ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-4718/2021 от 19.01.2022 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                          634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Томск                                                                                                 Дело № А67-4718/2021

Резолютивная часть решения объявлена 19.01.2022

Полный текст решения изготовлен 26.01.2022

Судья Арбитражного суда Томской области Е.В. Чиндина,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кунучаковой А.М.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Департамента образования администрации г.Томска (634021, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Комитету государственного финансового контроля Томской области (634050, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным п.1 представления №79-118/13 от 15.03.2021

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента общего образования Томской области, МАОУ СОШ «Эврика-развитие» г.Томск

при участии заседании:

от Заявителя – ФИО1  (доверенность от 17.01.2022);

от Ответчика – ФИО2 (доверенность от 11.01.2022 №2), ФИО3 (распоряжение №109-р-р от 13.06.2019);

от Департамента  – ФИО4 (доверенность от 01.06.2021);

от МАОУ «Школа Эврика Развития» – не явился (извещен);

УСТАНОВИЛ:

Департамент образования администрации г.Томска (далее также – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Комитету государственного финансового контроля Томской области (далее также Комитет, ответчик) о признании недействительным п.1 представления №79-118/13 от 15.03.2021 с учетом удовлетворенных требований по жалобе Департамента от 13.04.2021 исх.№01-22/1426 в части возврата в бюджет Томской области общей суммы 10 853 681 руб. 98 коп.

Определениями Арбитражного суда Томской области от 21.07.2021, от 24.11.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент общего образования Томской области, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие» г.Томск.

Определением суда от 21.12.2021 судебное заседание по делу назначено на 19.01.2022.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие» г.Томск в арбитражный суд своих представителей не направило; на основании статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) считается извещенным надлежащим образом.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие» г.Томск.

В судебном заседании представитель Департамента поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, указав, что со стороны Департамента не было допущено нарушения обязательств, предусмотренных подпунктом 2.3.2 Соглашения № 1, в части обеспечения достижения значения показателя результативности использования субсидии - количество оснащенных ученических мест в объеме 1100 единиц. В соответствии с положениями Соглашения № 1 за нарушение подпунктов 2.3.5, 2.3.7 пункта 2.3 возврат денежных средств данной субсидии в областной бюджет не предусмотрен. Согласно пункту 2.1.3 Соглашения № 1 в том случае, если департаментом будут допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 2.3.2 настоящего Соглашения № 1 Департамент общего образования должен направить муниципальному образованию требование о возврате средств субсидии в областной бюджет в указанном объеме. В случае выявления такого нарушения Департаментом общего образования в адрес департамента направляется требование о возврате средств субсидии в областном бюджете в указанном объеме (той суммы, которая была потрачена не в рамках целевого использования). Требований от Департамента общего образования не поступало. В приложении 2 к Соглашению № 1 указан перечень средств обучения и воспитания необходимых для оснащения здания общеобразовательной организации по ул. П. Федоровского в г. Томске, в соответствии с условиями Соглашения № 1 на сумму 37 500 000 руб. Средства на оснащение здания школы были освоены в полном объеме – 75 000 000 руб. (37 500 000 руб. из областного бюджета и 37 500 000 руб. из местного бюджета). Ссылка в акте от 30.12.2020 № 79-18/27 на нарушение департаментом образования статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержащей перечень бюджетных полномочий получателя бюджетных средств, является необоснованной. Цель предоставления субсидии, установленная пунктом 1.3 Соглашения № 1 - оснащение здания общеобразовательной организации на 1100 мест средствами обучения и воспитания, включая приобретение учебников и учебных пособий, непосредственно связанными с образовательным процессом, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, департаментом образования также соблюдена. Таким образом, основания для возврата из бюджета муниципального образования «Город Томск» средств субсидии в бюджет Томской области в сумме 10 853 681 руб. 98 коп. отсутствуют. Пункт 1 представления не отвечает критериям исполнимости, полноты, ясности и определенности, поскольку не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить Департаменту и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Представители Комитета просили в удовлетворении требований отказать, в том числе, указав, что оспариваемое представление вынесено в рамках полномочий комитета, является законным и обоснованным. Департаментом образования администрации Города Томска, являющимся главным распорядителем как получателем бюджетных средств, уполномоченным органом по получению и расходованию субсидии, допущено неправомерное расходование средств субсидии в размере 10 853 681 руб. 98 коп., в результате направления субсидии на оснащения МАОУ школы «Эврика - развитие» <...> в г. Томске средствами обучения и воспитания не в соответствии с разрешенным Приложением № 2 и условиями соглашения перечнем средств обучения и воспитания, необходимых для оснащения данной школы, что отражено в представлении Комитета от 15.03.2021 №79-118/13.

Представитель Департамента здравоохранения Томской области поддержал позицию Комитета, указав, что представление от 15.03.2021 № 79-118/13 является законным и обоснованным.

МАОУ школы «Эврика - развитие» г. Томска письменного отзыва на заявление не представило.

Подробно доводы участвующих в деле лиц изложены письменно в заявлении, отзывах, пояснениях и дополнениях к ним.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

Во исполнение плана проведения контрольных мероприятий Комитета государственного финансового контроля Томской области в соответствии с распоряжением Комитета от 10.12.2020 № 62 «О назначении и проведении плановой камеральной проверки» на основании п.22 Плана проведения контрольных мероприятий Комитетом на 2020 год в период с 21.12.2020 по 30.12.2020 в отношении Департамента образования администрации Города Томска проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка расходования бюджетных средств, выделенных в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» на оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций.

По результатам проверки составлен акт №79-18/27 от 30.12.2020, согласно которому по результатам проверки соблюдения условий, целей и порядка расходования бюджетных средств выделенных в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» на оснащение зданий оборудованием, предусмотренным проектно-сметной документацией, для размещения общеобразовательных организаций в Департаменте за период 2019 года установлено следующее:

1. В нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), п.п. 2.3.7, 2.3.5 п. 2.3 Соглашения № 1 Департаментом в 2019 году допущены неправомерные расходы средств Субсидии из областного бюджета в сумме 16 866 145 руб. 98 коп. (КБК 9200702022Е155201622) в результате направления Субсидии на оснащение МАОУ школы «Эврика-развитие» г. Томска средствами обучения и воспитания не в соответствии с Приложением № 2, а также на продукцию не российского производства.

2. В нарушение п. 6 Постановления № 133 Департаментом заключено дополнительное соглашение от 20.08.2019 № 457/1мтб/2 с МАОУ школой «Эврика - развитие» г. Томска на общую сумму 1 604 189 руб., в том числе за счет средств областного бюджета в сумме 1 077 384 руб., местного бюджета 526 805 руб. с нарушением установленного срока на 7 рабочих дней.

3. Департаментом представлены в Департамент общего образования Томской области Сведения по оснащению МАОУ школы «Эврика - развитие» <...> в г. Томске средствами обучения и воспитания, содержащие недостоверные данные на общую сумму 1 946 991 руб. 90 коп.

Также по итогам проверки Комитетом в соответствии с ч. 2 ст. 269.2 БК РФ, п. 7 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, составлено и направлено Департаменту Представление от 15.03.2021 № 79-118/13, содержащее требование об устранении нарушения (пункт 1) - средства субсидии в общей сумме 12 147 903 руб. 88 коп., источником финансового обеспечения которых является бюджет Томской области, неправомерно израсходованные (расходование субсидии осуществлено не в соответствии с разрешенным Приложением № 2 к Соглашению № 1 перечнем средств обучения и воспитания, необходимых для оснащения здания МАОУ школы «Эврика-развитие» <...> в г. Томске, в соответствии с условиями Соглашения), вернуть в доход бюджета Томской области.

По результатам рассмотрения Комитетом жалобы Департамента на выданное представление вынесено распоряжение от 13.05.2021 № 34 «О принятии решения по результатам рассмотрения жалобы», согласно которому жалоба Департамента образования администрации Города Томска от 13.04.2021 № 01-22/1426 удовлетворена частично в части уточнения суммы неправомерного использования средств областного бюджета на 1 294 221 руб. 90 коп. (п. 5 жалобы). Сумма средств, подлежащих к возврату в доход бюджета Томской области, составляет 10 853 681 руб. 98 коп. В остальной части жалоба оставлена без удовлетворения.

Полагая, что пункт 1 указанного представления от 15.03.2021 № 79-118/13 с учетом удовлетворенных требований по жалобе Департамента от 13.04.2021 исх.№01-22/1426 в части возврата в бюджет Томской области общей суммы 10 853 681 руб. 98 коп. является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению арбитражного суда, не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Из анализа положений ст.ст. 198, 200 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ следует, что для признания судом ненормативного правового акта недействительным, необходимо наличие двух обязательных условий, в том числе: несоответствие его закону или иному правовому акту, и нарушение указанным актом, действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данный вывод суда соответствует правовой позиции, сформулированной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которой основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч. 2 ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

В соответствии со статьей 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

В соответствии с Постановлением Губернатора Томской области от 20.09.2013 №118 «Об утверждении Положения о Комитете государственного финансового контроля Томской области» (далее - Положение) Комитет является исполнительным органом государственной власти Томской области, целью деятельности которого является эффективный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.

Согласно подпунктам 6, 8, 9 пункта 9 Положения для реализации цели и задач Комитет выполняет следующие функции: - осуществляет внутренний государственный финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; - проводит в пределах компетенции проверки, ревизии и обследования объектов государственного финансового контроля (далее - объекты контроля) в пределах компетенции; - направляет объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений.

Следуя положениям указанных норм, Комитет государственного финансового контроля Томской области осуществляет финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений и уполномочен выдавать представления в случае выявления нарушений бюджетного законодательства.

Как следует из оспариваемого представления, заявителю вменяется допущение в 2019 году неправомерных расходов средств субсидии из областного бюджета в сумме 10 853 681 руб. 98 коп. в результате направления субсидии на оснащение МАОУ школы «Эврика - развитие» г. Томска средствами обучения и воспитания не в соответствии с Приложением № 2 «Перечень средств обучения и воспитания, необходимых для оснащения здания МАОУ школы «Эврика - развитие» <...> в г. Томске, в соответствии с условиями Соглашения.

На Департамент возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий допущения неправомерного расходования средств субсидии, в результате расходования субсидии не в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета. В срок до 31.07.2021 вернуть в доход бюджета Томской области средства субсидии в общей сумме 10 853 681 руб. 98 коп., источником финансового обеспечения которых является бюджет Томской области, неправомерно израсходованных.

Согласно ст. 14 Закона Томской области от 11.10.2007 № 231-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области» получатель средств областного бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Статьей 162 БК РФ установлены бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, одними из которых являются:

- принятие и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;

- обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

- осуществление иных полномочий, установленных настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии со статьей 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации межбюджетные трансферты предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

Согласно п.п. 1 и 3 ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в статье 9 Закона Томской области от 13.08.2017 № 170-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Томской области».

В соответствии со статьями 85, 139 БК РФ, статьей 7 Закона Томской области от 11.10.2007 № 231-03 «О бюджетном процессе в Томской области», статьей 9 Закона Томской области от 13.08.2007 № 170-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Томской области» постановлением Администрации Томской области от 13.05.2010 № 94а утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Томской области и их расходования (далее - Порядок № 94а), являющийся нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения при предоставлении субсидий из бюджета Томской области бюджетам муниципальных образований Томской области.

В соответствии с п.п. 1, 7, 9 Порядка № 94а субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области (далее - субсидии) предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета, которые заключаются между главным распорядителем средств областного бюджета и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования.

В силу п. 12 Порядка № 94а расходование субсидий осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями.

Во исполнение Порядка № 94а между Департаментом общего образования Томской области (главный распорядитель) и муниципальным образованием «Город Томск» в лице начальника Департамента образования администрации Города Томска (уполномоченный орган) заключено соглашение от 05.07.2019 № 1 о предоставлении из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» субсидии на оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций (далее - Соглашение от 05.07.2019 № 1, Соглашение № 1) на сумму общую сумму 75 000 000 руб., в том числе: за счет средств областного бюджета в сумме 37 500 000 руб., местного бюджета 37 500 000 руб.

В соответствии с п. 1.1 Соглашения № 1 предметом настоящего Соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии бюджету Муниципального образования на оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций (далее - Субсидия) в рамках реализации основного мероприятия «Строительство (реконструкция) объектов государственных (муниципальных) образовательных организаций, а также приобретение в государственную (муниципальную) собственность объектов недвижимого имущества для размещения образовательных организаций» государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях».

Согласно п. 1.2 Соглашения № 1 размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Муниципального образования, составляет 37 500 000 руб.

Пунктом 1.7 Соглашения от 05.07.2019 № 1 установлено, что Департамент образования администрации Города Томска является уполномоченным органом по получению и расходованию субсидии, предоставляемой в соответствии с данным соглашением.

На основании заключенного Соглашения № 1 Департаментом общего образования Томской области доведена субсидия Департаменту Уведомлением по расчетам между бюджетами от 23.07.2019 № 61 в сумме 37 500 000 руб., по коду бюджетной классификации (далее - КБК): коду главного администратора доходов 815 «Департамент общего образования Томской области», коду функциональной структуры расходов (далее - КФСР) 0702 «Общее образование», коду целевой статьи расходов (далее - КЦСР) 241Е155201 «Оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций», коду видов расходов (далее - КВР) 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности», на оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций.

В силу п. 1.3 Соглашения № 1 целевым назначением субсидии является оснащение здания общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского в г. Томске средствами обучения, включая приобретение учебников и учебных пособий, непосредственно связанных с образовательным процессом, необходимыми для реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В соответствии с п. 1.6 Соглашения № 1 условием расходования Субсидии являются:

- целевое использование субсидии;

- своевременное предоставление отчетов об использовании субсидии;

- достижение целевого значения показателя результативности предоставления субсидии, установленного пунктом 2.3.2 Соглашения № 1.

Согласно п. 2.3.2 Соглашения № 1 муниципальное образование обязуется обеспечить достижение следующего значения показателя результативности использования субсидии: Количество ученических мест в общеобразовательной организации, оснащенных в соответствии с Перечнем средств обучения и воспитания, необходимых для оснащения здания общеобразовательной организации на 1110 мест по ул. П.Федоровского в г. Томске, приобретаемых за счет субсидии на оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций, согласно Приложению № 2 к настоящему Соглашению, – 1100 ед.

Пунктом 2.3.7 Соглашения от 05.07.2019 № 1 установлено обязательство для муниципального образования - обеспечить оснащение общеобразовательной организации средствами обучения и воспитания в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению №1.

В Приложении № 2 определен конкретный перечень средств обучения и воспитания, необходимых для оснащения здания МАОУ школы «Эврика - развитие» <...> в г. Томске, на которые выделены средства субсидии. Данный перечень содержит позиции и наименования позиций по перечню в соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336, однако является ограниченным и закрытым, определяет конкретный перечень средств обучения и воспитания, на которые предоставлена субсидия именно для этой школы.

В соответствии с п. 3 Порядка определения объема и условий предоставления субсидии муниципальным автономным и бюджетным учреждениям на реализацию федеральных, региональных, муниципальных программ и субсидии муниципальным автономным и бюджетным учреждениям на укрепление материально-технической базы, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 15.02.2012 № 133 (далее - Порядок № 133), органы администрации Города Томска, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных автономных и бюджетных учреждений (далее - Учредитель), являются главными распорядителями как получателями бюджетных средств бюджета муниципального образования «Город Томск».

Для рассмотрения вопроса о предоставлении целевой субсидий МАОУ школа «Эврика-развитие» г. Томска предоставляло в Департамент образования администрации Города Томска заявления, подписанные руководителем и заверенные печатью Учреждения, с просьбой предоставить целевую субсидию, а также копии документов, подтверждающих объем субсидии и ее целевое назначение (заявления: от 23.07.2019 № 270, от 14.08.2019 № 296, от 15.08.2019 № 300, от 21.08.2019 № 308, от 27.08.2019 № 313, от 30.08.2019 № 320, от 12.09.2019 № 336, от 06.12.2019 № 451).

В соответствии с Порядком № 133, на основании Соглашения от 05.07.2019 № 1, решения Думы Города Томска от 04.12.2018 № 980, которым утвержден бюджет муниципального образования «Город Томск» на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов, в том числе на основании вышеуказанных заявлений Департаментом образования администрации Города Томска по результатам проверки предоставленных МАОУ школа «Эврика-развитие» г. Томска документов, необходимых для получения субсидии, принимались решения о предоставлении МАОУ школе «Эврика-развитие» г. Томска субсидии на укрепление материально-технической базы за счет средств областного бюджета на оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций, которые оформлялись соответствующими распоряжениями от 26.07.2019 № 635р, от 21.08.2019 № 682р, от 29.08.2019 № 705р, от 12.09.2019 № 767р, от 24.09.2019 № 801р, от 10.12.2019 № 1117р.

На основании принятого решения между Департаментом, в лице начальника департамента образования администрации Города Томска ФИО5 и МАОУ школой «Эврика - развитие» г. Томска, в лице руководителя ФИО6 заключено Соглашение № 457/1мтб о предоставлении целевой субсидии на общую сумму 75 000 000 руб., в том числе за счет средств областного бюджета в сумме 37 500 000 руб., местного бюджета 37 500 000 руб. (с дополнительными соглашениями от 19.07.2019 № 457/1мтб/1, от 20.08.2019 № 457/1мтб/2, от 23.08.2019 № 457/1мтб/3, от 30.08.2019 № 457/1мтб/4, от 06.09.2019 № 457/1мтб/5, от 13.09.2019 № 457/1мтб/6, от 13.09.2019 № 457/1мтб/7, от 01.10.2019 № 457/1мтб/8, от 03.10.2019 № 457/1мтб/9, от 11.10.2019 № 457/1мтб/10, от 18.10.2019 № 457/1мтб/10, от 14.11.2019 № 457/1мтб/12, от 14.11.2019 № 457/1мтб/13, от 10.12.2019 № 457/1мтб/14) (далее - Соглашение № 457/1мтб).

Согласно п. 1 Соглашения № 457/1мтб предметом данного соглашения является предоставление МАОУ школе «Эврика - развитие» г. Томска целевой субсидии на укрепление материально - технической базы.

При этом, Соглашение № 457/1мтб не содержит перечень средств обучения и воспитания, необходимых для оснащения здания общеобразовательной организации по ул. П.Федоровского в г. Томске, определенный Соглашением № 1.

В соответствии с п. 1 Соглашения № 457/1мтб целевая субсидия из средств областного бюджета перечислена на лицевой счет МАОУ школы «Эврика - развитие» г. Томска, открытый в Департаменте финансов администрации Города Томска, предназначенный для учета операций со средствами, по КБК: КФСР 0702 «Общее образование», КЦСР 022Е155201 «Субсидии автономным учреждениям на укрепление материально-технической базы», КВР 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели» в общей сумме 37 500 000 руб.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки Комитетом установлено, что Департаментом образования администрации Города Томска в 2019 году допущены неправомерные расходы средств субсидии из областного бюджета в результате направления субсидии на оснащение МАОУ школы «Эврика - развитие» г. Томска средствами обучения и воспитания не в соответствии с Приложением № 2 на сумму 12 866 145 руб. 98 коп. Перечень имущества, приобретенного не в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению, отражен в Приложении № 1 к акту проверки от 30.12.2020 № 79-18/27.

По результатам рассмотрения Комитетом жалобы Департамента образования администрации Города Томска, сумма неправомерно использованных областных средств, подлежащих к возврату в доход бюджета Томской области, уточнена и составила 10 853 681 руб. 98 коп.

Как уже отмечалось, в Приложении № 2 определен конкретный перечень средств обучения и воспитания, необходимых для оснащения здания МАОУ школы «Эврика - развитие» <...> в г. Томске, на которые выделены средства субсидии. Данный перечень содержит позиции и наименования позиций по перечню в соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336, однако является ограниченным и закрытым, определяет конкретный перечень средств обучения и воспитания, на которые предоставлена субсидия именно для этой школы.

В связи с этим, оснащение здания МАОУ школы «Эврика - развитие» г. Томска за счет средств субсидии средствами обучения и воспитания не в соответствии с заключенным соглашением, являющимся основанием их предоставления, повлекло неправомерное расходование средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Правовые основания для направления средств на оснащение здания школы по общему перечню, содержащемуся в Приказе № 336, сверх утвержденного в соглашении, отсутствовали.

При этом, арбитражный суд отмечает, что решения о предоставлении МАОУ школе «Эврика-развитие» г. Томска субсидии на укрепление материально-технической базы за счет средств областного бюджета на оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций, которые оформлялись соответствующими распоряжениями, принимались Департаментом по результатам проверки предоставленных МАОУ школы «Эврика - развитие» г. Томска документов, необходимых для получения субсидии, принимались.

Соответственно, Департамент образования администрации Города Томска в пределах доведенных до него бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств осуществлял направление средств субсидии МАОУ школе «Эврика-развитие» г. Томска на основании принятых решений, на оплату документов заведомо содержащих позиции средств воспитания и обучения, не включенных в разрешенный перечень.

Следовательно, именно Департаментом образования администрации Города Томска, являющимся главным распорядителем как получателем бюджетных средств, уполномоченным органом по получению и расходованию субсидии, в нарушение ст. 162 БК РФ допущено неправомерное расходование средств субсидии в размере 10 853 681 руб. 98 коп., в результате не осуществления на указанную сумму обязательств по обеспечению оснащения общеобразовательной организации средствами обучения и воспитания в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению № 1, установленных п. 2.3.7 Соглашения от 05.07.2019 № 1.

Таким образом, расходование субсидии в сумме 10 853 681 руб. 98 коп. осуществлено не в соответствии с заключенным соглашением, что не соответствует п. 12 Порядка № 94а, регламентирующего порядок предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Томской области и их расходования, утвержденного в соответствии со ст.ст. 85, 139 БК РФ, ст. 7 Закона Томской области от 11.10.2007 № 231-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области», ст. 9 Закона Томской области от 13.08.2007 № 170-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Томской области».

В связи с этим доводы Департамента об отсутствии нарушения направления расходования средств областной субсидии, подлежат отклонению.

Доводы Департамента относительно законности и содержания представления Комитета признаются судом несостоятельными в связи со следующим.

Представление от 15.03.2021 № 79-118/13 составлено и направлено Комитетом в адрес Департамента при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в соответствии с ч. 2 ст. 269.2 БК РФ, п. 7 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095.

В соответствии с ч. 2 ст. 270.2 БК РФ представление от 15.03.2021 № 79-118/13 содержит информацию о выявленных в пределах компетенции Комитета нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения (п. 1 представления) - вернуть в доход бюджета Томской области неправомерно израсходованные средства субсидии, источником финансового обеспечения которых является бюджет Томской области, в объеме расходования, осуществленного не в соответствии с разрешенным Приложением № 2 к Соглашению № 1 перечнем средств обучения и воспитания, необходимых для оснащения здания МАОУ школы «Эврика - развитие» <...> в г. Томске, в соответствии с условиями Соглашения.

При этом, согласно ст. 270.2 БК РФ, под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного финансового контроля нарушениях.

Таким образом, доводы Департамента о том, что в представление контрольного органа включаются только бюджетные нарушения, понятие которых определено в ст. 306.1 БК РФ, перечень видов которых и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, ограничен главой 30 БК РФ, противоречат БК РФ.

Из анализа содержания представления от 15.03.2021 № 79-118/13 следует, что текст представления содержит однозначное изложение способа устранения нарушения, позволяющего определить, какие необходимо совершить действия Департаменту для устранения нарушения. Срок исполнения представления установлен до 31.07.2021, что составляет более 4 месяцев, что позволяет исполнить представление.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, арбитражный суд считает, что представление от 15.03.2021 № 79-118/13 вынесено законно и обоснованно, в соответствии с требованиями действующего законодательства и соответствует критериям, указанным в ч. 2 ст. 270.2 БК РФ.

Применительно к изложенному в представлении от 15.03.2021 № 79-118/13 указанию о возврате средств субсидии в доход бюджета Томской области арбитражный суд отмечает следующее.

Пунктом 2.1.3 Соглашения от 05.07.2019 № 1 предусмотрен возврат субсидии в случае, если муниципальным образованием допущены нарушения обязательств, предусмотренных п. 2.3.2 данного соглашения: обеспечить достижение значения показателя результативности использования субсидии, выражающегося в количестве ученических мест в общеобразовательной организации, оснащенных в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению от 05.07.2019 № 1.

Данным пунктом установлена обязанность Департамента по направлению Муниципальному образованию требования о возврате средств субсидии в областной бюджет в объеме, подлежащем возврату.

Необеспечение (обеспечение) достижения значения показателя результативности и не направление требования о возврате не ставятся в зависимость с нарушениями при использовании и направлении субсидии.

Так, согласно п. 1.6 Соглашения от 05.07.2019 № 1 условиями расходования являются как целевое использование субсидии, так и достижение целевого значения показателя результативности предоставления субсидии, установленного п. 2.3.2 Соглашения от 05.07.2019 № 1, то есть два отдельных условия.

В рассматриваемом случае общая сумма субсидии, предоставляемая из областного бюджета бюджету Муниципального образования по Соглашению от 05.07.2019 № 1, составила 37 500 000 руб. Проверкой Комитета установлено, что только часть субсидии в сумме 10 853 681 руб. 98 коп. израсходована не в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению от 05.07.2019 № 1. Приобретение средств обучения и воспитания не в соответствии с разрешенным перечнем, предусмотренным Приложением № 2 к Соглашению от 05.07.2019 № 1, не может признаваться направлением данных средств на оснащение школы средствами обучения и воспитания в соответствии с условиями предоставления данных средств.

Таким образом, при не выявлении Департаментом нарушения обязательств, предусмотренных п. 2.3.2, и с учетом направления средств на сумму 10 853 681 руб. 98 коп. на оснащение МАОУ школы «Эврика - развитие» г. Томска средствами обучения и воспитания не в соответствии с разрешенным перечнем в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению от 05.07.2019 № 1, муниципальное образование обязано было обеспечить возврат в областной бюджет остатков средств, не направленных на средства обучения и воспитания, необходимые для оснащения данного здания общеобразовательной организации согласно Приложению № 2, в соответствии с условиями соглашения, что предусмотрено п.п. 2.3.12, 2.3.14 Соглашения от 05.07.2019 № 1.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3.15 Соглашения от 05.07.2019 № 1 муниципальное образование обязуется выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством и Соглашением от 05.07.2019 № 1.

В соответствии с ч. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты государственного финансового контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме выполнять законные требования органов государственного финансового контроля.

Таким образом, неправомерно израсходованные средства субсидии подлежат возврату в соответствии с ч. 2 ст. 270.2 БК РФ по представлению Комитета от 15.03.2021 № 79-118/13, содержащему законное требование об устранении нарушения.

Оснований для признания того, что Комитет в данном случае применяет бюджетные меры принуждения по выявленному нарушению, арбитражным судом не усматривается.

Согласно ст. 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения применяется за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 БК РФ (ст.ст 306.4 -306.7 БК РФ). Вместе с тем, в ходе проведения проверки нарушений бюджетного нарушения не установлено.

Таким образом, представленные материалы подтверждают факт неправомерного расходования средств субсидии из областного бюджета в сумме 10 853 681 руб. 98 коп.

В связи с изложенным, арбитражный суд приходит к выводу о том, что представление Комитета от 15.03.2021 № 79-118/13 было вынесено при наличии достаточных правовых и фактических оснований и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу положений статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении требования заявителя.

Согласно статье 337.37 НК РФ заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст.  167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации ,арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Департамента образования администрации г.Томска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                                                Е.В. Чиндина