаровым Б.Н.о не ведется учет данных о нарушениях ПДД, не заведены соответствующие журнала установленной формы;

- Искандаровым Б.Н.о. оформленные с февраля по июнь 2015г. путевые листы не зарегистрированы в журнале регистрации путевых листов.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела; согласно части 2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.

Представленные административным органом доказательства в своей совокупности  подтверждают факт совершения индивидуальным предпринимателем Искандаровым Б.Н.о. вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной формой вины (прямой или косвенный умысел) так и неосторожностью. Осуществляя перевозку пассажиров автомобильным транспортом с нарушением лицензионных требований при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, индивидуальный предприниматель Искандаров Б.Н.о. не мог не сознавать противоправный характер своих действий и не предвидеть наступления вредных последствий. Поскольку индивидуальный предприниматель Искандаров Б.Н.о., имея возможность выбора своего поведения, предпочел действовать противоправно, он сознательно допускал наступление таких последствий либо относился к ним безразлично.

В связи с этим арбитражный суд приходит к выводу о доказанности нарушения индивидуальным предпринимателем Искандаровым Б.Н.о. лицензионных требований, соблюдение которых является обязательным при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров.

Доказательств обратного Искандаров Б.Н.о. в материалы дела не представил. В объяснениях от 29.06.2015 Искандаров Б.Н.о. с выявленными нарушениями согласился в полном объеме.

С учетом изложенного, наличие события правонарушения, вина лица, в отношении которого составлен протокол, в его совершении, подтверждены материалами дела об административном правонарушении; обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

Содержание протокола об административном правонарушении от 29.06.2015 серия 70 РТН № 000518 соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ.

Протокол составлен государственным инспектором отдела АТАДН и КМАП УГАДН по Томской области ГолышевойТ.Л., управомоченной составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (статья 28.3 КоАП РФ, приказ Ространснадзора от 30.10.2007 № ГК-938фс «Об утверждении перечня должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»).

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

Исходя из характера правонарушения, установленного в ходе судебного разбирательства, обстоятельств его совершения и выявления, срок давности привлечения Искандарова Б.Н.о. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, не истек.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, арбитражный суд считает, что имеются основания для привлечения Искандарова Б.Н.о. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначения ему административного наказания.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Следовательно, являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.

Учитывая совершение правонарушения впервые (иное не следует из материалов дела), признание выявленных нарушений, арбитражный суд считает необходимым назначить Искандарову Б.Н.о. минимальное наказание в рамках санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ – административный штраф в размере 3 000 руб.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано уплатить административный штраф и предоставить суду сведения о добровольной уплате штрафа в срок не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения. При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Реквизиты для уплаты штрафа: Получатель штрафа УФК по Томской области (УГАДН по ТО), ИНН 7021016438, КПП 701701001, код ОКТМО 69701000, счет 40101810900000010007, наименование банка ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г. Томск, БИК 046902001, код доходов бюджета РФ   106 1 16 90020 02 6000 140 (прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь Искандарова Байрама Нияза оглы (ИНН 702000190428), 25.01.1965 года рождения, место рождения – с. Кизил Килиса Дманисского района Грузии, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Октябрьского района г. Томска 26.11.1996 за регистрационным номером 56-И, внесенного в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304701735001106, проживающего по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Мичурина, дом 8А, квартира 1, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                               И.Н. Сенникова